Компетентностно - ориентированный урок по математике Тема: «Прибавление числа 4»
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Богомолова Елена Николаевна

Материал содержит  технологическую карту и презентацию к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument._doc.doc141 КБ
Файл prezentatsiya.pptx594.04 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно - ориентированный урок по математике

Тема: «Прибавление числа 4»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет: математика,  1 класс

Тема урока

Место урока по теме

Прибавление числа 4

Первый урок по теме «Прибавление числа 4»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового

(урок-путешествие)

Формы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе.

Приемы: создание проблемной ситуации, путешествие, палочки Цукерман.

Методы: частично поисковые,  продуктивные методы: диалог, обмен мнениями, анализ задач, обобщение информации, обсуждение способов прибавление 4.

Цель урока

Задачи урока

Образовательная: научить прибавлять число 4 по частям. Объяснять свой выбор и свои действия;

Деятельностная: рассмотреть способы прибавления числа 4 по частям  и применять их при решении задач и примеров.

Обучающие:

1. На основе модели прибавления 4  научиться решать примеры и задачи в нестандартных условиях.

2.На основе работы с тетрадью, со слайдами  презентации установить логические связи, как разбить на части число 4.

3.В ходе коллективного обсуждения осознать значимость умения договариваться при работе в группе.

Развивающие: развивать логическое мышление, тренировать умение анализировать, сравнивать;

Воспитательные: воспитывать  взаимовыручку, самооценку и взаимооценку.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- способы прибавления числа 4;

- состав числа;

- свойство (удобнее к большему числу прибавлять меньшее).

- прибавлять число 4 по частям к любому однозначному числу;

- дополнять числа 7,8,9 до 10;

- решать примеры и задачи на + 4;

- говорить математическим языком;

-  правильно оценивать свою работу и работу других.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

(учебно-познавательная, информационная, коммуникативная)

Предметные результаты:

Личностные результаты:

- Формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план;

- формировать положительную мотивацию к обучению;

Метапредметные: .

 Регулятивные УУД:

- формировать умение концентрировать внимание;

- закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание.

 Познавательные УУД:

 - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

- формировать умение учащихся работать по модели.

 Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в паре, в группе;

-  учить  приёмам,  представлять результат своей деятельности и результат деятельности работы в паре, в группе.

Предметные:

- познакомить со способами прибавления числа 4 по частям;

-познакомить с моделью прибавления числа 4;

- совершенствовать  вычислительные навыки в пределах 10.

метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве

Учителя: мультимедийное оборудование, индивидуальная карточка учащегося  с примерами, КОЗ для каждого ученика по 3 уровням, презентация.

Учащихся: рабочая тетрадь № 3 В.Н.Рудницкая,  касса цифр, пенал, лист самооценки.

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап:  Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 3 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

- Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок,

Очень тихо вы садитесь…

И работать не ленитесь.

- Мы сегодня с вами, дети,

Разгадать один секретик

Математики должны.

Если будем мы дружны.

Путешествие нас ждет…

Вы готовы?

Так вперёд!!!

- Мы отправляемся на планету «Математика»    

 (Слайд  презентации №2)

- Как вы думаете, какие умения пригодятся нам для успешной работы на планете математика?

- Живет там добрый Лунтик,

Он совсем не знает лени.

Но сегодня почему – то

У него плохое утро:

Он решить пример не может

Может, мы ему поможем?

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Фронтальная

Включение в учебный процесс

II этап:  Актуализация и фиксация затруднения в деятельности 7 мин. 

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

- Посмотрите, Лунтик что- то хочет вам сказать:  (Слайд  презентации №3)

 «Попадет на мою планету лишь тот, кто знает состав числа 4»

- А теперь пора, ребята, знанья наши показать.

Будем ракету запускать

Она откроет первое число состава 4

Вы же второе покажите цифрой из кассы.  ( - Четыре это 3 и….,4 и….,2 и…..,1 и …..)

- Что вы знаете о числе 4?

(дети: четное, соседи числа 4 -3 и5, пятое по счету, больше 0,1,2,3, меньше 5, 6, 7, 8, 9,10 и.т.д).

(Слайд  презентации №4).

- Взлетаем вместе с солнышком (ФИЗМИНУТКА)

- Вот мы и приземлились на планете МАТЕМАТИКА.

