Рабочая прогамма внеурочной деятельности "Волшебные точки"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему
Программа «Волшебные точки» для развития математических способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volsh_tochki.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Кайтанова Т.В. 2б класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
рабочего поселка Хор района имени Лазо Хабаровского края
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол от «__»_____20__ г. №____ Руководитель МО_____/М.А. Назарова/ | Согласовано Зам. директорапоУВР _______Ю.В. Гордеева | Утверждаю Директор школы _______Е.Е. Шипикова приказ от «_»____20_г.№___ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Волшебные точки»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
на период 2014-2015 учебный год
Направление: «Общеинтеллектуальное»для 2 класса
Программу разработал учительначальных классов
МБОУ СОШ №3 р.п. Хор:Кайтанова Татьяна Витальевн
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 минут.
Название программы: Программа «Волшебные точки» для развития математических способностей учащихся.
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
- развитие личности ученика, его творческого потенциала;
- развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Принципы программы:
- Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
- Научность.атематика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Слон»
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- проектная деятельность
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- экскурсия
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
У обучающихся могут быть сформированы:
-критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении задач.
Метапредметные:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
-прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научится:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
-работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
- выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Планируемые результаты
Первый уровень результатов –
- развитие математических способностей и логического мышления детей;
- повышение интереса к математике.
Второй уровень результатов –
овладение навыком решения задач повышенной трудности
Третий уровень результатов –
- Участие в математических олимпиадах разного уровня
Проверка результатов проходит в форме игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.)
Учебно-тематический план или Структура курса
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
Введение | 1 | Мотивация к изучению математики. |
Исторические сведения | 2 | Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности |
Логические задачи | 5 | Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации |
Графические диктанты | 4 | Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» т.д.; |
Ребусы | 4 | Уметь решать ребусы, головоломки, кроссворды. |
Задачи-шутки | 2 | Овладение навыками смыслового чтения текстов |
Головоломки | 3 | Уметь опровергать неправильное направление поиска. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. |
Поверхности, линии, точки | 5 | Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур; |
Математические игры | 3 | Уметь различать существенные и несущественные признаки. |
Комбинаторные задачи | 3 | Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом |
Обобщающие занятия | 2 | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия |
ИТОГО | 34 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 03.09 | ||
Исторические сведения | 2 | Сопровождает все темы занятий курса, приводятся высказывания о математиках и математике, случаи из жизни великих математиков. Сообщения обучающихся о некоторых великих математиках и их открытиях | |||
2 | Как люди научились считать | 1 | 10.09 | ||
3 | Знакомство с Архимедом | 1 | 17.09 | ||
Лагические задачи | 5 | Задачи на отношения «больше», «меньше». Формирование модели задачи с помощью схемы, таблицы. Задачи на равновесие, «кто есть кто?», на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. | |||
4 | Логические задачи Игра «У кого какая цифра» | 24.09 | |||
5 | Загадки-смекалки . Игра «Знай свой разряд» | 01.10 | |||
6 | Математические горки. Игра « У кого какая цифра» | 08.10 | |||
7 | Логическая игра «Молодцы и хитрецы» | 15.10 | |||
8 | Логические задачи Истинные и ложные высказывания | 22.10 | |||
Графические диктанты | 4 | Построение рисунков по клеточкам в ходе решения занимательных задач, разгадывания загадок и ребусов. | |||
9 | Волшебные клетки или как оживить жирафа. | 29.10 | |||
10 | Старинные меры длины | 12.11 | |||
11 | Игра «Цифры в буквах» | 19.11 | |||
12 | Игра «Крестики-нолики» | 26.11 | |||
Ребусы | 4 | Обучения решению ребусов со сложением слов, знаков, букв, знакомство с правилами расшифровки ребусов, упражнения в составлении ребусов | |||
13 | Учимся разгадывать ребусы | 3.12 | |||
14 | Пракикум «Подумай и реши» | 10.12 | |||
15 | Как составляется ребус | 17.12 | |||
16 | Конкурс на лучший математический ребус | 24.12 | |||
Задачи-шутки | 2 | Задачи разной сложности на внимательность, сообразительность, логику. Занимательные задачи-шутки, каверзные вопросы с «подвохом». Угадывание задуманных и полученных в результате действий чисел. Решение задач с конца. | |||
17 | Задачи в стихах | 29.12 | |||
18 | Шуточные вопросы по геометрии | 12.01 | |||
Головоломки | 3 | Арифметические равенства, разные цифры которого заменены разными буквами, одинаковые - одинаковыми. Методы перебора и способы решения. Примеры, содержащие отсутствующие цифры, которые необходимо восстановить. Примеры, где требуется расставить скобки, знаки арифметических действий, чтобы получились верные равенства. | |||
19 | Фокусы с разгадыванием чисел | 19.01 | |||
20 | Занимательные задачи со спичками | 26.01 | |||
21 | Задачи: не отрывая карандаш от бумаги. | 2.02 | |||
Поверхности, линии, точки | 5 | Пропедевтика геометрических знаний. Восприятие формы, величины, умение концентрировать внимание и воображение.Исторические сведения о развитии геометрии. Геометрические узоры и паркеты. Правильные фигуры. Кратчайшие расстояния. Геометрические игры. | |||
22 | Преоразование фигур на плоскости | 9.02 | |||
23 | Симметрия фигур | 16.02 | |||
24 | Игра «Удивительный квадрат» | 2.03 | |||
25 | Упражнение в посторении чертежей на нелинованной бумаге | 16.03 | |||
26 | Познавательная игра «Семь верст» | 06.04 | |||
Математические игры | 3 | Знакомство с математическими играми, совершенствование вычислительных навыков | |||
27 | Загадки-смекалки | 13.04 | |||
28 | Игры судку, танграм | 20.04 | |||
29 | Крестики нолики 3х3 | 27.04 | |||
Комбинаторные задачи | 3 | Познакомить учащихся с комбинаторным правилом умножения. Решение простейших комбинаторных задач. | |||
30 | Выбираем варенье. День рождения | 04.05 | |||
31 | Две шашки. Цветные шары. Замки и ключи | 11.05 | |||
32 | Завтрак Людоеда. Чайная комбинаторика | 18.05 | |||
Обобщающие занятия | 2 | ||||
33 | Математический КВН | 25.05 | |||
34 | Круглый стол «Подведем итоги» |
Перечень информационно-методического обеспечения
Печатные пособия
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
Житомирский В. Г., Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Перечень Интернет ресурсов
-http://viki.rdf/ru/cd_ella/-детские электронные презентации и клипы
-http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/ subjekt=25 –единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://uchitel.edu54.ru/ -игры, презентации в начальной школе
- www.shkola-abv.ru – загадки, логические задания, кроссворды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ
РП ПОЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС УМК ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ...
рабочая прогамма по русскому языку 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа составлена по программе Климановой Л.Ф. письмо и русский язык 1класс...
Рабочая прогамма по математике 3 класс "Школа2100!
Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Школа 2100"....
Рабочая прогамма по курсу "Развитие речи" 2 класс
Данна рабочая программа раработана для учиелей начальных классов, педагогов дополнительного образования.используется во внеурочной деятельности....
рабочая прогамма по русскому языку "Планета знаний" 3 класс
русский язык...