рабочая программа по математике 4 кл УМК Гармония
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
рабочая программа по математике 4 кл УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 84.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Рамонский лицей» имени Е.М. Ольденбургской
Рамонского муниципального района
Воронежской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании МО Руководитель Приказ №________от
Протокол №___ от методического совета «___»________2016 г «__» _________2016г «___»____________2016г
Руководитель _________И.В. Кувшинкина
___________И.А.Радченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «МАТЕМАТИКА»
базовый уровень
класс 4 б
2016-2017 учебный год
Разработчик программы:
Тарарыкова Татьяна Вячеславовна
учитель начальных классов, первая квалификационная категория
р.п. Рамонь
2016 г
- Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для 4 класса, базового уровня.
Количество недельных часов – 4.
Количество часов в год – 136, из них 27 часов модуль предметно практико-ориентированной направленности «Формирование устных и письменных вычислительных навыков».
Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая программа составлена с учетом плана МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М.Ольденбургской, на основе примерной программы учебного предмета «Математика», примерной основной образовательной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Рабочая программа реализуется средствами предмета «Математика» на основе авторской программы Н.Б. Истоминой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»). Новые разделы и темы не добавлялись.
Организация процесса обучения регламентирована следующими нормативными документами:
- Конституция Российской Федерации (ст. 43, 44).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
- от 31.03.14 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 08.06.2015г. № 576, от 26.01.2016г. № 38);
- от 09.06.2016г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации:
- от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- от 24.11.2015г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.04.2001 г. № 408/13-13
«О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;
- Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от
25.05. 2015г. №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных организациях»;
- Примерная основная образовательная и примерные программа начального общего
образования, программы отдельных учебных предметов;
- Устав МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской;
- Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской.
Цель курса «Математика» в начальной школе - ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств, предложить учащемуся соответствующие способы познания окружающей действительности. формирование представления о многообразии и увлекательности художественного творчества во всех уголках земли, у каждого народа, своеобразие национальных культур и их взаимосвязь.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
- математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.
- освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).
- Общая характеристика учебного предмета
В основе начального курса математики лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться, которое позволяет не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ОУ всего на изучение учебного курса «Математика» на уровне начального общего образования в МКОУ «Рамонский лицей» им. Е.М. Ольденбургской выделяется 540 часов , из них в 1 классе 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2 классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель), в 3 классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель), в 4 классе 136 (4 ч в неделю, 34 учебных недель.)
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
Математическое знание – это особый способ коммуникации: наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности; участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний; использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры. Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
5. Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения учебного предмета «Математика»
В результате изучения курса математики по данной программе к концу 4 класса у обучающихся будут сформированы предметные (математические) результаты освоения программы, а также личностные и метапредметные результаты (универсальные учебные действия как основа умения учиться: регулятивные, познавательные, коммуникативные).
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как:
- любознательность, трудолюбие;
- способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Четвероклассник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и ритерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Четвероклассник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а
что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия. Четвероклассник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты
Числа и величины
Четвероклассник научится:
- читать, записывать, сравнивать и упорядочивать числа от нуля до 1000000;
- устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; год - месяц -неделя - сутки - час - минута, минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр -сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр), сравнивать названные величины.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических);
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в различных моделях (предметных, вербальных, графических и символических), в строках и столбцах несложных таблиц.
Арифметические действия
Четвероклассник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, арифметических алгоритмов;
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, п кидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Четвероклассник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосв; между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для peL ния задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифмети ским способом (в 2-3 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- решать задачи в 3-4 действия;
- находить разные способы решения задач;
- решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Четвероклассник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ло1 ная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрег квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- распознавать плоские и кривые поверхности;
- распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Четвероклассник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Четвероклассник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Четвероклассник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы,
диаграммы, схемы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения.
Четвероклассник получит возможность научиться:
- решать простые и усложнённые уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий;
- находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.
