Конспект урока по математике "Прибавление числа 5 "
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Киреева Ольга Николаевна

Первый этап урока включает в себя предварительную организацию класса,  мотивацию деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовку учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала На данном этапе формируются личностные и коммуникативные УУД.     Следующий этап – актуализация знаний учащихся. Основная задача   - восстановить в памяти учащихся знания, необходимые для изучения нового материала. Форма проведения – фронтальная и групповая. Здесь формируются  регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.  Третий, основной этап урока - Формирование новых знаний. На этом этапе, работая в паре,  дети встретились с причиной затруднения решения примеров и, таким образом, определили тему и цель урока. Построили проект выхода из затруднения. Шло развитие  коммуникативных и познавательных УУД. Следующий, 4-й  этап  - первичное закрепление материала. На данном этапе формировались  регулятивные,  коммуникативные и познавательные  УУД.  Учащиеся на этом этапе работали у доски  с комментированием и самостоятельно.   Все этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются  различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляляются  практическими навыками.  Для каждого ученика  создана ситуация успеха, что  способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Прибавление числа 5 по частям» 

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Тема

Прибавление числа 5 по частям.

Цели

Образовательные: Формировать умение прибавлять число 5 по частям, учить выполнять последовательность учебных действий при выполнении  заданий. Совершенствовать умение решать задачи.

Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Понимать, что значит прибавить 5 по частям. Уметь решать задачи.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Прибавление числа  по частям

Межпредметные связи

Математика

Ресурсы:

В. Н. Рудницкая «Математика ч.2»

Е. Э. Кочурова  Рабочая тетрадь № 3 к учебнику

- шаги учебной деятельности

Организация пространства

Групповая  работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Все спешим скорее в школу,

В наш любимый класс.

Много дел больших и новых

Ожидает нас.

Будет день, быстрее света

Полетим и мы

К тайнам, сказочным планетам,

В дальние миры.

 

- Какое у вас настроение в начале урока?

- Я желаю сохранить это хорошее настроение в течение всего урока.

- Я верю в вас, у вас все получится.

Пожелаем друг другу удачи в работе.

И пусть девизом нашего урока будут слова:  

«С малой удачи начинается большой успех».

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10  мин)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

 Выполняют задание.

Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).

Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

2. Устный счет.

_ Поднимемся на ракету по лестнице по очереди.(на доске)

6+4

       5+4
             9+4

                     11-4

                              12-4    

                                       8+4

                                              10-4

                                                      9-4

-Чем похожи эти примеры?

3. Молодцы, а теперь я предлагаю вам следующее задание. Волк и заяц составили друг для друга примеры и решили их. Возьмите карточку №1, проверьте правильность выполнения заданий.

9+3 =12                 8+5=11         5+4=9                        

6+4=10                  11-4=7        9+5=10

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством  учителя выявляют место затруднения.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

-Кто нашёл значения всех выражений?

Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно?

В чём причина ошибки, которую допустили герои? (заяц и волк не знают, как прибавлять число 5) 

Физкультминутка

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий; определить ср-ва. 

С помощью учителя ставят цель урока.

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Называют средства.

Организует постановку цели урока.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

Сформулируйте тему урока и его цель (тема урока: прибавление числа 5; цель: научиться прибавлять число 5). Наметим шаги работы на уроке.

1.попробуем

2.сопоставим с нашими знаниями.

3.устраним затруднение

4.примени новое знание на практике

Какие знания помогут нам объяснить нашим героям, как прибавлять число 5?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

(10 мин)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Организует уточнение темы урока.

Работаем по группам. Каждая группа получает свою карточку. Ваша задача объяснить нашим героям, как можно прибавить число 3. От каждой группы представитель будет защищать свой способ нахождения результата.

После защиты вывешиваются карточки – эталоны.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи  (7  мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

На какие же части мы разбили число 5? (1 и 4, 2 и 3)

_ Опираясь на свой опыт, обсудите в паре, как бы вы прибавили число 5.

6+5     7+5    8+5    9+5  - на доске (проверка)

- Какой вывод можно сделать, как можно прибавить число 5?

(Чтобы прибавить к числу  число 5, можно разложить его на два числа, одно из которых дополняет до 10)

_ Подумайте, где могут пригодиться эти знания?

Закрепление.

Игра «Приведи кораблик в порт» (На доске)

5+5       4+5    9+5         3+5

7+5       8+5    6+5          10+5

Физминутка

Уметь вычитать числа, используя правило.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7  мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Выполняют самооценку

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку

 Самостоятельная работа с проверкой по эталону)

 «Найди и исправь ошибки»  Слайд №8

8+5= 12      9+5=14         7+5=13

5+5=10       6+5=12         3+5=8

Проверка  Слайд №9

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина?

Уметь вычитать числа, используя правило.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Уметь выполнять работу по предложенному плану.  Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Включение в систему знаний

Цели:

 -тренировать способность к сложению частей

 -установить взаимосвязь между частями

Выполняют задание на включение нового материала в систему своих знаний

Организует выполнение заданий на включение данного материала в систему знаний учащихся

Учебник с 69 №6 с моделированием у доски.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Расскажите, чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Умножение многозначного числа на трехзначное"

Конспект урока по математике, УМК "Школа XXI века", 4 класс...

Конспект урока "Умножение двузначного числа на данное число десятков",презентация, 3 класс.

Конспект урока  математики и презентация  с использованием информационно-коммуникационной технологии, групповой технологии, здоровье сберегающей технологии....

Конспект урока математики «Умножение числа 1 на однозначные числа» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с таблицей умножения числа 1 на однозначные числа. Планируемые результаты:         Предметные:...

Конспект урока по Математике Числа от 1 до 10 и число 0».Урок-путешествие в космос.

В основе урока-путешествия лежит познавательная дидактическая игра, состоящая в воображаемом путешествии. Она напоминает те игры с фишками, в которые каждый из нас играл в детстве. Ученики при таком п...

Конспект урока математики "Сложение числа 8 с однозначными числами" ( УМК Перспектива, 1 класс)

Цель деятельности учителя: создание условия для ознакомления учащихся со случаями сложения числа 8 с однозначными числами ; совершенствование вычислительных навыков; закрепление законов и свойств слож...

Конспект урока математики: «Умножение числа 0 и на число 0» (УМК «Перспективная Начальная Школа» 2 класс, А.Л. Чекин),

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема урока: «Умножение числа 0 и на число 0» Цель деятельности учителя: формирование представлений о способе умножения числа на 0 и на число 0; выведение и...

Конспект урока по математике. Число . Состав числа .

Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа России"...