Рабочая программа по математике 1 класс "Гармония"
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме
Календарно- тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/matematika_1_klass.docx | 97.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Криворучко Н. И/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2011 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ООШ № 9 г. Ачинска» _____________/______________/ ФИО «__»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «ООШ №9 г. Ачинска» Кузьмина И. В./______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Гонебной Валентины Александровны,
II квалификационная категория
по математике, 1 класс
2011 - 2012 учебный год
Тематическое планирование
по математике
Класс: 1
Учитель: Гонебная В.А.
Количество часов:
всего - 132 часа; в неделю - 4 часов.
Тематические контрольных уроков – 7, итоговые контрольные работы – 2.
Планирование составлено на основе: Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой «Математика» 2010 года издания.
Учебник:
– Истомина, Н. Б. Математика : учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н. Б. Истомина. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.
Дополнительная литература:
– Истомина, Н. Б. Математика : тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. – Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2010.
– Истомина, Н. Б. Математика : учимся решать логические задачи : тетрадь к учебнику для 1–2 классов общеобразовательных учреждений / Н. Б. Истомина, Е. П. Виноградова. – М. : Ассоциация XXI век, 2010.
Дата | № ур | Тема урока | ||
I четверть (36 часов) | ||||
Признаки предметов. Счет предметов (устная нумерация). Взаимное расположение предметов (справа, слева, вверх, вниз и т.д.) – 10 часов; | ||||
1. | Знакомство с учебником и предметом изучения. | 1 | ||
2. | Признаки предметов: цвет и форма. | 1 | ||
3. | Признаки предметов – размер. | 1 | ||
4. | Счет предметов (устная нумерация), счет вперед. | 1 | ||
5. | Счет предметов (устная нумерация), обратный счет. | 1 | ||
6. | Признаки предметов, что одинаково, что изменилось. | 1 | ||
7. | Пространственные представления. | 1 | ||
8. | Взаимное расположение предметов (слева, справа, выше, ниже). | 1 | ||
9. | Взаимное расположение предметов (слева, справа, между, за, перед). | 1 | ||
10. | Пространственные представления (длиннее - короче, шире -уже, выше - ниже). | 1 | ||
Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов (устная нумерация) – 4 часа; | ||||
11. | Отношения: столько же, больше, меньше. | 1 | ||
12. | Счет предметов (устная нумерация). | 1 | ||
13. | Отношения: столько же, больше, меньше. | 1 | ||
14. | Счет предметов (устная нумерация). | 1 | ||
Число и цифра (введение термина). Счет предметов (устная нумерация). Письмо цифр – 9 часов; | ||||
15. | Число и цифра (введение термина). Счет предметов, письмо цифр 1, 7. | 1 | ||
16. | Счет предметов, письмо цифр 7, 4. | 1 | ||
17. | Счет предметов, письмо цифры 6. | 1 | ||
18. | Счет предметов, письмо цифры 5. | 1 | ||
19. | Счет предметов, письмо цифры 9. | 1 | ||
20. | Счет предметов, письмо цифры 3. | 1 | ||
21. | Счет предметов, письмо цифры 2. | 1 | ||
22. | Счет предметов, письмо цифры 8. | 1 | ||
23. | Письмо изученных цифр. Счет предметов. | 1 | ||
Однозначные числа. Числовой ряд от 1 до 9. Присчитывание и отсчитывание по единице – 6 часов; | ||||
24. | Однозначные числа. | 1 | ||
25. | Однозначные числа. Запись чисел. | 1 | ||
26. | Числовой ряд от 1 до 9. | 1 | ||
27. | Числовой ряд от 9 до1. | 1 | ||
28. | Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 | ||
29. | «Соседи» числа. | 1 | ||
Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Счет предметов (устная нумерация). Письмо цифр – 4 часа; | ||||
30. | Точка. Прямая и кривая линии. | 1 | ||
31. | Прямая и кривая линии. Письмо цифр. | 1 | ||
32. | Счет предметов. Письмо цифр. | 1 | ||
33. | Луч. Счет предметов. | 1 | ||
Длина предметов (уточнение понятий, визуальное сравнение). Счет предметов. Запись чисел – 3 часа; | ||||
34. | Длина предметов (уточнение понятий). Счет предметов. | 1 | ||
II четверть (32 часов) | ||||
35. | Длина предметов, визуальное сравнение. Счет предметов. Письмо цифр. | 1 | ||
36. | Счет предметов, запись чисел. | 1 | ||
Отрезок – 2 часа; | ||||
37. | Отрезок (введение понятия, построение). | 1 | ||
38. | Построение и обозначение отрезков. | 1 | ||
Измерение длины (циркуль, мерка) – 3 часа; | ||||
39. | Изменение длины (циркуль, мерка). | 1 | ||
40. | Изменение длины отрезка. | 1 | ||
41. | Изменение и сравнение длины отрезков. | 1 | ||
Числовой луч. Знаки «больше», «меньше». Неравенство – 4 часа; | ||||
42. | Числовой луч. | 1 | ||
43. | Знаки >,<. Неравенство. | 1 | ||
44. | Составление и запись неравенств. | 1 | ||
45. | Числовые неравенства. Контрольная работа. | 1 | ||
Смысл сложения. Выражение. Равенство – 3 часа; | ||||
46. | Смысл сложения. Выражение. | 1 | ||
47. | Компоненты сложения. Равенство. | 1 | ||
48. | Составление и запись равенств. | 1 | ||
Переместительное свойство сложения – 2 часа; | ||||
