Рабочая программа по математике 3 класс
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) на тему

Рабочая программа по математике 3 класс по программе "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-tem_matem.docx53.52 КБ

Предварительный просмотр:

               

Рабочая программа составлена Великановой А.С.  на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального образования, авторской программы М.И. Башмакова, М.Г. Нефёдовой «Математика» (УМК «Планета знаний»).

Рабочая программа по математике разработана в соответствии с современной нормативно-правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации от  6октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
  • Федеральный государственный  образовательный  стандарт  основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089);
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38)
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 24.11. 2015 года № 81»О внесении изменений №3в СанПиН 2.4.2.2821-10, (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 №40154)
  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в общеобразовательных учреждениях Воскресенского муниципального района Московской области (Протокол №1 от 08.04.2016)

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения и приказу       в 2016-2017 учебном году на изучение математики в 3 классе отводится:

      Количество  часов  в  год – 136 часа.

Количество   часов  в  неделю – 4 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения программы

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;
  • ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;

могут быть сформированы:

  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:        

  • называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;
  • устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10 000;
  • письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;
  • правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);
  • использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;
  • устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;
  • письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;
  • выполнять деление с остатком в пределах 100;
  • выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
  • использовать свойства арифметических действий при вычислениях;
  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;
  • решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);
  • использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;
  • использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;
  • выполнять умножение и деление круглых чисел;
  • оценивать приближенно результаты арифметических действий;
  • вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости).
  • находить долю числа и число по доле;
  • решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;
  • соотносить слова  «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;
  • различать окружность и круг;
  • делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;
  • определять  объём  фигуры,  состоящей  из  единичных  кубиков.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;
  • планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать ход решения задачи в несколько действий;
  • осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
  • прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);
  • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • использовать обобщенные способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);
  • использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;
  • сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;
  • ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
  • считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;
  • считывать данные с гистограммы;
  • ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;
  • моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;
  • давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…»,  «хватит ли…», «успеет ли…»);
  • соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме;
  • проводить квази-исследования по предложенному плану.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации;
  • обсуждать варианты выполнения заданий;
  • осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть работы; объединять полученные результаты при совместной презентации проекта.

Учебно-тематический план.

  1. Числа и величины – 15 часов
  2. Арифметические действия – 50 часов.
  3. Текстовые задачи – 46 часов.
  4. Геометрические фигуры и величины – 15 часов
  5.  Работа с данными – 10 часов.
  6. Итого – 136 часов.

Содержание программы (136 часов).

Числа и величины (15 часов)

Названия, запись, последовательность чисел до 10000. Сравнение чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трёхзначных чисел. Представление чисел в виде разрядных слагаемых.

Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.

Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год).Метрические соотношения между изученными единицами времени.

Скорость ,единицы скорости.

Арифметические действия (50 часов).

Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 10000.

Письменное умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление с остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.

Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.

Рациональные приёмы вычислений (вычитание  числа из суммы и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).

Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение  первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).

Текстовые задачи (46 часов).

Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.

Решение текстовых задач: краткое сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли числа и числа по доле.

Геометрические фигуры и величины (15 часов).

Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.

Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между изученными единицами длины.

Работа с данными (10 часов).

Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).

Календарно-тематический планирование

        

Номера уроков по порядку.

Номера уроков в разделе, теме.

Тема урока.

Плановые изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Числа и величины 15 часов (дано 7 часов)

1.

1

Трехзначные числа. С.3-7

01-02.09

 

2.

2.

Разрядные слагаемые. С.8-9

05-09.09

3.

3.

Складываем по разрядам.

 С.10-11

4.

4.

Сложение и вычитание по разрядам. С.12-13

5.

5.

Сложение и вычитание через разряд. С.14-15 Тест с.6-7

6.

6.

Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню.

С.16-17

12-16.09

7.

7.

Вычисляем по разрядам.

Закрепление. С.18-19

Тест с.10-11

Текстовые задачи 46 часов (дано 2 часа)

8.

1.

Моделирование условия. С.20-21

9.

2.

