Урок математики по теме "Сложение трехзначных чисел" по программе Б.П.Гейдмана, И.Э.Мишариной, Е.А.Зверевой (УМК "Начальная инновационная школа")
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Краюшкина Ирина Александровна

В методической разработке представлен конспект урока математики для 3 класса по программе Б.П.Гейдмана, И.Э.Мишариной, Е.А.Зверевой по теме "Сложение трехзначных чисел" и его презентация. (УМК "Начальная инновационная школа")

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

АЛЕКСЕЯ АРСЕНТЬЕВИЧА РОГОЖИНА»

Конспект открытого урока математики

по теме

«Сложение трёхзначных чисел

в столбик с двумя переходами через разряд»

3 класс

УМК «Начальная инновационная школа»

(2013 – 2014 учебный год – период апробации учебника авторов Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой)

Учитель:       Краюшкина Ирина Александровна 

г.Тула, 2014г.

Тема:  Сложение трёхзначных чисел в столбик с двумя переходами через разряд.

Цель:  освоить письменные приемы сложения многозначных чисел.

Задачи

образовательные: формировать умение выполнять письменные приемы сложения трёхзначных чисел с переходом через разряд; закреплять умение выполнять письменные приемы сложения и вычитания чисел без перехода через разряд, решать составные задачи; закреплять знание единиц времени и соотношения между ними;

развивающие: развивать логическое  мышление, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания;

воспитательные: воспитывать  интерес к предмету;  воспитывать умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты

предметные результаты:

  • уметь применять знание нумерации многозначных чисел для выполнения устного сложения и вычитания;
  • освоить письменные приемы сложения и вычитания чисел без перехода и с переходом через разряд;
  • решать составные задачи;
  • знать единицы времени (недели, месяц, год) и соотношения между ними;
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях;

метапредметные результаты (УУД)

регулятивные:

  • учиться определять цель своей деятельности,
  • выделять в ней этапы работы;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, текст, таблица);

коммуникативные:

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной форме; 
  • слушать и понимать речь других;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

личностные результаты:

  • становление основ гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Оборудование: мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор), презентация урока; Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева «Математика». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. II часть.  Москва, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2013г.; карточки с ребусами и круговыми примерами.

Ход урока

I. Этап мотивации (самоопределения)  к учебной деятельности.

-Прочитайте девиз нашего урока:

«Мы пришли сюда учиться

  Не лениться, а трудиться,

  Только тот, кто много знает

  В жизни что-то достигает». (Слайд 2)

-Давайте покажем нашим гостям, как мы умеем трудиться.

-Посмотрите на схемы на доске. (Слайд 3)

-Что объединяет все эти схемы? (Все схемы демонстрируют сложение трехзначных чисел.)

-Какой случай сложения трехзначных чисел мы с вами еще не рассматривали?

-Какова же будет тема нашего урока? (Сложение трехзначных чисел с двумя переходами через разряд.) (Слайд 4)

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А) Устные приемы сложения. - №1, 2 на с.39.

- Давайте начнем наш урок с повторения.

-Откройте свои учебники на с.39. Найдем № 1.

А) Каждое из чисел увеличь на 70: 170, 230, 340, 580, 920, 890, 450.

-Что значит «увеличить на 70»? (К каждому надо числу прибавить 70.)

Учащиеся выполняют задание по цепочке.

Б) Каждое из чисел уменьши на 70: 180, 270, 590, 460, 300, 210, 820.

-Чем это задание отличается от предыдущего? (В первом надо было увеличить, а во втором уменьшить.)

-Что будете делать сейчас? (Из каждого числа вычитать 70.)

Учащиеся выполняют задание по цепочке.

-Прочитайте задание №2.

Какое из чисел больше и на сколько 503 или 500? 555 или 855? 790 или 760? 570 или 230? 480 или 690?

-Как узнать, на сколько одно число больше другого? (Надо из большего числа вычесть меньшее?)

-Можно ли изменить вопрос, чтобы действие осталось прежним? Как? (На сколько одно число меньше другого?)

Б) Письменные приемы сложения.

1. Отгадайте ребусы. (Слайд 5)

-Отгадайте ребусы.

Взаимопроверка. (Слайд 6)

-Поменяйтесь с соседом. Проверьте решение.

-Назовите числа в порядке возрастания. Какое слово получилось.

-Что такое Солнце? (Ближайшая к нам звезда)

2. Круговые примеры. - Работа в парах. (Слайд 7)

-На нашем уроке вокруг Солнца вращаются примеры. Установите их последовательность.

III. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Решение задач. (Слайд 8)

-Посмотрите на запись на доске.

«В библиотеке книги о космосе читали 268 мальчиков и 168 девочек».

-Можно ли эту запись назвать задачей. Почему? (Нет вопроса.)

-Поставьте такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. (На сколько мальчиков было больше, чем девочек? На сколько девочек было меньше, чем мальчиков?)

