Рабочая программа по математике 4 класс, школа России
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

В рабочую  программу  по математике 4 класс,(школа России) входит: аннотация  пояснительная записка, ктп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr.matem_._4_kl.doc352 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе по математике  в 4  классе .

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009г;

- Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. 2014 год.

  - Примерной основной образовательной программы   начального общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

Преподавание ведется по учебнику: М.И.Моро, М.А. Бантова, С.И. Волкова «Математика 4 класс» в  2 частях.

2.  Цель изучения дисциплины

-Математическое развитие младших школьников.

-Формирование системы начальных математических знаний.

-Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

3.Структура дисциплины

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Повторение.

Числа, которые больше 1000.

Итоговое повторение.

4. Основные образовательные технологии

Информационно-коммуникативные технологии

Технология проблемного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технологии личностно - ориентированного обучения (игровые технологии, метод проектов и др.)

5.Требования к результатам освоения дисциплины.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы:

Личностных

- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Метапредметных

- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметных

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

6. Общая трудоемкость дисциплины

На изучение математики в 4   классе начальной школы отводится  4 ч в неделю,   136 ч.  в год  (34 учебные недели).

7. Формы контроля

Контрольная работа, самостоятельная работа, тест, практическая работа, проект.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ №373 от 06.10.2009г;
  • Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой. (2011 год).
  • Примерной основной образовательной программы   начального общего образования МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»
  • Учебного плана МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» на 2016 -2017 учебный год.    

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

         Общая характеристика курса

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  •  развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  •  развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно- познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительным и чертёжным инструментам - линейка. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Место курса в учебном плане

На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится -  4 ч в неделю. Курс рассчитан на 136 ч.  (34 учебные недели).

Результаты изучения курса

         Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,  метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  •  Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  •  Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  •  Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
    аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  •  Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  •  Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  •  Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Числа и величины

    Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

    Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

   Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначные, двузначные и трёхзначные числа. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

    Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а±28, 8 • b , с : 2; с двумя переменными вида: a + b, a-b, a  b, с : d (d #О), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0(1 • а = а, 0 • с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

    Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

    Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) ...», «меньше на (в) ...». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

    Решение задач разными способами.

    Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения.  Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за перед, между, вверху внизу, ближе дальше и др.).

    Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

    Свойства сторон прямоугольника.

    Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

    Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

    Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

    Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины

    Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

    Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

    Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

    Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

    Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

    Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что ...», «если ..., то ...», «все», «каждый» и др.).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего   часов

1

Числа от 1 до 1000.

13

2

Числа, которые больше 1000

111

3

Итоговое повторение.

12

                                                                  ИТОГО

136

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Печатные пособия.

              Автор

        Название

Год издан.

Издательство

Для ученика

1

М.И.Моро,М.А. Бантова,

С.И. Волкова

Учебник в  2 частях. Математика 4 класс

2014

М.: Просвещение

Для учителя

1

М.И.Моро, М.А. Бантова,

С.И. Волкова

Математика. Рабочие программы 1-4

2011

М.: Просвещение

2

Бахтина С.Л.

Поурочные разработки по математике 4 класс к УМК М.И.Моро и др.(«Школа России»)

2014

М.: ВАКО

2. Информационно- коммуникативные средства.

Математика: электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой (CD).

3.Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Математика»  М.И. Моро, С.И. Волковой.

 4.Материально-технические средства.

Компьютерная техника, интерактивная доска

Содержание учебного предмета (136 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Повторение (13 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000. Нумерация (111 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 х = 429 + 120, х 18 = 270 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

В течение всего года проводится:

вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

  -решение задач в 2 – 4 действия;

  -решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (12 ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Решение задач изученных видов.

Контрольно - измерительные работы

Период обучения

Тесты

Контрольные работы

Математические диктанты

Проверочные работы

1 четверть

1

2

1

2

2 четверть

1

2

2

2

3 четверть

2

2

2

2

4 четверть

2

2

2

2

Итого:

6

8

7

8

Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела, тема урока

Всего часов

Дата проведения

план

факт

1

1 четверть – 36 ч.

