Программы по элективным курсам
рабочая программа по математике на тему

Сизых  Елена Викторовна

Разработана
учителем начальных классов
Е.В.Сизых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnye_kursy.docx59.9 КБ

Предварительный просмотр:

                         

             РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                           по элективному курсу  

                 «  Пишем грамотно сочинение»

                                                             Разработана

учителем начальных классов

                                                                                        Е.В.Сизых

                  Городской округ «Город Петровск – Забайкальский»

                                                       2015 год

               

                                         Пояснительная записка.

   Рабочая программа  элективного  курса «Пишем грамотно сочинение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
   В основе программы лежит общая концепция личностно- ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков, где заложены большие возможности развития творческих способностей младших школьников.

    Актуальность курса  подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.

    Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна.  Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место.   Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
    Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
    Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать   свое отношение к каким-то проблемам.     Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

          Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.

    Предлагаемая программа нацелена на развитие культуры речи учащихся 4-х классов, умение правильно и свободно выражать свои мысли в письменной и устной форме.

     Программа знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над сочинениями. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 5-х классах.

     В содержание курса включена система упражнений по речевому развитию младших школьников, которая предопределяется структурой и содержанием учебной деятельности. Упражнения объединены общей целью, соотносящей с коммуникативно -деятельностным подходом к речевому развитию учащихся.

      Содержание элективного курса позволяет расширить и углубить знания о тексте, совершенствовать навыки письменной речи учащихся, формируя её точность и выразительность. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.

     Элективный курс способствует развитию системного мышления, формированию системы ценностно-ориентированных знаний, осмыслению сути здорового образа жизни.

      Данный курс расширяет объем программных требований курса русского языка в начальной школе. Выполнение разнообразных видов работ  ориентировано на то, чтобы учащиеся получили практику создания творческих работ, лучше овладели общеучебными навыками. Работа с дополнительной литературой расширяет кругозор и развивает познавательную деятельность учащихся. Курс имеет практическую направленность: учащиеся самостоятельно создают различные виды текстов.

   Цель элективного курса:

  • определить возможности сочинения как одного из основных видов работ по развитию речи младших школьников;  развивать творческие возможности каждого ученика в области создания текстов .

       задачи:

  • обогатить словарный запас;
  • развивать связную речь учащихся;
  • учить полно и последовательно излагать свои мысли;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • расширение представлений о видах, способах создания сочинений, приемах работы над сочинением;
  • развитие культуры речи учащихся;  
  • содействие личностному росту учащихся.
  • развитие познавательной деятельности;

      По характеру учебных действий учащихся упражнения разделены на следующие виды:

  • работа по обогащению словарного запаса учащихся;
  • восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста-образца;
  • создание сочинения на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, середине или концу;
  • написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания;
  • упражнения комплексного характера;

      Предлагаемая программа элективного курса рассчитана на 34 часа с целью восполнить пробелы в обучении сочинению, реализовать интерес учащихся к творчеству, показать школьникам роль и место текстов в их дальнейшей учебной деятельности.

Методические принципы курса

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
  •  коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе обучения и написания сочинения;
  • деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
  •  поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу  «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании сочинений:
  •  принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.

                         Планируемые результаты обучения

                                       Учебные универсальные действия:

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить  и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина»,  «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения;  выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1.Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать  при выполнении задания различные средства: справочную литературу,  ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2.Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Требования к уровню освоения курса

Знать:

  • типы текстов;
  • структуру текста;      
  • языковые средства;

Уметь:

  • строить текст, осознавать его структуру;
  • отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста, и стилем речи;
  •  прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;
  •  организовать свою работу в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);
  • устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном и живописном произведениях;
  • редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Контроль знаний:

  • само- и взаимоконтроль по выполнению практических упражнений;
  • самопроверка творческой работы;
  • самооценка и оценка творческих работ;

Для курса характерны следующие особенности:

 нацеленность на развитие системного мышления;

организация обучения как творческой деятельности;

 развитие культуры речи на основе написания сочинений

формирование творческого отношения к работе;

развитие культуры речи на основе написания сочинений;

обучение средствам выразительности речи;

совершенствование умения работать в коллективе;

способствование личностному развитию учащихся;

возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;

                       Организация учебной работы.

      Специфика данного курса предполагает классно-урочную систему обучения, формы занятий и виды деятельности учащихся опираются на современные педагогические технологии:

  • работа в творческих группах;
  • лингвистический практикум;
  • работа в парах, в группах
  • урок-наблюдение и исследование;
  • экскурсии;
  • урок комплексного применения знаний;
  • урок – коррекция знаний;
  • творческая работа;
  • сочинение;
  • редактирование;

                                         Содержание курса.

Программа рассчитана  на

 1 час  в неделю,

 34 часа  в год .

Наименование раздела

       Элементы содержания

Кол-во часов

Планируемые результаты

1.