6.Содержание учебного предмета
№ п/п | Название темы
| Количество часов | Основное содержание темы, термины и понятия. | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Проверь себя! Чему ты научился в первом, втором и третьем классах? | 10 | Многозначные числа. Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Разрядный состав многозначных чисел. Решение задач разных видов | урок практическая работа | измерение величин слушание наблюдение систематизация знаний решение экспериментальных задач анализ графиков, таблиц и схем |
2. | Умножение многозначного числа на однозначное | 8 | Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Постановка учебной задачи. Анализ и сравнение произведений. Коррекция ошибок. Взаимосвязь компонентов и результата действий. Умножение многозначных чисел на 1 и на 0 | урок Исследовательская работа практическая работа | слушание наблюдение систематизация знаний решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем |
3. | Деление с остатком | 14 | Деление с остатком. Предметный смысл. Взаимосвязь компонентов и результата деления (с остатком и без остатка). Способы деления с остатком: (подбор делимого, подбор неполного частного) Классификация записей на деление с остатком | урок Исследовательская работа практическая работа | слушание наблюдение систематизация знаний решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем |
4. | Умножение многозначных чисел | 10 | Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на двузначное число, оканчивающееся нулём. Способы самоконтроля | урок Исследовательская работа практическая работа | слушание наблюдение систематизация знаний решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем |
5. | Деление многозначных чисел | 17 | Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число) | урок Исследовательская работа практическая работа | слушание наблюдение систематизация знаний решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем |
6. | Доли и дроби | 3 | Доли и дроби. Знаменатель. Числитель. Предметное изображение долей и дробей. Изображение долей отрезка. Нахождение части от числа и числа по его части | урок практическая работа | решение экспериментальных задач слушание наблюдение систематизация знаний анализ графиков, таблиц и схем |
7. | Действия с величинами | 13 | Действия с величинами. Соотношение единиц величин (длина, масса, время). Сравнение величин. Запись в порядке возрастания или убывания. Построение отрезка заданной длины. Поиск закономерности ряда величин. Площадь и периметр прямоугольника. Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Единицы массы: грамм, килограмм, тонна, центнер. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, год, век. Единица объема - литр. Соотношение единиц величин. Сравнение однородных величин. Действия с величинами. | урок Исследовательская работа практическая работа | решение экспериментальных задач измерение величин слушание наблюдение систематизация знаний |
8. | Скорость движения | 18 | Знакомство с единицами скорости в процессе решения арифметических задач. Нахождение скорости движения по известному расстоянию и времени; расстояния – по известным величинам скорости и времени; времени – по известным величинам расстояния и скорости | урок Исследовательская работа практическая работа | решение экспериментальных задач измерение величин слушание наблюдение систематизация знаний |
9. | Уравнения. Числовые и буквенные выражения | 10 | Уравнения. Способы решения уравнений (простых и усложненных). Решение задач способом составления уравнений. Буквенные выражения. Нахождение числовых значений буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв | урок Исследовательская работа практическая работа | слушание наблюдение систематизация знаний решение познавательных задач анализ графиков, таблиц и схем |
10. | Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах? | 6 | Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Деление с остатком. Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число. Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число). Доли и дроби. Действия с величинами. Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.). Уравнения. Буквенные выражения | урок практическая работа | решение экспериментальных задач измерение величин слушание наблюдение систематизация знаний |
