Статья учителя начальных классов Пушкинского р-на г.Санкт-Петербурга ГБОУ лицея №410 Шпорт Светланы Леонидовны "Как и для чего нужно развивать у ребенка логическое мышление".
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Как и для чего нужно развивать у ребенка логическое мышление.
Каждый педагог начальной школы должен научить детей выделять главное, в поставленных перед ним задачах, отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи, делать выводы. Логика помогает нам находить обоснование многим ситуациям и явлениям, осмысленно оценивать факты, грамотно выстраивать свои суждения. Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. В связи с этим, уже многие школы включили в образовательный процесс дополнительные занятия по внеурочной деятельности, направленные на развитие творческого мышления младших школьников. Я считаю, что задача каждого современного учителя начальных классов, развивать у детей логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Как и для чего нужно развивать у ребенка логическое мышление". | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья учителя начальных классов
Пушкинского р-на г.Санкт-Петербурга
ГБОУ лицея №410
Шпорт Светланы Леонидовны
Как и для чего нужно развивать у ребенка логическое мышление.
Многие младшие школьники, приходя в школу, встречаются с трудностями при решении некоторых заданий на уроках математики. Поэтому одной из важнейших задач обучения математики в начальных классах является развитие логического мышления.
Что же это такое?
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями, основными составляющими которого являются:
- информация
- рассуждение
- умозаключение (вывод)
Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания. Мы пользуемся им при решении очень многих задач, не только математических, но и встречающихся в жизни.
Каждый педагог начальной школы должен научить детей выделять главное, в поставленных перед ним задачах, отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи, делать выводы. Логика помогает нам находить обоснование многим ситуациям и явлениям, осмысленно оценивать факты, грамотно выстраивать свои суждения. Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. В связи с этим, уже многие школы включили в образовательный процесс дополнительные занятия по внеурочной деятельности, направленные на развитие творческого мышления младших школьников. Я считаю, что задача каждого современного учителя начальных классов, развивать у детей логическое мышление.
Вы спросите: «Для чего это нужно?»
Человеку свойственно думать – это его нормальное состояние. Мышление помогает нам строить собственное поведение, конкретные действия. Такие компоненты играют важную роль в вопросе достижения целей. То есть, для того чтобы достичь результата, следует тратить большое время на принятие тех или иных решений. Изучив искусство анализа, дети смогут за считанные секунды выходить из сложных ситуаций, принимать важные решения и просчитывать собственные действия на долгосрочный период времени. В жизни такие навыки очень важны и обычно помогают чувствовать себя комфортно в любой среде: в школе, дома, в гостях...
Что же помогает развить логическое мышление?
За многие годы было разработано немало способов развить логическое мышление. В современное время психологи, полит-технологи и многие другие, создают новые, все более неординарные способы улучшить логические качества. Я хочу порекомендовать, для развития логического мышления, проверенные методы, доступные каждому:
- чтение художественной и научной литературы
- решение задач-смекалок
- логические игры, головоломки
- специальные упражнения
- изучение иностранных языков
Все вышеперечисленное не только помогает развивать логическое мышление, но и дает новые знания, позволяет интересно провести время, укрепит память.
Более подробно хочу остановиться на втором методе, так как считаю, что для развития логического мышления, находчивости, сообразительности учащихся большую ценность представляет решение задач-смекалок. Такие задачи мы решаем в часы занимательной математики, в математическом кружке, на олимпиадах, иногда на уроке при проведении устного счета.
Решение задач-смекалок полезно довести до сознания всех учеников, используя для этого рисунки, чертежи, краткую запись и т.п.
Некоторые примеры задач-смекалок:
- Как перелить?
Имеются два пустых бидона: 6-литровый и 8-литровый и большой бидон с молоком. Как с помощью этих бидонов отмерить 4 л молока?
Ответ: 6л 8л
6л 0л
0л 6л
6л 6л
4л 8л
- Подумай. Сообрази.
Может ли частное равняться делимому? Когда? Приведи примеры?
