Урок математики в 3 классе "Умножение на однозначное число"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему
Урок математики в 3 классе по учебнику Л.Г. Петерсон "Умножение на однозначное число"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onz_matem_umnozhenie_na_odnoznachnoe_chislo.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
имени героя России Ф.Г. Гануса №72
Урок открытия новых знаний
на городском семинаре
по математике
в 3 классе
на тему:
«Умножение на
однозначное число»
Учитель: Плетнева С.А.
Липецк 2015 г.
Тема: «Умножение на однозначное число».
Цель: сформировать способность к выполнению письменного умножения на однозначное число;
повторить и закрепить нумерацию, сложение и вычитание многозначных чисел;
повторить распределительное свойство умножения и его графическую модель;
тренировать вычислительные навыки (письмо, сложение, табличное умножение);
развивать внимание, память, мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение), математическую речь;
формировать умение преодолевать трудности в учебе.
Оборудование:
I Самоопределение к деятельности.
Цель: 1) мотивировать учащегося к деятельности на уроке через создание доброжелательной обстановки и вопросы на положительный личный опыт детей;
2) определить содержательные рамки урока.
Приветствие гостей.
- – Прочитайте. Как понимаете смысл пословицы?
Нет милее дружка, чем родима матушка.
- Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, доброго, единственного. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас.
- Ребята, а какой праздник отмечают в ноябре?
- И сегодняшний урок мы посвятим им, - нашим мамам. Порадуйте их своими достижениями.
- – А сколько поздравлений получают мамы в разных уголках нашей страны. (234,567,5106)
- Какие это числа? (прочитать многозначные числа)
- Ребята, а умеете ли вы сравнивать, вычитать, складывать многозначные числа?
- Сегодня на уроке мы продолжаем работать с многозначными числами
II Актуализация знаний.
Цель:
1)
2) тренировать мыслительные операции: анализ, аналогия обобщения;
- Зафиксировать распределительное свойство умножения; алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;
- – Работаем с числовым рядом:
17,234,345,123,456.
- Найдите лишнее число? (17)
- Почему оно лишнее? (оно двузначное)
- Что можете рассказать об этом числе?
(двузначное, нечетное, в нем 1 десяток 7 единиц, предыдущее 16, последующее 18, сумма цифр равна 8, сегодняшнее число)
- Как назвать оставшиеся числа? (трехзначные)
- Замените число суммой разрядных слагаемых.
123=100+20+3
234=200+30+4
345=300+40+5
456=400+50+6
- Что заметили? Какая закономерность в записи суммы? (в порядке возрастания, число с десятка единицы увеличивается на 14)
- Продолжите ряд. (567)
- Ребята, посмотрите, что я сейчас сделаю. (перевор)
Прочитаем слово (совет)
- Когда мама помогает вам своим советом? (когда нам трудно, нужна помощь).
- А когда маме трудно, предлагаете ли вы свою помощь? Какую?
- У мамы самые нежные и ласковые руки, они умеют все. У мамы самое доброе и чуткое сердце. Оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы не было человеку лет, 8 или 50, ему всегда нужна мама.
- – Поможем маме вычислить расходы.
57×9=(50+7)×9=50×9+7×9=450+63=513 (в тетради и на доске)
- На какое свойство мы опирались вычисляя? (распределительное)
- Как выглядит это свойство в обобщенном виде? (проговорим, озвучим)
(а+в)×с=а×с+в×с
- Скажите, удобно ли так вычислять? (нет, легче в столбик)
- Вычислите: 57 (ученик у доски (в тетради) проговаривая,
× 9 алгоритм умножения двухзначных чисел
- на однозначное открываю по шагам).
- - Использую алгоритм умножения, который знаем, решите пример в столбик:
576
× 9
III Постановка проблемы:
Цель:
1) выявить и зафиксировать в речи отличительное свойство задания, вызвавшего затруднения в учебной деятельности;
2) согласовать тему и цель.
- Почему возникло затруднение? (умножать умеем двухзначные числа, а здесь трехзначные, не хватает знаний).
- Какова цель урока?
(1. надо научится умножать трехзначные число на однозначное;
2. построить алгоритм умножения).
- Какова тема на уроке? (умножение трехзначных чисел на однозначное).
IV Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- построить алгоритм письменного умножения многозначных чисел на однозначное (в столбик);
- зафиксировать новое знание в речи и знаково.
- – Чем данный пример отличается от предыдущего? (1 множественное, появились сотни);
- Ребята, поработаем с графической моделью.
- Обратите внимание на красный прямоугольник. Что обозначают числа 6 и 9?
- Как найти площадь этого прямоугольника? (6×9=54)
- Работаем с желтым прямоугольником (70×9=630)
- И, наконец, с зеленым (500×9=4500)
- Это была подсказка для того, чтобы вы решили пример в строчку №2 (а).
- Запишем решение этого примера.
( 576×9=(500+70+6)×9 )=500×9+70×9+6×9=4500+630+54=5184
4500
+ 630
54
5184
- Работа в группах. – Поработаем в группах.
- Глядя на пример, как умножить трехзначное число на однозначное?
Придумайте, как записать решение этого примера в обобщенном виде.
(а+в+к)×с=а×с+в×с+к×с
- Все вы справились с заданием правильно, но общепринятое обозначение такое: (а+b+с)×d=a×d+b×d+c×d
- – Удобно ли так выполнять вычисления?