49. | Переместительное свойство сложения (введение понятия). | 1 | ||
50. | Переместительное свойство сложения (практическое использование). | 1 | ||
Состав однозначных чисел – 8 часов; | ||||
51. | Состав числа 5. | 1 | ||
52. | Состав числа 6. | 1 | ||
53. | Состав числа 6. | 1 | ||
54. | Состав числа 7. | 1 | ||
55. | Состав числа 8. | 1 | ||
56. | Состав числа 8. | 1 | ||
57. | Состав числа 9. | 1 | ||
58. | Состав однозначных чисел. | 1 | ||
59. | Состав однозначных чисел. Проверочная работа. | 1 | ||
Вычитание | ||||
60. | Вычитание (введение понятия), компоненты вычитания. | 1 | ||
61. | Составление выражений. Вычитание по частям. | 1 | ||
62. | Составление выражений. Вычитание по частям. | 1 | ||
63. | Взаимосвязь действий сложения и вычитания. | 1 | ||
64. | Взаимосвязь действий сложения и вычитания. | 1 | ||
65. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | ||
66. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | ||
III четверть (36 часов) | ||||
Целое и части. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Состав однозначных чисел – 8 часов; | ||||
Дата план | Дата по факту | Тема | ||
17.01 | 67. | Целое и части. | 1 | |
18.01 | 68. | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | 1 | |
19.01 | 69. | Целое и части. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | 1 | |
20.01 | 70. | Составление парных выражений. | 1 | |
24.01 | 71. | Составление и решение выражений. | 1 | |
25.01 | 72. | Состав однозначных чисел. | 1 | |
26.01 | 73. | Состав однозначных чисел. | 1 | |
27.01 | 74. | Состав однозначных чисел. | 1 | |
Увеличить на … Уменьшить на … Состав однозначных чисел – 4 часа; | ||||
31.01 01.02 | 75. 76. | Увеличить на… Уменьшить на… | 1 | |
02.02 | 77. | Увеличить на… | 1 | |
03.02 | 78. | Уменьшить на… | 1 | |
Число и цифра 0. Состав однозначных чисел – 4 часа; | ||||
07.02 | 79. | Число и цифра 0. | 1 | |
08.02 | 80. | Состав однозначных чисел. | 1 | |
09.02 | 81. | Запись и решение выражений. | 1 | |
10.02 | 82. | Составление равенств. | 1 | |
Сложение и вычитание отрезков – 4 часа; | ||||
21.02 | 83. | Построение отрезков. Сложение отрезков. | 1 | |
22.02 | 84. | Сложение и вычитание отрезков. | 1 | |
23.02 | 85. | Составление выражений. | 1 | |
24.02 | 86. | Отработка навыка построения отрезков. | 1 | |
На сколько меньше? На сколько больше? Состав однозначных чисел – 8 часов; | ||||
28.02 | 87. | На сколько больше (меньше)?. | 1 | |
29.02 | 88. | На сколько больше, запись равенств. | 1 | |
01.03 | 89. 90. | Разностное сравнение. | 2 | |
02.03 | 91. | Закрепление изученного материала. | 1 | |
06.03 | 92. | На сколько больше, меньше. Запись равенств. | 1 | |
07.03 | 93. | Запись выражений. Состав однозначных чисел. | 1 | |
09.03 | 94. | Запись выражений. Состав однозначных чисел. | 1 | |
Ломаная – 2 часа; | ||||
13.03 | 95. | Ломанная (введение понятия. Построение). | 1 | |
14.03 | 96. | Ломанная, виды ломаной. | 1 | |
1 десяток. Запись числа 10 в виде суммы двух слагаемых – 6 часов; | ||||
15.03 | 97. 98. | 1 десяток. | 1 | |
16.03 | 99. | Состав числа 10. | 1 | |
20.03 | 100. | Запись числа 10 в виде суммы двух слагаемых. | 1 | |
21.03 | 101. | Запись выражений, сумма которых 10. | 1 | |
22.03 | 102. | Закрепление знания состава числа 10. | 1 | |
IV четверть (32 часа) | ||||
Двузначные числа. Счет десятками. Число 10. Разрядный состав двузначных чисел. Сложение и вычитание «круглых» десятков – 8 часов; | ||||
03.04 | 103. | Двузначные числа. Число 10. | 1 | |
04.04 | 104. | Счет десятками. | 1 | |
05.05 | 105. | Двузначные числа. | 1 | |
06.06 | 106. | Разрядный состав двузначных чисел. | 1 | |
10.04 | 107. | Чтение и запись двузначных чисел. | 1 | |
11.04 | 108. | Сложение и вычитание разрядных десятков. | 1 | |
12.04 | 109. | Сложение и вычитание «круглых» десятков. | 1 | |
13.04 | 110. | Действия с двузначными числами. | 1 | |
111. | Единицы длины - 1см, 1 дм. | 1 | ||
18.04 | 112. | Построение отрезков, запись выражений. | 1 | |
19.04 | 113. | Запись неравенств. | 1 | |
20.04 | 114. | Запись выражений к построенным отрезкам. | 1 | |
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел (без перехода через десяток). Сложение и вычитание двузначных чисел и «круглых» десятков – 8 часов; | ||||
24.04 | 115. | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 1 | |
25.04 | 116. | Составление и решение выражений. | 1 | |
26.04 | 117. | Запись и решение равенств. | 1 | |
27.04 | 118. | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 1 | |
30.04 | 119. | Сложение и вычитание двузначных чисел и «круглых» десятков. | 1 | |
02.05 | 120. | Сложение и вычитание двузначных чисел и «круглых» десятков. | 1 | |
03.05 | 121. | Составление и решение выражений. | 1 | |
04.05 | 122. | Закрепление навыка сложения и вычитания двузначных чисел. | 1 | |
Масса (единица массы – кг) – 2 часа; | ||||
08.05 | 123. | Масса (введение понятия). | 1 | |
10.04 | 124. | Масса (единица массы 1 кг.) | 1 | |
Симметричные фигуры – 2 часа. | ||||
11.05 | 125. | Симметричные фигуры. | 1 | |
15.05 | 126. | Симметричные фигуры. | 1 | |
Резервные часы | ||||
16.05 | 127. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | |
17.05 | 128. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | |
18.05 | 129. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | |
22.05 | 130. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | |
23.05 | 131. | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | |
24.05 | 132 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | |
ИТОГО: | 132 |
ПРОГРАММА КУРСА МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 1 – 4 КЛАССОВ
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы Н. Б. Истоминой «Математика» 2010 года издания.
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учетом специфики предмета (математика), направленную:
- на формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 – 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково – символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.
- на развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.
- на овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять(пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.
Общая характеристика учебного предмета (курса)
В основе начального курса математики, нашедшего отражение в учебниках математики 1-4, лежит методическая концепция, которая выражает необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.
Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.
Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особенности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм) организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.
Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возрастные особенности младших школьников и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвязи предметной, вербальной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезками. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке),графических (изображение, например, сложения и вычитания на числовом луче) и символических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создает дидактические условия для понимания и усвоения всеми учениками смысла изучаемых математических понятий (смысл действий сложения и вычитания, целое и части,, отношения «больше на…», «меньше на…»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?» в их различных интерпретациях.
Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).
Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояснения персонажей Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но неполными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.
В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и высказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают предметные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнера высказываний, учитывающих, что партнер знает и видит, а что – нет, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собственное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, строить монологическую речь, владеть диалоговой формой речи.
В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.
Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков. Например, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он появится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стимулом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления и активизирует память учащихся
Формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и буквенные выражения. Содержание разделов 1- 7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, которая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения младшими школьниками.
Например, раздел «Геометрические фигуры» представлен в учебнике темами:
1 класс. Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Ломаная.
Раздел завершает курс математики начальных классов. Содержание этого раздела не включается в другие разделы курса. На его изучение отводится 20 часов из предусмотренного резерва свободного учебного времени (40 ч на 4 года обучения). Включение данного раздела в предметное содержание курса обуславливается тем, что он предоставляет учащимся возможность познакомиться с новыми математическими понятиями (уравнения и буквенные выражения) и повторить весь ранее изученный материал в курсе математики начальных классов на более высоком уровне обобщения, применив для этого освоенные способы учебной деятельности.
Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»и пр.
Другими словами, процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление. как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что оказывает положительное влияние на формирование УУД. При этом сохраняется приоритет арифметической линии начального курса математики как основы для продолжения математического образования в 5-6 классах.
Овладение элементами компьютерной грамотности целесообразно начинать со второго класса, используя при этом компьютер как средство оптимизации процесса обучения математике Например,: для электронного тестирования, для работы с интерактивной доской, для получения информации (под руководством учителя), для выполнения математических заданий, для формирования навыков работы с электронной почтой и др.