Ответ: может, если делитель 1 или делимое 0: а : 1=a, 0 : m=0
Бревно надо распилить на части, по 1 м каждая. На каждый разрез затрачивается 5 мин. Сколько потребуется времени, чтобы распилить бревно, если длина его 7 м ?
Ответ: 5*6=30(мин)
Буханка черного хлеба стоит 14 рублей. Вы расплатились за буханку четырьмя монетами без сдачи. Какие монеты вы могли дать?
Ответ: 5+5+2+2=14 (руб.)
10+2+1+1=14 (руб.)
В семье три брата, и у каждого по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
Ответ: 3 брата и 1 сестра. Всего 4 человека.
Вместо звездочек поставь нужные цифры: **x*-*=3
Ответ: 10x1-7=3
11x1-8=3
12x1-9=3
- Продолжи ряд чисел.
Внимательно посмотри и подумай, по какому правилу составлен данный ряд чисел, и напиши три следующих числа:
5, 8, 11… (14,17,20)
2, 6, 10… (14,18,22)
26, 21, 16… (11,6,1)
- Расставь стулья.
Расставь 5 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 2 стула.
Ответ:
Расставь 10 стульев так, чтобы у каждой стены стояло стульев поровну.
Ответ:
- Задачи-смекалки.
Учащиеся предварительно знакомятся с происхождением римских цифр и учатся их записывать, а затем решают задачи, связанные с записью чисел римскими цифрами. У каждого ученика, например, 12 палочек, из которых он выкладывает равенства. Например, такое: VI-IV=IX
Какое это равенство, спрашивает руководитель (неверное) и предлагает переложить только 1 палочку так, чтобы равенство получилось верным. Учащиеся находят решение с использованием палочек. Важно добиться максимального разнообразия решения подобных задач.
Вот несколько аналогичных задач и их решение:
Задачи: Решение:
VI-IV=IX VI+IV=X
_________________________________________ V+IV=IX______________________________
__________VII-V=XI______________________ VI+V=XI______________________________
__________X-IV=I V-IV=I
X-IX=I
_________________________________________X-V=V________________________________
- Логические задачи.
В пакете лежат конфеты двух сортов. Какое наименьшее число конфет (не видя их) надо вытащить из пакета, чтобы среди них были хотя бы 2 конфеты одинакового сорта?
Ответ: 3 конфеты.
В сумке лежат 5красных и 5 черных кружков. Какое наименьшее число кружков надо взять из сумки, чтобы среди них обязательно оказался хотя бы 1 красный кружок?
Ответ: 6 кружков.
Решайте как можно больше логических и математических задач. Они способны научить любого терпению, умению в голове менять варианты действий, применять те или иные правила. Поэтому можно повторять таблицу умножения во время мытья посуды, выполнять в уме сложение двух-, трехзначных чисел и т.д. Вы увидите, что развитие логического мышления не требует каких-то специальных приспособлений и много времени. Достаточно между делом уделить упражнениям 2-3 минуты.
Удачи вам!
P.S. Задачи-смекалки вы можете взять из книг Б. А. Кордемского, Г. Б. Полякова, В. А. Игнатьева, А. Андреева, В. П. Труднева, П. И. Сорокина и других авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публицистическая статья учителя начальных классов
Публицистическая статья учителя начальных классов по теме: "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"...
Отчет об использовании авторских образовательных ресурсов учителя начальных классов МБОУ СОШ 2 им. А.С.Пушкина Лапшиной Светланы Алексеевны
Отчет об использовании авторских образовательных ресурсов учителяначальных классов МБОУ СОШ 2 им. А.С.ПушкинаЛапшиной Светланы АлексеевныНа уроках я регулярно использую цифровые образовательные ресурс...
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...
УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...
Статья учителя начальных классов Прониной Валентины Ивановны на тему "РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ Mimio."
Наряду с требованиями ФГОС учитель должен дать ученику глубокие и прочные знания . Перед современной школой стоит задача развивать творческие способности каждого ученика , сформировать у него так...