Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Никитина Дарья Алексеевна

Конспект урока по математике для класса по теме "Свойства операции объединения множеств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по математике

Класс: 3

Тема: Свойства операции объединения множеств

Цель: познакомить учащихся с  основными свойствами операции объединения множеств (переместительным, сочетательным) , закреплять алгоритм деления с остатком, решение уравнений и текстовых задач, привить интерес к изучению данной темы, сформировать навыки работы в процессе урока.

Задачи:

  1. Образовательная: учиться анализировать, находить искомое,  решать устно и письменно, сопоставлять и рассуждать;
  2. Воспитательная: воспитание интереса к изучению свойств операции объединения множеств и математики в целом;
  3. Развивающая: развивать самооценку, внимание, память.

Оборудование: учебник Петерсон Л.Г, часть 1, карточки с заданием  для каждого ученика; наглядность: схемы, иллюстрации  на доске.

Ход урока

Основное содержание этапов урока

Время

Деятельность учащихся на уроке

1.

Вступление в урок

Организационный момент

4мин

-Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Давайте настроемся на хорошую работу и улыбнемся друг другу.

Сегодня мы с вами узнаем  много нового и интересного! Вы все молодцы, - приготовили свои рабочие места. Садитесь, ребята. Долгожданный дан звонок – начинается урок! (Хором)

2

Актуализация знаний

4мин

Сядьте красиво, спинки ровные.

Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа. (Проговариваю «Двадцать пятое сентября. Классная работа»).

 Кто записал, покажите мне. (Приподнимают ручку вверх).

Чистописанием сегодня у нас будет следующее: посмотрите на доску. Что вы видите? Прочитаем вместе написанные числа. (0, 19, 38)

Что вы замечаете? (Закономерность чисел, кратных 19).

Пропишите, пожалуйста, у себя в тетради до конца строки.

(Дети прописывают).

Давайте проверим, что вы записали.

(Ученик читает вслух – проверяем).

Молодцы! А сейчас посмотрите – у вас на партах лежат листочки с заданием. Сейчас внимательно прочтите его. (Читают про себя).

Всем все понятно? Объяснять нужно?  (Объясняю, если возникают вопросы учащихся).

Сейчас прямо на этих листочках выполните данное задание. Делаем самостоятельно. (Дети выполняют задание). Сейчас, пожалуйста, передайте свои работы с последних парт. Оценки за работу пойдут в журнал.

Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? (Об объединении множеств).

Верно. Мы с вами узнали, что множества, например, А и В могут объединяться. Какой новый знак мы с вами узнали? (Знак объединения множеств – U)

3

Мотивация учебной деятельности

6мин

Откроем учебники на стр. 39. Давайте посмотрим упражнение 3.

Нам даются 2 диаграммы. Поработаем с первой. Какие множества вы видите здесь? (А, В и С).

Верно, ребятки. А скажите, они изображены отдельно друг от друга? (Нет, они объединены).

Итак, давайте возьмем синий карандаш и раскрасим объединение двух множеств, записанных в скобках. Какие это множества?

(А и В) Правильно! А теперь раскрасим желтым цветом третье множество. Назовите, пожалуйста, его. (Множество С). Обведем красным  карандашиком объединение «синего» и «желтого» множеств. Молодцы! Ту же самую работу проделаем со второй диаграммой. Только нам нужно быть внимательнее. Посмотрите, все ли так, как на предыдущей иллюстрации? (Нет, запись со скобками другая).

Да, ребята. Вы все правильно заметили. Давайте раскрасим синим цветом множества в скобках, желтым – третье множество, а красным цветом обведем объединение этих трех множеств.

(Учитель цветными мелками выполняет работу на доске).

Посмотрите на доску. У всех так получилось?

Что вы замечаете? (Иллюстрации получились одинаковые).

Так какой же вывод мы тогда сделаем, ребята?

(Объединение множеств А и В со множеством С равно объединению множества С с объединением множеств  А и В).