Решение задач на нахождение вычитаемого, уменьшаемого. С.22-23 (Этот материал можно использовать на протяжении предыдущих уроков)

Числа и величины 15 часов (2 часа – продолжение)

10.

8.

Разряды. Повторение и обобщение изученного.

19-23.09

11.

9.

Контрольная  работа по теме «Числа и величины» (входная)

Арифметические действия 50 часов (9часов)

12.

1.

Работа над ошибками.

Письменное умножение и деление на 2 в пределах 1000. С.24-25

13.

2.

Письменное умножение и деление на 4. С.26-27

14.

3.

Письменное умножение и деление на 3. С. 28-29

26-30.09

15.

4

Письменное умножение и деление на 6. С.30-31

16.

5.

Письменное умножение и деление на 5. 32-33

17.

6.

Письменное умножение и деление на 7. С. 34-35

18.

7.

Письменное умножение и деление на 8 и 9. С.36-37

03-07.10

19.

8.

Закрепление таблицы умножения и деления. С.38-3 9

20.

9.

Тематическая работа «Табличное умножение и деление».

Текстовые задачи 46 часов (4часа  - продолжение).

21.

3.

Работа над ошибками. Решение задач на табличное умножение и деление. С.40-41

22.

4.

Упражнения в решении задач на умножение и деление. С.42-43

10.10

23.

5.

Решение задач различного вида. С.42-43

Тест с.14-15

17-21.10

24.

6..

Решение задач разными способами. С.42-43

Геометрические фигуры и величины 15 часов (дано 10 часов).

25.

1.

Периметр многоугольника. Ось симметрии. С.44-45

26.

2.

Единицы длины (дециметр). С.46-47

27.

3.

Метрические соотношения между изученными единицами длины. Дециметр. С.48-49

24-28.10

28.

4.

Метрические соотношения между единицами длины. Площадь прямоугольника.

С. 50-51

29.

5.

Кратное сравнение чисел и величин С.52-53

30

6.

Единицы длины. Единицы длины объёма. С.54-55

31.

7.

Измерение длин отрезков на плане. С.56-57

01-03.11

32.

8.

Повторение и закрепление по теме «Геометрические фигуры и величины». Тест с.18-19

33.

9.

Тематическая работа по теме «Геометрические фигуры и величины»

34.

10.

Работа над ошибками.

Упражнения на повторение «Геометрические фигуры и величины». С.60-61

07-11.11

Текстовые задачи 46 часов (2 часа - продолжение)

35.

7.

Решение задач на кратное сравнение. С.62-63

36.

8.

Упражнения в решении задач на кратное сравнение. С.62-63

Работа с данными 10 часов (дано 1 час)

37.

1.

Планирование маршрута.

С.64-65

Арифметические действия 50 часов (3 часа – продолжение)

38.

10.

Переместительный закон сложения. С.68-69

14-18.11

39.

11.

Контрольная работа за I триместр.

40.

12.

Работа над ошибками. Переместительный закон умножения. С.70-71

Текстовые задачи 46 часов (2 часа - продолжение)

41.

9.

Решение текстовых задач. Взаимно обратные действия. С.72-73

42.

10.

Решение текстовых задач содержащих умножение и деление. С.74-75

Арифметические действия 50 часов (1 час продолжение)

43.

13.

Сочетательный закон сложения. С.76-77

21.11

Текстовые задачи. 46 часов (1 час - продолжение)

44.

11.

Работа над ошибками. Умножение и деление на 10,100,1000.Решение задач.

С.78-79

.

Арифметические действия 50 часов (7 часов  - продолжение)

45.

14.

Сочетательный закон умножения. С.80-81

46.

15.

Закрепление изученного. С.82-83

47.

16.

Закрепление изученного. С.82-83

05-09.12

48.

17.

Распределительный закон.

 С.84-85

49.

18.

Рациональный приём вычисления: умножение суммы на число. С.86-87 Тест с.22-23

50.

19.

Деление суммы на число.

С.88-89

51.

20.

Повторение рациональных приёмов вычислений умножения и деления. С.90-91 Тест с.26-27

12-16.12

Текстовые задачи 46 часов (4 часа - продолжение)

52.

