Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Романова Татьяна Александровна
Урок проводился во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой.Тип урока:ОНЗ. Цель урока:научить обозначать мягкость согласных звуков в конце и середине слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку русского языка «Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова». 2 класс                                                              

Преподаватель: Романова Татьяна Александровна

Предмет: русский язык

Тема: Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова.

Цели:  -  совершенствовать умение обозначать мягкость согласных звуков в конце и в середине слова;

- развивать фонематический слух;

- воспитание наблюдательности, любви к природе;

Место урока в системе:

  • Данному уроку предшествовал урок по теме «Мягкий знак – как показатель мягкости согласных»
  • Следующий урок по теме «Перенос слов с мягким знаком в середине»

Продолжительность урока: 45 минут

Класс – второй

Образовательное учреждение: МАОУ средняя школа №141, г.Казань

Авторский медиапродукт – презентация 8 слайдов (среда POWER  POINT)

Тип урока: изучение нового материала

ТСО: проектор, экран, компьютер; магнитола

Оборудование:

  • СД- диск с записью уроков Радио -няни;
  • Раздаточные карточки с заданием;
  • Презентация (среда POWER POINT)
  • Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 2 класс

Дата проведения: 25 ноября 2008 г.

План урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Актуализация знаний и фиксация  индивидуальных затруднений.
  3. Выявление места и причины затруднения.
  4.  Физкультминутка.
  5. Словарно – орфографическая работа.
  6. Построение проекта выхода из затруднения.
  7. Первичное закрепление .
  8. Рефлексия.
  9. Домашняя работа.

Ход урока :    

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Под музыку звучит стихотворение.(СЛАЙД №2)

                     Серый день короче ночи,

                     Холодна в реке вода,

                     Серый дождик землю мочит.

                     Свищет ветер в проводах.

                      Опадают листья в лужи.

                       Хлеб убрали в закрома.

                        До прихода зимней стужи

                        Утепляются дома.

- О каком времени года идет речь ?

- Прошла пора золотой осени. Отшумела цветная вьюга листопада.

  Закончился пышный карнавал в природе. Пришла другая осень.      

  Вы наверное уловили её признаки. Какая это осень? ( поздняя )

- Да, это поздняя осень. Тихая, спокойная, задумчивая. Вот она сегодня и заглянула к нам на урок и приготовила свои задания.

   ЧИСТОПИСАНИЕ

- Определите порядок написания букв и допишите строчку до конца

    Рь  рьь  рььь

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

- А теперь отгадайте загадки и ответьте о каком месяце идет речь (СЛАЙД №3)

1) В инее ложбины,

     В огоньках рябины

     Дятел клювом бьет,

     Зиму в гости ждёт. (ноябрь)

2) Над землёй туман клубится,

     Сквозь туман плывёт рассвет,

     Осень – рыжая лисица

     Красит листья в рыжий цвет. ( сентябрь )

3) Вяжет сети паучок,

     Гонит тучи ветер.

     Загрустил бурундучок

      О прошедшем лете. ( октябрь )

- Запишите названия этих месяцев в том порядке, в каком они идут

  по календарю. ( сентябрь, октябрь, ноябрь )

- Что общего у этих слов? ( оканчиваются на Ь )

- Какое место занимает Ь в этих словах? (Стоит в конце слова после

 согласного)    

- Какова роль Ь в этом случае? ( Ь показывает, что согласный перед ним

  произносится мягко)

  1. Выявление места и причины затруднения.

(СЛАЙД № 4)

- Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слова нужно поставить вместо вопроса?

         Гроза              ветер           луна            солнце

         Дождь            пыль             ночь              ?

- А каким бывает день в ноябре?

- А теперь попробуем быть волшебниками. Ведь осень волшебница.

(СЛАЙД №5)

Кто из вас может спрятать в этом слове Ь в середину слова ?  ( день – деньки )

- А какое место занимает Ь во втором слове?  

- Какой из двух согласных произносится мягко?

- Какова роль Ь во втором слове?

- Измените следующие слова так, чтобы Ь оказался в середине слова.

                    ПЕНЬ –                 (пеньки)

                     ЗВЕРЬ –               (зверьки)

                    ЕЛЬ –                    (ельник)

- Что можно про слова в паре?

IV.  Физкультминутка.

- А теперь встаньте и попробуем быть художниками. Поднимите левую руку, здесь у нас будет баночка с водой. Подняли правую руку, здесь у нас будет баночка с краской. А кистью будет носик. Обмакнули «кисточку» в баночку с водой. Затем взяли краску и рисуем солнышко.

Закрасим солнышко. Нарисуем лучики. ( Дети делают движения головой)

V. Словарно – орфографическая работа.

- Отгадайте ребус и вы узнаете какая вещь необходима осенью.

(СЛАЙД №6)                                (пальто)

- Что такое пальто?

- В современном русском  языке слово пальто обозначает верхнюю одежду.

- Запишите слово пальто. Поставьте ударение. Сделайте фонетический разбор.

- Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?

- Какую роль в этом слове играет Ь?

- Слово пальто нерусское слово. Оно пришло к нам из французского языка. Это слово не изменяется.

- Прочитайте словосочетания (СЛАЙД №7)

                Ходить без пальто

                Пришить к пальто

                Надеть пальто

                Пуговицы от пальто

- Придумайте предложение с любым сочетанием слов. ( Подвести к третьему: Я надену пальто.)

- Переделай предложение так, чтобы в нём говорилось про сестрёнку.

(Сестрёнка наденет пальто.)

- А если она маленькая? (наденет или оденет)

- Послушайте урок Радионяни.

- Запишите Я одену сестренку.

VI. Построение проекта выхода из затруднения.

- Откройте учебники и найдите упражнение 152. Прочитайте задание.

- Какие здесь слова?

- Выпишите только слова оканчивающиеся на гласный гласный звук.

- Подчеркните Ь и согласную букву перед ним.

VII. Первичное закрепление..

Работа выполняется на карточках.                        

Капел..ки

Ь

Пал..ка

Печал..но

Ь

Удивител..но

Ь

Груст..но

Л..динки

Ь

Нор..ки

Звер..ки

Ь

Сил..но

Ь

Чудес..но

- Разогните листок и проверьте так ли вы написали.

VIII. Рефлексия.

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- А что нового узнали про Ь?

(СЛАЙД № 8)

- Человек, любящий и понимающий природу всегда найдет в ней, заметит интересное, необычное, красивое.

    Поздней осенью вызовет ваше изумление и хрустальная ягода калины, и редеющие гроздья рябины. Вас поразит воздух, чистый, Свежий, словно промытый.

- А знаете чему удивился поздней осенью писатель Василий Песков?

- Послушайте. «Весь лес черный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит живым огоньком. Я стою перед этим последним прозрачным листиком и любуюсь им. Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Только один листок упорно светится в чёрном лесу».

IX. Домашнее задание.

- Пользуясь словами, которые сегодня были на уроке, напишите «Осеннюю сказку» или «Путешествие осеннего листика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

Презентация подготовлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой...

Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова».

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России"...

Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова

Целью представленного урока по учебнику Рамзаевой «Русский язык» для второго класса является уточнение представления учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме, совершенствова...

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

«Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Школа России», разработанный в технологии деятельностного метода. Тип урока – «открытие» нового знания.На уроке ученики самостоятельно откроют  новое знани...

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного в конце и середине слова»

Урок по русскому языку по программе " Школа России"...