Углублённое изучение логической, алгоритмической линий и компьютерного моделирования целесообразно вынести на внеурочную деятельность. При этом необходимо учитывать оснащённость школы компьютерами, а также пожелания учеников и их родителей
На всех этапах усвоения математического содержания (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы учащихся в парах или индивидуально. Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей не только с учителем, но и друг с другом, что важно для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умения слышать и слушать друг друга, учитывать позицию собеседника и т. д.). В процессе такой работы у учащихся формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения. Для этой цели могут быть использованы различные методические приёмы: организация целенаправленного наблюдения; анализ математических объектов с различных точек зрения; установление соответствия между предметной - вербальной - графической - символической моделями; предложение заведомо неверного способа выполнения задания - «ловушки»; сравнение данного задания с другим, которое представляет собой ориентировочную основу; обсуждение различных способов действий.
Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.
Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике, включает шесть этапов: 1)подготовительный, 2) задачи на сложение и вычитание, 3) смысл действия умножения, отношение «больше в…,4) задачи на сложение, вычитание, умножение, 5) смысл действия деления, отношения «меньше в…», кратного сравнения, 6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия ( в том числе задачи, содержащие зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы), купли – продажи (цена товара, количество товара, стоимость), задачи на время (начало, конец, продолжительность события).
Основная цель данной технологии - формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идёт не только о формировании предметных математических умений, но и о формировании УУД. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой. и др.
В результате использования данной технологии большая часть детей овладевают умением самостоятельно решать задачи в 2-3 действия, составлять план решения задачи, моделировать текст задачи в виде схемы, таблицы, самостоятельно выполнять аналитико-синтетический разбор задачи без наводящих вопросов учителя, выполнять запись решения арифметических задач по действиям и выражением, при этом учащиеся испытывают интерес к каждой новой задаче и выражают готовность и желание к решению более сложных текстовых задач (в том числе логических, комбинаторных, геометрических).
Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»
- Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.
- Математическое знание – это особый способ коммуникации:
- наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
- участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе научных коммуникаций, в том числе между разными системами знаний;
- использование математического языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным житейским, культурным, цивилизованным опытом.
Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется приобщение подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.
- Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.
- Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 540 часов.
Материально техническое обеспечение программы
по математике 1 класс
Для учащихся
- Истомина Н.Б. Математика. 1 класс. Учебник. В двух частях. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011
- Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1 1 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011
- Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №2. 1 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011
- Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы «Ассоциация ХХ1 век»,2010
Для учителя
- Истомина Н.Б., Редько З.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» В двух частях «Ассоциация ХХ1 век»,2011 . Электронная версия на сайте издательства
- Истомина Н. Б., Редько З. Б. , Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия. 1 класс». М.: Линка – Пресс, 2010.
.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Признаки (свойства) предметов (цвет, форма, размер, количество). Их расположение на плоскости (изображение предмета) и в пространстве: слева - справа, сверху - снизу, над - под, перед - за, между. Уточнение понятий: «все», «каждый», «любой»; связок «и», «или». Сравнение и классификация предметов по различным признакам (свойствам).
Отношения (столько же, больше, меньше). Предметный смысл отношений. Способы установления взаимнооднозначного соответствия.
Понятия «число» и «цифра». Счёт. Количественная характеристика групп предметов. Узнавание и письмо цифр. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел.
Сравнение длин предметов (визуально, наложением, с помощью различных мерок и циркуля).
Точка. Линия (кривая, прямая). Луч. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Отрезок. Длина отрезка. Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линии, луч, отрезок). Единица длины сантиметр. Линейка как инструмент для измерения длин отрезков и для построения отрезков заданной длины.
Натуральный ряд чисел от 1 до 9, принцип его построения. Присчитывание и отсчитывание по единице.
Отрезок. Числовой луч. Сравнение натуральных чисел. Неравенства.
Арифметические действия. Смысл действий сложения и вычитания. Числовое выражение. Числовое равенство. Изображение арифметических действий на числовом луче. Сумма, слагаемые, значение суммы. Переместительное свойство сложения. Состав чисел (от 2 до 10). Сложение длин отрезков с помощью циркуля. Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности. Целое и части. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Число и цифра нуль. Отношения (больше на…, меньше на …, увеличить на …, уменьшить на…). Отношение разностного сравнения.
Ломаная (замкнутая и незамкнутая), построение, сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки.
Двузначные числа, их разрядный состав. Модель десятка. Счет десятками. Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Сложение и вычитание десятков. Прибавление (вычитание) к двузначному числу единиц (без перехода в другой разряд). Увеличение (уменьшение) двузначного числа на несколько десятков.
Длина. Сравнение и измерение длин предметов. Введение термина «величина». Единицы длины: миллиметр, дециметр. Сложение и вычитание величин (длина).
Введение термина «схема».
Масса. Сравнение. Измерение. Единица массы – килограмм Сложение и вычитание величин (масса).