2.

3.

4.

Сочинения на основе личного опыта

Сочинения по картине

Сочинения по литературным произведениям

Сочинения по наблюдениям

1. Учить правильно и точно употреблять слова;

2. Устанавливать связи между предложениями в тексте;

3.Учить подбирать антонимы и синонимы

4.. Научить определять стилистическую принадлежность текстов;

5.Учить понимать фразеологизмы и правильно употреблять их в речи;

6. Уметь собирать материал  к сочинению.

1.Формировать умения анализировать произведения изобразительного искусства.

2. Развивать мышление, воображение, эстетический вкус при знакомстве с полотнами известных художников.

1. Учить редактировать тексты с нарушением временной соотнесенности;

2. Учить редактировать текст, обращая внимание на формы глаголов.

4. Умение отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.

1.Показать роль сравнения, метафоры и эпитетами в художественном тексте;

2. Обогатить словарь детей эпитетами.

3.Формировать умение переводить жаргонные слова на литературный язык.

4. Уметь собирать материал к сочинению.

1. Продолжить работу по подбору синонимов и антонимов;

2. Познакомить детей с научным стилем речи, показать его лексические и синтаксические особенности;

3.Учить пользоваться словарем;

4. Познакомить учащихся с эмоционально окрашенной лексикой,

5.Учить выделять эмоционально окрашенные слова из текста, употреблять их в речи с учетом эмоциональной окраски.

        8

8

  8

10

   Всего:

34 часа

1. Уметь использовать языковые средства в соответствии со стилем речи; уметь отбирать материал, информацию к сочинению.

2. Знать: последовательность изложения содержания в соответствии с планом.

1. Уметь описать последовательно содержание картины, раскрывая замысел художника и свое отношение;

2. Уметь отбирать материал, информацию к сочинению

1. Уметь строить текст с элементами рассуждении.

2. Уметь строить доказательство;

3. Уметь отбирать материал, информацию к сочинению

1. Уметь собирать материал к сочинению путем наблюдений.

2. Уметь отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения

3. Уметь отбирать материал, информацию к сочинению

                            Тематическое  планирование  элективного курса.

                                                                                 Раздел 1.

                                                          Сочинения на основе личного опыта.

           Тема  курса

Кол-во

часов

Основные виды  учебной

деятельности учащихся.

Планируемые предметные результаты

Дата проведения.

Подготовительный этап.

план

факт

1.

Слово, его значение. Связь между предложениями в тексте

1

Правильное и точное  употребление слова; устанавливать связи между предложениями в тексте;

Знать: как правильно и точно употреблять слова; устанавливать связи между предложениями в тексте;

Уметь подбирать антонимы и синонимы

2.

2.Стили речи. Крылатые слова. Отбор информации для сочинения.

1

Стилистическая принадлежность текстов; понимание фразеологизмы и правильное  употребление их в речи;

 Знать: стилистическую принадлежность текстов; понимать фразеологизмы и правильно употреблять их в речи;

 Уметь собирать материал  к сочинению.

Творческая работа

3

3.Сочинение по плану: «Поездка в цирк».

1

Определение  цели своего высказывания и подчинять ей текст; уметь писать текст в соответствии с планом.

 Уметь определять цель своего высказывания и подчинять ей текст; уметь писать текст в соответствии с планом;

Знать: речевые средства для раскрытия основной мысли.

Обучение совершенствованию текста

4

4.Редактирование сочинения.

1

Исправлять лексические и логические ошибки, определять их причины

1. Уметь  исправлять лексические и логические ошибки, определять их причины;

Знать, как  редактировать текст;

Подготовительный этап

5

5.Текст. Цепная связь в тексте. Отбор информации к написанию сочинения.

1

Восстановление текста и цепочки связей в тексте;

редактирование тексты (тавтология).  

Уметь:

восстанавливать текст и цепочки связей в тексте; уметь редактировать тексты (тавтология).  

Знать:  слова, не несущие смысловой нагрузки (слова-паразиты);

Творческая работа

6

6.Сочинение по плану: «Поездка в санаторий».

1

Восстановление текста и цепочки связей в тексте; редактирование текста

Уметь :

определять цель своего высказывания и подчинять ей текст; уметь использовать речевые средства для раскрытия основной мысли.

Знать,

 как писать текст в соответствии с планом;

Обучение совершенствованию

текста

7

7. Редактирование сочинения

1

Исправление лексических и логических  ошибок, определять их причины.

 Уметь исправлять лексические и логические ошибки, определять их причины;

Знать:  редактирование текста;

Творческая работа

8

8.Коллективное сочинение на основе личного опыта «Как мы убирали класс»

1

Планирование текста и письмо в соответствии с планом.

Уметь определять цель своего высказывания и подчинять ей текст.

Знать планирование текст и писать в соответствии с планом.

                                                                       Раздел 2.  