11 | Формирование устных и письменных вычислительных навыков | 27 | Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. Алгоритм письменного умножение многозначного числа на однозначное. Деление с остатком. Алгоритм умножения на двузначное и трёхзначное число. Алгоритм письменного деления (деление на однозначное, двузначное, трёхзначное число). Доли и дроби. Действия с величинами. Текстовые задачи с величинами (скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость и др.). Уравнения. Буквенные выражения. | Викторина, игра-путешествие, конкурсы, самостоятельная работа | слушание наблюдение систематизация знаний решение экспериментальных задач выполнение творческих заданий |
итого | 136ч |
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Примерные сроки изучения | Дата фактическая | Примечания |
1 | Сравнение многозначных чисел. Табличное умножение | 01-02.09.2016 | ||
2 | Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий | 01-02.09.2016 | ||
3 | Взаимосвязь компонентов и результата действий. Правило. Арифметические задачи | 05-09.09.2016 | ||
4 | Арифметические задачи | 05-09.09.2016 | ||
5 | Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени | 05-09.09.2016 | ||
6 | Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. Многогранник. Прямоугольный параллелепипед. | 05-09.09.2016 | ||
7 | Деление числа на произведение. Диаграмма | 12-16. 09.2016 | ||
8 | Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. | 12-16. 09.2016 | ||
9 | Контрольная работа (вводная). | 12-16. 09.2016 | ||
10 | Анализ контрольной работы. Числовые выражения. Развертка куба. | 12-16. 09.2016 | ||
11-12 | Алгоритм умножения на однозначное число. | 19-23.09.2016 | ||
13 | Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное. | 19-23.09.2016 | ||
14 | Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений. | 19-23.09.2016 | ||
15 | Арифметические задачи. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число. | 26-30.09.2016 | ||
16 | Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице. | 26-30.09.2016 | ||
17 | Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями на однозначное число. Многогранник, его развертка. | 26-30.09.2016 | ||
18 | Самостоятельная работа по теме «Умножение многозначного числа на однозначное» | 26-30.09.2016 | ||
19 | Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. | 03-07.10.2016 | ||
20 | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с остатком. | 03-07.10.2016 | ||
21 | Деление с остатком. Подбор неполного частного. | 03-07.10.2016 | ||
22 | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений. | 03-07.10.2016 | ||
23-24 | Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. | 10-14.10.2016 | ||
25 | Деление с остатком. Случай, когда делимое меньше делителя. Классификация выражений | 10-14.10.2016 | ||
26 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком». | 10-14.10.2016 | ||
27 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Деление с остатком. | 17-21.10.2016 | ||
28 | Решение задач | 17-21.10.2016 | ||
29 | Деление на 10, 100. Решение задач | 17-21.10.2016 | ||
30 | Умножение многозначного числа на однозначное. Решение задач | 17-21.10.2016 | ||
31 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком. Решение задач». | 24-28.10.2016 | ||
32 | Работа над ошибками. Решение задач | 24-28.10.2016 | ||
33-35 | Алгоритм умножения на двузначное число. Правила порядка выполнения действий. | 24-28.10.2016 31.10.2016-04.11.2016 | ||
36 | Решение задач. Геометрические тела. | 31.10.2016-04.11.2016 | ||
37 | Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Решение задач. | 31.10.2016-04.11.2016 | ||
38 | Решение задач. Классификация многогранников. | 31.10.2016-04.11.2016 | ||
39 | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. | 14-18.11.2016 | ||
40 | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное и двузначное | 14-18.11.2016 | ||
41 | Алгоритм умножения многозначных чисел. Решение задач | 14-18.11.2016 | ||
42 | Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел» | 14-18.11.2016 | ||
43 | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Работа с тестовыми заданиями. | 21-25.11.2016 | ||
44 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 21-25.11.2016 | ||
45 | Постановка учебной задачи | 21-25.11.2016 | ||
46 | Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. Деление суммы на число. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа. | 21-25.11.2016 | ||
47 | Табличные случаи деления. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
48 | Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