(нет, громоздкая запись, уходит много времени)
- Как легче решить пример? ( в столбик)
- Что же надо добавить в уже известный нам алгоритм умножения двухзначных чисел на однозначное? (умножение сотен)
4) – Вернемся к примеру, который вызвал у нас затруднение и решим, используя новый алгоритм.
- Справились ли мы с затруднением?
V Физкультминутка. Песня Ю.Началова “Мама».
Бывает утро так туманно,
Бывает темным день, как ночь,
Но промелькнет в сознанье мама,
Она сумеет мне помочь.
И сразу солнце ярче светит,
Как вспомнишь милые черты.
Как хорошо, что есть на свете
Очаг тепла и доброты.
Как хорошо, что есть на свете
Очаг тепла и доброты.
Порой так хочется под вечер,
Поговорить с тобой в тиши.
Но мимолетны наши встречи,
Мы все спешим, все спешим.
VI Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать новый способ записи умножения трехзначного числа на однозначное (в столбик) во внешней речи.
- Потренируемся в решении примеров.
- Выберите из учебника номера для закрепления.
(№3)
- - №3 (а) – решим с комментированием.
- - Работа в парах.
- Поработаем в парах. Выберите в №3 (б) примеры на новый прием умножения.
1 пример – объясняет 1 вариант своему соседу
2 пример – 2 вариант объясняет соседу.
VII Самоконтроль с самопроверкой по подробному образцу.
Цель: 1)проверить на основе сопоставления с (эталоном) образцом свое умение умножать трехзначное число на однозначное, записывая решение столбиком.
2) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
Готовы теперь проверить свои силы?
I вариант
2 |
507
× 3
1521 |
__________________
22 |
734
× 6
4404 |
II вариант
2 |
807
× 4
3228 |
__________________
52 |
473
× 7
3311 |
- Проверьте. Оцените себя?
VIII Включите в систему знаний и повторений.
- Где пригодятся полученные знания?
(при решении примеров, задач, уравнений в жизни)
- У вас на столах карточки с примерами. Выберите примеры на новый прием умножения. Вычислите и расшифруйте «волшебные слова».
I вариант
4236 | 1132 | 861 | 630 | 410 |
м | и | л | а | я |
205×2=410 я 706×6=4236 м
8×9= о 283×4=1132 и
126×5=630 а 56×100= е
7×123=861 л 78×3= н
II вариант
2863 | 2515 | 1496 | 948 | 865 | 812 |
н | е | ж | н | а | я |
406×2=812 я 409×7=2863 н
7×6= с 374×4=1496 ж
173×5=865 а 503×5= 2515 е
4×237=948 н 72×1000= о
- Какие «волшебные слова» вы получили?
- О ком они?
- Что это за часть речи?
- Какие еще имена прилагательные характеризуют вашу маму? (добрая, любимая, светлая, веселая,…)
Цель: 1)тренировать способность к использованию записи умножения многозначных чисел на однозначные.
2)межпредметная связь (с русским языком).
- Будьте чутки и внимательны к маме. Умейте ценить материнскую любовь. Берегите ее. Ведь к ней мы идем в минуты нашей слабости и трудностей.
IX Рефлексия учебной деятельности на уроках.
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: запись умножения трехзначных чисел на однозначное в столбик;
2)оценить результативность собственной деятельности и деятельности класса;
- Зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
- – С какими трудностями встретились? (умножение трехзначных чисел на однозначные).
- Сумели их преодолеть?
- Над чем еще надо поработать? (над табличным умножением).
- Что понравилось на уроке?
- Украсили букет для нашей мамы?
(красный – понял, могу объяснить другим)
(желтый – понял, но нужен тренинг)
(зеленый – нужна консультация)
- Д/з – творч. Придумать 3 примера на новый прием умножения.
- и №……
3) – Закончить урок хотелось бы замечательным стихом С. Островского «Песня о женщине».
Наши гости тоже женщины, чьи – то мамы. Они радуются и переживают как за своих детей, так и за вашу работу. Подарим им свои открытки.
- Урок окончен. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме:Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.
Конспект урока по математике по теме: "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд". Все этапы урока связываются логическими заданиями с использованием геометриче...
Презентация "Построй дом" к уроку математике по теме "Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд"
Логическое задание на определение третей фигуры в ряду....
Методическая разработка урока математики в 1 классе "Однозначные числа"
Урок математики в 1 классе (УМК "Гармония").Разработка включает в себя конспект урока + презентация, в которой учитель найдет для себя интересные задания, которые он может использовать и на других уро...
Урок математики в 1 классе "Однозначные числа".
В конспекте представлен урок математики в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"....
Конспект урока математики 2 класс "Прибавление однозначного числа к 10"
Конспект урока математики 2 класс по программе специальной коррекционной школы VIII вида....
КОНСПЕКТ УРОКА (математика) Тема: Деление на однозначное число 3 класс УМК "Школа XXI века"
КОНСПЕКТ УРОКА (математика)Тема: Деление на однозначное число...
КОНСПЕКТ УРОКА (математика) Тема: Деление на однозначное число Закрепление 3 класс УМК "Школа XXI века"
КОНСПЕКТ УРОКА (математика)Тема: Деление на однозначное число...