«Звук [й*]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й*] на письме»
план-конспект урока по русскому языку (1, 2 класс) по теме

Гридина Елена Александровна

Тема, представленного мною урока русского языка: «Звук [й,]. Обозначение его на письме. Мягкий  разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме». Обозначение звука  [й,] на письме – тема достаточно сложная для понимания учащихся начальных классов, но в тоже время очень важная, т.к. задания, основанные на знаниях способов обозначения звука [й,] на письме, встречаются в олимпиадах, различных интеллектуальных конкурсах по русскому языку и даже выносятся на ЕГЭ. 

Данный урок - оригинальная авторская мультимедийная разработка. Введение на каждый слайд героя урока Незнайки, создает не только эмоциональный настрой, но и позволяет преодолеть психологическое напряжение детей на уроке – страх ошибиться в своих высказываниях. Элементы игровой технологии помогают включить каждого учащегося в активную деятельность, дают возможность, независимо от способностей, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения («Я – умнее Незнайки! Я – знаю больше Незнайки!»). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Урок русского языка во 2 классе

  УМК «Школа 2100...»

авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.

Автор:                                       учитель начальных классов МОУСОШ №4

г. Новокубанска Краснодарского края

Гридина  Елена Александровна

Тема урока: «Звук [й,]. Обозначение его на письме.

Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме»

Цели урока:

  • Активизация знаний учащихся о способах обозначения звука ,] на письме.
  • Расширение и углубление знаний детей о способах обозначения звука ,]  на письме.
  • Развитие мыслительной деятельности учащихся.
  • Совершенствование коммуникативных умений учащихся.                                                                                                                                                                                                
  • Формирование коммуникативных навыков и воспитание целеустремленности, организованности, положительного отношения к учебе.

Задачи урока:

  • Открыть совместно с учащимися «новый» способ обозначения ,]  на письме.
  • Развивать умение анализировать языковой материал, делать выводы и обобщения.
  • Включить каждого ученика в активную деятельность, дать каждому учащемуся (независимо от способностей) возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний, оценить свои достижения.

Тип урока:  урок – открытия новых знаний с мультимедийной презентацией.

Оборудование:

  • Ноутбук, мультимедиа-проектор, экран.
  • Раздаточные листы для детей.

г. Новокубанск – 2011

План – конспект урока

«Звук ,] и его обозначение на письме.

Мягкий знак, как способ обозначения звука ,]на письме»

1. Орг. момент.

Учитель. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте глазками друг другу всего самого лучшего...  Садитесь. Проверьте осанку.

2. Вход в урок.

Слайд 2 (звучит «Гимн Незнайки» (М. Минков - Ю. Энтин))

 Учитель. Вы согласны, что «на свете не возможно все узнать» (Выслушиваются мнения детей.)

Учитель. Конечно, всего на свете нельзя узнать, но сегодня на уроке мы вместе с вами откроем  секрет русского языка, который поможет вам стать «знатоками» русского языка.

Смена  слайда -  КЛИК (затемнить экран – клавиша В)

 - Героем нашего урока будет Незнайка-сочинитель.

- Как вы думаете, чем он будет заниматься? (Дети:  писать, сочинять)

3. Введение в тему. Активизация знаний.

Слайд 3  КЛИК – появляется деформированный текст:

Я поэт, зовусь Незнака,

От меня вам балалака!

                              Незнака

Учитель (после прочтения учащимися текста слайда)

- Вот он и насочинял...!!!

- Помогите Незнайке исправить ошибки, чтобы больше никто не смеялся над ним.

- О какой букве совершенно забыл Незнайка?

(Дети:  «О букве й»)

КЛИК - деформированный текст исчезает с экрана, появляется исправленный текст (выделение объекта изучения цветом):

Я поэт, зовусь Незнайка,

От меня вам балалайка!

                              Незнайка

Учитель.  Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

(Выслушиваются предположения детей.)

Смена слайда КЛИК (затемнить экран-клавиша В) 

Слайд 4 

3.1 Активизация знаний, полученных в 1-м классе.

 Учитель. Вспомните, какой звук, обозначает буква й: гласный или согласный?

(Выслушиваются предположения детей)

(Отменить затемнение экрана - клавиша В) – на экране модели-звуков, с которыми учащиеся работали  в «Азбуке» ) и Незнайка.

Учитель.  Вы согласны с «догадкой» (предположением) Незнайки?

(Выслушиваются высказывания детей.)

При помощи звуковых моделей происходит активизация знаний о различии звуков ,] и [и].

Учитель.  Проверим, что о себе «расскажут» звуки.

КЛИК – появляются облачка-выноски, модели-звуки «рассказывают» о своих различиях.

(затемнить экран-клавиша В) 

3.2 Работа с раздаточными материалами .

