Урок "Формирование пространственных представлений". ФГОС, АООП 2 вариант
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Бевзюк Елена Борисовна

Работаем В рамках ФГОС по АООП 2 вариант. Готовились к этому давно. Параллельно с ЦЛП Пскова учились разрабатывать СИПРы, организовывть учебный процесс. Документов много. Иной раз понимаешь, что половины не надо. Всё не предусмотришь, особенно с детьми, обучающимися по 2-му варианту. Даже зону ближайшего развития не всегда возможно предусмотреть (и не в компетентности дело!- это я некоторым слишком  умникам поясняю). Но стараемся, получается. А, если ещё и родители помощники, то совсем здорово!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Псковской области

«Центр специального образования №3»

Урок  (в рамках ФГОС, АООП 2 вариант) по предмету «Математические представления » , I ступень.

        

Тема:  

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

 Составитель:

учитель –олигофренопедагог

 Бевзюк Елена Борисовна

Цель:  закрепить представления «Вверху», «Внизу», «Высоко», «Низко», «Наверх», «Вниз».

Задачи:

  • уточнит представления о пространстве «Высоко»,
  • уточнить и закрепить представления о пространственном расположении объектов «вверх», «вниз», «наверх».
  • Развитие внимания, речи, зрительного гнозиса,
  • формирование общеучебных навыков.

Тип урока:  закрепление изученного.

Состав учащихся:

Дети 1-го и 2-го года обучения, возраст 7-10 лет.

Предварительная работа, проводимая на уроках и коррекционных курсах «Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация», «Изобразительная деятельность», «Музыка и движение», «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия».

  • упражнения на координацию речи с движением;
  • совместное конструирование;
  • сортировка по форме, величине, цвету;
  • составление картины из отдельных деталей по образцу.

Мотивация:

выполнение игровых заданий совместно с учителем.

Оборудование:

крупные цветные модули, колокольчик, солнышко, самолет. Игрушки - петушок, машина, кот, собака, поросенок, птичка. Планшет с фотографиями учащихся. Картина с контрастным расположением объектов «вверху» - «внизу», детали на липучках для составления такой же картины. Музыкальная запись игры «Ручка вверх и ручка вниз» (альбом Е. Железновой).

Этапы урока.

  1. Организационный этап
  2. Мотивационный этап
  3. Ориентировочный этап.
  4. Исполнительный этап
  5. Итоговый этап.

Ход урока – занятия.

Действия педагога

Действия учащихся

Индивидуальные занятия

I этап

Цель: привлечь внимание к началу занятия.

Определения предстоящего урока с помощью визуального расписания.

 После определения урока карточка с условным обозначением переносится на левую сторону за разделительную полосу, а расписание закрывается непрозрачной шторкой.

Учащиеся сидят на стульях напротив ковролиновой доски.

Произносят название урока

II этап

Цель: вызвать у учащихся желание выполнять инструкции учителя.

Уч.:  сядьте все ровно. Молодцы! Мы сейчас с вами будем играть.

Хотите поиграть?

Да!

III этап

Цель:  актуализация знаний

Учитель звонит колокольчиком, прикрепленным под потолком, смотрит вверх :

- Что это?

Колокольчик висит высоко! Вверху!

-А там вверху, что висит? (учитель поднимает руку вверх по направлению «солнышка»)

-Солнышко высоко висит!  Н.В., достаньте, пожалуйста, солнышко.  Лена, достань солнышко.  Оля достань солнышко.

- Нет, никак. Солнышко высоко вверху.

- А., посмотри, что ещё вверху висит?

- Достань самолет. Нет, никак. Самолет высоко вверху.

- Покажите, где потолок?

- Потолок вверху, высоко (сопровождение жестом учителя).

- Покажите пол.

- Пол внизу.

- Где ваши ноги стоят?

- Внизу (сопровождение жестом).

- Молодцы!

А теперь Д., А., Л., О., М., Д.  (детям показывается планшет с карточками-фотографиями) - идут  на скамейки,  туда (указательный жест, обозначающий направление движения детей).

А, Н, Р, В и идут за парты вместе с В.П.

Учитель садится напротив учащихся рабочей группы на уровне их глаз. Второй педагог находится рядом с модулями, для оказания своевременной помощи учащимся.

5 мин.

Дети смотрят вверх.

- Колокольчик !

- Солнышко.