                                                             Сочинения по картине

Этапы работы над сочинением

Кол-во

часов

Организация учебной деятельности учащихся.

Планируемые

предметные результаты

Подготовительный этап

9

9.Восприятие произведений живописи

1

Анализировать произведения изобразительного искусства.

Уметь анализировать произведения изобразительного искусства.

 Развивать мышление, воображение, эстетический вкус при знакомстве с полотнами известных художников.

10

10.Вид и время глаголов.

Отбор материала и информации  к сочинению.

1

Редактировать тексты с нарушением временной соотнесенности; редактировать текст, обращая внимание на формы глаголов.

Уметь  редактировать тексты с нарушением временной соотнесенности; редактировать текст, обращая внимание на формы глаголов.

Знать: как отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.

Творческая работа

11

11.Сочинение по плану (по опорным словам)  В. Д. Поленов «Заросший пруд».  

1

Творческое воображение на основе восприятия художественных образов картин, использования приема «вхождения» в картину

Знать: творчество русского  и советского лингвиста  В. Д. Поленова;

 Уметь использовать метафору при описании картины;

Обучение совершенствованию текста

12

12.Редактирование сочинения.

1

Редактирование сочинения

Знать:  редактирование текста;

Подготовительный этап

13

13.Обороты речи. Метафора.

Отбор материала к сочинению.

1

Использование фразеологических оборотов в предложениях;

Уметь : строить предложения без плеоназмов (лишние слова); уметь использовать фразеологические обороты в предложениях.

Знать: как  отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения.

Творческая работа

14

14.Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»

1

Привлечь внимание детей к красоте зимней природы; читать картину, осмысливать ее содержание;

 Уметь читать картину, осмысливать ее содержание;

 Знать какие умения нужные для описания слова;

Обучение совершенствованию текста

15

15.Редактирование сочинения

1

Исправление стилистических ошибок.

Уметь  соотносить художественный текст и художественные средства картины;

Знать, как  исправлять стилистические ошибки

Творческая работа

16

16.Итоговое сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

1

Знакомство  с творчеством И. И. Шишкина. Формирование умения создавать собственные высказывания разных типов

Знать:  творчество И. И. Шишкина.

Уметь:

 Формировать и  образно воспринимать предметы на картине;

                                                                      Раздел 3.

                                           Сочинение по литературным произведениям

Этапы работы над сочинением

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности  учащихся

Планируемые

предметные результаты

Подготовительный этап

17

17.Структура текста. Понятие о микротеме.

1

Структура текста. Понятие о микротеме.

Знать:

Структуру текста.

Уметь:  понимать ,что такое «микротема»

18

18.Изобразительно-выразительные средства языка. Слова-жаргоны. Отбор информации и материала к написанию сочинения.

1

Роль сравнения, метафоры и эпитетами в художественном тексте; перевод  жаргонных слов

на литературный язык.

Уметь:

показать роль сравнения, метафоры и эпитетами в художественном тексте;

Знать: слова - эпитеты

Творческая работа

19

19.Сочинение на тему: «Мой любимый сказочный  герой ».

1

Планировать текст- рассуждение; Формировать умение пользоваться средствами связи в рассуждении;

 Уметь планировать текст- рассуждение;

Знать: как пользоваться средствами связи в рассуждении;

Обучение совершенствованию текста

20

20.Редактирование текста сочинения.

1

 Редактирование текста.

Уметь: находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

Знать,  как строить доказательство;

Подготовительный этап

21

21.Жизнь слова (топонимы, антропонимы, новые и устаревшие слова). Местоимение.

1

Знакомство учащихся с происхождением слов; роль местоимений в тексте;

Знать:

происхождение слов;

Уметь :

находить эти слова в произведении; показать роль местоимений в тексте;

Творческая работа

22

22.Сочинение по произведению А. С. Пушкина «Зимнее утро»

1

Описание пейзажа; восприятие прекрасного, в частности красоты природы;

Уметь «видеть» пейзаж в произведении;

Знать: произведения А.С.Пушкина.

Обучение

 совершенствованию

 текста

23

.

23.Редактирование текста сочинения

1

Формировать умения находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

Уметь:

находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

Знать: использование приемов  изображения природы в тексте;

Творческая работа

24

24.Итоговое сочинение по произведению И. Бунина «Листопад»

1

Формирование  умения находить и исправлять недочеты в построении рассуждения,  формировать  у детей умений «видеть» пейзаж в произведении;

Уметь:

находить и исправлять недочеты в построении рассуждения.

3нать ,как  раскрывать замысел поэта и передавать свое отношение к природе;

                                                                         Раздел 4.

                                                           Сочинение по наблюдениям.

Этапы работы над сочинением

Кол-во

часов

Организация учебной деятельности  учащихся

Планируемые

Предметные

 результаты

Подготовительный этап

25

25.Слово, его значение. Научные слова.

