Проект урока по математике в 3 классе по теме "Деление с остатком"
проект по математике (3 класс) на тему

Хафизова Раушания Робертовна

В проекте представлен методический материал к уроку математики в 3 классе на тему «Деление с остатком», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе образовательной системы «Школа 2100», с учётом требований ФГОС НОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_3_klass_hafizova_r.r.doc70 КБ
Office presentation icon urok_matem_onz.ppt674.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

по математике в 3 классе на тему «Деление с остатком»

Хафизова Раушания Робертовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №5

 Бугульминского муниципального района

Аннотация.

В проекте представлен методический материал к уроку математики в 3 классе на тему «Деление с остатком», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе образовательной системы «Школа 2100», с учётом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе системы РО.

Актуальность.

ФГОС предъявляет новые требования к структуре, содержанию современного урока и достижению планируемых результатов, которые предполагают формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели, следовать им, планировать свою деятельность, осуществлять контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В настоящее время готовых методических материалов к урокам математики  данного УМК достаточно, но они не всегда сконструированы по этапам и видам учебной деятельности, не раскрываются межпредметные связи, не разработан инструментарий оценки достижений каждого ученика. В связи с этим учитель начальных классов испытывает затруднения.  Все вышеизложенное обуславливает актуальность заданной темы.

Основная часть.

 Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку математики в 3 классе на тему «Деление с остатком», в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задачи проекта:

изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;

определить содержание и структуру урока в соответствии с образовательной системой «Школа 2100» по учебнику

«Математика» 3 класс Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П.;

разработать дидактический материал для проведения урока.

Цель урока:  создать условия для формирования умения производить деление с остатком аналитическим способом через подбор наибольшего возможного неполного делимого.

Задачи урока:

закрепить навыки владения приёмами табличного, внетабличного умножения и деления;

содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание, желания высказывать своё мнение, доказывать;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ; содействовать воспитанию трудолюбия, любознательности на уроке, уважительного отношения друг к другу.

Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

методика преподавания – частично-поисковая, на изучение данной темы отводится 5 часов.

Планируемые результаты

Предметные:

читать и понимать значение каждого знака в записи деления с остатком; производить деление с остатком практическим  и аналитическим способами; выполнять проверку деления с остатком;

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу урока; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; контролировать  действия, находить и корректировать ошибки; оценивать свои достижения.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;  делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Коммуникативные: выполнять совместную работу в паре, обмениваться мнения

Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей, толерантное отношение к окружающим.

Место и роль темы в курсе.

На изучение математики отводится 136 часов в год (35 уч. недель.). Данная тема входит в раздел «Внетабличное умножение и деление» (26),  «Деление с остатком» - 2 урок. Данной теме предшествует изучение темы «Арифметические действия над числами».

Дидактический анализ и содержание материала

Задание 1. Чтение выражений различными способами.

Формируются:

Регулятивные УУД: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о постановке задачи урока.

Познавательные УУД:  развивают умение извлекать информацию из рисунков.

Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Задание 2.  Решение примеров на деление.

Формируются:

Личностные УУД: проявляют  интерес к изучению темы.

Регулятивные УУД:  осуществляют целеполагание.

Коммуникативные УУД: формируют умение строить речевое высказывание, обмениваются мнениями.

Задание 3. Составление алгоритма деления с остатком.

Формируются:

Познавательные  УУД: выполняют деление с остатком практическим (с помощью рисунка) и аналитическим (через подбор наибольшего возможного делимого) способами.

Регулятивные УУД:  организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона).

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме.

Задание 4.  Деление с остатком аналитическим способом.

Формируются:

Регулятивные УУД: проговаривают изученный способ действия во внешней речи.

Коммуникативные УУД: строят понятные речевые высказывания.

Задание 5. Решение задач.  

Формируются:

Познавательные УУД: извлекают необходимую информацию;

Коммуникативные УУД: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Задание 6. Разноуровневые задания.

Формируются:

Познавательные УУД: применяют полученную информацию в действиях.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, самооценку.

Ресурсы:

- книгопечатная продукция – Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких  Математика. Учебник для 3-го класса: в 3-х частях / - М. :Баласс, 2011. - (Образовательная система «Школа 2100»);

- печатное пособие -  лист самооценки, индивидуальные карточки;

- ИКС - компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

-  дидактический материал - конверты с разноуровневыми заданиями.

