Внеурочное занятие по математике
Тема: Геометрические фигуры в спорте
Цель: развитие познавательного интереса к математике через занимательный материал об олимпийских видах спорта
Задачи:
Образовательные:
• способствовать закреплению знаний, умений и навыков по построению окружности с помощью циркуля
• развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, внимание, память, речь;
• расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• учить правильно применять математическую терминологию.
Развивающие:
• уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
• развивать умение планировать свою работу;
• развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
• прививать интерес к предмету ;
• формировать чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности;
Планируемые результаты:
Познавательные УУД – дети самостоятельно формулируют познавательные цели, ищут информацию, проводят ее анализ, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, обобщают.
Личностные УУД – используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала.
Коммуникативные УУД – сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнера, учатся учитывать позицию собеседника.
Регулятивные УУД – ставят учебные задачи, планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий, проводят контроль, оценивают правильность выполнения действий, учатся осознавать качество и уровень усвоения материала, ищут ошибки в выполнении работы.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Оборудование: ноутбук, проектор
Инструменты: ножницы, циркуль, линейка, простой карандаш
Материалы: цветная бумага
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Организационный (включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне) | -Сегодня у нас пройдёт необычный урок математики. А начать его я хочу со сказки об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба». Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша? — Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён! — Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь? ( смекалка) - Думаю, что смекалка сегодня вам тоже пригодится на уроке. | Слушают учителя. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество. Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету |
Актуализация знаний | - У меня в шкатулке находятся математические предметы. Отгадайте какие: Нет углов у меня, А похож на блюдце я. На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья, Назовите вы меня! /Круг/
Что похоже на открытку, На конверт и на альбом? Что сравнить, ребята, можно С одеялом и ковром? /Прямоугольник/
Присмотрись, стоит ведро - Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать. (Цилиндр).
- Что мы знаем об этих геометрических фигурах? - Что умеем с ними делать? (Чертить, измерять стороны, находить периметр и площадь… - Какую фигуру ещё не умеем чертить? /Цилиндр/
- А сейчас я предлагаю вам решить математический ребус (работа паре)
Ключ: Пламя полыхает, Пять колец сияют. Праздник для народа Раз в четыре года. Праздник тот спортивный, Древний, яркий, дивный. (Олимпийские игры) | Отгадывают загадки, отвечают на вопросы.
Анализируют, делают выводы.
Работают в паре.
| Познавательные: Извлечение из текстов математической информации, структурирование знаний, анализ объектов и синтез. Регулятивные: Умение оценивать правильность выполнения действия; Планирование пути достижения цели; прогнозирование. Коммуникативные: развитие умения слушать и вступать в диалог, задавать вопросы. Личностные: Осознание ответственности за общее дело
|
Постановка цели, задач урока (мотивация учебной деятельности) | - Как вы думаете, что общего у геометрических фигур и Олимпийских игр? Могут ли они быть взаимосвязаны? - Можем ли мы ответить на этот вопрос сразу? /нет, нам надо проверить свои догадки, доказать…./ - Какую цель поставим на уроке? (Выяснить, связаны ли геометрические фигуры с Олимпийскими играми) |
| Личностные: заинтересованность в учебном действии и его результате. |
Построение проекта выхода из затруднения | -В каких олимпийских видах спорта встречаются эти геометрические фигуры? Работа в малых группах : 1 –круг, 2 –прямоугольник, 3 – цилиндр.
/Круг – метание диска, стрельба (мишень), разлиновка поля, мишень Прямоугольник – ковёр в татами, боксе, табло, флаги Цилиндр – эстафетная палочка, шайба, палка для прыжков в высоту, лыжные палки, ружьё/ - Мы сегодня не сможем перечислить все варианты. Надеюсь, что после урока вы ещё подумаете над этим вопросом.
- В каких олимпийских зимних видах спорта используются одновременно все три эти математические фигуры? (В кёрлинге: прямоугольник, круг, цилиндр. Площадка для кёрлинга представляет собой прямоугольное поле длиной 44м 50 см и шириной 4м 32 см. Камень имеет цилиндрическую форму. Гранитная основа имеет круглую форму. Задача каждой команды - поставить как можно больше своих камней в дом (круг). В биатлоне: коврик для стрельбы – прямоугольник, дуло винтовки – цилиндр, мишень – круг. /Мишень биатлона имеет форму круга. В настоящее время размер (диаметр) мишеней биатлона составляет 45 мм для стрельбы из положения лежа и 115 мм для ведения огня стоя. Лыжные палки винтовка имеют форму цилиндра. Длина палок не должна превышать рост спортсмена. Для стрельбы применяются винтовки с минимальным весом 3 кг 500 гр./
| Работают в малых группах.
| Познавательные: осуществляют логические действия; формулируют ответы на вопросы. Регулятивные : принимают и сохраняют учебные задачи; осуществляют контроль учебных действий |
Применение знаний и умений в новой ситуации | - Сейчас вам надо проявить смекалку и сказать, какие преобразования надо сделать с одной из 3 геометрических фигур, чтобы получился такой олимпийский символ. Вот его описание: - Придуман этот символ Пьером де Кубертеном в 1913 году.