1

Познакомить детей с научным стилем речи, показать его лексические и синтаксические особенности .

Учить пользоваться словарем;

Знать:  подбор синонимов и антонимов;

 Уметь  пользоваться словарем;

26

26.Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные

1

Познакомить учащихся с эмоционально окрашенной лексикой, выделение  эмоционально окрашенных слов из текста, употребление  их в речи с учетом эмоциональной окраски.

Уметь:  пользоваться эмоционально окрашенной лексикой

Знать:

 эмоционально окрашенные слова из текста, употреблять их в речи с учетом эмоциональной окраски.

Творческая работа

27

27.Сочинение по наблюдениям и другим источникам. Описание растения в деловом стиле.

1

Умение строить описание в деловом стиле; умение использовать речевые средства в соответствии со стилем;

Уметь: строить описание в деловом стиле;

Знать:

 речевые средства в соответствии со стилем;

Обучение

совершенствованию текста

28

Работа над ошибками

1

Редактирование текста.

Уметь: редактировать текст  и видеть ошибки.

Подготовительный этап

29

29.Экскурсия в парк.

Отбор информации к сочинению.

1

Умение собирать материал к сочинению путем наблюдения во время экскурсии;

Уметь:

собирать материал к сочинению путем наблюдения во время экскурсии;

Знать, как отбирается отбор  информации к сочинению.

Творческая работа

 30

30.Групповое сочинение по наблюдениям «Прогулка по парку»

1

Формировать умение собирать материал к сочинению путем наблюдения во время экскурсии. Формировать умение использовать прилагательные, обозначающие цвет

Уметь:

собирать материал к сочинению путем наблюдения во время экскурсии;

Знать   , как  использовать прилагательные, обозначающие цвет

Обучение

совершенствованию текста

31

31.Анализ и редактирование сочинения

1

Редактирование сочинения.  Анализ  сочинения.

Уметь:

совершенствовать построение сочинения;

Знать:  части текста.

Творческая работа

32

32.Сочинение по наблюдениям «Вот и пришла весна!»

1

1. Формировать умение составлять план наблюдений и план сочинения;

2. Формировать умение отбирать материал в соответствии с основной мыслью сочинения;

Обучение

 совершенствованию текста

 33

33.Редактирование текста сочинения

1

Формирование  раскрывать основную мысль в сочинении; умение использовать речевые средства для эмоционального описания наблюдений

Уметь :

раскрывать основную мысль в сочинении.

Знать  речевые средства для эмоционального описания наблюдений;

Творческая работа

34

34.Итоговое сочинение «Самый радостный день в моей жизни»

1

Формировать умение самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте;

Уметь  самостоятельно определять тему и основную мысль своего сочинения и раскрыть их в тексте;

                     

Используемая литература

1.С.А.Есенина. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 3 класса

2.В.И.Воробьева. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя. Издательство Родничок, 2008.

3. Уроки развития связной речи в начальной школе.- СПб.: Специальная литература,

2007 г

4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения- М.: Издательский дом Первое сентября, 2009.

5. В.Е.Елисеева. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении сочинению. Начальная школа. 2- 2008.

6. Л. С. Васильева.  Творческие работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 2010 .

7. Н. А. Чуракова.  Волшебный мир картины.- М.: Просвещение, 2011 .

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

факультативу    по математике

«Решаем правильно»

                                                                          Разработана

     учителем начальных классов

                                                                                                            Е.В.Сизых

Городской округ «Город Петровск – Забайкальский»

2015 год

               

                                           Пояснительная записка

        Математика - практически единственный учебный предмет, в котором задачи используются и как цель, и как средство обучения, а иногда и как предмет изучения. Базовым положением ФГОС второго поколения служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Цель программы:

  формирование творческой интеллектуальной  личности, развитие её способности учиться, познавать и сотрудничать в познании .

 Задачи  программы:

  • обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач повышенного уровня сложности;
  • формирование и развитие у учащихся аналитического и логического мышления при  решении задач;
  • развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • формирование навыка работы с научной литературой, различными источниками;
  • развитие коммуникативных умений (работа в группе умение вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.)

Этому способствует решение на уроке задач творческого характера, нестандартных задач, задач повышенного уровня сложности, задач, при решении которых необходимы знания разделов математики, выходящих за пределы школьного курса.

Программа  реализована в  4 классе по 34 часа ( из расчёта 1 час в неделю).

В рамках курса осуществляется тематический и итоговый контроль. Успешность освоения курса  оценивается при выполнении при выполнении тематических и итоговой зачётной работы. Работа учащегося оценивается отметкой «зачтено», если решены 3 из 5 предложенных задач.

В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используются две взаимодополняющие формы: урочная форма и внеурочная форма, в которой учащиеся дома выполняют практические задания для самостоятельного решения.

Виды деятельности на занятиях:  беседа, практикум, самостоятельная работа в группах, консультация, работа с интерактивной доской.