Числа от 1 до 1000.

13

Повторение. Нумерация .

13

1

Cчет предметов. Разряды.

1

2

Четыре арифметических действия. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

1

3

Нахождение суммы трех слагаемых.

1

4

Алгоритм вычитания трехзначных чисел.

1

5

Умножение и деление.

1

6

Умножение и деление.

1

7

Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.

1

8

Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.

1

9

Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.

1

10

Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.

1

11

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.

1

12

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

13

Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»

1

2

Числа, которые больше 1000

111

Нумерация.

11

14

Класс единиц и класс тысяч.

1

15

Чтение и запись многозначных чисел.

1

16

Чтение и запись многозначных чисел.

1

17

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

1

18

Сравнение многозначных  чисел.

1

19

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

1

20

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.

1

21

Класс миллионов и класс миллиардов.

1

22

Проект «Математика вокруг нас» Создание математического справочника «Наше село»

1

23-24

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа

2

Величины .

19

25

Единица длины. Километр.

1

26

Таблица единиц длины.

1

27-28

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.

2

29

Таблица единиц площади.

1

30

Измерение площади фигуры с помощью палетки

1

31

Единицы массы. Тонна. Центнер.

1

32

Таблица единиц массы

1

33

Единицы времени

34

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

35

Контрольная работа по теме: «Числа, которые больше 1000»

1

36

Работа над ошибками. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

2 четверть – 28 ч.

37

(1)

Время от 0 до 24 часов

1

38

(2)

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

1

39

(3)

Единицы времени. Секунда.

1

40

(4)

Единицы времени. Век.

1

41

(5)

Таблица единиц времени.

1

42

(6)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

43

(7)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим и оценим свои достижения» (тестовая форма).

1

Сложение и вычитание.

10

44-45

(8-9)

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

2

46

(10)

Нахождение неизвестного слагаемого.

1

47

(11)

Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого.

1

48-49

(12-13)

Нахождение нескольких долей целого.

2

50

(14)

Сложение и вычитание значений величин.

1

51

(15)

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

1

52

(16)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» .Проверочная работа «Проверим и оценим свои достижения» (тестовая форма).

1

53

(17)

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел. Величины»

1

Умножение и деление.

71

54

(18)

Работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1

1

55

(19)

 Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.

1

56

(20)

Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

1

57

(21)

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя.

1

58

(22)

Деление на однозначное число.

1

59

(23)

Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное .

1

60

(24)

Письменные приемы деления.

1

61

(25)

Письменные приемы деления.

1

62

(26)

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

1

63

(27)

Работа над ошибками. Решение текстовых задач. «Проверим и оценим свои достижения» (тест)

1

64

(28)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

3 четверть – 40 ч.

65

(1)

Решение задач на нахождение периметра прямоугольника (квадрата)

1

66-67

(2-3)

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

2

68-69

(4-5)

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

2

70

(6)

Умножение числа на произведение.

1

71

(7)

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

72

(8)

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

73

(9)

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

74

(10)

Решение задач на одновременное встречное движение.

1

75

(11)

Перестановка и группировка множителей.

1

76

(12)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

77

(13)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»

1

78

(14)

Деление числа на произведение.

1

79

(15)

Деление числа на произведение.

1

80

(16)

Деление с остатком на 10, 100, 1000

1

81

(17)

Решение текстовых задач.

1

82-84

(18-20)

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

3

85

(21)

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

86

(22)

Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях.

1

87

(23)

Решение задач на одновременное встречное движение, одновременное движение в противоположных направлениях.

1

88

(24)

Повторение пройденного.

Проверочная работа «Проверим и оценим свои достижения» (тестовая форма).

1

89

(25)

Контрольная работа по теме:

 «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями»

1

90

(26)

Работа над ошибками.

Умножение числа на сумму.

1

91

(27)

Умножение числа на сумму.

1

92

(28)

Письменное умножение на двузначное число.

1

93

(29)

Письменное умножение на двузначное число.

1

94

(30)

Решение текстовых задач.