-Поставьте такой вопрос, чтобы задача решалась сложением. (Сколько всего детей в библиотеке.)

-Какое из решений вызывает затруднение? Почему? (Не умеем выполнять сложение с двумя переходами через десяток.)

-Чему же мы должны учиться сегодня на уроке? (Складывать трехзначные числа, выполняя два перехода через разряд.)

IV. Открытие  нового знания.

А)  Объяснение примера на доске: 268 + 165.

-Как вы думаете, можно ли воспользоваться изученным алгоритмом? (Да.)

-Начните объяснение.

 (1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

   2. Складываю единицы с единицами: 8+5=13.  13 – это 1д. и 3 ед. Пишу под единицами 3, а над десятками надписываю 1 десяток.

   3. Складываем десятки: 6д. + 6д. = 12д. Прибавляем 1д., который получился при сложении единиц. 12д. + 1д. = 13д. )

-Как вы предлагаете записать 13 десятков? (13д. – это 1с. и 3д. Под десятками подписываем 3, а над сотнями надписываю 1 сотню.)

-Что делаем дальше?

(4. Складываем сотни: 2с. + 1с. = 3с. прибавляем 1 сотню, которая получилась при сложении десятков. 3с. + 1с. = 4с. под сотнями пишу 4.

 5. Читаю ответ: 334.)

Б)Чтение алгоритма. (Слайд 8)

-Прочитаем еще раз алгоритм.

V. Первичное закрепление во внешней речи. Усвоение нового способа действия.

А) Решение примеров с объяснением, опираясь на алгоритм. - №3 на с.39  

105, 130, 651, 606

Б) Решение примеров на порядок действий с объяснением.

Физкультминутка. – «Лунатики»

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Решение примера на порядок действий самостоятельно. - №4 (первый пример).  (Слайд 11)

-Решив пример, вы узнаете, какой позывной был у Юрия Алексеевича Гагарина во время первого полета в космос? (Кедр)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

1) Единицы времени. - №6 на с.40 - устно

А) Первый космонавт Юрий Гагарин облетел Землю за 108 минут. Сколько часов и минут продолжался полет первого космонавта? (1 час 48 минут.)

-Как узнали? (В 1 часе 60 минут. 108-60 = 48)

Б) Космонавты Юрий Романенко и Григорий Гречко находились в космосе 94 дня. Сколько полных недель находились в космосе Юрий Романенко и Григорий Гречко? (13 недель.)

-Как узнали? ( В 1 неделе 7 суток. 94 : 7 = 13(ост.3))

В) 16 - 19 июня 1963 года Валентина Терешкова первой из женщин в мире совершила свой полет в космос на космическом корабле «Восток-6», находясь на околоземной орбите вместе с кораблем «Восток-5», пилотируемом Валерием Быковским. Ее космический позывной «Чайка», она 48 раз облетела вокруг планеты, а общая продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут.  Сколько полных часов была в космосе Валентина Терешкова? (Слайд 16)

-Как узнали? (В 1 сутках 24 часа. 24×2+22=70 (ч))

- Обладателем мирового рекорда самого длительного полёта в космос (437 суток и 18 часов в 1994 и 1995 годах, на борту орбитальной станции «Мир», является Валерий Владимирович Поляков. В.В.Поляков является нашим с вами земляком. (Слайд 17)

-А знаете ли вы других туляков-космонавтов?

- Среди космонавтов мы можем назвать еще двух уроженцев Тульского края:  Евгений Хрунов и Сергей Залетин. (Слайд 18)

2. Решение задач.

А)  №7 на с.40. (Слайд 19)

-Узнать о космосе, о космонавтах мы можем в Музее космонавтики в городе Калуге. Прочитаем задачу №7 на с.40.

-Что известно в этой задаче?

-Что нужно узнать?

-Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько было старшеклассников и сколько было учеников младших классов.)

-Что из этого мы знаем? (Сколько было старшеклассников.)

-А что не знаем? (Сколько было учеников младших классов.)

-Можно ли узнать, сколько было учеников младших классов?

-Каким действием? (Сложением.)

-Почему сложением, если в условии есть слово «меньше»? (Это задача в косвенной форме. Раз старшеклассников меньше, то учеников младших классов больше.)

-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Да.)

-Каким действием? (Сложением.)

Один ученик решает задачу за  доской.

1) 256 + 98 =354 (ч.) – учеников младших классов

2) 256 + 354 = 610 (ч.)

- С каким приемом сложения столкнулись? ( Сложение с переходом через два разряда.)

Б) Решение логической задачи. - №9 на с.40.

-Изучение космоса нашло свое отражение в культуре нашей страны. О космонавтах и о покорении космоса созданы картины, кинофильмы, написаны песни, литературные произведения. Тема космоса нашла отражение в филателии.

-Прочитайте задачу №9.