Умнички!

Сейчас я прочту правило в оранжевой рамочке, а вы внимательно следите.

(Читаю о свойствах объединения).

Итак, вы верно сделали вывод, ребята: результат объединения не зависит от порядка множеств и от порядка действий. Это уже известные нам переместительный и сочетательный законы). Это и будет нашей сегодняшней темой.

4

Работа по теме урока

6мин

4мин

5мин

7мин

-Ребятки,  теперь откройте, пожалуйста, стр.40. Я читаю задачу, а вы внимательно слушайте.

(Читаю вслух задачу классу).

Итак, ребята, о чем говорится в задаче?

(В Суздале побывали 12 человек, во Владимире – 18 человек. В обоих городах побывали четверо ребят).

Давайте запишем условие задачи. Если в обоих городах приняли участие 4 ученика, то как мы можем назвать это явление? (Объединение).

(На доске запись условия).

Что нужно найти?

(Сколько всего учеников приняли участие в двух экскурсиях). Что еще мы можем узнать?

(Сколько учеников ездило только в Суздаль и сколько только во Владимир).

Посмотрите на доску – вот такая схема у нас получилась.

Давайте подумаем, что мы найдем первым?

(Сколько учеников приняло участие в обеих экскурсиях: 12+18-4=26 (уч.)

Что мы еще найдем?

(Сколько учеников съездило лишь в Суздаль: 12-4=8 (уч.)

Сколько учеников съездило лишь во Владимир: 18-4=14 (уч.)

Вы все хорошо поработали. Проведем теперь физминутку.

Раз, два, три, четыре, пять. Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь нам надо  встать,

Тихо сесть, начать писать 

Ребята, продолжим нашу работу. Напомните, пожалуйста, о чем мы сегодня говорим? (О свойствах операции объединения). А какое правило мы знаем? (Результат объединения не зависит от порядка множеств и от порядка действий). Какие это законы? (Переместительный и сочетательный).

Какие вы молодцы!  Сейчас поработаем на скорость. Наш блиц - турнир. Ушки все навострили. Я читаю, все внимательно слушаем и решаем. (По желанию учащиеся комментируют с места).

Сейчас посмотрите на доску: у меня изображен числовой луч, а на нем двузначные числа. Прочитаем вместе их: 0, 19, 38. Мы сегодня с вами уже встречались с ними. Но давайте отметим именно на луче числа, кратные 19. (Дети выходят к доске и записывают с рассуждениями).

Не зря мы вспомнили эти числа. Они нам помогут при делении с остатком. Запишем первый пример. 40:19 = (Ребята, сколько в 40 помещается у нас число 19? 2 раза, ребятки. 19*2 = 38. Значит, что у нас остается? Хвостиком мы называем с вами то, что означает остаток. Как мы его найдем? 40-38=2) Следующие примеры аналогично, с рассуждениями учащихся – выполняют у доски по желанию.

Молодцы! А сейчас, ребятки, у меня для вас есть очень интересная головоломка.

(На доске начерчен отрезок). Ребята, сделайте так, чтобы отрезок стал короче, но не притрагивайтесь к нему. (Нужно начертить другой отрезок рядом).

(На доске несколько фигур. Нужно найти недостающую фигуру).

Объясни, как это может быть: 2 матери, 3 дочки, 2 сестры, а всего – 4 женщины? (Бабушка, мать и 2 дочери).

5

Рефлексия учебной деятельности

2мин

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Какое правило мы с вами узнали?

Что вам  понравилось сегодня на уроке?

Оцените себя, пожалуйста, поставьте на полях тетради ту оценку, которую, как вы считаете, заслужили сегодня.

Вы все сегодня хорошо поработали, ребята! Я очень вами довольна.

6

Домашняя работа

2мин

Откроем дневники и запишем домашнее задание: №4, 11. (Объяснение домашнего задания детям). Делайте внимательно, ребятки! Спасибо за урок. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...