12.

Решение задач 2 способами. С.92-93

53.

13.

Действия с нулем. Решение задач выражением. С. 94-95

54.

14.

Решение задач на определение стоимости. С.96-97

55.

15.

Решение задач разными способами. С.98-99

19-23.12

Арифметические действия 50 часов (2 часа – продолжение)

56.

18.

Обобщение по теме «Умножение и деление». С.98-99

57.

19.

Тематическая работа «Умножение и деление».

Текстовые задачи 46 часов (1 час - продолжение)

58.

16.

 Работа над ошибками. Решение задач разными способами на умножение и деление. На выбор учителя.

Числа и величины 15 часов (4 часа  - продолжение)

59.

10.

Определение времени по часам. С.100-101

26-30.12

60.

11.

Единицы измерения времени. С.102-103

61.

12.

Единицы измерения времени. С.104-105 Тест с.30-31

62.

21.

Проверочная работа по теме «Числа и величины».

Текстовые задачи 46 часов (5 часа - продолжение)

63.

17.

Работа над ошибками. Длина пути. С.106-107

09-13.01

64.

18.

Моделирование задач на движение. С.108-109

65.

19.

Скорость. Решение задач.

 С.110-111

66.

20.

Решение задач на определение длины пути. С.112-113

67.

21.

Моделирование текстовых задач на определение расстояния. С.116-119

16-20.01

Арифметические действия 50 часов (4 часа – продолжение) ЧАСТЬ 2

68.

22.

Выражение. С.6-7

69.

23.

Вычисление выражений. С.8-9

70.

24.

Нахождение неизвестного компонента (уравнение). С.10-11

71.

25.

Преобразование выражений. С.12-13 Тест с.34-35

23-27.01

Текстовые задачи 46 часов (2 часа - продолжение)

72.

22.

Решение задач в 2 действия на нахождение неизвестного слагаемого. С.14-15

73.

23.

Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. С.16-17

Арифметические действия 50 часов (2 часа – продолжение)

74.

26.

Тематическая  работа «Выражение».

75.

27.

 Работа над ошибками. Повторение пройденного по теме «Выражение» С.16-17

30-03.02

Числа и величины 15 часов (1 час  - продолжение)

76.

13.

Масса, метрические

соотношения между изученными единицами массы. С.18-19

Работа с данными 10 часов (1 час - продолжение)

77.

4.

Решение задач в таблицах.

С.20-21

Арифметические действия 50 часов (1час – продолжение)

78.

28.

Сложение с переходом через разряд в пределах 10000. С.22-23

Работа с данными 10 часов (1 час - продолжение)

79.

5.

Знакомство со столбчатыми диаграммами. С.24-25

06-10.02

Текстовые задачи 46 часов (2 часа - продолжение)

80.

24.

Решение задач на движение. С.26-27

81.

25.

Решение задач на движение разными способами. С.28-29

Арифметические действия 50 часов (2 часа – продолжение)

82.

30.

Работа над повторением сложения с переходом через десяток. С.28-29 Тест с.38-39

83.

31.

Контрольная  работа за II триместр.

13-17.03

Работа с данными 10 часов (3 часа - продолжение)

84.

6.

Работа над ошибками.

Работа с координатами. С.30-31

85.

7.

Чтение, заполнение таблицы. Сложение именованных чисел. С.32-33

86.

8.

Знакомство с диаграммами.

С. 34-35

Геометрические фигуры и величины 15ч (2час-продолжение)

87.

26.

Решение нестандартных задач. Геометрические фигуры. С.36-37 С/Р с.42-43

20.02

88.

27.

Решение текстовых задач разными способами. Площадь квадрата.С.38-39

27-03.03

Арифметические действия 50 часов (6 часов – продолжение)

89.

32.

Приёмы контроля и самопроверка результата вычислений. С.42-43

90.

33

Приёмы контроля и самопроверка результата вычислений. С.42-43

91.

34.

Письменное вычитание с переходом через разряд.

С.44-45

92.

35.

Письменное вычитание с переходом через разряд. С.46-47

06-10.03

93.

36.