Предполагаемые результаты.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

освоить основные приемы решения задач; нестандартные методы решения задач;

овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

повысить уровень математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

освоить  приемы работы с учебной информацией курса с возможности использования электронных средств обучения, в  том числе Интернет-ресурсов.

Методическое обеспечение

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.

Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.

Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, справочная литература.

Технологии обучения: информационные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии, поиск информации по смежным областям знаний .

Содержание учебного предмета.

Количество часов

  Наименование раздела

    Содержание раздела

Планируемые  результаты

1.

      8 часов

Элементы геометрии

Геометрическая фигура. Элементы геометрических фигур. Моделированиегеометрических фигур. Задачи  на построение. Преобразование фигур.

Знать:

элементы геометрических фигур.

Уметь:

решать задачи на построение  и преобразование фигур

2.

3.

4.

5.

    9 часов

      5 часов

    5 часов

7 часов

Решение задач.

Комбинаторные задачи.

Решение уравнений.

Занимательная математика.

Словесно-логические задачи. Составление задач по данному выражению. Обратные задачи.

Множества. Элементы множеств. Пересечение множеств. Решение комбинаторных задач.

Уравнения. Корень уравнения. Правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, множителя, делителя, делимого.

Свойства чисел. Головоломки. Лабиринты.

Знать:

словесно-логические задачи.

Уметь:

составлять задачи по данному выражению.

Знать:

множества, элементы множества.

Уметь:

уметь решать комбинаторные задачи

Знать:

 корень уравнения.

Уметь:

находить неизвестное слагаемое, вычитаемое, множитель, делитель, делимое.

Знать:

свойства чисел.

Уметь:

решать  головоломки, кроссворды,  ребусы

Всего:  34 часа

Календарно-тематический план

 факультатива  по математике

 «Решаем правильно»

п/п

Наименование разделов

Кол-во

часов

Планируемые  предметные  результаты

Основные виды учебной  деятельности

учащихся

Дата

Дата

        план

факт

Решение задач на составление заданной фигуры.

1

Знать:  геометрические фигуры.

Уметь:

Решать задачи на составление заданной фигуры.

Построение геометрических фигур.

Решение задач на составление заданной фигуры.

1

Знать:  геометрические фигуры.

Уметь:

Решать задачи на составление заданной фигуры.

Построение геометрических фигур.

Решение задач на изменение фигур (путём пристроения).

1

Знать:

 геометрические фигуры

Уметь:        

решать задачи на изменение  фигур

Преобразование геометрических фигур

Решение задач на изменение фигур (путём перестроения).

1

Знать:

 геометрические фигуры

Уметь:        

решать задачи на изменение  фигур

Преобразование геометрических фигур

Решение задач на поиск недостающих фигур.

1

Знать:

геометрические фигуры

Уметь:

решать задачи на поиск недостающих фигур

Решение задач.

Решение задач на поиск недостающих фигур.

1

Знать:

геометрические фигуры

Уметь:

решать задачи на поиск недостающих фигур

Решение задач.

Решение задач на нахождение отличия одной группы фигур от другой.

1

Знать:

 геометрические фигуры

Уметь:

решать задачи на нахождение отличия одной фигуры от другой.

Решение задач.

Решение задач на нахождение отличия одной группы фигур от другой.

1

Знать:

 геометрические фигуры

Уметь:

решать задачи на нахождение отличия одной фигуры от другой.

Решение задач.

Решение словесно-логических задач.

1

Знать:

способы решения словесно- логических задач.

Уметь:

решать  словесно-логические задачи

Решение задач.

Решение словесно-логических задач.

1

Знать:

способы решения  словесно- логических задачи.

Уметь:

решать  словесно-логические задачи

.

Решение задач.

Решение словесно-логических задач.

1

Знать:

способы решения  словесно- логических задачи.

Уметь:

решать  словесно-логические задачи

Решение задач.

Решение словесно-логических задач.

1

Знать:

способы решения словесно- логические задачи.

Уметь:

решать  словесно-логические задачи

Самостоятельная работа.

Составление задач по данному выражению.

1

Знать:  

 где в задаче условие, а где вопрос.

Уметь

составлять задачи по данному выражению

Практикум.

Составление задач по данному выражению.

1

Знать:  

 где в задаче условие, а где вопрос.

Уметь:

составлять задачи по данному выражению

Практикум.

Решение обратных задач.

1

Знать:

структуру задачи

Уметь:  составить краткую запись

Решение задач.

Решение обратных задач.

1

Знать:

структуру задачи

Уметь:  составить краткую запись

Решение задач. «Математический зачёт»

Решение обратных задач.

1

Знать:

структуру задачи

Уметь:  составить краткую запись

Решение задач.

Решение комбинаторных задач.

1

Знать: 

Какие задачи называются комбинаторными?

