Компетентностно - ориентированный урок по математике Тема: «Прибавление числа 4»
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument._doc.doc | 141 КБ |
prezentatsiya.pptx | 594.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностно - ориентированный урок по математике
Тема: «Прибавление числа 4»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: математика, 1 класс
Тема урока | Место урока по теме | ||
Прибавление числа 4 | Первый урок по теме «Прибавление числа 4» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Изучение нового (урок-путешествие) | Формы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе. Приемы: создание проблемной ситуации, путешествие, палочки Цукерман. Методы: частично поисковые, продуктивные методы: диалог, обмен мнениями, анализ задач, обобщение информации, обсуждение способов прибавление 4. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Образовательная: научить прибавлять число 4 по частям. Объяснять свой выбор и свои действия; Деятельностная: рассмотреть способы прибавления числа 4 по частям и применять их при решении задач и примеров. | Обучающие: 1. На основе модели прибавления 4 научиться решать примеры и задачи в нестандартных условиях. 2.На основе работы с тетрадью, со слайдами презентации установить логические связи, как разбить на части число 4. 3.В ходе коллективного обсуждения осознать значимость умения договариваться при работе в группе. Развивающие: развивать логическое мышление, тренировать умение анализировать, сравнивать; Воспитательные: воспитывать взаимовыручку, самооценку и взаимооценку. | ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
- способы прибавления числа 4; - состав числа; - свойство (удобнее к большему числу прибавлять меньшее). | - прибавлять число 4 по частям к любому однозначному числу; - дополнять числа 7,8,9 до 10; - решать примеры и задачи на + 4; - говорить математическим языком; - правильно оценивать свою работу и работу других. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
(учебно-познавательная, информационная, коммуникативная) Предметные результаты: Личностные результаты: - Формировать алгоритм своего действия, перевод внешней речи на внутренний план; - формировать положительную мотивацию к обучению; Метапредметные: . Регулятивные УУД: - формировать умение концентрировать внимание; - закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание. Познавательные УУД: - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы; - формировать умение учащихся работать по модели. Коммуникативные УУД: - формировать умение работать в паре, в группе; - учить приёмам, представлять результат своей деятельности и результат деятельности работы в паре, в группе. Предметные: - познакомить со способами прибавления числа 4 по частям; -познакомить с моделью прибавления числа 4; - совершенствовать вычислительные навыки в пределах 10. | метод проблемного обучения, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве | Учителя: мультимедийное оборудование, индивидуальная карточка учащегося с примерами, КОЗ для каждого ученика по 3 уровням, презентация. Учащихся: рабочая тетрадь № 3 В.Н.Рудницкая, касса цифр, пенал, лист самооценки. |
ХОД УРОКА
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат | |
I этап: Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 3 мин. | ||||||
Мотивация к учебной деятельности включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | - Вот и прозвенел звонок. Начинается урок, Очень тихо вы садитесь… И работать не ленитесь. - Мы сегодня с вами, дети, Разгадать один секретик Математики должны. Если будем мы дружны. Путешествие нас ждет… Вы готовы? Так вперёд!!! - Мы отправляемся на планету «Математика» (Слайд презентации №2) - Как вы думаете, какие умения пригодятся нам для успешной работы на планете математика? - Живет там добрый Лунтик, Он совсем не знает лени. Но сегодня почему – то У него плохое утро: Он решить пример не может Может, мы ему поможем? | Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей. | Фронтальная | Включение в учебный процесс | ||
II этап: Актуализация и фиксация затруднения в деятельности 7 мин. | ||||||
Организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося. | - Посмотрите, Лунтик что- то хочет вам сказать: (Слайд презентации №3) «Попадет на мою планету лишь тот, кто знает состав числа 4» - А теперь пора, ребята, знанья наши показать. Будем ракету запускать Она откроет первое число состава 4 Вы же второе покажите цифрой из кассы. ( - Четыре это 3 и….,4 и….,2 и…..,1 и …..) - Что вы знаете о числе 4? (дети: четное, соседи числа 4 -3 и5, пятое по счету, больше 0,1,2,3, меньше 5, 6, 7, 8, 9,10 и.т.д). (Слайд презентации №4). - Взлетаем вместе с солнышком (ФИЗМИНУТКА) - Вот мы и приземлились на планете МАТЕМАТИКА. | Демонстрируют знания, умения по теме: Характеризуют число 4. Называют состав числа 4. Работают с кассой цифр. | Учебно-познавательная. | Фронтальная | Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности. | |
III этап: Создание проблемной ситуации (постановка учебной задачи) 3 мин. | ||||||
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока. | -(Слайд презентации №5) Есть у Лунтика подружка, Познакомьтесь с ней - лягушка! Вы ее только коснитесь И при этом улыбнитесь, Пример выдаст она сразу! Не один из них ни разу Не учились мы считать, А ведь мы хотим все знать? На примеры посмотрите, Все внимательно сравните. Вспомните, что повторяли Состав числа 4 не зря мы, Может, скажет уже кто-то Тему нашего урока? - А что сложного в этой теме, Какая скрыта здесь проблема? - Почему Лунтику трудно сосчитать? | Выдвигают варианты формулировок проблемы и цели, участвуют в их обсуждении. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная. | Частично поисковые методы, продуктивные методы. | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу. | |
IV этап: Поиск решения проблемной ситуации («открытие нового знания») 7 мин. | ||||||
Учитель предлагает модель для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | (Слайд презентации №6) - Итак, как будем мы считать? Сколько будет 5+4? Модели нам помочь должны Какие? Уж решите вы. Возьмете для себя Выстраиваем модель: -4 можно разбить на части? -на какие? - 4 это 1-1-1-1, значит можно прибавлять по 1? Как? (рассказывают дети) - 4 это 2 и 2, Как будем прибавлять? (рассказывают дети) - 4 это 1 и 3, Как будем прибавлять? (рассказывают дети) - 4 это 3 и 1, Как будем прибавлять? (рассказывают дети) Возьмите листок самооценки и оцените, как вы строили модель + числа 4. + или -) | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, делают выводы, выстраивают модель. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Частично поисковые методы, продуктивные методы. Лист самооценки. | Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Коммуникативная. Формирование умений учебного сотрудничества Коллективного обсуждения проблем, предположений Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. | |
V этап: Первичное закрепление 10 мин. | ||||||
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении примеров с их проговариванием во внешней речи. | (открываю примеры) -Объясните, как вы будете прибавлять 4. Какую модель возьмете? (дети объясняют способ сложения 4) (Слайд презентации №7) - Возьмем линейку мы сейчас, Примеры сосчитаем в раз. Пусть Лунтик учится решать примеры, А не сидит без дела! - Сколько надо прибавить к каждому из чисел 7,8,9, чтобы получилось 10? (открываю примеры) (Слайд презентации №8) - Объясните способ сложения? 8+4, 9+4,4+7. (объяснение детей) Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно + или -) | Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная Лист самооценки. | Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал устно. | |
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого; Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | (Слайд презентации №9) - Лунтик, решил объяснить как решать примеры Божей коровке. - Вы поможете ему? (работа в парах) - Давайте каждый из вас объяснит своему соседу по парте еще раз, как решаются такие примеры. - Выберите один из решенных примеров и объясните соседу. Возьмите листок самооценки и оцените, как вы объясняли соседу решение примера + или -) (Слайд презентации №10) - Ой, ребята, вот так Лунтик, У примеров все ответы Раскидал без промедленья Вы же все ответы найдите и примеры соберите! (Слайд презентации №11) -Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, оцените палочками успеха. - 1 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 1 столбик? - 2 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким способом прибавляли 4 во 2 столбике? - 3 группа, посоветуйтесь и скажите: Каким удобным способом можно решить 3 столбик? Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили примеры и работали в группе + или -) (Слайд презентации №12) (Выполняют КОЗ) (стимул) – Чтобы благополучно вернуться на землю, необходимо правильно решить задачу. (задачная формулировка) - Путешествие подходит к концу, и на прощанье Лунтик попросил вас пересчитать жителей планеты «Математика» (работа в группе) 1группа (каждый ребенок): Сколько квадратов и треугольников? 2 группа (каждый ребенок): Сколько кругов? 3 группа (каждый ребенок): Сколько треугольников и квадратов? (Слайд презентации №12) (Проверка 4+4=8) Возьмите листок самооценки и оцените, как вы решили задачу сколько баллов получили | Используют приобретенные знания в практической деятельности. Решают примеры на карточке. Взаимопроверяют. (Палочки Цукерман). Используют приобретенные знания в практической деятельности. Выбор заданий соответствующего уровня. Решают КОЗ. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа в паре Работа в группе Лист самооценки. | Предметная. Умение ориентироваться в содержании темы. Информационная. Умение использовать информацию разных способов сложения, для решения учебной задачи. Коммуникативная. Освоение способов совместной деятельности. Формирование навыков речевой деятельности. Социальная. Уточнение собственных возможностей и ограничений. | |
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 10 мин. | ||||||
Организовать действие по самостоятельной работе: контролю усвоения материала; Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. | (Слайд презентации №12) - А в это время на земле! ( ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ) (Слайд презентации №13) - Чтобы нам благополучно приземлиться на Землю, откроем тетради на странице 39, и № 2,3 выполним самостоятельно. - Решаем самостоятельно, Будьте при этом очень внимательны. Проверка (самопроверка) -Назовите примеры, в которых допущена ошибка. Оцените себя. Покажите, где живет ваш успех. Поменяйтесь тетрадями, проверьте решение задачи. Оцените соседа. Покажите, где живет успех соседа. Возьмите листок самооценки и оцените, как вы отвечали устно + или -) | Выявление границ применимости нового знания при выполнение заданий № 2 (примеры) и № 3 (задача). Один ученик проговаривает решение. Все проверяют, высказывают мнение. Оценивают себя. (Палочки Цукерман). Оценивают соседа. (Палочки Цукерман). | Коммуникативная, учебно-познавательная, информационная. | Работа в парах (взаимопроверка). Самостоятельная работа в тетради. (самопроверка) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Умение систематизировать, самостоятельно применять изученное. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Правила и культура взаимодействия. | |
VII этап: Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока 5 мин. | ||||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | (Слайд презентации №14) -Вот мы и приземлились. - Понравилось вам путешествие? -Возьмите листы самооценки. Сосчитайте + и – и баллы. Встаньте те, у кого 6-5 плюсов и 3балла. – Вы умницы! Встаньте те, у кого 4-3 плюсов и 3 или 2 балла. – Вы молодцы, но обратите внимание на свои ошибки. Встаньте те, у кого 2, 1 плюс и 2 или 1 балл. – Вы хорошо работали, но нужно быть активнее и внимательнее и не допускать ошибки. Встаньте те, у кого все минусы. В чем была трудность у вас? Продолжите предложения: - Сегодня на уроке я узнал (а)…. -Сегодня на уроке я смог(ла)…. - Сегодня на уроке мне было интересно…. - Сегодня на уроке мне было трудно…. - То, что я узнал (а) сегодня на уроке, мне пригодится……. - Мы сегодня потрудились Прибавлять мы научились Число 4, разбив на части – Пригодиться это часто В жизни, где угодно надо Считать точно, без изъяна!!! - Лунтик прислал вам телеграмму: (Слайд презентации №15) | Анализируют деятельность по достижению цели | Учебно-познавательная | Рефлексия с использованием Клеше, листа самооценки. | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Анализируют личностное изменение в процессе учения. Анализируют достижение цели, описывает способ достижения ее. |
Приложение 1.
Индивидуальная – карточка учащегося.
Восстанови ответы, которые Лунтик разбросал.