Анализ данных. Сбор информации, связанной со счётом, на основе анализа предметных, вербальных, графических и символических моделей.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ, 1 КЛАСС
№ | Раздел программы | Тема | Кол – во часов | Элементы содержания | ЗУНы | Тип урока | Вид контроля | УУД | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||||
1 | Отно- Счет предме-тов | Знакомство с учебником, предметом изучения. | 1 | Установление пространственных отношений: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, спереди – сзади, перед, после, между идр. Нахождение «лишней» фигуры по оп- Порядковый счет предметов. | Знать пространственные отношения. Уметь: – сравнивать количественные отношения предметов, предметы по признакам: по цвету, форме, размеру, – вести счет; – составлять разные | Личностные УУД 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. 7. Адекватно воспринимать оценку учителя. Регулятивные УУД 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | ||||
2 | Признаки предметов: цвет и форма. | 1 | УИПЗЗ | |||||||
3 | Признаки предметов: размер | 1 | УИПЗЗ | |||||||
4 | Счет предметов (устная нумерация), счет вперед. | 1 | УИПЗЗ | |||||||
5 | Счет предметов (устная нумерация), обратный счет. | 1 | УИПЗЗ | |||||||
6 | Признаки предметов, что одинаково, что изменилось. | 1 | Уметь объяснять | УИПЗЗ | ||||||
7 | Пространственные изменения. | 1 | Уметь объяснять | УИПЗЗ | ||||||
8 | Взаимное расположение предметов (слева- справа, выше -ниже). | 1 | Работа по выделению в объектах признаков сходства и различия. Логические ряды с использованием различных закономерностей (сходства и различия) | Уметь: – ориентироваться на плоскости; – использовать термины слева, справа, выше, ниже; – объяснять, чем отличаются рисунки | УИПЗЗ | Письмо | ||||
9 | Взаимное расположение предметов (слева- справа, между, за, перед). | 1 | Уточнение пространственных Заполнение логических таблиц на основе нахождения изменений. | Уметь сравнивать предметы по различным признакам, по | УЗНЗВУ | Письмо | ||||
10 | Пространственные отношения: «выше – ниже», «шире – уже», «длиннее – | 1 | Сравнение предметов по различным признакам. Заполнение логических таблиц. Тренировочные упражнения в использовании слов: «размер», «длиннее», «короче», «уже», «шире», «выше», «ниже» | Уметь: – сравнивать пред- – использовать слова, указывающие на местоположение предметов | УКИЗ | Письмо | ||||
11 | Отношения «больше», «меньше», «столько же». | 1 | Знакомство с понятиями «больше», «меньше» путем | Уметь сравнивать | УИПЗЗ | |||||
12 | Счет предметов: устная нумерация. | 1 | ||||||||
13 | Отношения «больше», «меньше», «столько же». | 1 | Совершенствование умения сравнивать количества предметов. Описание картинок с использованием слов-подсказок | Уметь: – сравнивать пред- – использовать | УЗНЗВУ | Текущий | ||||
14 | Счет предметов: устная нумерация. | 1 | УОСЗ | Текущий | ||||||
15 | Число и цифра | Число и цифра (введение термина). Счет предметов, письмо цифр 1, 7. | 1 | Знакомство с термином «цифра». Соотнесение количества предметов и чисел. Письмо цифры 1,7. | Уметь: – соотносить количество предметов и число; – писать цифру 1,7. | УИПЗЗ | Письмо | |||
16 | Счет предметов, письмо цифр , 4. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 4. Состав числа 4. Работа над логическими рядами | Знать, что обозначает цифра 4. Уметь писать цифру 4. | УИПЗЗ | Письмо | ||||
17 | Счет предметов, письмо цифры 6. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 6. Состав числа 6. | Знать, что обозначает цифра 6. Уметь писать цифру 6. | УИПЗЗ | Письмо по образцу | ||||
18 | Счет предметов, письмо цифры 5. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 5.. Работа над логическими таблицами | Знать, что обозначает цифра 5. Уметь писать цифру 5. | УИПЗЗ | Письмо | ||||
19 | Счет предметов, письмо цифры 9. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 9. Состав числа 9 | Знать что обозначает цифра 9. Уметь писать цифру 9 | УИПЗЗ | Текущий | ||||
20 | Счет предметов, письмо цифры 3. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 3. Работа | Знать что обозначает цифра 3. Уметь писать цифру 3 | УИПЗЗ | Текущий | ||||
21 | Счет предметов, письмо цифры 2. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 2 . Абстрактный счет. | Знать что обозначает цифра 2. Уметь: – писать цифру 2; – записывать цифрами числа, которые называют или указаны в заданиях | УЗНЗВУ | |||||
22 | Счет предметов, письмо цифры 8. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 8. Абстрактный счет. | Знать что обозначает цифра 8. Уметь: – писать цифру 8; – записывать цифрами числа, которые называют или указаны в заданиях | УЗНЗВУ | |||||
23 | Контрольная | 1 | Выполнение заданий контрольной работы | Уметь самостоятельно применять полученные вычислительные навыки | УПОКЗ | Тематический (контрольная | ||||