Уметь: находить возможные комбинации, составленные из чисел, слов, предметов, отвечающие условию задачи.

Решение задач.

Решение комбинаторных задач.

1

Знать:   

способы решения  комбинаторных задач.

Уметь:

развивать умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор.

Решение задач.

Решение комбинаторных задач.

1

  Знать:

структуру задачи

Уметь:  составить краткую запись

Решение задач.

Решение комбинаторных задач.

1

Знать:   

способы решения  комбинаторных задач.

Уметь:

развивать умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор.

Решение задач.

Решение комбинаторных задач.

1

Знать:

структуру задачи

Уметь:  составить краткую запись

Решение задач.

Решение уравнений вида х+350=1720 Корень уравнения.

1

Знать:

способы решения уравнения

Уметь:

читать,   записывать и решать уравнения

Решение уравнений.

Решение  уравнений вида 2530-х=1912

1

Знать:  

уменьшаемое, вычитаемое . разность

Уметь:

решать уравнения  с неизвестным

Решение уравнений

Решение уравнений вида 3000:х=25

1

Знать:

делимое, делитель частное

Уметь:

решать уравнения  с неизвестным  делителем

Решение уравнений

Решение уравнений вида х:87=68

1

Знать: 

делимое, делитель частное

Уметь:

решать уравнение  с неизвестным  делимым

Решение уравнений. Тематический зачёт»

Решение уравнений вида х:87=68,х:87=68

1

Знать:

делимое, делитель частное

Уметь:

решать уравнения  с неизвестным .

Решение уравнений

Решение головоломок.

1

Уметь:

решать задачи и головоломки

Решение головоломок.

Решение головоломок.

1

Уметь:

решать задачи и головоломки

Решение головоломок.

Решение головоломок.

1

Уметь:

решать задачи и головоломки

Решение головоломок

Решение головоломок.

1

Уметь:

решать задачи и головоломки

Решение головоломок

Задачи-лабиринты.

1

Уметь:

решать задачи и головоломки, задачи -лабиринты

Решение задач-лабиринтов.

Задачи-лабиринты.

1

Уметь:

решать задачи и головоломки, задачи -лабиринты

Решение задач-лабиринтов.

Итоговое занятие. Решение головоломок.

1

Уметь:

решать задачи и головоломки, задачи -лабиринты

Итоговый зачёт

          Всего:

34часа

                 Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса,

обучающихся по данной программе

Должен знать:

- термины: множество, элементы множества,

задача,

обратная задача,

комбинаторная задача

- элементы геометрических фигур: концы отрезка; начало луча, вершина, стороны угла;вершина, сторона, угол многоугольника; вершина, звено ломаной; диагональмногоугольника; центр, радиус, диаметр круга (окружности); вершина, ребро, граньоснования многогранника;

-свойства сторон квадрата, прямоугольника, ромба, параллелограмма;
- свойства точек окружности, круга;

- случаи взаимного расположения фигур: точек и прямых; двух прямых; прямой и окружности; двух окружностей;

- термины: ширина, длина, площадь;

- единицы длины; площади  и соотношения между ними;

- устройство измерительных приборов (линейки, циркуля, угольника);

Уметь:

- определять и называть геометрическую форму предмета;

- определять взаимное расположение фигур на плоскости и в пространстве (точек и прямых, двух прямых, прямой и окружности, двух окружностей);

- составлять геометрические фигуры из частей и разбивать фигуры на части;

- строить прямую, луч, отрезок, углы, ломаную, треугольники, прямоугольник, квадрат,окружность с помощью линейки, угольника, циркуля и транспортира;

- строить заданную фигуру (путём пристроения, перестроения, составления из частей);

-определять причинно-следственные связи между объектами;

-уметь решать задачи на пересечение множеств;

- уметь решать комбинаторные задачи .

Литература:

Рудницкая ,В. Н.Юдачёва ,Т. В.Дидактические материалы в двух частях: Математика 4 класс. . – М.: Издательский центр «Вентана–Граф» , 2010г.

Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения.2,4 класс/ сост.Языканова Е.В. -М.: Издательство «Экзамен» , 2010г.

Абъятанова, Л. А.Иванова ,Т.А.Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Упражнения и задания. Волгоград: Издательство «Учитель»;2010 г.

Басов, А.В.Развитие логического мышления.-Ярославль,1996г.

Корчемлюк, О. М. Задания для развития памяти внимания на уроках математики Начальная школа.-1994.-8.-с.28-29.

Зак, А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей.-М.,1996.

Тихонова, Л. Ф.Упражнения на каждый день.-Ярославль,1998.

                      Муниципальное общеобразовательное учреждение -  

   средняя общеобразовательная школа 6

«Рекомендовано»

Руководитель МО

___________Свешникова Н.П

Протокол  ___ от

«____»____________2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР____________Сыченко Е.В.

