Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку русского языка «Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова». 2 класс
Преподаватель: Романова Татьяна Александровна
Предмет: русский язык
Тема: Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.
Цели: - совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова;
- развивать фонематический слух;
- воспитание наблюдательности, любви к природе;
Место урока в системе:
- Данному уроку предшествовал урок по теме «Мягкий знак – как показатель мягкости согласных»
- Следующий урок по теме «Перенос слов с мягким знаком в середине»
Продолжительность урока: 45 минут
Класс – второй
Образовательное учреждение: МАОУ средняя школа №141, г.Казань
Авторский медиапродукт – презентация 8 слайдов (среда POWER POINT)
Тип урока: изучение нового материала
ТСО: проектор, экран, компьютер; магнитола
Оборудование:
- СД- диск с записью уроков Радио -няни;
- Раздаточные карточки с заданием;
- Презентация (среда POWER POINT)
- Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 2 класс
Дата проведения: 25 ноября 2008 г.
План урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.
- Выявление места и причины затруднения.
- Физкультминутка.
- Словарно – орфографическая работа.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Первичное закрепление .
- Рефлексия.
- Домашняя работа.
Ход урока :
- Мотивация к учебной деятельности.
Под музыку звучит стихотворение.(СЛАЙД №2)
Серый день короче ночи,
Холодна в реке вода,
Серый дождик землю мочит.
Свищет ветер в проводах.
Опадают листья в лужи.
Хлеб убрали в закрома.
До прихода зимней стужи
Утепляются дома.
- О каком времени года идет речь ?
- Прошла пора золотой осени. Отшумела цветная вьюга листопада.
Закончился пышный карнавал в природе. Пришла другая осень.
Вы наверное уловили её признаки. Какая это осень? ( поздняя )
- Да, это поздняя осень. Тихая, спокойная, задумчивая. Вот она сегодня и заглянула к нам на урок и приготовила свои задания.
ЧИСТОПИСАНИЕ
- Определите порядок написания букв и допишите строчку до конца
Рь рьь рььь
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.
- А теперь отгадайте загадки и ответьте о каком месяце идет речь (СЛАЙД №3)
1) В инее ложбины,
В огоньках рябины
Дятел клювом бьет,
Зиму в гости ждёт. (ноябрь)
2) Над землёй туман клубится,
Сквозь туман плывёт рассвет,
Осень – рыжая лисица
Красит листья в рыжий цвет. ( сентябрь )
3) Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете. ( октябрь )
- Запишите названия этих месяцев в том порядке, в каком они идут
по календарю. ( сентябрь, октябрь, ноябрь )
- Что общего у этих слов? ( оканчиваются на Ь )
- Какое место занимает Ь в этих словах? (Стоит в конце слова после
согласного)
- Какова роль Ь в этом случае? ( Ь показывает, что согласный перед ним
произносится мягко)
- Выявление места и причины затруднения.
(СЛАЙД № 4)
- Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слова нужно поставить вместо вопроса?
Гроза ветер луна солнце
Дождь пыль ночь ?
- А каким бывает день в ноябре?
- А теперь попробуем быть волшебниками. Ведь осень волшебница.
(СЛАЙД №5)
Кто из вас может спрятать в этом слове Ь в середину слова ? ( день – деньки )
- А какое место занимает Ь во втором слове?
- Какой из двух согласных произносится мягко?
- Какова роль Ь во втором слове?
- Измените следующие слова так, чтобы Ь оказался в середине слова.
ПЕНЬ – (пеньки)
ЗВЕРЬ – (зверьки)
ЕЛЬ – (ельник)
- Что можно про слова в паре?
IV. Физкультминутка.
- А теперь встаньте и попробуем быть художниками. Поднимите левую руку, здесь у нас будет баночка с водой. Подняли правую руку, здесь у нас будет баночка с краской. А кистью будет носик. Обмакнули «кисточку» в баночку с водой. Затем взяли краску и рисуем солнышко.
Закрасим солнышко. Нарисуем лучики. ( Дети делают движения головой)
V. Словарно – орфографическая работа.
- Отгадайте ребус и вы узнаете какая вещь необходима осенью.
(СЛАЙД №6) (пальто)
- Что такое пальто?
- В современном русском языке слово пальто обозначает верхнюю одежду.
- Запишите слово пальто. Поставьте ударение. Сделайте фонетический разбор.
- Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?
- Какую роль в этом слове играет Ь?
- Слово пальто нерусское слово. Оно пришло к нам из французского языка. Это слово не изменяется.
- Прочитайте словосочетания (СЛАЙД №7)
Ходить без пальто
Пришить к пальто
Надеть пальто
Пуговицы от пальто
- Придумайте предложение с любым сочетанием слов. ( Подвести к третьему: Я надену пальто.)
- Переделай предложение так, чтобы в нём говорилось про сестрёнку.
(Сестрёнка наденет пальто.)
- А если она маленькая? (наденет или оденет)
- Послушайте урок Радионяни.
- Запишите Я одену сестренку.
VI. Построение проекта выхода из затруднения.
- Откройте учебники и найдите упражнение 152. Прочитайте задание.
- Какие здесь слова?
- Выпишите только слова оканчивающиеся на гласный гласный звук.
- Подчеркните Ь и согласную букву перед ним.
VII. Первичное закрепление..
Работа выполняется на карточках.
Капел..ки | Ь |
Пал..ка | |
Печал..но | Ь |
Удивител..но | Ь |
Груст..но | |
Л..динки | Ь |
Нор..ки | |
Звер..ки | Ь |
Сил..но | Ь |
Чудес..но |
- Разогните листок и проверьте так ли вы написали.
VIII. Рефлексия.
- Что сегодня нового узнали на уроке?
- А что нового узнали про Ь?
(СЛАЙД № 8)
- Человек, любящий и понимающий природу всегда найдет в ней, заметит интересное, необычное, красивое.
Поздней осенью вызовет ваше изумление и хрустальная ягода калины, и редеющие гроздья рябины. Вас поразит воздух, чистый, Свежий, словно промытый.
- А знаете чему удивился поздней осенью писатель Василий Песков?
- Послушайте. «Весь лес черный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит живым огоньком. Я стою перед этим последним прозрачным листиком и любуюсь им. Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Только один листок упорно светится в чёрном лесу».
IX. Домашнее задание.
- Пользуясь словами, которые сегодня были на уроке, напишите «Осеннюю сказку» или «Путешествие осеннего листика».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова
Презентация подготовлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой...
Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...
Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова
Целью представленного урока по учебнику Рамзаевой «Русский язык» для второго класса является уточнение представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, совершенствова...
Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».
Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...
«Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»
Урок русского языка во 2 классе по УМК «Школа России», разработанный в технологии деятельностного метода. Тип урока – «открытие» нового знания.На уроке ученики самостоятельно откроют новое знани...
Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс
Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....
Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»
Урок по русскому языку по программе " Школа России"...