24 | Однозначные числа. | 1 | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | Уметь цифрой обозначать число. Знать принципы | УИПЗЗ | Текущий | ||||
25 | Однозначные числа | Однозначные числа. Запись чисел. | 1 | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | Уметь цифрой обозначать число. Знать принципы | |||||
26 | Числовой ряд от 1 до 9. | 1 | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | Уметь цифрой обозначать число. Знать принципы | УИПЗЗ | |||||
27 | Числовой ряд от 9 до 1. | 1 | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | Уметь цифрой обозначать число. Знать принципы | УИПЗЗ | |||||
28 | Присчитывание и отсчитывание по 1. | 1 | Присчитывание и отсчитывание по одному | Уметь отсчитывать по одному, двигаясь по числовому лучу | УИПЗЗ | Текущий | ||||
29 | «Соседи» числа. | 1 | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | Уметь цифрой обозначать число. Знать принципы | УИПЗЗ | |||||
30 | Точка. Прямая и кривая линии. Луч. Счет пред- | Точка. Прямая и кривая линии. | 1 | Знакомство с линиями прямыми и кривыми. Отработка навыков черчения прямых линий через заданные точки по линейке. Выполнение заданий с выбором ответов (нахождение из вариантов прямых линий, кривых линий) | Знать названия геометрических фигур: точка, прямая, луч. Уметь: – распознать эти геометрические фигуры; – определять число предметов и обозначать их цифрой; – чертить прямые линии; – проводить прямые | УИПЗЗ | Текущий | |||
31 | Прямая и кривая линии. Письмо цифр. | 1 | Знакомство с линиями прямыми и кривыми. Отработка навыков черчения прямых линий через заданные точки по линейке. Выполнение заданий с выбором ответов (нахождение из вариантов прямых линий, кривых линий) | Знать названия геометрических фигур: точка, прямая, луч. Уметь: – распознать эти геометрические фигуры; – определять число предметов и обозначать их цифрой; – чертить прямые линии; – проводить прямые | УИПЗЗ | Текущий | ||||
32 | Счет предметов. Письмо цифр. | 1 | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | Уметь цифрой обозначать число. Знать принципы | УИПЗЗ | |||||
33 | Луч. Счет предметов. | 1 | Знакомство с геометрической фигурой «луч». Понятия «точка пересечения», «вертикальная» и «горизонтальная» прямые | Знать, чем луч отличается от прямой линии. Уметь писать цифры в любом порядке, чертить лучи | УКИЗ | Черчение лучей через заданную точку | ||||
34 | Длина предметов (уточнение понятий). Счет предметов. | 1 | Сравнение предметов визуально и наложением с использованием в речи понятий «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже», «ближе. | УИПЗЗ | ||||||
II четверть (32 часов) | ||||||||||
35 | Длина предметов, визуальное сравнение. Счет предметов. Письмо цифр. | 1 | Сравнение предметов визуально и наложением с использованием в речи понятий «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже», «ближе – дальше» | Уметь: – определять отношения «больше», «меньше», «равно»; – сравнивать рисунки | УИПЗЗ | Тематический (контрольная | ||||
36 | Счет предметов. Письмо цифр. | 1 | Однозначные числа. Знакомство с натуральным рядом чисел | Уметь цифрой обозначать число. Знать принципы | УИПЗЗ | |||||
Отрезок – 2 часа | ||||||||||
37. | Отрезок. Измерение длины(циркуль, мерка). | Отрезок (введение понятия, построение). | 1 | Распознавание и Изображение отрезка. Измерение длины отрезка. Чертеж отрезка. Изображение длины предметов отрезками. Соотнесение количества предметов с длиной отрезка. | Знать: Признаки отрезка; Уметь: - визуально сравнивать отрезки; - изображать длину предметов отрезками; - сравнивать предметы(на глаз). | |||||
38. | Построение и обозначение отрезков. | 1 | УЗНЗВУ | |||||||
39. | Числовой луч. Знаки <, >. Неравенства. | Измерение длины (циркуль, мерка). | 1 | Знакомство с циркулем-измерителем. Сравнение длины отрезков. | Уметь сравнивать отрезки с помощью циркуля, мерок | УИПЗЗ | Текущий | |||
40. | Измерение длины отрезка. | 1 | Сравнение длины отрезков с помощью мерок. Необходимость использования единой меррки. Упражнение в построении и черчении отрезков, пользуясь меркой, циркулем. | Уметь: - чертить отрезки заданной длины; - писать цифры; - измерять отрезок и сравнивать его с помощью циркуля. | Тематический | |||||
41. | Измерение и сравнение длины отрезков. | 1 | ||||||||
42. | Числовой луч. Знаки «больше», «меньше». Неравенство. часа | Числовой луч. | 1 | Знакомство с числовым лучом, особенностями его построения. Изображение числового луча. Числовой луч и мерки, соответствие числа мерок и цифры на луче. | Знать особенности и признаки построения числового луча. Уметь сравнивать числа с помощью числового луча. | УИПЗЗ | Текущий | |||