49 | Алгоритм письменного деления. Прикидка количества цифр в частном. | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
50 | Решение задач | 28.11.2016-02.12.2016 | ||
51 | Табличные случаи деления. | 05-09.12.2016 | ||
52 | Задачи на площадь и периметр прямоугольника. Взаимосвязь компонентов деления с остатком и без остатка и результата. | 05-09.12.2016 | ||
53 | Решение задач. | 05-09.12.2016 | ||
54 | Решение задач. Взаимосвязь компонентов и результата деления. Грани и развёртка куба | 05-09.12.2016 | ||
55 | Задачи на площадь и периметр прямоугольника. | 12-16.12.2016 | ||
56 | Итоговая контрольная работа за I полугодие. | 12-16.12.2016 | ||
57 | Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 12-16.12.2016 | ||
58 | Алгоритм письменного деления. Грани и развёртка куба. | 12-16.12.2016 | ||
59 | Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями. | 19-23.12.2016 | ||
60 | Алгоритм письменного деления. Прикидка результата. Сравнение выражений. Решение задач | 19-23.12.2016 | ||
61-62 | Алгоритм письменного деления. Решение задач. | 19-23.12.2016 | ||
63 | Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями. | 26-28.12.2016 | ||
64 | Самостоятельная работа по теме « Деление многозначных чисел». | 26-28.12.2016 | ||
65 | Работа с тестовыми заданиями. | 16-20.01.2017 | ||
66 | Постановка учебной задачи. Терминология. Предметный смысл дроби (доли) | 16-20.01.2017 | ||
67 | Предметный смысл дроби. Часть от целого. | 16-20.01.2017 | ||
68 | Нахождение дроби от числа и числа по дроби | 16-20.01.2017 | ||
69 | Величины на практике. Единицы длины и их соотношения. | 23-27.01.2017 | ||
70 | Сравнение величин, сложение и вычитание величин. | 23-27.01.2017 | ||
71-72 | Решение задач с величинами. | 23-27.01.2017 | ||
73 | Решение задач с величинами. | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
74 | Решение задач с величинами. | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
75 | Самостоятельная работа по теме « Действия с величинами». | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
76 | Сложение и вычитание величин. Поиск закономерностей. Решение задач. | 30.01.2017-03.02.2017 | ||
77 | Решение задач с величинами. | 06-10.02.2017 | ||
78 | Соотношение единиц времени. Решение задач | 06-10.02.2017 | ||
79-80 | Единицы длины, массы и времени. Поиск закономерности. | 06-10.02.2017 | ||
81 | Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями. | 13-17.02.2017 | ||
82-84 | Решение задач с различными величинами. | 13-17.02.2017 | ||
85 | Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями. | 20-24.02.2017 | ||
86-87 | Решение задач с различными величинами. Единицы объёма. Кубический сантиметр, кубический дециметр (литр). | 20-24.02.2017 | ||
88 | Контрольная работа по теме « Действия с величинами». | 20-24.02.2017 | ||
89 | Устные приемы вычислений. | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
90 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала. | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
91 | Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
92 | Соотношение единиц скорости. Решение задач | 27.02.2017-3.03.2017 | ||
93 | Устные приемы вычислений. | 06-10.03.2017 | ||
94-95 | Соотношение единиц скорости. Решение задач | 06-10.03.2017 | ||
96 | Устные приемы умножения многозначного числа на однозначное. | 13-17.03.2017 | ||
97-99 | Движение двух тел навстречу друг другу. Решение задач. | 13-17.03.2017 | ||
100 | Устные приемы деления многозначного числа на однозначное. | 20-24.03.2017 | ||
101 | Самостоятельная работа по теме «Скорость движения» | 20-24.03.2017 | ||
102 | Решение задач на движение двух тел в одном направлении, когда одно тело догоняет второе | 20-24.03.2017 | ||
103 | Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях. | 20-24.03.2017 | ||
104 | Решение задач на движение. Работа с тестовыми заданиями. | 03-07.04.2017 | ||
105-107 | Решение задач на движение. | 03-07.04.2017 | ||
108 | Решение задач на движение. Работа с тестовыми заданиями. | 10-14.04.2017 | ||
109 | Решение задач на движение | 10-14.04.2017 | ||
110 | Контрольная работа по теме «Скорость движения». | 10-14.04.2017 | ||
111 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 10-14.04.2017 | ||
112 | Решение задач на движение. Работа с тестовыми заданиями. | 17-21.04.2017 | ||
113 | Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология | 17-21.04.2017 | ||
114 | Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме | 17-21.04.2017 | ||