Ан. + Т. – 40 марок

Т. + В. – 50 марок

Ан. + В. – 70 марок

-Что можно сделать с этими марками? (Сложить)

-Что мы узнаем таким образом? (Удвоенное число всех марок)

-Что я могу узнать потом? (Сколько марок у них вместе)

-Как? (Разделить число на два.)

-А как узнать марки Ани? (Из полученных марок вычесть марки Тани и Вани.)

Самостоятельная  запись решения.

1) 40+50+70= 160 (марок)

2) 160:2=80 (марок)

3) 80 – 50 =30 (марок)

VIII. Рефлексия деятельности.

-Какую задачу ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо работать?

-Какие открытия сделали на уроке?

-Оцените с помощью смайликов свои достижения на уроке:

Зеленый – Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей. Чувствовал(а) себя уверенно.

Желтый - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу своих возможностей. Испытывала чувство неуверенности.

Зелёный – У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

IХ. Домашнее задание: выполнить №4 (2), 5 на с.39. 40.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сложение трехзначных чисел с двумя переходами через разряд» Урок математики в 3 классе по теме Подготовила: учитель начальных классов Краюшкина И.А.

Слайд 2

Девиз урока Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает.

Слайд 3

1 1 1

Слайд 4

"Сложение трехзначных чисел с двумя переходами через разряд" Тема урока:

Слайд 5

3 * 8 * 6 * 5 9 9 2 * * * 5 3 7 8 9 * 4 * 4 * 3 6 5 6 3 * 9 * 4 * 1 2 6 * 9 * 5 * 2 2 4 6 7 9 * * * 5 4 8 1

Слайд 6

3 3 8 2 6 1 5 9 9 2 3 6 5 5 3 7 8 9 7 9 8 5 5 2 2 4 6 7 9 6 3 1 5 4 8 1 2 4 3 4 1 3 6 5 6 3 6 9 2 4 3 1 2 6 С Е Н Л Ц О

Слайд 7

Решите круговые примеры

Слайд 8

Решите круговые примеры

Слайд 9

В библиотеке книги о космосе читали 268 мальчиков и 165 девочек. 2 6 8 1 6 5 * * * 2 6 8 1 6 5 * * *

Слайд 10

Сложение чисел в "столбик" с переходом через десяток 346 578 + = 924 3 4 6 5 7 8 9 2 4 + 1) Пишем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. 2) Складываем единицы : 6 + 8 = 14 , 14 ед. = 1 дес. 4 ед. 4 пишем под единицами, а 1 десяток надписываем над десятками. 3) Складываем десятки : 4 дес. + 7 дес. = 11 дес. и плюс 1 десяток , который получился при сложении единиц, - получаем 12 десятков . 12 дес. = 1 сот. 2 дес. 2 пишем под десятками, а 1 сотню надписываем над сотнями. 4) Складываем сотни : 3 сот . + 5 сот. = 8 сот. и плюс 1 сотня , которую получили при сложении десятков, - получается 9 сотен . Пишем 9 под сотнями. 1 1

Слайд 11

Какой позывной был у Юрия Гагарина во время его полета в космос? Беркут – 590 Кедр – 600 Орел - 690

Слайд 12

(378 – 243) + ( 887 – 422) = 600 3 7 8 2 4 3 1 3 5 8 8 7 4 2 2 4 6 5 1 3 5 4 6 5 6 0 0 1) 2) 3) 1 3 2

Слайд 13

Какой позывной был у Юрия Гагарина во время его полета в космос? Беркут – 590 Кедр – 600 Орел - 690

Слайд 14

Юрий Алексеевич Гагарин

Слайд 15

Юрий Романенко и Георгий Гречко

Слайд 16

Валентина Терешкова

Слайд 17

66-й космонавт СССР и России, 207-й космонавт мира. Обладатель мирового рекорда самого длительного полёта в космос (437 суток и 18 часов в 1994 и 1995 годах, на борту орбитальной станции «Мир»). Валерий Владимирович Поляков

Слайд 18

Космонавты-туляки Евгений Васильевич Хрунов Сергей Викторович Залётин Валерий Владимирович Хрунов

Слайд 19

Музей космонавтики в городе Калуге

Слайд 21

- Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо работать? Какие открытия сделали на уроке? Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по учебнику Б.П.Гейдмана.

Планирование уроков математики. Пояснительная записка. Планируемые результаты....

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Конспект урока математики "Натуральная последовательность трехзначный чисел" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока математики "Натуральная последовательность трехзначный чисел" ....

Конспект урока математики «Алгоритм сложения трехзначных чисел» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОК МАТЕМАТИКАТема: «Алгоритм сложения трехзначных чисел»Цели деятельности учителя: формирование навыков вычитаний чисел в пределах 1000, умения работать с алгоритмом.Планируемые...

Конспект урока математики "Алгоритм вычитания трехзначных чисел" (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Цели деятельности учителя: создание условия для овладения обучающимися письменным приёмом вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000.Планируемы...