43. | Знаки >,<. Неравенство. | 1 | Знакомство со знаками сравнения>,<. Понятие «неравенство». Сравнение чисел с опорой на числовой луч. Тренировка в записи неравенств. «предыдущие» и «последующие» числа. | Знать: - как записать неравенства с помощью знаков; - названия действия сложения, название терминов при сложении. Уметь: -записывать сравнение чисел; -«зашифровывать» слова «больше» и «меньше» математическими знаками. | Текущий Текущий | |||||
44. | Составление и запись неравенств. | 1 | ||||||||
45. | «Числовые неравенства». Контрольная работа. | 1 | Итоговый | |||||||
46. | Смысл сложения. Выражение. Равенство – 3 часа | Смысл сложения. Выражение. | 1 | Разъяснение смысла действия сложения. Знакомство с терминологией: равенство, математической выражение, числовые выражения, сумма, значение суммы, слагаемые. Переместительное свойство сложения. Состав однозначных чисел 2 – 9 из двух слагаемых. Выполнение действий сложения на числовом луче. Сравнение чисел и выражений. Верные и неверные равенства. Тренировочные задания: запись равенства к рисункам, выбор равенств, соответствующих рисункам. | Уметь сравнивать числа, восстанавливать «пропавшие» числа. | УИПЗЗ | ||||
47. | Компоненты сложения. Равенство. | 1 | Уметь прибавлять на числовом луче. Знать состав чисел 2 – 4, названия компонентов и материальных выражений, связанных со сложением: сумма, слагаемые. Уметь складывать по лучу, читать выражения по – разному, равенства. | Текущий | ||||||
48. | Составление и запись равенств и неравенств. | 1 | УИПЗЗ | |||||||
49. | Переместительное свойство сложения – 2 часа | Переместительное свойство сложения (введение понятия). | 1 | |||||||
50. | Переместительное свойство сложения (практическое использование). | 1 | ||||||||
51. | Состав однозначных чисел – 8 часов | Состав числа 5. | 1 | Состав чисел. Слагаемые значений сумм 5,6,7,8,9. Разложение чисел по составу. Отработка умения быстро считать в пределах изученных чисел. Работа по числовому лучу. Работа над восстановлением равенства. | Знать состав однозначных чисел. Уметь записывать выражения на сложение однозначных чисел. | Текущий | ||||
52. | Состав числа 6. | 1 | ||||||||
53. | Состав числа 6. | 1 | ||||||||
54. | Состав числа 7. | 1 | ||||||||
55. | Состав числа 8. | 1 | ||||||||
56. | Состав числа 8. | 1 | ||||||||
57. | Состав числа 9. | 1 | ||||||||
58. | «Состав однозначных чисел». | 1 | ||||||||
59. | «Состав однозначных чисел». Проверочная работа. | 1 | ||||||||
60.. | Вычитание | Вычитание (введение понятия), компоненты вычитания. | 1 | Знакомство с действие вычитания. Представление о его предметном смысле. Понятие «разность», «минус», «уменьшаемое», «вычитаемое», «значение разности». Использование числового луча и состава чисел для нахождения значения разности | Знать название действия вычитания, название терминов при вычитании. Уметь записывать выражения с действием вычитания, показывать вычитание чисел на числовом луче. | Текущий | ||||
61. | Составление выражений. Вычитание по частям. | 1 | ||||||||
62. | Составление выражений. Вычитание по частям. | |||||||||
63. | Взаимосвязь действий сложения и вычитания. | 1 | ||||||||
64. | Взаимосвязь действий сложения и вычитания. | 1 | ||||||||
65. 66 | Повторение и закрепление пройденного. Ё / | 2 | ||||||||
III четверть (36 часов) | ||||||||||
Целое и части. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Состав однозначных чисел – 8 часов | ||||||||||
67. | Целое и части. | 1 | Понятия целого и части, соотношение между ними. Название чисел при сложении и вычитании. Сложение связано с вычитанием. | Знать отличия части от целого, что часть целого всегда меньше. Уметь: - находить и обозначать в равенстве целое и части. - находить и обозначать в равенстве целое и части. | УИПЗЗ | Личностные УУД 1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». 2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. 3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. 5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. 6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства. 7. Адекватно воспринимать оценку учителя. | ||||
68. | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | |||||||||
69. | Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. | Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия. | ЗНЗВУ | |||||||
70. 71. | Составление парных выражений. | Уметь составлять из выражения на сложение два примера на вычитание. | ||||||||
72. | Состав однозначных чисел. | Состав чисел. Слагаемые значений сумм 5,6,7,8,9. Разложение чисел по составу. Отработка умения быстро считать в пределах изученных чисел. Работа по числовому лучу. Работа над восстановлением равенства. | Знать состав однозначных чисел. Уметь записывать выражения на сложение однозначных чисел. | |||||||
73. | Состав однозначных чисел. | |||||||||