1

95

(31)

Решение текстовых задач.

1

96

(32)

Алгоритм письменного умножения на трехзначное число.

1

97

(33)

Алгоритм письменного умножения на трехзначное число.

1

98

(34)

Алгоритм письменного умножения на трехзначное число.

1

99

(35)

Алгоритм письменного умножения на трехзначное число.

1

100

(36)

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

1

101

(37)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

102

(38)

Контрольная работа по теме: «Умножение на двузначное и трехзначное число»

1

103

(39)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

104

(40)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

4 четверть – 32 ч.

105

(1)

Алгоритм письменного деления  на двузначное число.

1

106

(2)

Алгоритм письменного деления  на двузначное число  с остатком.

1

107

(3)

Алгоритм письменного деления  на двузначное число.

1

108

(4)

Алгоритм письменного деления  на двузначное число.

1

109

(5)

Алгоритм письменного деления  на двузначное число.

1

110

(6)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

111

(7)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

112

(8)

Алгоритм письменного деления  на трехзначное число.

1

113

(9)

Алгоритм письменного деления  на трехзначное число.

1

114

(10)

Алгоритм письменного деления  на трехзначное число.

1

115

(11)

Алгоритм письменного деления  на трехзначное число.

1

116

(12)

Алгоритм письменного деления  на трехзначное число.

1

117

(13)

Проверка умножения делением.

1

118

(14)

Проверка деления умножением.

1

119

(15)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

120

(16)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

121

(17)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

122

(18)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

123

(19)

Контрольная работа по теме: «Письменного деления  на трехзначное число»

1

3

Итоговое повторение.

12

124

(20)

Итоговое повторение. Нумерация.

1

125

(21)

Выражения и уравнения.

1

126

(22)

Арифметические действия. Сложение и вычитание.

1

127

(23)

Арифметические действия. Умножение и деление.

1

128

(24)

Итоговая контрольная работа

1

129

(25)

Работа над ошибками. Правила о порядке выполнения действий.

1

130

(26)

Величины.

1

131

(27)

Геометрические фигуры

1

132

(28)

Задачи .

1

133

(29)

Задачи .

1

134

(30)

Задачи .

135

(31)

Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились»

1

136

(32)

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

1

Итого

136

Формы и средства контроля

Входная контрольная работа

 

Вариант 1.

 

  1. Реши задачу:

Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько потребуется метров ткани, чтобы сшить 12 таких платьев?

  1. Найди значения выражений (запиши решение в столбик).

109х7        486х2         686:7         608-359

3х251        436:4          792:3         328+296

3. Вычисли:  72+48: (3х2)=                     (230+600) – (570-70)

  1. Вычисли периметр и площадь прямоугольника со сторонами 8см и 3 см.

       5.# Продолжи ряд чисел, записав ещё 3 числа:  608, 618, 628, …….

 

 

Вариант 2.

  1. Реши задачу:

Из 32 метров ткани сшили 8 одинаковых платьев. Сколько можно сшить таких платьев из 60 метров ткани?

  1. Найди значения выражений (запиши решение в столбик).

407х2        2х462         278х3        706-428

812х2        536:8          774:2         246+479

3. Вычисли:  41 – 3х(63:9)                    (980-800) + (320-20)

4. Вычисли периметр и площадь квадрата со стороной 7 см.

       5.# Продолжи ряд чисел, записав ещё 3 числа:  995, 985, 975, …….

       

Контрольная работа за 1 четверть

Вариант 1

  1. Решите задачу.

Что легче и на сколько килограммов: 8 коробок конфет по 32 кг в каждой или 7 коробок вафель по 36 кг в каждой.

  1. Сравните и поставьте знаки «<»,  «>»  или  «=».

2 500мм…25см                    10 250кг…10т2ц

5 249…5 х 1 000 + 2 х 100 + 9 х 10 + 4

  1. Выполните вычисления.

25 819+1                           395 000:100

309х100                            130 007+8 000                 3х322 + 824:4

  1. Геометрическая задача.

