Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Волшебные точки"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Программа «Волшебные точки» для развития математических способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_volsh_tochki.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Кайтанова Т.В. 2б класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

рабочего поселка Хор района имени Лазо Хабаровского края

   Программа рассмотрена на заседании  МО учителей начальных классов

протокол  от «__»_____20__ г. №____

Руководитель  МО_____/М.А. Назарова/

Согласовано         

Зам. директорапоУВР

_______Ю.В. Гордеева        

Утверждаю

Директор школы

_______Е.Е. Шипикова

приказ от «_»____20_г.№___

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Волшебные точки»

Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта

 начального общего образования.

на период 2014-2015 учебный год

Направление: «Общеинтеллектуальное»для 2 класса

Программу разработал учительначальных классов

МБОУ СОШ №3 р.п. Хор:Кайтанова Татьяна Витальевн

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30  минут.

Название программы:  Программа «Волшебные точки» для развития математических способностей учащихся.

Цель:   развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области многозначных чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • учить правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;
  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
  • Научность.атематика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач
  • оформление математических газет
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Слон»
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа
  • работа в парах, в группах
  • творческие работы
  • экскурсия

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностные:

     У   обучающихся будут сформированы:

-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

    У    обучающихся могут быть сформированы:

-критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.

Метапредметные:

Регулятивные

 Обучающиеся научатся:

               -формулировать и удерживать учебную задачу;

          -планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

Познавательные

Обучающиеся научатся:

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

Обучающиеся получат возможность научится:

- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

 -выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

- выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Обучающиеся получат возможность научится:

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

-работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;

- выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;

- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- применять изученные понятия, результаты и методы при решении   задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Планируемые результаты

Первый уровень результатов –

  • развитие математических способностей и логического мышления детей;
  • повышение интереса к математике.

Второй уровень результатов –

овладение навыком решения задач повышенной трудности

Третий уровень результатов –

- Участие в математических олимпиадах разного уровня

Проверка результатов проходит в форме  игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.)

Учебно-тематический план или Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Введение

1

Мотивация к изучению математики.
Приобретение начального опыта применения математических знаний.

Исторические сведения

2

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности

Логические задачи

5

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Графические диктанты

4

Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» т.д.;

Ребусы

4

Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды.

Задачи-шутки

2

Овладение навыками смыслового чтения текстов

Головоломки

3

Уметь опровергать неправильное направление поиска. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Поверхности, линии, точки

5

Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
Отличать кривые и плоские поверхности;
Уметь читать графическую информацию;
Дифференцировать видимые и невидимые линии;

Математические игры

3

Уметь различать существенные и несущественные признаки.

Комбинаторные задачи

3

Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом

Обобщающие занятия

2

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

ИТОГО

34

Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата

    план

  факт

1

Вводное занятие.

1

03.09

Исторические сведения

2

Сопровождает все темы занятий курса, приводятся высказывания о математиках и математике, случаи из жизни великих математиков. Сообщения обучающихся о некоторых   великих математиках и их открытиях

 2

 Как люди научились считать

1

10.09

 3

Знакомство с Архимедом

1

17.09

Лагические задачи

5

Задачи на отношения «больше», «меньше». Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой.

4

Логические задачи  Игра «У кого какая цифра»

24.09

5

Загадки-смекалки . Игра «Знай свой разряд»

01.10

6

Математические горки. Игра « У кого какая цифра»

08.10

7

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

15.10

8

Логические задачи Истинные и ложные высказывания

22.10

Графические диктанты

4

Построение рисунков по клеточкам в ходе решения занимательных задач, разгадывания загадок и ребусов.

 9

Волшебные клетки или как оживить жирафа.

29.10

 10

Старинные меры длины

12.11

 11

Игра «Цифры в буквах»

19.11

 12

Игра «Крестики-нолики»

26.11

Ребусы

4

Обучения решению ребусов со сложением слов, знаков, букв, знакомство с правилами расшифровки ребусов, упражнения в составлении  ребусов

13

Учимся разгадывать ребусы

3.12

14

Пракикум «Подумай и реши»

10.12

15

Как составляется ребус

17.12

16

Конкурс на лучший математический ребус

24.12

Задачи-шутки

2

Задачи разной сложности на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. Решение задач с конца.

17

Задачи в стихах

29.12

18

Шуточные вопросы по геометрии

12.01

Головоломки

3

Арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства.

19

Фокусы с разгадыванием чисел

19.01

20

Занимательные задачи со спичками

26.01

21

Задачи: не отрывая карандаш

от бумаги.

2.02

Поверхности, линии, точки

5

Пропедевтика геометрических знаний. Восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение.Исторические сведения о развитии геометрии. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры.

22

Преоразование фигур на плоскости

9.02

23

Симметрия фигур

16.02

24

Игра «Удивительный квадрат»

2.03

25

Упражнение  в посторении чертежей на нелинованной бумаге

 16.03

26

Познавательная игра «Семь верст»

 06.04

Математические игры

3

Знакомство с математическими играми, совершенствование вычислительных навыков

27

Загадки-смекалки

13.04

28

Игры судку, танграм

20.04

29

Крестики нолики 3х3

27.04

Комбинаторные задачи

3

Познакомить учащихся с комбинаторным правилом умножения. Решение простейших комбинаторных задач.

30

Выбираем варенье. День рождения

04.05

31

Две шашки. Цветные шары. Замки и ключи

11.05

32

Завтрак Людоеда. Чайная комбинаторика

18.05

Обобщающие занятия

2

33

Математический КВН

25.05

34

Круглый стол «Подведем итоги»

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия

Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.

Житомирский В. Г., Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994

        Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990

          Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

        Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

Перечень Интернет ресурсов        

         -http://viki.rdf/ru/cd_ella/-детские электронные презентации и клипы

          -http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ subjekt=25 –единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов

          - http://uchitel.edu54.ru/ -игры, презентации в начальной школе

          - www.shkola-abv.ru – загадки, логические задания, кроссворды

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ

РП ПОЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...

рабочая прогамма по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа составлена по программе Климановой Л.Ф. письмо и русский язык  1класс...

Рабочая прогамма по математике 3 класс "Школа2100!

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа 2100"....

Рабочая прогамма по курсу "Развитие речи" 2 класс

Данна рабочая программа раработана для учиелей начальных классов, педагогов дополнительного образования.используется во внеурочной деятельности....