Демонстрируют знания, умения  по теме:

Характеризуют число 4.

Называют состав числа 4.

Работают с кассой цифр.

Учебно-познавательная.

Фронтальная

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений),

 известных способов деятельности.

III этап: Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи) 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока.

-(Слайд  презентации №5)

Есть у Лунтика подружка,

Познакомьтесь с ней  - лягушка!

Вы ее только коснитесь

И при этом улыбнитесь,

Пример выдаст она сразу!

Не один из них ни разу

Не учились мы считать,

А ведь мы хотим все знать?

На примеры посмотрите,

Все внимательно сравните.

Вспомните, что повторяли

Состав числа 4 не зря мы,

Может, скажет уже кто-то

Тему нашего урока?

- А что сложного в этой теме,

Какая скрыта здесь проблема?

- Почему Лунтику трудно сосчитать?

Выдвигают варианты формулировок проблемы и цели, участвуют в их обсуждении.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Частично поисковые методы, продуктивные методы.

Появление цели урока.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания») 7 мин.

Учитель предлагает модель для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

(Слайд  презентации №6) 

- Итак, как будем мы считать?

Сколько будет 5+4?

Модели нам помочь должны

Какие? Уж решите вы.

Возьмете для себя

Выстраиваем модель:

-4 можно разбить на части?

-на какие?

- 4 это 1-1-1-1, значит можно прибавлять по 1? Как? (рассказывают дети)

- 4 это 2 и 2, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)

 - 4 это 1 и 3, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)

- 4 это 3 и 1, Как будем прибавлять? (рассказывают дети)

Возьмите листок самооценки и оцените, как вы строили модель + числа 4.  +  или -)

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель.

Учебно-познавательная, коммуникативная

 Частично поисковые методы, продуктивные методы. Лист самооценки.

Формирование навыков поисковой деятельности.

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Коммуникативная.

Формирование умений учебного сотрудничества

Коллективного обсуждения проблем, предположений

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: Первичное закрепление 10 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении примеров с их проговариванием во внешней речи.

(открываю примеры)

-Объясните, как вы будете прибавлять 4. Какую модель возьмете? (дети объясняют способ сложения 4)

(Слайд  презентации №7) 

- Возьмем линейку мы сейчас,

Примеры сосчитаем в раз.

Пусть Лунтик учится решать примеры,

А не сидит без дела!

- Сколько надо прибавить к каждому из чисел 7,8,9, чтобы получилось 10?

(открываю примеры)

(Слайд  презентации №8)

- Объясните способ сложения?

8+4, 9+4,4+7.

(объяснение детей)

Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно +  или -)

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная

Лист самооценки.

Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение  и закрепление ранее изученного.

Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

 организация  самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

 создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление  возможности выявления причин ошибок и их исправления.

(Слайд  презентации №9)

- Лунтик, решил объяснить как решать примеры Божей коровке.

- Вы поможете ему?

(работа в парах)

- Давайте каждый из вас объяснит своему соседу по парте еще раз, как решаются такие примеры.

- Выберите один из решенных примеров и объясните соседу.

Возьмите листок самооценки и оцените, как вы объясняли соседу решение примера +  или -)

(Слайд  презентации №10)

- Ой, ребята, вот так Лунтик,

У примеров все ответы

Раскидал без промедленья

Вы же все ответы найдите и примеры соберите!

(Слайд  презентации №11)

-Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, оцените палочками успеха.

- 1 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 1 столбик?

- 2 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким способом  прибавляли 4 во 2 столбике?

- 3 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 3 столбик?

Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили примеры и работали в группе +  или -)

(Слайд  презентации №12)

(Выполняют КОЗ)

(стимул) – Чтобы благополучно вернуться на землю, необходимо правильно решить задачу.

(задачная формулировка)

- Путешествие подходит к концу, и на прощанье Лунтик попросил вас пересчитать жителей планеты «Математика»

(работа в группе)

1группа (каждый ребенок): Сколько квадратов и  треугольников?

2 группа (каждый ребенок): Сколько кругов?

3 группа (каждый ребенок): Сколько треугольников  и квадратов?

(Слайд презентации №12) (Проверка 4+4=8)

Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили задачу сколько баллов получили

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Решают примеры на карточке.