«____»____________2015 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ 6

_____________Таранова Е.С.

Приказ  ___

от «__»_____2015г.

         

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по элективному курсу

«  Волшебный мир сказок»

                                                             Разработана

учителем начальных классов

                                                                                        Е.В.Сизых

                  Городской округ «Город Петровск – Забайкальский»

                                                       2015 год

               

Пояснительная записка

Рабочая  программа элективного курса по литературе для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательную часть, требования к результатам освоения элективного курса, информационное обеспечение.

Элективный курс «Волшебный мир сказок»  для  учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

        Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее.Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказках содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

Известно, что учащиеся 4 класса отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Курс литературного чтения уже в 4 классе предоставляет много возможностей для включения учащихся в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других авторов возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?».  Учащимся интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе.  Как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.

Цель элективного курса:

обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Задачи элективного  курса:

-познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

-учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу   произведения;

-развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

-прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

-выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

    Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих  героев) обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать и пересказывать текст;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса  является сформированность следующих умений:

-воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-подробно пересказывать текст;

-составлять устный рассказ по картинке;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

-анализировать художественное произведение;

-сравнивать произведения разных жанров и авторов;

-давать характеристику героев.

Содержание элективного курсa  «  Волшебный мир сказки»

п-п

Количество часов

Наименование раздела

Содержание раздела

Планируемые результаты

1.

2.

3.

4.

4 часа

12 часов

3 часа

5 часов

Всего:

34 часа

Сказочные секреты.

Волшебство народных сказок.

Сказочно-былинный  жанр

Авторские сказки.

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Роль сказки в жизни человека, моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках.

Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские, авторские.

Признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, волшебные числа,

волшебные события, волшебные существа, волшебные предметы.

Исторические корни русских сказок. Сказочный лес как воспоминание о месте действия, вход в царство мертвых. Избушка – сторожевая застава царства мертвых. Герой – представитель живых. Баба-яга как воспоминание об “учителе” . Испытание героя. Змей – сложное и многообразное явление в сказке. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные особенности жанра.

Жанровые особенности былины: русские народные торжественные песни, жанр устного народного творчества: сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины - старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях.

Сказки братьев Гримм. История жизни братьев Гримм . «Король - Дроздобород». Героиня отвергала всех женихов, насмехаясь над ними, давая им обидные прозвища. «Метелица» - этот сказочный персонаж в награду за хорошую работу осыплет золотым дождём, а за лень -  обольёт смолой.

Знать:

Сказки как вид народной прозы.

Уметь:

 различать сказки  по жанру:  русские народные, о животных, богатырские, волшебные

Знать:

Признаки волшебных сказок.

Уметь:

отличать особенность жанра сказок

Знать:

жанровые особенности былины

Уметь:

выделять

« сказочные приметы»

Знать:

сказки зарубежных писателей

Уметь:

отличать волшебные сказки  от других жанров

 п/п

Тема занятия

Планируемые результаты

Кол-во часов

1

Введение. Что такое сказка? В чем же секрет притягательности этих удивительных историй?

Знать:

роль русской народной сказки.

Уметь:

 классифицировать  сказки.

1

2

Сказочные жанры. Классификация сказок.

Знать:

 сказочные  жанры, их классификацию.

Уметь:

давать характеристику основных сказочных жанров.

1

3

Особенности путешествия героя в “чужой” мир. Миф и сказка. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции

Знать:

 сказочную лексику.

Уметь:

провести черту между сказкой и мифом, дать понятие сюжета и композиции.

1

4

Литературоведческие основы сказки

Законы "сказочного мира"

Знать:

законы сказочного мира.

Уметь:

давать характеристику  литературоведческих основ сказки.

1

5

Виды народных сказок. Исторические корни русских народных сказок.

Знать:

русские народные сказки, особенности   их построения, языке, героях;

Уметь:

 развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения.

1

6

Русское народное творчество.   Анализ русской народной сказки " Колобок",

“Гуси – лебеди”»                                                                                                                                                                        

Знать:

 русские народные сказки.

Уметь:

отличать сказки от других литературных произведений.

1

7

Социально-бытовые сказки. Особенности русских народных бытовых сказок

Знать:

 русские народные  бытовые сказки.

Уметь:

 видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

1

8

Урок-путешествие. «SOS! Спасите наши сказки!..»

(Проверочны

Знать:

"Русские народные сказки".

Уметь:

проявлять (смекалку,  внимание, воображение)

1

9

Сопоставительный анализ русской сказки «Царевна-лягушка» и татарской народной сказки «Тан-Батыр».

Знать:

анализ русской сказки

Уметь:

анализировать текст сказки

1

10

В гостях у мордовской сказки

Знать:

устное народное творчество

Уметь:

самостоятельно читать художественную  литературу

1

11

Образы Деда Мороза и Снегурочки.