0+4= 5+4= 9+4=
2+4= 4+4= 7+4=
3+4= 6+4= 8+4=
Задание группе № 1. (Сильная группа)
Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали третий столбик.
Ответ: (дети – дополняли до 10)
Задание группе № 2 (Средняя группа)
Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали второй столбик.
Ответ: (дети – прибавляли 4 по частям)
Задание группе № 3 (Слабая группа)
Посоветуйтесь и объясните, каким способом решали первый столбик.
Ответ: (дети – удобнее к большему числу прибавить меньшее ).
Приложение 2.
КОЗ (Компетентностно ориентированное задание)
Приложение 3.
Лист самооценки.
Критерии: | Да + нет - |
Я строил модель + 4. | |
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом. | |
Я несколькими способами объяснял своему товарищу, как решить пример 9+4=13 или 8+4=12. | |
Я решил на карточке примеры без ошибок | |
Я помогал в группе находить способы решения примеров, высказывал свое мнение. | |
Я решил самостоятельно задачу без ошибок о жителях планеты (балл: 3, 2, 1, 0) | |
Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Планета «МАТЕМАТИКА» 5+3=8 1+2=3
Попадет на мою планету лишь тот, кто знает состав числа 4
4 3 1 2 1 2 3 0
1+4= 3+4= 2 +4= 7+4 = 9+4= 8+4=
6+4= 3+4= 5+4= 2+4=
Сколько надо прибавить к каждому из чисел7,8,9, чтобы получилось 10. 7 + [] = 10 8+[]=10 9 + [] = 10
8+4= 9+4= 4+7= 7+4 =? +1=11 7+3 10 Объясните способ сложения
9+4 = 13 8+4=12
4 6 9 11 0+4= 2+4 = 3+4= 5+4 = 4+4= 6+4= 9+4 = 7+4= 8+4= 5 7 8 10 12 13
0+4=4 2+4=6 3+4=7 5+4=9 4+4=8 6+4=10 9+4=13 7+4=11 8+4=12
На планете Математика проживали 4 , столько же , а столько, сколько и вместе. Сколько проживало на планете: 1) и 2) 3) и Решение: 4+4 =8 Ответ: 8 Задача:
Тетрадь страница 39. № 2, 3.
Продолжить предложения: Сегодня на уроке я узнал (а)…….. Сегодня на уроке я смог (ла)…… Сегодня на уроке мне было интересно…. Сегодня на уроке мне было трудно….. То, что я узнал(а) сегодня на уроке, мне пригодится…..
Спасибо за работу !
Использовала ЭОР : http://school-collection.edu.ru/catalog/res/93e55bd3-5b64-4da1-85d5-d386d4885532/?from=3eb5205b-df47-4fe6-9edd-6511e7ea393a&interface=pupil&class[]=42&class[]=43&class[]=44&subject=16 http://www.youtube.com/watch?v=xOzu0TU5u54&feature=player_embedded http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4c66f28f-7de1-af0e-e276-285edfff6bcf/? from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=42&subject=24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Прибавление числа 6" 1 класс
урок с презентацией по математике "Прибавление числа 6" 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...
Анализ компетентностно- ориентированного урока
Количественные показатели оценки урока:а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла; Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя.1,5 балла – если характеристика показ...
Конспект урока по математике "Прибавление числа 5 "
Первый этап урока включает в себя предварительную организацию класса, мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усв...
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Чётные и нечётные числа" 2 класс
Компетентностно-ориентированные задания по предмету математика :"Чётные и нечётные числа" 2 класс...
Открытый урок по теме: "Прибавление числа 3"
Данный урок разработан по УМК "Перспективная начальная школа" в 1 классе....
"Целеполагание как основа компетентностно-ориентированного урока"
В период перехода на новую педагогическую парадигму и новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционн...
Конспект урока по математике "Прибавление числа 3", 1 класс
Тема урока: «Прибавление числа 3»Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: сформировать у учащихся умение прибавлять число 3 разными способами Планируемые результатыПредме...