РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
методическая разработка
Таблица заданий. Работа с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz_zadaniya_korrektsiya_tablitsa.docx | 646.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Название и содержание | Возраст | Цель проведения | Ход проведения |
1.Провести подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленить главные, существенные признаки, которые отличают один объект от другого или делают их сходными | 6-7 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Из нарисованных фигур выбрать три, которые больше похожи друг на друга, чем четвертая. |
Выделить заданные формы в окружающих предметах или демонстрируемых учителем рисунках | 6-7 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Рассмотри чертежи. Подсчитай, сколько в каждом квадратике треугольников. |
Разделить объект на составные элементы (формы), охарактеризовать их | 6-8 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Рассмотри рисунок. Какие геометрические фигуры его составляют? Сколько их? |
Воспроизвести заданные фигуры разными способами (построить из палочек или спичек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т. п.) | 6-8 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | В ходе игры её участникам даётся задание с помощью различных материалов воспроизвести ту или иную геометрическую фигуру разными способами (построить из палочек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т. д.). Выигрывает тот, кто предлагает наиболее узнаваемые и интересные варианты создания фигур. |
Преобразовать фигуры | 7-9 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | С помощью палочек или спичек из одной фигуры сделать другую, перекладывая или добавляя заданное количество палочек или спичек. |
Дорисовать незавершенные контуры геометрических фигур, предметов и др | 6-7 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Догадайтесь, какие фигуры хотел нарисовать художник. Дорисуйте их самостоятельно. |
2.Определить сторонность у себя, сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми комментариями, а затем только мысленно | 6-10 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Ведущий предлагает участникам игры внимательно слушать его игровые задания и выполнить их, но только в том случае. Если его обращение будет начинаться со слова «пожалуйста». Выигрывает тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки (или допустит их меньше, чем остальные игроки) |
Выделить объекты, указать их местоположение в пространстве относительно себя | 6-9 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Ведущий предлагает детям выполнить следующую игровую задачу – назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала слева, а затем – справа от игроков. Выигрывает либо тот, кто правильно назовёт наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовёт предмет, расположенный справа (слева) от игроков. |
Определить сторонность объектов, находящихся напротив, обозначить ситуацию вербально | 6-10 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому игроку занимали одно и то же положение. От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ведущего, который перечисляет окружающие их предметы и просит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»). |
Обозначить направления графически (схемой), предварительно показав их рукой в воздухе | 6-7 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Играющие – водители – сидят за столами. Учитель – милиционер – показывает картинки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую страну едут машины. Если направо. Они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить. |
Определить линейную последовательность предметного ряда, находящегося напротив; | 8-11 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Одному из игроков даётся ряд заданий, например, показать у расположившегося напротив него товарища левую бровь, правое ухо, правую щеку и т. д. После того как определится лучший игрок в каждой паре, они могут продолжить соревнование друг с другом. |
Написать «геометрический диктант» — на плоскости листа под диктовку педагога расположить требуемые геометрические фигуры | 7-10 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | - из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника; - из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника; - из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький; - из 9 палочек составить 5 треугольников; - из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника Например: |
3.Определить пространственные соотношения между предметами, обозначить их вербально | 8-9 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Игра « Разговор по телефону» Выкладывается картинка с изображением персоонажей, телефонов, проводов. Ребенок должен выяснить, кто кому звонит? ( распутать провода) |
Провести преобразования в расположении предметов относительно друг друга по словесной инструкции или наглядно представленному образцу | 6-7 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | В этом игровом задании ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, каждый раз поощряя тех детей, которые первыми правильно их произведут, например: - расположить на столе карандаш около тетради; - между тетрадью и карандашом положить ручку; - положить карандаш на тетрадь; - положить ручку и карандаш под тетрадь |
Определить пространственные соотношения элементов графических изображений | 6-8 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Перед игрой взрослый готовит несколько карточек, которые различаются между собой расположением на них предметов (геометрических фигур, букв, цифр), а детям раздаются наборы соответствующих предметных картинок (геометрических фигур, букв, цифр). Игровое задание – в условиях краткосрочного предъявления проанализировать расположение элементов на карточке и воспроизвести их с помощью индивидуальных игровых наборов. |
Выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции | 6-11 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Для игры потребуется какой-либо строительный конструктор. Игровая задача – сделать точную копию постройки, выполненной ведущим. После того как все строители закончат возведение своих построек, выявляется победитель. Вариант игры: образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа, опираясь на который дети выполняют свои постройки. |
Провести ориентировку на основе предложенного плана и т. д. | 7-10 лет | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа. | Перед началом игры рисуется (выполняется в технике аппликации) план города с указанием названий улиц и номеров домов. Далее взрослый предлагает детям следующие игровые ситуации: 1) Во всех домах города живут дети, которые ходят в школу. Занятия в школе у всех начинаются в одно и то же время. Подумайте, из какого дома могут выходить в школу позже, чем из других. 2) Маша живёт в доме №5 на Цветочной улице, а её подруга Наташа – в доме №2 на Осенней улице. Расскажите, как Маше можно пройти в гости к Наташе. А как нужно Наташе идти в гости к Маше? 3) Серёжа живёт в доме № 4 на Осенней улице. Он вышел из своего дома, повернул направо и зашёл во второй дом на чётной стороне улицы. Куда он пошёл? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста
Данные упражнения формируют функциональный базис чтения и письма....
Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста
Данные упражнения формируют функциональный базис чтения и письма....
Индивидуально-коррекционное занятие, направленное на развитие и совершенствование зрительного восприятия
Материал будет интересен для коррекционных педагогов. Проводится занятие в форме игры. Присутствует диагностика....
Презентация к ЦОР. Тема: " Формирование пространственного восприятия, зрительно- пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений."
Цель: предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему работ...
Развитие пространственного восприятия при изучении предлогов В и НА
Развитие пространственного восприятия при изучении предлогов В и НА...
Развитие пространственного восприятия у детей
карточки для развития пространственного восприятия детей...
Потенциал развития пространственного восприятия у младшего школьника согласно Госстандарту
Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования имеет отличия от прежних стандартов обучения, и главное отличие рассматривается в смене объяснительного подхода в пр...