Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Пронина Любовь Алексеевна

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс

     

Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами нуля. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Задачи:

·         Образовательные:

o    создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета;

o    познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль;

o    закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры;

o    Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у  учащихся;

·         Воспитательные:

o    способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;

o    воспитывать интерес к предмету,

o    формировать адекватную оценку результата своей работы;

·         Здоровье сберегающие:

o    сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха;

o    создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_i_tsifra_0.docx61.4 КБ

Предварительный просмотр:

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс

     Пронина Любовь Алексеевна,  учитель начальных классов

Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами нуля. Формирование навыков быстрого и правильного счета в пределах 9.

Задачи:

  • Образовательные:
  • создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета;
  • познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль;
  • закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры;
  • Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у  учащихся;
  • Воспитательные:
  • способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;
  • воспитывать интерес к предмету,
  • формировать адекватную оценку результата своей работы;
  • Здоровьесберегающие:
  • сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха;
  • создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

Планируемые результаты урока:

  • Метапредметные:
  • Регулятивные:
  • фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.
  • контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
  • Познавательные:
  • работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
  • выполнять действия по образцу.
  • использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.
  • задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
  • Коммуникативные:
  • развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.
  • развивать умение принимать коллективное решение.
  • Личностные:
  • осознание необходимости учения.
  • работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
  • учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
  • работать над осознанием ответственности за общее дело.
  • учиться выражать свое мнение.

Оборудование: учебник Математика Л.Г. Петерсон 1 класс, часть2, демонстрационный и раздаточный материал, мультим. устр.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Долгожданный дан звонок-

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка?
Тихо сели, посмотрели 
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II. Актуализация знаний. Презентация.  ИКТ

Устный счет помогут провести нам Маша и Медведь.

-Поможем  сосчитать  девочек. (1-10) Обратный счет.

-Сосчитайте от 2 до 10, от10 до 4, от 3 до 9

-Найдите ошибку: 12358910, 1346810, 125810.

Работа с веером цифр.

-Назовите компоненты при сложении, при вычитании.

- 1 слаг. 2, 2 слаг. 3. Найдите сумму.

-Ум. 6, выч. 4. Найдите разность.

7+2, 3+5, 5-4, 9-5

-На столах числа, расположите их в порядке возрастания. Работа в группах.

Групповая технология

124589

-Найдите соседей чисел 9,5,8

-Каких фигур не хватает?

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура!

Сколько долек?

III. Постановка проблемы. Проблемная технология.

Проблемный диалог

-Чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, выполним следующую работу. Взяли кружки.

 -Положите 3 кружочка, рядом поставьте соответствующее число (3).

-Уменьшите количество кружочков на 1.Сколько кружочков осталось?(2)

-Где место числа 2 в числовом ряду? (Перед числом 3).

-Уменьшите количество кружочков на 1.Сколько кружочков осталось?(1)

-Где место числа 1 в числовом ряду? (Перед числом 2).

-Уменьшите количество кружочков на 1.Сколько кружочков осталось? (Нисколько).

-Каким числом обозначим?

-Какая тема сегодняшнего урока?

-Чему мы будем учиться? (Получать число 0.Писать цифру 0.)

IV.Открытие новых знаний.

Как мы получили ноль? (Из одного вычли один).

Работа в учебнике.

-Открываем учебник на стр.32

-Как вы думаете, где будет стоять число 0? (Перед числом 1)Почему? (Ноль меньше 1) -

– Как записать, если не умеем писать цифру? Может нам помочь какой-то источник? (Обратимся к учебнику)

 Введение цифры и числа «нуль»

Учебник стр.32-33

– Число ноль записывают цифрой 0. (Показываю образец написания цифры 0.)
– Ребята, на что похожа цифра 0? 
(Высказывания детей.)

Ученик читает стихотворение:

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Объясняю и выполняю показ на доске:

– С правой стороны клетки, немного ниже верхнего правого угла, начинаем писать овал, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начала овала. Воздушное письмо.

Пальчиковая гимнастика

img4.jpg (1154 bytes)

- Пропишите образцы в учебнике.

Я тетрадь свою открою

 И наклонно положу.

 Я, друзья, от вас не скрою

 Ручку правильно  держу.