Раздаточный лист зад. №1, параллельно задание выполняется на доске

Учитель. Прочитайте слова, что в них общего?

-Каким звуком они оканчиваются?

-Какой буквой на письме обозначается звук [и]?

- Измените слово так, чтобы оно заканчивалось звуком ,]. Какой буквой обозначим звук ,]?

Дети выполняют задание и приходят к выводу, что в данных словах звук  ,]обозначается буквой й (и-краткое).

Слайд 5

 3.3 Оглашение учителем темы, целей  и задач урока

Учитель:  Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?   

(Выслушиваются предположения детей)

Смена слайда КЛИК  (Отменить затемнение экрана - клавиша В) – на экране демонстрация темы урока)

4. Постановка проблемы. 

Смена слайда КЛИК – на экране появляется Незнайка и тема урока

Слайд 6

 Учитель. Помоги Незнайке вспомнить слова на букву й, запиши их.

КЛИК – появляется буква Й

(затемнить экран-клавиша В) 

4.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах

Раздаточный лист зад. №2

- Проверьте  (Отменить затемнение экрана - клавиша В)  КЛИК

- Допиши буквы так, чтобы получились новые слова.

 КЛИК – появляется буквосочетание - АЙКА

(затемнить экран-клавиша В) 

- Проверьте (Отменить затемнение экрана - клавиша В) КЛИК

- Какой буквой на письме обозначается звук ,]?

(Выслушиваются предположения детей)

КЛИК - появляется модель-звука ,] и вывод: Звук ,] на письме    обозначается буквой Й.

4.2 Постановка проблемы:

 Учитель. Как вы думаете, существуют еще буквы, которыми на письме можно обозначить звук ,]?

(Выслушиваются предположения детей.)

- Давайте проверим вместе с Незнайкой....

Смена слайда КЛИК

5. Исследование проблемы. Открытия.                                                  

Слайд 7 (на экране звуковая запись слов в цвете,  КЛИК – появляется Незнайка )

(Незнайка (учитель) читает транскрипцию, умышленно выделяя голосом звук ,])

Учитель. Ничего не понял Незнайка. Объясните Незнайке, что это за странные записи? 

(Ответы детей: звуковая запись слова)

- Запишите слова, заменив звуки буквами

5.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах (в зависимости от уровня подготовки класса возможна коллективная работа)

Раздаточный лист зад. №3

(затемнить экран-клавиша В) 

- Проверьте. КЛИК – на каждое слово

- Что вы заметили?

- Какими буквами вы заменили звукосочетания?

- Почему эти буквы обозначают звук ,] в этих словах?

(Аналогично проводится работа со словами из 2-го столбика)

- Так какими же еще буквами на письме обозначается звук ,]?

КЛИК – появляются модели-звуки

Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.

 (затемнить экран-клавиша В) 

Динамическая пауза «Лови звук ,]»

(Хлопок над головой – звук в начале, хлопок обычный - в середине, хлопок внизу –  в конце)

Майка, ёлка, стой, йод, мой, яма, герой, пояс, юла, трамвай, йогурт, поёт, ёжик, поехали, твой, юла, зайка, стой, йог....

6. Практическое применение полученных знаний. Постановка  новой проблемы. 

Смена слайда КЛИК - появляется Незнайка с новым заданием

6.1 Работа в парах. Классификация способов обозначения звука [й,]  на письме) 

Слайд 8

 Учитель. Незнайка получил задание  от Знайки и не справился. Поможем ему? 

- Посоветуйтесь с соседом по парте и выпишите в один столбик слова, в которых звук ,]обозначен буквой й, а в другой – гласными буквами е, ё, ю, я КЛИК.

 Раздаточный лист зад. №4 (затемнить экран-клавиша В) 

6.2  Взаимопроверка.  КЛИК - появляются столбцы слов на экране

- Обменяйтесь листами и проверьте по экрану.

- Все слова вы распределили по столбикам?

(Дети:  «Нет, осталось слово «варенье») КЛИК

- Как вы думаете, почему Незнайка решил, что слово варенье лишнее?

(затемнить экран-клавиша В) 

6.3 Постановка  новой проблемы. 

Раздаточный лист зад. №5+ доска

- Сделайте транскрипцию слова варенье. Что вы заметили?

(Отменить затемнение экрана - клавиша В)  КЛИК

- Почему в этом слове буква е обозначает звук [й,]  (не в начале слова и не после гласной)?

(Выслушиваются предположения детей)

  7. Исследование проблемы. Открытие.      

Смена слайда КЛИК – рисунок забора с рожицей человечка, появляется Незнайка                                         

Слайд 9

 Учитель. Однажды Незнайка увидел странную запись на заборе. КЛИК  

- Помогите ему записать эти слова.