Вычитание из круглых чисел. С.48-49

94.

37.

Вычитание суммы из числа. С.52-53

Текстовые задачи 46 часов (2 часа – продолжение)

95.

28.

Решение задач на определение начала, конца и продолжительность событий С.50-51

13-17.03

96.

29.

Повторение решения задач разного вида. С.54-57

Работа с данными10часов (1час-продолжение)

97.

Повторение решения задач. С.58-59

Арифметические действия 50 часов (1 часа – продолжение)

98.

38.

Тематическая работа «Решение задач».

Работа с данными 10 часов (2 час - продолжение)

99.

39.

Работа над ошибками.

Упражнения в решении примеров на письменное сложение и вычитание с переходом. С.58-59

20-24.03

100.

9.

Решение задач при помощи таблиц. С60-61

Арифметические действия 50 часов (4 часа – продолжение)

101.

40.

Знакомство с алгоритмом письменного умножения.

С.68-69

102.

41.

Письменное умножение двузначного числа на однозначное. С.70-71

103.

42.

Письменное умножение трёхзначного на однозначное в пределах 10000. С.72-73

104.

43.

Приёмы контроля и самопроверки результата вычисления умножения. С.74-75

Числа и величины 15 часов (1 час - продолжение)

105.

14.

Единицы измерения массы.

С.76-77

Текстовые задачи 46 часов (3 часа – продолжение)

106.

30.

Решение задач, содержащие единицы измерения ёмкости. С.78-79

107.

31.

Решение задач на определение стоимости, покупки, цены товара. С.82-83

03-07.04

108.

32.

Повторение решения задач разного вида. С.82-83

Арифметические действия 50 часов (6 часов – продолжение)

109.

43.

Внетабличное деление чисел. С.84-85

110.

44.

Письменное деление  на однозначное число. С.86-87

111.

45.

Оценка значения произведения. С.88-89

10.04

112

46.

 Деление с остатком.

С.90-91

17-24.04

113.

47.

Алгоритм письменного деления. С.92-93

114.

48.

Деление на однозначное число. С.94-95

Геометрические фигуры и величины 15ч (1час-продолжение)

115.

49.

Закрепление изученного. Геометрические фигуры. С.96-97

Арифметические действия 50 часов (1 час – продолжение)

116.

50.

Тематическая  работа «Письменное деление на однозначное число».

Текстовые задачи 46 часов (8 часов - продолжение)

117.

33.

Решение текстовых задач разными способами. Работа над ошибками. С.96-97

24-28.04

118.

34.

Решение нестандартных задач. С.98-99

119.

35.

Моделирование текстовых задач. С.100-101

120.

36.

Повторение и закрепление решения задач. С.102-103

121.

37.

Повторение решения задач разного вида. С.104-105

02-05.05

122.

38.

Прием проверки деления.

С.106-107

123.

39.

Тематическая  работа «Решение задач».

124.

40.

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

С.108-109

Геометрические фигуры и величины 15 часов (2 часа – продолжение)

125.

12.

Окружность, круг. С.110-111

08-12.05

126.

13.

Построение окружности с помощью циркуля. С.112-113

Работа с данными 10 часов (1 часа - продолжение)

127.

9.

Круговые диаграммы. С.114-115

Текстовые задачи 46 часов (6 часов - продолжение)

128.

39.

Решение задач на нахождение доли числа. С.116-117

129.

40.

Нахождение числа по доле. С.118-119

15-19.05

130.

41.

Решение задач и примеров на повторение. С.120-121

131.

42.

Решение задач на нахождение долей. С.120-121

132.

43.

Решение задач разного вида. С.130-135

133.

44.

Повторение решения задач разными способами. С.130-135

22-25.05

Арифметические действия 50 часов (1 час – продолжение)

134.

50.

Итоговая контрольная работа за год.

Текстовые задачи 46 часов (2 часа - продолжение)

135.

45.

 Работа над ошибками.

Упражнения в решении задач разного вида, разными способами.

136.

46.

Решение задач выражением.

Итого

часов

В том  числе:

контрольных работ

практических работ

по программе

136

4

8

выполнено


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...