Урок математики в 3 классе "Умножение на однозначное число"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок математики в 3 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Умножение на однозначное число"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onz_matem_umnozhenie_na_odnoznachnoe_chislo.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени героя России Ф.Г. Гануса №72

Урок открытия новых знаний

на городском семинаре

по математике

в 3 классе

на тему:

«Умножение на

однозначное число»

                                             

                                                  Учитель: Плетнева С.А.

                                                                                         

Липецк  2015 г.

Тема: «Умножение на однозначное число».

Цель: сформировать способность к выполнению письменного умножения на          однозначное число;

повторить и закрепить нумерацию, сложение и вычитание многозначных чисел;

повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель;

тренировать вычислительные навыки (письмо, сложение, табличное умножение);

развивать внимание, память, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение), математическую речь;

формировать умение преодолевать трудности в учебе.

Оборудование:

I  Самоопределение к деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащегося к деятельности на уроке через создание доброжелательной обстановки и вопросы на положительный личный опыт детей;

           2) определить содержательные рамки урока.

Приветствие гостей.

  1. – Прочитайте. Как понимаете смысл пословицы?

         Нет милее дружка, чем родима матушка.

     - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, доброго, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.

          -   Ребята, а какой праздник отмечают в ноябре?

         - И сегодняшний урок мы посвятим им, - нашим мамам. Порадуйте их своими достижениями.

  1. – А сколько поздравлений получают мамы в разных уголках нашей страны. (234,567,5106)

- Какие это числа? (прочитать многозначные числа)

- Ребята, а умеете ли вы сравнивать, вычитать, складывать многозначные числа?

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать с многозначными числами

II  Актуализация знаний.

Цель:

1)

2) тренировать мыслительные операции: анализ, аналогия обобщения;

  1. Зафиксировать распределительное свойство умножения; алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;

  1. – Работаем с числовым рядом:

        17,234,345,123,456.

- Найдите лишнее число? (17)

- Почему оно лишнее? (оно двузначное)

- Что можете рассказать об этом числе?

(двузначное, нечетное, в нем 1 десяток 7 единиц, предыдущее 16, последующее 18, сумма цифр равна 8, сегодняшнее число)

- Как назвать оставшиеся числа? (трехзначные)

- Замените число суммой разрядных слагаемых.

123=100+20+3

234=200+30+4

345=300+40+5

456=400+50+6

- Что заметили? Какая закономерность в записи суммы? (в порядке возрастания, число с десятка единицы увеличивается на 14)

- Продолжите ряд. (567)

- Ребята, посмотрите, что я сейчас сделаю. (перевор)

 Прочитаем слово  (совет)

- Когда мама помогает вам своим советом? (когда нам трудно, нужна помощь).

- А когда маме трудно, предлагаете ли вы свою помощь? Какую?

- У мамы самые нежные и ласковые руки, они умеют все. У мамы самое доброе и чуткое сердце. Оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы не было человеку лет, 8 или 50, ему всегда нужна мама.

  1. – Поможем маме вычислить расходы.

57×9=(50+7)×9=50×9+7×9=450+63=513 (в тетради и на доске)

- На какое свойство мы опирались вычисляя? (распределительное)

- Как выглядит это свойство в обобщенном виде?   (проговорим, озвучим)

(а+в)×с=а×с+в×с

- Скажите, удобно ли так вычислять? (нет, легче в столбик)

- Вычислите:  57          (ученик у доски (в тетради) проговаривая,

                     ×   9           алгоритм умножения двухзначных чисел

  1.      на однозначное открываю по шагам).

  1. - Использую алгоритм умножения, который знаем, решите пример в столбик:

            576

          ×   9

III  Постановка проблемы:

Цель:

 1) выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения в учебной деятельности;

2) согласовать тему и цель.

- Почему возникло затруднение? (умножать умеем двухзначные числа, а здесь трехзначные, не хватает знаний).

- Какова цель урока?

 (1. надо научится умножать трехзначные число на однозначное;

  2. построить алгоритм умножения).

- Какова тема на уроке? (умножение трехзначных чисел на однозначное).

IV Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

  1.  построить алгоритм письменного умножения многозначных чисел на однозначное (в столбик);
  2. зафиксировать новое знание в речи и знаково.

  1. – Чем данный пример отличается от предыдущего? (1 множественное, появились сотни);

- Ребята, поработаем с графической моделью.

- Обратите внимание на красный прямоугольник. Что обозначают числа 6 и 9?

- Как найти площадь этого прямоугольника? (6×9=54)

- Работаем с желтым прямоугольником (70×9=630)

- И, наконец, с зеленым (500×9=4500)

- Это была подсказка для того, чтобы вы решили пример в строчку №2 (а).

- Запишем решение этого примера.

( 576×9=(500+70+6)×9 )=500×9+70×9+6×9=4500+630+54=5184

   4500

+   630

       54

   5184

  1. Работа в группах. – Поработаем в группах.

-  Глядя на пример, как умножить трехзначное число на однозначное?

Придумайте, как записать решение этого примера в обобщенном виде.

