Урок математики "Отрезок и его обозначение"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью дать представление о понятии «отрезок»; закрепить представления о понятиях «прямая», «луч».
Задачи:
Предметные: научить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.
Метапредметные:
- Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;
- Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
- Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
- Личностные: учить адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_otrezok_i_ego_oboznachenie.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Отрезок и его обозначение.
Цель: организовать совместную деятельность учащихся с целью дать представление о понятии «отрезок»; закрепить представления о понятиях «прямая», «луч».
Задачи:
Предметные: научить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.
Метапредметные:
- Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий;
- Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах;
- Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему;
- Личностные: учить адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; формировать положительную учебную мотивацию.
Ход урока.
- Мотивация
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
- Прочитайте японскую пословицу. «Начинай взбираться вверх снизу».
- Как вы её понимаете?
- Сегодня на уроке вы тоже будете взбираться вверх, делать открытия и к вам придет успех.
- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Точка
Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.
Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка.
И на листе получается точка.
Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие по стране Геометрия. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну фигуру. Кто она? (Точка)
- Посмотрите какое задание она нам приготовила. Что изображено на доске? (Линии)
- Подумайте, на какие множества можно разделить эти линии?
- Вы у себя на листах, а …… у доски выполнит это задание.
- По какому признаку разделили на множества? (По форме)
- Постановка проблемы
- Все ли прямые фигуры вам известны?
- Как они называются? (прямая, луч, отрезок)
(- Почему вы решили, что это отрезок?)
- Обратимся за помощью к нашей королеве Точке.
- Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средства.
Точка была очень любопытной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
- Как эта линия называется?
- Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь - ка я путешествовать!»
- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой?
Сказано – сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по этой линии. Шла, шла по прямой линии, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»
- Ребята, скоро ли конец прямой линии? (У прямой нет конца)
- Тогда я поверну назад, - сказала Точка. - Я, наверное, пошла не в ту сторону.
- Ребята, сможет ли Точка найти концы прямой? (У прямой нет конца)
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней идти -
Не найти конца пути!
Опечалилась Точка: «Что же, так мне и придется идти без конца?»
Вдруг Точка решила:
- а что, если я позову на помощь Ножницы.
Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы.
Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.
- Ура! – закричала Точка – вот и конец получился! Ай, да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
- Можно и с другой – послушно щелкнули Ножницы.
- Как интересно! – воскликнула Точка. - Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.
- Ребята, как это называется? (Отрезок)
(- Почему вы решили, что название этой фигуры отрезок?)
- Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка ты стоишь на отрезке прямой.
- Отрезок! - с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (Имеет концы)
- Я запомню это. Мне нравится на отрезке. Здесь я устрою свой дом.
- Так как у каждого дома есть свой номер, то есть название, отрезок мы тоже будем обозначать двумя заглавными буквами русского алфавита.
Вывод: Что же такое отрезок?
- Почему часть прямой называют отрезком? (отрезана, ограничена по краям)
- Давайте посмотрим, как дают определение отрезка авторы учебника. Откройте учебник на странице 56. Постарайтесь запомнить.
- Посмотрите в номере 1 изображены отрезки. Они могут располагаться в разном направлении: горизонтально, вертикально, наискосок.
- Сколько всего отрезков? Назовите, как обозначен первый по счету отрезок, второй, третий, четвертый?
- Закройте учебник, уберите на край стола.
- Реализация построенного проекта
- Мы познакомились с понятием отрезок, а для чего мы изучаем эту тему?
- Где эти знания нам могут пригодиться в дальнейшем?
- Как вы думаете, какова будет дальнейшая работа с отрезком?
- Чему мы должны будем научиться?
- Для этого нам необходимо составить план, как правильно построить отрезок.
Итак, что нам необходимо для построения отрезка. (Линейка, карандаш)
Шаг 1. Берем линейку, карандаш.
Шаг 2. Ставим на листе бумаги 2 точки.
Шаг 3. Накладываем линейку на лист.
Шаг 4. Соединяем точки карандашом по линейке.
Шаг 5. Даем имя отрезку.
Физминутка
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Прежде чем попробовать самим начертить отрезок, еще раз повторим план.
- По слайду.
- Как называется эта фигура?
- Самостоятельная работа с самооценкой.
- Вспомните план построения отрезка и самостоятельно начертите его.
- Каждый работает на своем месте, один ученик у доски.
- У кого возникло затруднение, поднимите руку, я помогу.
- Вспомните девиз нашего урока «Начинай взбираться вверх снизу».
- Нашим девизом сегодня была японская пословица.
- Сейчас мы узнаем, какой высоты вы сегодня достигли?
- Прежде чем вы попробуете оценить свою работу, ответьте на вопросы:
1. Какова была цель задания?
2. Удалось добиться результата?
3. Правильно ли выполнили или с ошибкой?
4. Самостоятельно работали или вам помогали?
- Оцените себя.
- У кого сегодня получилось добраться до вершины?
- Не отчаивайтесь и не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, все впереди.
- Включение в систему знаний и повторение с самопроверкой по эталону.
1) - Выберете из предложенных прямых линий отрезок и обведите его синим карандашом.
- Посмотрите, кто сделал так же, поставьте +.
2) - Что обозначают точки (границы) отрезка, если правильно, то +:
а) буквы алфавита;
б) название отрезка;
в) название прямой.
3) Внимательно посмотри на фигуры, найди лишнюю. Кто сделал так же +
- Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)
- Найдите отрезки в окружающей обстановке.
- Так что такое отрезок?
- Если вы поняли тему сегодняшнего урока, то поднимите улыбающуюся рожицу.
- Если на уроке возникли затруднения, то…
- Я надеюсь, что на следующих уроках, у вас все получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова
Урок проводился во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой.Тип урока:ОНЗ. Цель урока:научить обозначать мягкость согласных звуков в конце и середине слова....
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова
Презентация подготовлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой...
Урок математики во 2 классе. Луч и его обозначение.
Урок математики во 2 кл. по теме "Луч и его обозначение" (программа "Начальная школа XXI века")...
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...
Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на письме.
Интегрированный урок в ходе которого решается проблема об обозначении мягкости согласных на письме....
Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв.
Презентация по теме "Письмо изученных букв" Цель: формировать в памяти зрительные образцы изученных букв. В начале урока ставится проблемный вопрос?...
«Звук [й*]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й*] на письме»
Тема, представленного мною урока русского языка: «Звук [й,]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме». Обозначение звука [й,] на письме...