(затемнить экран-клавиша В) 

7.1 Индивидуальная работа на раздадочных листах

Раздаточный лист зад. №6+ доска

- Проверьте на экране (открыть объектив проектора)  КЛИК

- Какими еще  буквами обозначается на письме звук ,]

Вывод делают сами учащиеся, КЛИК - после этого на экране демонстрируется вывод учителя.

Учитель. Но об этом подробнее  мы поговорим завтра на уроке.

(прием отсроченной во времени проблемы ).

(Если  позволяет время, аналогично проводится работа с остальными словами ). Смена слов КЛИК

8. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия. 

Смена слайда КЛИК- появляется Карта урока и Незнайка.

Слайд 10

Учитель. Какие же открытия мы вместе с Незнайкой сделали  сегодня на уроке?

- Посмотрите на карту и помогите Незнайке вспомнить, какими буквами на письме можно обозначить звук [й,]?

КЛИК – Незнайка премещается по Карте урока и  «возвращается» при помощи гиперсылок на основные слайды, помогая детям создать целостную картину восприятия нового материала.

Этот слайд рекомендуется использовать в начале следующего урока, как средство активизации полученных новых знаний.

(Гиперссылки:  КЛИК – по указателям – переход на основные слайды, КЛИК на стрелки возврата на слайдах – переход к слайду 9)

Рефлексия.

- Что тебе запомнилось больше всего? Почему?

- Что понравилось /не понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

Смена слайда КЛИК появляется Незнайка, смена экспозиции на слайде- КЛИК

Слайд 11

Изобрази своё отношение к уроку и отношение к себе на уроке

Смена слайда КЛИК Слайд 12

9. Дифференцированное домашнее задание (по усмотрению учителя)

1. КЛИК Традиционное задание: упражнение из учебника

2.  КЛИК Творческое задание: поискового характера  «задает» Незнайка

 (Конечно, дети выбирают задание Незнайки, значит цель урока -  достигнута!)



Подписи к слайдам:

Тема урока: «Звук [й,]. Обозначение его на письме. Мягкий разделительный знак, как способ обозначения [й,] на письме»
Урок русского языка во 2 классеУМК «Школа 2100…» авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Урок разработан: учителем начальных классов МОУСОШ №4г. Новокубанска Краснодарского краяГридиной Еленой Александровной
Я поэт, зовусь От меня вам
ка
ка!
Незна
й
балала
й
й
Незна
ка
СогласныйЗвонкийМягкий
Я знаю! Эти звуки - БЛИЗНЕЦЫ!
Гласный
одогогурт
Звук [й,] на письме обозначается буквой Й
[й,о]лка -
[й,э]ли -
[й,а]ма -
[й,у]ла -
ёлка
ели
яма
юла
по[й,о]т -
по[й,э]ли -
ма[й,а]к -
по[й,у]т -
поёт
поели
маяк
поют
Звук [й,] на письме может обозначаться гласными буквами ё, е, я, ю в начале слова после гласной
[й,о]лка -
[й,э]ли -
мойкайогуртлайзайка
ёжикдаютяслипоехали
Ёжик, мойка, дают, йогурт, ясли, лай, варенье, поехали, зайка.
Й
е, ё, ю, я
варенье -
[вар,эн,й,э]
по[л,о]т -по[л,й,о]т-
Звук [й,] на письме может обозначаться гласными буквами ё, е, я, ю после ь знака
[Кол,а]
[кол,й,а]
Коля
колья
со[л,у] - со[л,й,у] -
полёт польёт
солю солью
[Кол,а]
[кол,й,а]
одогогурт
Различия
Наши открытия
Угадай-ка
Что нового я узнал на уроке?
с. 117, упр. 1992.* придумайте свои примеры с разными способами обозначения звука [й,] на письме
Источники
Сканированный рисунок НезнайкаГимн Незнайки (М. Минков - Ю. Энтин) (фрагмент)
http://tempfile.ru/file/564889

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание мягкого разделительного знака.

2 класс. Презентация к уроку "Правописание мягкого разделительного знака. "...

Конспект урока обучения грамоте "Твёрдый и мягкий разделительные знаки"

Конспект урока обучения грамоте "Твёрдый и мягкий разделительные знаки" в 1 классе по УМК "Школа России"...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком".

Урок русского языка предназначен для учеников 3 класса. Подходит как для дистанционного вида обучения,так и для обычной школы. Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слов...

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100» Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».

Конспект учебного занятия во 2 классе по русскому языку УМК «2100»Тема: «Звук /Й/ и способы обозначение его на письме».Цели урока:·         Активизация знаний у...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком".

Конспект урока по русскому языкуТип: урок усвоения новых знанийЦель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.Задачи урока:1.Обучающие:1. ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...