Знать:

 «родословную» Деда Мороза и Снегурочки.

Уметь:

создавать образы  Деда Мороза и Снегурочки

1

12

Законы волшебной сказки. Мотивы русской волшебной сказки

Знать:

мотивы русской  волшебной сказки

Уметь:

 отличать волшебную сказку от остальных видов сказок

1

13

Интегрированный урок (литература + математика) "Волшебная сказка. Волшебная цифра" (волшебные цифры в сказках).

Знать:

 роль цифр в  сказках

Уметь:

1

14

В поисках смысла.

 «В поисках Бабы-Яги»

Знать:

 положительные и отрицательные персонажи волшебных сказок

Уметь:

1. Развивать монологическую речь, логическое мышление, память.

2. Воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа.

1

15

Художественный мир волшебной сказки "Василиса Прекрасная

Знать:

 художественные произведения

Уметь:

выделять эпизоды  сказки

1

16

Такие разные сказки.

Знать:

 разницу волшебной сказки, бытовой сказки и сказки о животных.

Уметь:

видеть скрытый подтекст  сказки, её мудрость.

1

17

Сказочно – былинный жанр.

Жанровые особенности былины. Сравнение богатырской сказки и былины

Знать:

черты сходства и различия былины и волшебной сказки.

Уметь:

отличать  богатырские сказки  от былины

1

18

Богатырская сказка « Про Илью Муромца».

Знать:

обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце.

Уметь:

находить в тексте предложения, которые
подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать основную мысль текста, кратко пересказывать текст.

1

19

Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству

по теме «Богатыри»

Знать:

 богатырские сказки

Уметь:

применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

1

20

Авторские сказки. Сходства и различия. Сказки Пушкина бродят по свету

Знать:

авторские сказки

Уметь:

 показать различия авторской сказки от народной

1

21

Игра «Волшебный мир пушкинской сказки»

Знать:

 сказки А.С.Пушкина

Уметь:

отличать сказки Пушкина от других  других сказок

1

22

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко».

Знать:

анализ сказок

Уметь:

выявить общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности.

1

23

Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители»

Знать:

анализ сказки

Уметь:

умение анализировать, синтезировать, обобщать.

1

24

Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова «Особенности народной и литературной сказки "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской…

Знать:

 особенности  народной и литературной сказки;

Умение:

выделять идею сказки

1

25

Сказочники мира так прекрасно разны!

Знать:

 авторов зарубежных сказок.

Уметь:

1

26

Сказки братьев Гримм.

Знать:

 сказки братьев Гримм

Уметь:

анализировать, сравнивать, делать выводы.

1

27

Игра-КВН «Волшебная страна братьев Гримм»

Знать:

факты биографии братьев Гримм

Уметь:

анализировать  сказки

1

28

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и «Белоснежка» Братьев Гримм. Сравним?

Знать:

взаимосвязь  литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой

Уметь:

 уметь сопоставлять произведения, близкие по жанру и теме.

1

29

Чудесный сказочник. Выбор пути

(по сказке Г.  Андерсена «Русалочка»).

Знать:

 Андерсена, его творчество.

Уметь:

 устанавливать связь между событиями жизни и произведениями.

1

30

Особенности литературной сказки

 Г.Х. Андерсена.

Знать:

народные и литературные сказки зарубежных писателей.

Уметь:

определять главное отличие литературной сказки от народной на примере  сказок Андерсена

1

31

Знакомый незнакомец  Шарль Перро.

Знать:

  жизнь и творчество Шарля Перро.

Уметь:

1

32

Викторина «Волшебные сказки Шарля Перро»

Знать:

  произведения  Шарля Перро;

Уметь:

1

33

Схожесть сказок мира

Знать:

 особенности другой культуры, природы и обычаев другой страны.

Уметь:

выделять схожесть  сказок  мира

1

34

Урок – обобщения  «До свидания, сказка!»

Знать:

Народные и авторские сказки

Уметь:

отличать народную сказку  от  авторской

1

Всего:  34 часа

Литература

  • Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 2099.
  • Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011
  • Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 2008.
  • Начальная школа/ Подбор статей, 2008 (5), 2009г. (1, 2), 2010 (9), 2011г. (1), 2012г. (12).
  • Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2008.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность"

Данная программа составлена для учащихся 4 класса.Программа расчитана на 68 часов.Дети будут выполнять групповые и индивидуальные проекты....

Рабочая программа по элективному курсу «Сказкотерапия»

Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта инф...

Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС

Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС:- математика  "Учимся решать задачи"- русский язык "Обучение сочинению"...

Рабочая программа по элективному курсу "Умники и умницы" в 3 классе

Рабочая программа (КТП)  общеинтеллектуальной направленности элективного курса "Умники и умницы" составлена на основе ФГОС , комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для 3 кл., автор Ми...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Функциональная грамотность»

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начал...

Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса (вариант 4.2)

  Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика»...