Взаимопроверяют. (Палочки Цукерман).

Используют приобретенные знания в практической деятельности.

Выбор заданий соответствующего уровня.

Решают КОЗ.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Работа  в паре

Работа в группе

Лист самооценки.

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании темы.

Информационная.

Умение использовать информацию  разных  способов сложения, для решения учебной задачи.

Коммуникативная.

Освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

Социальная.

Уточнение собственных возможностей и ограничений.  

VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин.

Организовать действие по самостоятельной работе: контролю усвоения материала;

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Коллективно-распределенная деятельность.

(Слайд  презентации №12)

- А в это время на земле!

( ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ)

(Слайд  презентации №13)

- Чтобы нам благополучно приземлиться на Землю, откроем тетради на странице 39, и № 2,3 выполним самостоятельно.

- Решаем самостоятельно,

Будьте при этом очень внимательны.

Проверка (самопроверка)

-Назовите примеры, в которых допущена ошибка. Оцените себя. Покажите, где живет ваш успех.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи.

 Оцените соседа. Покажите, где живет  успех соседа.

Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно +  или -)

Выявление границ применимости нового знания при выполнение заданий № 2 (примеры) и № 3 (задача).

Один ученик проговаривает решение.

Все проверяют, высказывают мнение.

Оценивают себя. (Палочки Цукерман).

Оценивают соседа. (Палочки Цукерман).

Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная.

Работа в парах (взаимопроверка). Самостоятельная работа в тетради. (самопроверка)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Умение систематизировать, самостоятельно применять изученное.

Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия.

VII этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока 5 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

(Слайд  презентации №14)

-Вот мы и приземлились.

- Понравилось вам путешествие?

-Возьмите листы самооценки. Сосчитайте + и – и баллы. Встаньте те, у кого 6-5 плюсов и 3балла. – Вы умницы! Встаньте те, у кого 4-3 плюсов и 3 или 2 балла. – Вы молодцы, но обратите внимание на свои ошибки. Встаньте те, у кого 2, 1 плюс и 2 или 1 балл. – Вы хорошо работали, но нужно быть активнее и внимательнее и не допускать ошибки. Встаньте те, у кого все минусы. В чем была трудность у вас?

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал (а)….

-Сегодня на уроке я смог(ла)….

- Сегодня на уроке мне было интересно….

- Сегодня на уроке мне было трудно….

- То, что я узнал (а) сегодня на уроке, мне пригодится…….

- Мы сегодня потрудились

Прибавлять мы научились

Число 4, разбив на части –

Пригодиться это часто

В жизни, где угодно надо

Считать точно, без изъяна!!!

- Лунтик прислал вам телеграмму:

 (Слайд  презентации №15)

Анализируют деятельность по достижению цели

Учебно-познавательная

Рефлексия с использованием Клеше, листа самооценки.

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Анализируют личностное изменение в процессе учения.

Анализируют достижение цели, описывает способ достижения ее.

Приложение 1.

Индивидуальная – карточка учащегося.

Восстанови  ответы, которые Лунтик разбросал.

0+4=                                   5+4=                                9+4=

2+4=                                   4+4=                                7+4=

3+4=                                   6+4=                                 8+4=

Задание группе № 1.  (Сильная группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали третий столбик.

Ответ: (дети – дополняли до 10)

Задание группе № 2 (Средняя группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали второй  столбик.

Ответ: (дети – прибавляли 4 по частям)

Задание группе № 3 (Слабая группа)

Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали первый столбик.

Ответ: (дети – удобнее к большему числу прибавить меньшее ).

Приложение 2.

КОЗ (Компетентностно ориентированное задание)

Компетенция

Учебно-познавательная: самоконтроль, самооценка.

Информационная: переработка и использование информации для решения учебной задачи.

Стимул

Чтобы благополучно вернуться на землю необходимо правильно решить задачу.

Задачная формулировка

Путешествие подходит к концу и на прощанье Лунтик попросил вас пересчитать жителей планеты математика

Источник информации

Карточка с заданием

Задача:

На планете Математика проживали  4                , столько же              ,   а                       столько, сколько             и                        вместе.

Задание группе № 1.  (Сильная группа)

              Сколько проживало на планете                  ?

