Статья учителя начальных классов по теме: "Развитие младших школьников в процессе обучения математики в условиях ФГОС"
статья по математике
Предварительный просмотр:
Развитие младших школьников
в процессе обучения математики в условиях ФГОС
Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Все это требует особых подходов к организации учебной деятельности учащихся.
Включение в процесс обучения математике приемов умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Формирование способности к теоретическому обобщению, обоснования истинности суждений.
Анализ и синтез
Важнейшими мыслительными операциями являются анализ и синтез.
Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков и свойств.
Синтез - это соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.
В мыслительной деятельности человека анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ.
Формирование этих умений может способствовать:
а) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;
б) постановка различных заданий к данному математическому объекту.
Для рассмотрения данного объекта с точки зрения различных понятий младшим школьникам при обучении математике можно предложить такие задания:
- прочитай по-разному выражение 16-5 (16 уменьшить на 5; разность чисел 16 и 5; из 16 вычесть5);
- прочитай по- разному равенство 15 - 5 =10(15 уменьшить на 5, получим 10; 15 больше 10 на 5; разность чисел 15 и 5 равна 10; 15-уменьшаемое, 5- вычитаемое, 10-разность; если к разности(10) прибавить вычитаемое (5), то получим уменьшаемое (15); число 5 меньше 15и10);
- как по-разному можно назвать квадрат? (прямоугольник, четырехугольник, многоугольник);
- расскажи все, что знаешь о числе 325 (трехзначное число; записано тремя цифрами 3,2,5; в нем 325 единиц, 32 десятка, 3 сотни; его можно записать в виде суммы разрядных слагаемых 300+20+5; оно на единицу больше числа 324 и на единицу меньше числа 326).
Приемом сравнения
Формирование умения пользоваться приемом сравнения следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. Целесообразно, ориентироваться на такие этапы:
- выделение признаков или свойств данного объекта;
- установление сходства и различия между признаками двух объектов;
- выявление сходства между признаками трех, четырех и более объектов.
Для организации деятельности учащихся, направленной на выделение признаков того или иного объекта, можно сначала предложить такие вопросы: что вы можете рассказать о предмете (Яблоко - круглое, большое, красное; круг- большой, зеленый ; квадрат- маленький, желтый); что вы можете рассказать о размерах (формах) этих предметов? (большой, маленький, круглый, как квадрат, как треугольник); в чем сходство и различие?
Знакомство с термином «признак» и использование его при выполнении заданий: «Назови признаки предмета», «Назови сходные и различные признаки предметов».
Назови признаки:
а) выражения 3+2 (числа 3,2 и знак «+»);
б) равенства х+5=9 (х- неизвестное число, числа 5,9, знаки «+» и «=»)
По этим внешним признакам, доступным для восприятия, дети могут устанавливать сходство и различия между математическими объектами и осмысливать эти признаки с точки зрения различных понятий.
- В чем сходство и различие:
а) выражений: 6+2 и 6-2; 9*4 и 9*5;
б) текстовых задач:
- Коля поймал 2 рыбки, Петя-6. На сколько больше поймал рыбок Петя, чем Коля?
- Коля поймал 2 рыбки, Петя-6.Во сколько раз больше поймал рыбок Петя, чем Коля?
В обучении младших школьников большая роль отводится упражнениям, которые связаны с переводом «предметных действий» на язык математики, например: какой рисунок соответствует записи 2*3, 2+3?
Прием классификации
Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и
различия – основа приема классификации. При разбиении множества на классы необходимо выполнять следующие условия:
- ни одно из подмножеств не пусто;
- подмножества попарно не пересекаются;
- объединение всех подмножеств составляет данное множество.
Учащиеся рассматривают предметы: огурец, помидор, капуста, молоток, лук, свекла, редька. Ориентируясь на понятие «овощ», они могут разбить множества на два класса: овощи - не овощи.
- Сколько больших кругов? Маленьких? Синих? Красных? Больших красных? Маленьких синих?
- Разбей числа на две группы, чтобы в каждой оказались похожие числа:
а) 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53; б) 91, 81, 82, 95, 87, 94, 85;
в) 45, 36, 25, 52, 54, 61, 16, 63,43, 27, 72, 34.
Прием аналогии
Понятие «аналогичный» в переводе с греческого языка означает «сходный», «соответственный», понятие аналогия – сходство в каком-либо отношении между предметами, явлениями, понятиями, способами действий. «Сделайте по аналогии» или «Это аналогическое задание» - обычно эти указания даются с целью закрепления тех или иных действий.
Например: после рассмотрения свойств умножения суммы на число предлагаются различные выражения: (3+5)*2, (5+7)*3 и т.д., с которыми выполняются действия, аналогичные данному образцу.
Формируя у младших школьников умение выполнять умозаключение по аналогии, необходимо иметь ввиду следующее:
- аналогия основывается на сравнении;
- для использование аналогии необходимо иметь два объекта;
- для ориентации школьников на использование аналогии необходимо в доступной форме разъяснить им суть этого приема;
- для правильных действий по аналогии сравниваются признаки объектов, существенные в данной ситуации. В противном случае вывод может быть неверным.
Прием обобщения
Следует различать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в
понятиях, суждениях, правилах. Процесс же обобщения может быть организован по-разному. В зависимости от этого говорят о двух типах обобщения – теоретическом и эмпирическом.
Для получения правильного обобщения индуктивным способом необходимо:
- продумать подбор математических объектов и последовательность вопросов для целенаправленного наблюдения и сравнения;
- рассмотреть как можно больше частных объектов, в которых повторяется та закономерность, которую ученики должны подметить;
- варьировать виды частных объектов (использовать предметные ситуации, схемы, таблицы);
- помогать детям словесно формулировать свои наблюдения.
Список используемой литературы
- Лекции.ком. Режим доступа: https://lektsii.com
- Развитие математической деятельности младших школьников в условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Режим доступа: https://cyberleninka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».
Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства»....
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»
Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...
Мастер-класс на районном семинаре учителей начальных классов по теме «Развитие креативных способностей младшего школьника»
Литературное чтение 3 класс. Басни И. А. Крылова. Обобщение. Цель урока: обобщение и систематизация знаний о творчестве писателя, баснях....
Публичное представление инновационного опыта. Тема: "Развитие речи младших школьников в процессе обучения"
Инновационный опыт...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Развитие проектных навыков у младших школьников»
Актуальность умения учиться для современного человека подчёркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образо...