Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
4 класс
«Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких)
Урок открытия нового знания
«Единицы массы. Грамм.»
Планируемые результаты: Знают о единицах измерения массы- граммах, умеют использовать эту единицу измерения для решения задач.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости -гномики. Они находят в горах сокровища, взвешивают их и хранят в пещерах. Пришли они к нам не с пустыми руками, а принесли маленькие мешочки с монетками и хотят, чтобы мы помогли им
Недавно мы с вами познакомились с новыми единицами длины.
Что такое длина? (Длина характеризует предмет по протяженности).
Какие еще величины вы знаете? (Площадь, объем).
А что мы уже умеем делать с величинами? (Сравнивать, производить различные действия).
- Ребята, а для чего нам в жизни нужны эти величины?
-Сегодня они нам пригодятся.
II. Актуализация опорных знаний
Повторим, что мы знаем о величинах.
Вспомните, что такое величина. (Величина – это свойство предметов, которое можно измерить и результат выразить числом).
Какие способы сравнения величин мы знаем? (На глаз, непосредственно, с помощью измерений).
Что необходимо сделать, чтобы измерить величину? (Выбрать мерку).
Что значит – измерить величину? (Посмотреть, сколько раз выбранная мерка укладывается в измеримой величине).
Можно ли производить измерения, сравнения и действия с величинами, измеренными разными мерками? (Нет).
Почему? (Получаются разные ответы).
- Чтобы узнать ключевое слово нашего урока, вам нужно решить примеры. Возьмите карточки, запишите ответы в порядке возрастания.
25*1000= а
3000:100= а
17*100= с
120:2= с
3295:3295= м
- Какое слово получилось? ( масса)
III. Пробное учебное действие
- У вас на столах есть весы и два маленьких пакетика
- Определите массу пакета муки. (Ребенок ставит пакет на весы. Весы показывают 1 кг.)
- Чему равна масса? (1 кг).
- Как вы узнали? (Мы взвесили).
- У вас в пакетах лежат монетки. Определите их массу и запишите ответ.
- Чему равна масса монеток? (Не знаем, не смогли определить).
- Что случилось? (Весы ничего не показывают, меньше кг, наверное, несколько граммов, вообще не могу сказать ничего – очень легкие, нужно измерить как- то по- другому).
IV. Постановка учебной задачи
-Уточните, какое задание выполняли?
- Где возникло затруднение?
- Почему возникло затруднение?
- Как будет звучать тема нашего урока? ( единицы массы – грамм)
- Какую цель поставим на урок? (познакомиться с маленькими единицами массы и установить между ними соотношения)
V. Открытие нового знания
- Кто слышал, какие единицы измерения массы используют для взвешивания маленьких грузов?
- Как мы взвешивали муку? (Мы уравновесили весы гирей в 1 кг).
- Что мы узнали о массе муки? (Что она весит 1 кг).
- Где мы это увидели? (По шкале, гиря стоит на противоположной чаше весов, весом 1 кг).
- Посмотрите на шкалу в то место, где остановились стрелка весов, что там написано? (Там написано 1000).
- А на гире? (!1кг).
- Какой вывод можно сделать о том, сколько граммов содержится в 1 кг? (В 1 кг = 1000 г)
- Как это записать? (Выходит ученик и записывает на доске)
- А как это можно записать в виде равенства? (1кг=1000г)
- Уберите пакет с мукой с весов, положите на весы второй мешочек. Что вы заметили? (Чашка с гирей в 1 кг перевешивает).
- Почему? (первая чашка стала легче).
- Как же теперь узнать массу второго мешочка? (Нужна другая гиря – легче). Снимаем гирю в 1 кг, ставим 500 г
- В равновесии чаши весов? (Да).
- Сколько весят второй мешочек? (500г)
- Как вы об этом узнали? (Посмотрели на гирю, которая уравновесила чаши весов, на ней написано 500 г.)
- Какой вывод можно сделать о единицах массы и взвешивании предметов? (Кроме кг есть еще и более мелкие единицы – граммы. Чем легче предмет, тем меньше нужна единица для его измерения). На доске появляются нарисованные гирьки – 100 г, 200 г, 500 г)
- Сможем ли мы помочь гномикам? (Да).
- На каких же весах мы сможем взвесить монетки? (… кто- то не знает, кто- то говорит: на маленьких, на более чувствительных) Учитель достает аптекарские весы и гирьки.
- Давайте взвесим. Взвешиваем, получаем 5 г.
- А где такие маленькие весы применяются (в аптеке, в ювелирном деле).
- А подойдут для этого гирьки 100 г, 200г, 500? (Нет, да). На доске появляются нарисованные гирьки – 10 г, 20 г, 50 г, 1 г , 2 г , 5 г.
- Какую гирьку мы взяли, чтобы взвесить монеты? (5 г).