115 | Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме | 17-21.04.2017 | ||
116 | Решение уравнений. | 24-28.04.2017 | ||
117 | Составление уравнения по данному тексту (по задаче) | 24-28.04.2017 | ||
118 | Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту | 24-28.04.2017 | ||
119 | Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений | 24-28.04.2017 | ||
120 | Решение уравнений. | 02-05.05.2017 | ||
121 | Усложнённые уравнения. Их решение. | 02-05.05.2017 | ||
122 | Решение задач способом составления уравнений | 02-05.05.2017 | ||
123 | Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме. | 10-12.05.2017 | ||
124 | Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение | 10-12.05.2017 | ||
125 | Самостоятельная работа по теме «Числовые и буквенные выражения». | 10-12.05.2017 | ||
126 | Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями. | 15-19.05.2017 | ||
127 | Повторение изученного материала. | 15-19.05.2017 | ||
128 | Итоговая контрольная работа. | 15-19.05.2017 | ||
129 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 15-19.05.2017 | ||
130 | Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями. | 22-26.05.2017 | ||
131-133 | Повторение изученного материала. | 22-26.05.2017 | ||
134-135 | Решение задач. | 29-31.05.2017 | ||
136 | Резерв | 29-31.05.2017 |
Календарно- тематическое планирование модуля «Формирование устных и письменных вычислительных навыков»
№ п/п | Тема урока | Примерные сроки изучения | Дата фактическая | Примечания |
1 | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. | 14-18.11.2016 | ||
2 | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Работа с тестовыми заданиями. | 21-25.11.2016 | ||
3-4 | Табличные случаи деления. | 28.11.2016-02.12.2016 05-09.12.2016 | ||
5 | Задачи на площадь и периметр прямоугольника. | 12-16.12.2016 | ||
6-7 | Алгоритм письменного деления. Работа с тестовыми заданиями. | 19-23.12.2016 26-28.12.2016 | ||
8 | Работа с тестовыми заданиями. | 16-20.01.2017 | ||
9 | Величины на практике. Единицы длины и их соотношения. | 23-27.01.2017 | ||
10-11 | Решение задач с величинами. | 30.01.2017-03.02.2017 06-10.02.2017 | ||
12-13 | Решение задач с величинами. Работа с тестовыми заданиями. | 13-17.02.2017 20-24.02.2017 | ||
14-15 | Устные приемы вычислений. | 27.02.2017-3.03.2017 06-10.03.2017 | ||
16 | Устные приемы умножения многозначного числа на однозначное. | 13-17.03.2017 | ||
17 | Устные приемы деления многозначного числа на однозначное. | 20-24.03.2017 | ||
18-20 | Решение задач на движение. Работа с тестовыми заданиями. | 03-07.04.2017 10-14.04.2017 17-21.04.2017 | ||
21-22 | Решение уравнений. | 24-28.04.2017 02-05.05.2017 | ||
23 | Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме. | 10-12.05.2017 | ||
24 | Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями. | 15-19.05.2017 | ||
25 | Письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. Работа с тестовыми заданиями. | 22-26.05.2017 | ||
26-27 | Решение задач. | 29-31.05.2017 |
8. Учебно-методическое обеспечение:
Класс | Программа | Учебник | Учебно-методическое обеспечение |
4 | Гармония | Истомина, Н.Б. Математика: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. В 2частях. -11-е изд. перераб. и доп.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.- 120с.: ил. | 1.Истомина, Н.Б., Редько, З.Б. Тетради по математике №1, №2. 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. 2. Истомина, Н.Б., Горина, А.В. Тестовые задания по математике 4класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. 3.Истомина, Н.Б., Шмырева, Г.Г. Контрольные работы по математике. 4 класс (три уровня). - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- мультимедийный проектор;
- демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2 класс "Гармония"
Программа составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой и полностью соответствует ФГОС-2. Содержит систему оценки планируемых результатов второклассников, тематическое планирование с опреде...

Рабочая программа по математике 4кл УМК Гармония
Рекомендую рабочую программу педагогам, работающим по УМК "Гармония". Программа составлена в соответствии со стандартами ...

Рабочая программа по математике 1 класс Гармония
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта началь...

Рабочая программа по математике 3 класс "Гармония"
Программа предназначена для учителей начальных классов, работающих по ум "Гармония" 3 класс...