74. | Состав однозначных чисел. | |||||||||
Увеличить на … Уменьшить на … Состав однозначных чисел – 4 часа; | ||||||||||
75. 76. | Увеличить на… Уменьшить на… | Знакомство с понятиями «увеличить на …», «уменьшить на …», соотнесение их с арифметическими действиями. | Уметь обосновывать изменения в рисунке и составлять равенства на увеличение и уменьшение. | УИПЗЗ | Регулятивные УУД 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». | |||||
77. | Увеличить на… | Обоснование изменения в рисунке и составлять равенства на увеличение. | Уметь выполнять арифметические действия по заданиям: увеличить на…; сумма чисел. | УЗНЗВУ | ||||||
78. | Уменьшить на… | Обоснование изменения в рисунке и составлять равенства на уменьшение. | Уметь выполнять арифметические действия по заданиям: уменьшить на…; разность чисел. | УЗНЗВУ | ||||||
Число и цифра 0. Состав однозначных чисел – 4 часа | ||||||||||
79. | Число и цифра 0. | Составление равенства на сложение и вычитание с нулем соотношение с предметной картинкой. | Уметь складывать и вычитать с нулем. | Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | ||||||
80. | Состав однозначных чисел. | Состав чисел. Слагаемые значений сумм 5,6,7,8,9. Разложение чисел по составу. Отработка умения быстро считать в пределах изученных чисел. Работа над восстановлением равенства. | Знать состав однозначных чисел. Уметь записывать выражения на сложение однозначных чисел. | |||||||
81. | Запись и решение выражений. | Уметь составлять и решать выражения. | ||||||||
82. | Составление равенств. | |||||||||
Сложение и вычитание отрезков – 4 часа | ||||||||||
83. | Построение отрезков. Сложение отрезков. | Выполнение сложения отрезков с помощью циркуля и линейки. Выполнение вычитания отрезков с помощью циркуля и линейки. | Уметь: - выполнять сложение и вычитание отрезков с помощью циркуля и линейки; - чертить отрезки, равные сумме отрезков, разности отрезков. | Коммуникативные УУД 1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | ||||||
84. | Сложение и вычитание отрезков. | |||||||||
85. | Составление выражений. | Уметь составлять и решать выражения. | ||||||||
86. | Отработка навыка построения отрезков. | Выполнение сложения отрезков с помощью циркуля и линейки. Выполнение вычитания отрезков с помощью циркуля и линейки. | Уметь: - выполнять сложение и вычитание отрезков с помощью циркуля и линейки; - чертить отрезки, равные сумме отрезков, разности отрезков. | |||||||
На сколько меньше? На сколько больше? Состав однозначных чисел – 8 часов | ||||||||||
87. | На сколько больше, (меньше)? | Перестановка слагаемых в сумме. | Уметь доказывать , чего больше (меньше), почему, на сколько; сравнивать количества. | |||||||
88. | На сколько больше, запись равенств. | |||||||||
89. 90. | Разностное сравнение чисел. Запись выражений. | Знакомство с разностным сравнением. Выведение правила нахождения разности. | Уметь строить отрезки. | |||||||
91. | Закрепление изученного материала. | Уметь сравнивать числа, объяснять выражения. | ||||||||
92. | На сколько больше (меньше)? Запись равенств. | Перестановка слагаемых в сумме. | Уметь доказывать , чего больше (меньше), почему, на сколько; сравнивать количества. | |||||||
93. | Запись выражений. Состав однозначных чисел. | |||||||||
94. | Запись выражений. Состав однозначных чисел. | Состав чисел. Слагаемые значений сумм 5,6,7,8,9. Разложение чисел по составу. Отработка умения быстро считать в пределах изученных чисел. | Знать состав однозначных чисел. Уметь записывать выражения на сложение однозначных чисел. | |||||||
Ломаная – 2 часа | ||||||||||
95. 96. | Ломаная линия Построение. | Знакомство с понятиями «ломаная», «звено ломаной линии». Сравнение ломаных с помощью циркуля. | Знать отличие ломаной линии, из каких частей состоит ломаная. Уметь строить ломаную линию, узнать ее длину. | |||||||
1 десяток. Запись числа 10 в виде суммы двух слагаемых – 6 часов | ||||||||||
97. 98. | 1 десяток. 1 десяток. | Знакомство с числом 10. Состав числа 10. | Знать: - структуру двузначного числа; - состав числа 10. Уметь: - записывать числа в виде двух слагаемых; - выполнять сложение и вычитание с числом 10. | |||||||
99. | Состав числа 10. | Состав числа 10. | ||||||||
100 | Запись числа 10 в виде суммы двух слагаемых. | Состав числа 10. | ||||||||
101 | Контрольная работа | |||||||||
102 | Анализ контрольной работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" включает в себя предметн...
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)
Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре 1 класс...
рабочая программапо физической культуре 3
рабочая программа по физической культуре...
Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программапо Кубановедение
Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....