Задание группе № 2.  (Средняя группа)

             Сколько проживало на планете               и              ?

Задание группе № 3.  (Слабая группа)

Сколько проживало на планете             и            ?

Бланк выполнения задания

Решение:

Ответ:

Инструмент проверки

Слайд презентации № 11

4

+

4

=

8

8

Решение:

Ответ:    

Шкала оценки

Решил задачу  и правильно ее оформил– 3 балла

Решил задачу, но оформил неправильно -  2 балла

Не правильно решил задачу и не правильно оформил ее – 1 балл

Не решил задачу и не оформил запись задачи – 0 баллов

Приложение 3.

Лист самооценки.

Критерии:

Да +  нет -

Я строил модель + 4.

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.  

Я несколькими способами объяснял своему товарищу, как решить пример 9+4=13 или  8+4=12.

Я решил на карточке примеры без ошибок

Я помогал в группе находить способы решения примеров, высказывал свое мнение.

Я решил самостоятельно задачу без ошибок о жителях планеты (балл: 3, 2, 1, 0)

Я решил без ошибок  в тетради  примеры и задачу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Прибавление числа 4» 1 класс

Слайд 2

Планета «МАТЕМАТИКА» 5+3=8 1+2=3

Слайд 3

Попадет на мою планету лишь тот, кто знает состав числа 4

Слайд 4

4 3 1 2 1 2 3 0

Слайд 5

1+4= 3+4= 2 +4= 7+4 = 9+4= 8+4=

Слайд 6

6+4= 3+4= 5+4= 2+4=

Слайд 7

Сколько надо прибавить к каждому из чисел7,8,9, чтобы получилось 10. 7 + [] = 10 8+[]=10 9 + [] = 10

Слайд 8

8+4= 9+4= 4+7= 7+4 =? +1=11 7+3 10 Объясните способ сложения

Слайд 9

9+4 = 13 8+4=12

Слайд 10

4 6 9 11 0+4= 2+4 = 3+4= 5+4 = 4+4= 6+4= 9+4 = 7+4= 8+4= 5 7 8 10 12 13

Слайд 11

0+4=4 2+4=6 3+4=7 5+4=9 4+4=8 6+4=10 9+4=13 7+4=11 8+4=12

Слайд 12

На планете Математика проживали 4 , столько же , а столько, сколько и вместе. Сколько проживало на планете: 1) и 2) 3) и Решение: 4+4 =8 Ответ: 8 Задача:

Слайд 14

Тетрадь страница 39. № 2, 3.

Слайд 15

Продолжить предложения: Сегодня на уроке я узнал (а)…….. Сегодня на уроке я смог (ла)…… Сегодня на уроке мне было интересно…. Сегодня на уроке мне было трудно….. То, что я узнал(а) сегодня на уроке, мне пригодится…..

Слайд 16

Спасибо за работу !

Слайд 17

Использовала ЭОР : http://school-collection.edu.ru/catalog/res/93e55bd3-5b64-4da1-85d5-d386d4885532/?from=3eb5205b-df47-4fe6-9edd-6511e7ea393a&interface=pupil&class[]=42&class[]=43&class[]=44&subject=16 http://www.youtube.com/watch?v=xOzu0TU5u54&feature=player_embedded http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c66f28f-7de1-af0e-e276-285edfff6bcf/? from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=42&subject=24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Прибавление числа 6" 1 класс

урок с презентацией по математике "Прибавление числа 6" 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Анализ компетентностно- ориентированного урока

Количественные показатели оценки урока:а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла; Возможно оценивание в промежуточных баллах при  затруднении выбора показателя.1,5 балла – если характеристика показ...

Конспект урока по математике "Прибавление числа 5 "

Первый этап урока включает в себя предварительную организацию класса,  мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усв...

Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Чётные и нечётные числа" 2 класс

Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Чётные и нечётные числа" 2 класс...

Открытый урок по теме: "Прибавление числа 3"

Данный урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа" в 1 классе....

"Целеполагание как основа компетентностно-ориентированного урока"

В период перехода  на новую педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционн...

Конспект урока по математике "Прибавление числа 3", 1 класс

Тема урока: «Прибавление числа 3»Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: сформировать у учащихся умение прибавлять число 3 разными способами Планируемые  результатыПредме...