- Справились мы с проблемой? (Да)
- Молодцы. Какой вывод можем сделать? (Для измерения массы более мелких предметов используем маленькую единицу измерения массы и устанавливаем соотношение
- Откройте учебник на стр. 101 и проверьте свои выводы.
VI. Первичное закрепление
- Что мы с вами выяснили относительно массы? (Она измеряется в разных единицах кг, г; зависит это от предметов).
- Какая связь существует между кг и г? (1кг=1000г).
- Давайте попробуем решить задачу №1а стр. 101.
- О чем говорится в задаче? (На одной чаше весов лежит сыр весом 700 г. На другой – гиря в 1 кг. Какие гири надо положить на первую чашку, чтобы весы были в равновесии?)
- Назовите известные и неизвестные величины, отметьте их на схеме. (Известна масса сыра и масса гири) Не известно, сколько граммов нужно положить на первую чашу).
- Как найти массу гири? (Чтобы ответить на вопрос нужно из 1000 г вычесть массу сыра: 1000г- 700г).
- Выполните решение и запишите ответ.
(1000 г - 700 г = 300 г)
Ответ: надо положить гирю, весом в 300 г.
№ 2 а, д, б, в.
Вырази в граммах. (Фронтально).
4кг=4000г, т к в 1 кг = 1000 г, 1000*4=4000
Далее аналогично
№2г,е,ж – в парах.
Вырази в кг (Фронтально).
6000 г = 6 кг, т к 1000г=1 кг, 6000/1000=6 кг
Далее аналогично. Пользуясь опорной схемой, выполняют задания в тетрадях с комментированием по цепочке
VII. Самоконтроль и самопроверка по эталону
-Хотите попробовать свои силы и самостоятельно выполнить задание? (Да).
-Выполните задание самостоятельно.
(работа по учебнику) с.104 № 4 (а)
9675 г=9 кг 675 г т к (1 кг=1000г, 9000/1000=9, и еще 675 г , получается 9 кг 675 г.) |
|
14300 г = 14кг 300 г, т к (в 1 кг=1000г, а 14000/1000=14, да еще 300, получится 14 кг 300 г.) |
-Проверьте работу по подсказке. Кто допустил ошибку? Поставьте знак «?». Какую ошибку допустили и почему?
- Кто выполнил задание правильно? Поставьте себе «+».
Выполняют задания
VIII. Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала
- Зачем мы с вами сегодня все это изучали? (Чтобы помочь гномикам, суметь в магазине сделать покупку, для решения задач и примеров).
- Очень хорошо.
- Предположим вы пришли в магазин и вам нужно сделать покупку. Как вам это сделать? Давайте воспользуемся таблицей на странице 102, №9. (Фронтально
- Где дана масса предметов? (В вертикальном столбце)
- А масса гирь, которую можно использовать? (В горизонтальном столбце).
- Попробуем.
- Для того, чтобы набрать 7 г, какие нужно взять гири? (в 5г и 2 г. Всего 2 ги
- А 48г? (2 гири по 20г, 1 гиря 5г, 1 гиря 2г, 1 гиря 1 г. Всего 5 гирь. И т д аналогично).
Задание №5
- О чем говорится в задаче? (В одном куске колбасы 1 кг 300 г, а в другом на 400 г меньше. Сколько колбасы в обоих кусках вместе?) 1 человек решает у доски.
- Какие величины известные и неизвестные. Отметьте их на схеме. (Известно, что в одном куске 1 кг 300 г, а в другом на 400 г меньше. Не известно, сколько всего в двух кусках.)
- Объясню, как с помощью известных величин найти неизвестные. Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо сложить массу первого куска и второго. Сразу ответить на вопрос задачи нельзя, так как не известно, сколько весит второй кусок. Чтобы это узнать, надо из 1кг300г вычесть 400 г. Во втором действии к массе первого куска прибавить массу второго.
Выполняю решение, пишу ответ.
1)1кг300г=1300г
1300г- 400г=900г – весит второй кусок
2)1300г+900г=2200г – весят оба куска
Ответ: оба куска весят 2200г, 2 кг 200 г.
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности
-Какую цель мы ставили на урок?
- Зачем нужно уметь делать перевод единиц? -Какие действия надо выполнять при переходе к большим или меньшим единицам измерения?
- Как вы работали на уроке?
-Что вам на уроке больше всего понравилось?
-В чём были затруднения? Как их преодолеть?
Отвечают на вопросы, анализируют активность во время урока, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс
Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...
Конспект урока по математике Класс: 1 «б» УМК: Начальная школа 21 века, В.Н. Рудницкая «Математика» , ч.2, стр.53-57 Тип урока: Урок изучения нового материала Тема: Вычитание числа 3 (закрепление)
Конспект урока по математике...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе
Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...
Технологическая карта урока математики. Дистанционное обучение. План-конспект урока по математике (2 класс)
Урок по математики (2 класс)...