- Впервые появился на летних Олимпийских играх 1920 года в городе Антверпене (Бельгия).
- Представляет собой прямоугольное полотнище с изображением пяти колец желтого, синего, черного, красного и зеленого цвета на белом фоне.
- Кольца соединены по цепочке, в форме буквы W, причём крайние (голубое, красное) пересекаются каждое только с одним другим кольцом, а расположенные в центре - каждое с двумя кольцами.
/Олимпийский флаг/ - Сколько лет исполнилось олимпийскому флагу в 2016 году? Давайте вычислим./103 года/
- С какой фигурой надо провести преобразования? /кругом/ - Какие преобразования надо провести с кругом, чтобы получилось кольцо? - Можем ли мы, используя математические знания и умения, сами сделать олимпийский флаг? Как? План: - Измерить радиус круга.
- Начертить окружность с общим центром внутри круга на 1 см меньше.
- Вырезать кольцо.
- Соединить кольца по цепочке между собой.
- Приклеить кольца к белому прямоугольнику.
- Итог нашей работы будет общий – Олимпийский флаг. Кольца для него вы будете вырезать сами: 5 человек – 5 колец. По каким критериям мы будем принимать кольцо на флаг? - правильно начерчена окружность внутри круга - аккуратно вырезано кольцо
|
Выдвигают предположения.
Выстраивают деформированный план.
| Регулятивные : контроль в форме сличения результата с заданным эталоном; коррекция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: общеучебные умения- поиск и выделение необходимой информации; Логические: построение цепочки рассуждений;
|
Обсуждение работы и коррекция. | - Приступим к выполнению пунктов плана. Каждый будет вырезать одно кольцо определённого цвета. 4 пункт: расположим получившиеся кольца на доске. - Сейчас мы займёмся моделированием - будем создавать модель Олимпийского флага. Для этого нам понадобится образец. - Сравним с образцом. Что надо сделать, чтобы кольца были соединены? Практическая работа детей | 1-3 пункты дети выполняют самостоятельно 4-5 пункты выполняются вместе под руководством учителя | Регулятивные: сравнивают свою работу с образцом Личностные: заинтересованность в учебном действии и его результате. |
Контроль усвоения. | -Проверим ваши знания по теме урока. Выполним задание «Верно – неверно» 1. Олимпийский флаг придуман Пьером де Кубертеном в 1913 году. 2. На Олимпийском флаге 5 колец – чёрное, синее, красное, белое, зелёное. 3. Олимпийский флаг имеет форму квадрата. 4. 5. В 4 и 5 самим придумать верное и неверное высказывание. МОЙ РЕЗУЛЬТАТ__________+ или ?_________________
|
|
|
Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов | -Подведём итоги: Достигли ли мы цели урока: Выяснили, связаны ли геометрические фигуры с Олимпийскими играми?
З (знали) – геометрические фигуры, об Олимпиаде, как находить площадь и периметр прямоугольника…. У (узнали) – об истории Олимпийского флага, о том, что геометрические фигуры используются в Олимпиаде, о кёрлинге….. Н (научились) – преобразовывать круг в кольцо, изготавливать олимпийский флаг
-На парте у вас лежат кружки, нарисуйте на них своё настроение и расположите на лесенке успеха.
- У кого возникло желание сделать Олимпийский флаг самостоятельно? - Думаю, что вы его обязательно сделаете. А пока я раздам вам маленькие Олимпийские флажки. А наш общий Олимпийский флаг станет символом сегодняшних Олимпийских забав. Почётное право повесить его предоставляется призёрам районной Малой олимпиады Пунегову Мирославу – по подтягиванию на высокой перекладине и Шараповой Ирме – по подниманию туловища за 30 сек. Остальные ребята будут сопровождать Олимпийский символ. Дети под песню «Мы хотим всем рекордам» строятся и выносят флаг в зал, где вывешивают на стенд. | Оценивают свою деятельность на уроке. | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные : оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету.
|