 Сяду прямо, не согнусь,

 За работу я возьмусь.
– Подчеркните самую красивую цифру.

– Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)

 – Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.)

 – Сколько точек на кости домино «пусто-пусто»? (Нисколько.)

- Сколько листиков на ветке? (Нисколько)

Может ли быть состав у числа 0? (Нет.)

 – Почему? (Ноль обозначает отсутствие предметов.)

– Где место 0 на отрезке натурального ряда чисел? (Число 0 стоит у начальной точки на числовом отрезке) 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
– Что можете еще сказать про число ноль? 
(Число ноль меньше любого натурального числа)
– Как правильно говорить нуль или ноль? 
(Правильно и так, и так).
– Поменяйте местами цифры: 1,0 (01)
– Когда звонят по такому номеру? 
(В случае пожара) 
– Кто знает, когда говорят?

  • Ноль без палочки (разг. шутл.) – о том, кто не имеет никакого влияния, значения.
  • С нуля начинать (разг.) – на пустом месте, когда ничего ещё нет.
  • Ноль внимания (разг.) – никакого внимания.

– Нулевой километр? – во многих странах мира особый знак в центре столицы, символизирующий начальную точку отсчёта дорожных расстояний. 

http://festival.1september.ru/articles/623944/img7.jpg 

Подобный знак установлен во многих столицах мира и городах Росси.  Рядом с ним назначают встречи, митинги. Знак нулевого километра России находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной; называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Сам же нулевой километр находится чуть дальше — на середине линии, соединяющей Мавзолей Ленина и ГУМ

Св-ва 0.

Сейчас вы будете «открывать» правила действий с нулем.

У людей говорят:

 «Не шути с огнем!»

 А у чисел говорят:

 «Не шути с нулем!»

 У нуля про запас

 сто каверз и проказ,

 Нужен глаз за ним да глаз!

№1 с.32.

 Положим в 1 мешочек 2 кружочка во 2 ничего. Сложим 2 мешочка. Чему равна сумма?

Составим выражение.

2+0

Найдем значение выражения

2+0=2

-Что будет, если к любому числу +о?

Вывод: если к любому числу прибавить 0 получится тоже самое число.

а+0=а

-Что будет, если мы к 0 прибавим любое число?

Вывод: если к 0 прибавить любое число, то получим это же число и т. д.

0+а=а

а-0=а

а-а=0

Физминутка

V. Закрепление

№2 с.32

VI. Работа над пройденным материалом

Самостоятельная работа.

№3 (по рядам)

№4 с комментированием

-Как найти часть?

-Как найти целое?

Игра «Составь слова» Игровая технология.

Есть копытный великан.

 Шея как подъемный кран,

 С рожками, пятнистый,

 Но не очень быстрый.

(Жираф)

Серый, толстый, южный зверь…

 Лишний хвостик? Ты не верь!

 Он ушами мух гоняет,

 Носом воду набирает.

(Слон)

Кто осенью холодной

 Ходит хмурый и голодный?

 (Волк)

За ним – сидим,

 За  ним – едим,

 Он всей  семье

 Необходим.

(Стол)

-Какое слово лишнее? Почему?

V. Итог урока

 Что вам понравилось на уроке?
– Что вы запомнили особенно?
– Что же главного было на уроке?
– Какие свойства нуля теперь знаете?
– Что показалось наиболее интересным? Трудным?

VI. Рефлексия, самооценка деятельности учащимися

Оцени свою работу на уроке

-У меня все получилось

-Я испытываю затруднения

-Я ничего не понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Числа от 1 до 20.Сложение и вычитание в пределах 20" (1 класс)

Тест "Числа от 1 до 20.Сложение и вычитание в пределах 20" (1 класс)...

Технологическая карта по математике Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Работа над ошибками 3 класс Батищева Н.А

Технологическая карта по математике Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. Работа над ошибками 3 класс Батищева Н.А...

Презентация «Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем»,

Данная презентация предназначена для обучающихся 1 класса...

План-конспект урока по математике в 1 В класс на тему: "Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем"

Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. 1-й класс     Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой, познакомить со свойствами ...

Конспект урока математики "Контрольная работа по разделу "Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание" УМК "Школа России" 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Контрольная работа по разделу «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание»Цели деятельности учителя: контролирование объема усвоенных знаний по разделу.План...