(а+в+к)×с=а×с+в×с+к×с

- Все вы справились с заданием правильно, но общепринятое обозначение такое:   (а+b+с)×d=a×d+b×d+c×d

  1. – Удобно ли так выполнять вычисления?

(нет, громоздкая запись, уходит много времени)

- Как легче решить пример? ( в столбик)

- Что же надо добавить в уже известный нам алгоритм умножения двухзначных чисел на однозначное? (умножение сотен)

4) – Вернемся к примеру, который вызвал у нас затруднение и решим, используя новый алгоритм.

- Справились ли мы с затруднением?

V Физкультминутка. Песня Ю.Началова “Мама».

Бывает утро так туманно,

Бывает темным день, как ночь,

Но промелькнет в сознанье мама,

Она сумеет мне помочь.

И сразу солнце ярче светит,

Как вспомнишь милые черты.

Как хорошо, что есть на свете

Очаг тепла и доброты.

Как хорошо, что есть на свете

Очаг тепла и доброты.

Порой так  хочется под вечер,

Поговорить с тобой в тиши.

Но мимолетны наши встречи,

Мы все спешим, все спешим.

VI Первичное закрепление.

Цель: зафиксировать новый способ записи умножения трехзначного числа на однозначное (в столбик) во внешней речи.

- Потренируемся в решении примеров.

- Выберите из учебника номера для закрепления.

(№3)

  1. - №3 (а) – решим с комментированием.
  2.  - Работа в парах.

- Поработаем в парах. Выберите в №3 (б) примеры на новый прием умножения.

1 пример – объясняет 1 вариант своему соседу

2 пример – 2 вариант объясняет соседу.

VII Самоконтроль с самопроверкой по подробному образцу.

Цель: 1)проверить на основе сопоставления с (эталоном) образцом свое умение умножать трехзначное число на однозначное, записывая решение столбиком.

          2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

Готовы теперь проверить свои силы?

        I вариант                                                      

2          

          507

        ×  3

1521

__________________

22

     734

×      6 

4404

II вариант

 

2          

          807

        ×  4

3228

__________________

52

     473

×      7 

3311

- Проверьте. Оцените себя?

VIII  Включите в систему знаний и повторений.

- Где пригодятся полученные знания?

(при решении примеров, задач, уравнений в жизни)

- У вас на столах карточки с примерами. Выберите примеры на новый прием умножения. Вычислите и расшифруйте «волшебные слова».

 

       I вариант

4236

1132

861

630

410

м

и

л

а

я

 205×2=410 я      706×6=4236 м

  8×9=       о         283×4=1132  и

126×5=630  а      56×100=      е

7×123=861  л      78×3=    н

                II  вариант

2863

2515

1496

948

865

812

н

е

ж

н

а

я

 406×2=812 я      409×7=2863 н

  7×6=       с         374×4=1496  ж

173×5=865  а      503×5=  2515    е

4×237=948  н      72×1000=    о

- Какие «волшебные слова» вы получили?

- О ком они?

- Что это за часть речи?

- Какие еще имена прилагательные характеризуют вашу маму? (добрая, любимая, светлая, веселая,…)

Цель: 1)тренировать способность к использованию записи умножения многозначных чисел на однозначные.

       2)межпредметная связь (с русским языком).

 

- Будьте чутки и внимательны к маме. Умейте ценить материнскую любовь. Берегите ее. Ведь к ней мы идем в минуты нашей слабости и трудностей.

IX  Рефлексия учебной деятельности на уроках.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: запись умножения трехзначных чисел на однозначное в столбик;

          2)оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;

  1.  Зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности;
  2. обсудить и записать домашнее задание.

  1. – С какими трудностями встретились? (умножение трехзначных чисел на однозначные).

- Сумели их преодолеть?

- Над чем еще надо поработать? (над табличным умножением).

- Что понравилось на уроке?

- Украсили букет для нашей мамы?

(красный – понял, могу объяснить другим)

(желтый – понял, но нужен тренинг)

(зеленый – нужна консультация)

  1. Д/з – творч. Придумать 3 примера на новый прием умножения.

           - и №……

3) – Закончить урок хотелось бы замечательным стихом С. Островского «Песня о женщине».

      Наши гости тоже женщины, чьи – то мамы. Они радуются и переживают как за своих детей, так и за вашу работу. Подарим им свои открытки.

- Урок окончен. Всем спасибо.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме:Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Конспект урока по математике по теме: "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд". Все этапы урока связываются логическими заданиями с  использованием  геометриче...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Однозначные числа"

Урок математики в 1 классе (УМК "Гармония").Разработка включает в себя конспект урока + презентация, в которой учитель найдет для себя интересные задания, которые он может использовать и на других уро...

Урок математики в 1 классе "Однозначные числа".

В конспекте представлен урок математики в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока математики 2 класс "Прибавление однозначного числа к 10"

Конспект урока математики 2 класс по программе специальной коррекционной школы VIII вида....

КОНСПЕКТ УРОКА (математика) Тема: Деление на однозначное число 3 класс УМК "Школа XXI века"

КОНСПЕКТ УРОКА (математика)Тема: Деление на однозначное число...