Условные обозначения:

РУУД – регулятивные универсальные учебные действия

ПУУД – познавательные универсальные учебные действия

КУУД – коммуникативные универсальные учебные действия

ЛУУД – личностные универсальные учебные действия

Технологическая карта урока по теме «Деление с остатком»

N

п/п

Этап урока и вид деятельности

Ресурсы

Деятельность

обучающихся

Форма организации

учебной деятельности

Содержание материала

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Слайд

Девиз урока

Фронтальная


Эмоциональный настрой

ЛУУД

2

Актуализация знаний и фиксирование

затруднений.

Цели:  организовать актуализацию опорных знаний, выполнение пробного учебного действия; фиксирование  затруднения.

Слайд

Учебник с.62

Наблюдение, объяснение

Фронтальная

Задание 1. Чтение выражений различными способами.

- Как называются числа при делении?

- Как найти неизвестное делимое?

- Что вы знаете про остаток?

- Кто согласен с записью под буквой а?
- Кто не согласен? Объясните, почему?
- Кто согласен с записью под буквой б? Объясните, почему вы выбрали эту запись?
-  Мы проверили записи Дениса, и нашли ошибку. Какой вывод можно сделать?

ПУУД

РУУД

КУУД

3

Целеполагание.

Цели: постановка цели учебной деятельности, выбор способа реализации.

Слайд

Групповая

Задание 2.  Решение примеров на деление.

- Смогли вы выполнить деление 13 : 4? Сколько получилось?

- Вы смогли выполнить деление 79 : 9?

- Тогда какой следующий шаг вы должны сделать?

- Чем это выражение отличается от предыдущего?

 - Каким способом вы пытались воспользоваться?

- В чем же затруднение?

ЛУУД

РУУД

КУУД

4

Совместное открытие новых знаний. Реализация построенного проекта.

Цели: организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона).

Слайд

         

Наблюдение, анализ.

Фронтальная

Групповая

Задание 3. Составление алгоритма деления с остатком.

- Давайте вместе подумаем как же можно решить это выражение 79 :9, не используя рисунок.
- Какие есть гипотезы, предположения? Какие ещё есть версии? Кто думает иначе?

- Что должны помнить о делении с остатком, чтоб не ошибиться?
- Как будем делить?

- Вспомните, как решали пример на деление с остатком и сформулируйте шаги, то есть составьте алгоритм.

ПУУД

РУУД

КУУД

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Учебник с.62

Слайд

Чтение, обсуждение

 Работа с информацией

Фронтальная

Задание 4.  Деление с остатком аналитическим способом.

- Выполним задание №3 с.62, где  будем учиться производить деление с остатком аналитическим способом.

 Работаем в тетрадях с комментированием и проверяем по эталону.

- Ребята, а какие умения необходимо развивать, чтобы правильно решать подобные примеры?

РУУД

КУУД

6

Закрепление во внешней речи.

Цель:  создать для каждого

ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Слайд

Анализ, обсуждение.

Парная

Задание 5. Решение задач.

-  При выполнении, каких заданий, мы так же формируем умения размышлять, правильно считать?

- Решите задачу, которая у вас лежит на столах.

ПУУД

КУУД

7

Самостоятельная

работа с самопроверкой  по эталону.

Цели: организовать самостоятельную работу с самопроверкой по эталону, коррекция знаний.

Конверт

Разноуровневое задание.

СамостоятельнаяСамопроверка по эталону

Задание 6. Разноуровневое задание:

1 уровень. Базовый

2 уровень. Повышенный

3 уровень. Максимальный

ПУУД

РУУД

8

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Цели: организовать самооценку собственной учебной деятельности.

Слайд

Обобщение

Самоанализ

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Фронтальная

- Какова была цель нашей деятельности?

- Достигли ли цели?

- О чем должны помнить при делении с остатком?

- Оцените свою деятельность на уроке. Посчитайте количество баллов, которые вы заработали. Соотнесите количество баллов с высказываниями на доске

РУУД

ЛУУД

Заключение.

Данный проект построен с учётом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО. Определены содержание и структура урока в соответствии с ОС «Школа 2100» по учебнику «Математика» 3 класс под редакцией Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П.

Для проведения урока математики разработана технологическая карта, реализующая системно-деятельностное обучение и позволяющая добиться планируемых результатов. В рамках данного урока были созданы учебные ситуации, в которых учащиеся с помощью учителя исследуют, анализируют и получают знания о делении с остатком.

Данный проект урока могут использовать в работе учителя начальных классов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 3 класс "Закрепление. Деление с остатком"

Урок математики в 3 классе по теме: "Закрепление. Деление с остатком". Цель урока: закрепить изученные приёмы деления и деление с остатком....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 3 класс Тема: «Деление с остатком»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 3 класс Тема: «Деление с остатком»...