Вычислите:

а) периметр и площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 4 см;

 б) длину стороны квадрата с таким же периметром и его площадь.

 

Вариант 2

  1. Решите задачу.

Что тяжелее и на сколько килограммов: 6 мешков муки по 46 кг муки или 5 мешков риса по 48 кг в каждом?

  1. Сравните и поставьте знаки «<»,  «>»  или  «=».

12дм80мм…1 280мм                  2 400кг…240ц                    814 129…814 100+2х10+9

  1. Выполните вычисления.

73 549+1                            84 600:10                    

268х1 000                          206 317-300                   (4х209 - 228):8

  1. Геометрическая задача.

Вычислите:

а) периметр и площадь прямоугольника со сторонами 7см и 3см;

 б) длину стороны квадрата с таким же периметром и его площадь.

Контрольная работа  

по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел. Величины»

Вариант 1

 1. Решите задачу.

На комбинате в декабре  изготовили  7 163 л сока, а в  январе на 678 литров меньше. Из всего сока 9 789 литров  разлили  в  пакеты, а остальной  сок - в бутылки. Сколько литров сока  разлили в бутылки?

     

2.Запишите столбиком и выполните вычисления

700 000 – 24 618             804 608 + 96 395                   312 879 – 179 542

 3.Вычислите, записывая вычисления в  столбик:

                           28 км 640м – 9 км 890 м        

                           18т 360кг + 16 т 740 кг

                           4 ч 40 мин – 55 мин

 

 4. Решите  уравнение

                290+ х = 640 – 260

         

 

 Вариант 2

  1. Решите задачу.

 Зимой в магазине продали 3 486 кукол, весной – на 697 кукол  меньше. Из всех проданных кукол 4 486 были в платьях, а остальные – в спортивных костюмах. Сколько  было кукол в спортивных костюмах?

2.Запишите столбиком и выполните вычисления

        600 600 – 24 863           143 807 + 57 296                    529 631 – 181 479

 

3.Вычислите, записывая вычисления в  столбик:

 

                           16 т  230 кг – 9 т 750 кг

                           32  км 560 м + 19 км 540 м

                           2ч 2 мин – 45 мин

 

4. Решите  уравнение

            400 – х = 275 + 25  

 

 

Итоговая контрольная работа за I полугодие

Вариант 1

      1. Решите задачу.

В концертном зале 2 000 мест. В партере 1 200 мест. В амфитеатре мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест на балконе?

     

      2. Сравните и поставьте знаки «<»,  «>»  или  «=».

6т20кг…6т2ц             3сут 10ч…190ч               20км300м…23 000м

 

      3. Выполните вычисления.

 (10 283 + 16 789) : 9                         5х(125 + 75) : 20 + 80

(200 496 – 134 597) х 2

      4. Решите уравнение.

 3 х Х = 87 – 6

 

      5. Геометрическая задача.

Найти площадь прямоугольника, если его длина 9 см, а ширина на 5 см меньше.

Вариант 2

1. Решите задачу.

На рынок привезли груши, яблоки и сливы, всего 4 тонны. Яблок было 2 240 кг, груш в 2 раза меньше, чем яблок, а остальные сливы. Сколько килограммов слив привезли на рынок?

 

 2. Сравните и поставьте знаки «<»,  «>»  или  «=».

 5км4м…5км40дм       6т200кг…62 000кг             245ч…4сут5ч

 

 3. Выполните вычисления.

 (18 370 + 23 679) : 7                         156 – 96 : (12 : 4) :2

(800 035 – 784 942) х 6

 

  4. Решите уравнение.

84 : Х = 6 х 7

 

   5. Геометрическая задача.

Найти площадь прямоугольника, если его ширина 4 см, а длина в 2 раза больше.

Контрольная работа  по теме: «Письменное умножение и деление на числа,  оканчивающиеся нулями».

Вариант 1

1.      Решите задачу.

       Четыре дня ученик читал по 35 страниц в день, а потом ещё 65 страниц. Сколько страниц осталось ему прочитать, если в книге 420 страниц?