Педагог показывает, как надо тянуться руками к солнышку.

Дети пытаются рукой достать солнышко.

- Самолёт.

Ребёнок пытается достать самолет.

Дети показывают.

Дети в сопровождении педагогов переходят и садятся на скамейки напротив доски.

Несколько учащихся, работающих по индивидуальному плану, переходят вместе с ассистентами в зону индивидуальной работы.

Во время индивидуальных занятий не занятые учителем дети выполняют посильные игровые упражнения по сортировке или  нанизыванию.

Индивидуальное занятие проводится по постройке ворот или башенки из кубиков с пространственной ориентировкой – «поставить наверх».

Конструирование по подражанию. «Посади мишку наверх», «Поставь матрешку наверх» и т.п.

IV этап

Цель: закрепление представлений в ходе постройки ворот и расположения объектов по отношению к постройке.

Оргмомент:

- Сейчас мы будем строить ворота.

Мотивация:

Хотите построить?

Ориентировка:

- там у Н.В. лежат модули (учитель поворачивается в их сторону, второй педагог показывает рукой на предметы).

- надо ставить их сюда (указательный жест). Будем все делать по очереди.

Исполнение:

- Д., принеси большой красный модуль. Поставь сюда.

И Т.Д.

После постройки ворот. Учитель располагает предметы наверху или внизу ворот.  

- Посмотрите, кто это?

- Птичка живет высоко – вот здесь (учитель прикрепляет игрушку наверх) и т.п.

Одновременно проговариваются слова: наверх, вниз, наверху, внизу, высоко, низко.

- Машина живет в гараже, а гараж внизу, Р. поставь машину вниз и т.д.

15-20 мин.

Дети сидят на стульчиках.

Да.

Дети слушают инструкцию, соответствующую их уровню, приносят и ставят модули. Ассистенты осуществляют необходимую помощь.

Дети, находящиеся в колясках, переносят модули совместно с педагогом.

 

- Птичка!

Учащиеся по очереди располагают другие предметы (машина, кошка, собака, петушок, поросенок) по заданию учителя.

- Молодцы! А теперь мы снова пересядем на стулья.

Посмотрите, что у меня есть (учитель показывает корзинку с деталями для картины) и картину с изображением зайца, мышки и медведя на дорожке, в небе – солнышко, облака, птицы и самолёт.

Давайте сделаем красивую картину!

(Учитель дает детали детям по очереди, просит прикрепить её наверх или вниз на дорожку. По окончании составления картины хвалит детей за работу).

7-10 мин

Учащиеся прикрепляют  вверх или вниз части картины: солнышко, облака, дорожку, птичек, самолёт, зайку, мишку, мышку (заданию учителя).

V этап

Цель: эмоциональная разрядка.

- Все встанем в круг, а я проверю, как вы все хорошо запомнили. Поднимите руки вверх. Молодцы, опустите руки. Поднимите ногу вверх, молодцы, опустите. Давайте потанцуем!

(Музыкальная игра «Ручка вверх и ручка вниз»).

- Молодцы! Садитесь на стульчики.

Урок  «Математика» окончен (из ряда визуального расписания убирается карточка). Идите отдыхать.

4 мин.

Дети выполняют движения под музыку.

Учащиеся выходят на перемену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к ЦОР. Тема: " Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений."

Цель: предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему работ...

Пространственные представления (слева, справа) по ФГОС

Уточнение и формирование представлений: «слева», «справа», упражнение в определении последованности представлений; закрепление умения считать предметы, сравнивать группы предметов....

: Формирование пространственных представлений «Далеко - близко» 1 доп.класс (вариант 2)

Урок: Математические представленияКласс: 1 «а» доп. класс (вариант 2) Тема: Формирование пространственных представлений «Далеко - близко»Цель: Формировать пространственные...

Математические представления "Пространственные представления"

quot;Пространственные представления: внутри, снаружи, в, рядом, около"...

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

Развитие пространственных представлений у детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОСМетодические рекомендации для психологов, логопедов, дефектологов, учителей начальных классов, работающих с детьми с ОВЗ...

Дифференцированное групповое занятие педагога - психолога и учителя - логопеда для обучающихся 1(дополнительного) класса по АООП вариант 7.2, вариант 1.

Данное занятие может быть полезно для узких специалистов и учителей начальных классов работающих с детьми ОВЗ....