 

2.      Вычислите.

           62240 : 40                   238800 : 600

           4050 • 600                  7320 • 40

                                                                             

3.       Найдите  значение выражения:

                    2 503 • 85 + (100 000 – 1 975) =

     

4.      Решите уравнение.

           Х • 6 = 164 - 68

       

5.      Геометрическое задание.

        Площадь участка 234 квадратных метров. Длина участка 26 метров. Чему равна ширина этого участка?

      

 

Вариант 2

1.      Решите задачу.

       Пять дней магазин продавал по 165 кг капусты, а потом продал ещё 400 кг. Сколько килограмм осталось продать, если всего было 2 000 кг?

 

2.      Вычислите.

               75270 : 30          205100 : 700

                2700 • 900           4080  • 50

                                                           

3.       Найдите  значение выражения:

           17 168 + (830 х 65 – 8 548) =

 

4.      Решите уравнение.

           5 • Х = 105 + 30

5.      Геометрическое задание.

      Площадь участка 416 квадратных метра. Ширина участка – 16 метров. Чему равна длина этого участка?

 

     

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  ПО ТЕМЕ: «ПИСЬМЕННОЕ УМНОЖЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ И ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

Вариант 1

1. Решите задачу.

В два магазина привезли 1 800 кг картофеля, который был расфасован в пакеты одинаковой массы. В первый магазин привезли 540 пакетов, а во второй – 360 пакетов. Сколько килограммов картофеля привезли в каждый магазин в отдельности?

2. Начертите отрезок, длина четвертой части которого равна 2 см 4 мм.

3. Выполните вычисления.

2 748 · 56        348 · 92

518 · 603        280 · 840

4. Вместо ? вставьте знаки арифметических действий так, чтобы равенства стали верными:

80 ? 20 ? 600 = 1 000                                   900 ? 30 ? 30 = 60

Вариант 2

1. Решите задачу.

Для внутренней отделки нового дома привезли 2 000 кг краски в банках одинаковой массы: 270 банок белой краски и 130 банок зеленой краски. Сколько килограммов белой и зеленой краски  в отдельности привезли для отделки дома?

2. Начертите отрезок, длина третьей части которого равна 3 см 6 мм.

3. Выполните вычисления.

3 489 · 65        234 · 809

623 · 76        420 · 530

4. Вместо ? вставьте знаки арифметических действий так, чтобы равенства стали верными:

40 ? 20 ? 200 = 1 000                             600 ? 30 ? 20 =

Контрольная работа

 по теме: «Деление на трёхзначное число»

      

Вариант 1

1.      Решите задачу.

Фермер собрал 2 тонны парниковых огурцов. Из них 544 килограмма отправил в город, а остальные огурцы разложил в 52 ящика поровну. Сколько килограммов огурцов в каждом ящике?

     

2.      Вычислите.

                      105 754 : 209                 16 727 : 389

            38 744 : 58                     189 088 : 622                                                                                                 

3.       Выполните действия:

              2т2ц88кг + 7ц86кг        33м97см + 26м69см           2мин52сек + 43сек    

     

      4.      Решите уравнение.

              162 180 : х = 12 Х 15

     

5.      Геометрическое задание.

    Площадь участка 156 квадратных метров. Ширина участка 12 метров. Найдите периметр этого участка.

     

 

Вариант 2

1.      Решите задачу.

   Колхоз вырастил 3 тонны 12 килограммов лука. Из них 324 килограмма лука отправили в магазин. Остальной лук разложили в 96 ящиков поровну. Сколько килограммов лука в каждом ящике?

 

2.      Вычислите.

                         124 949 : 307                  19 152 : 684

                          240 542 : 86                   41 097 : 399

                                                                                         

3.       Выполните действия:

        33м49см + 22м68см          8мин10сек – 7мин45сек      3т2ц75кг – 8ц98кг

 

      4.      Решите уравнение.

              62 701 – а = 49 972 : 124

 

5.      Геометрическое задание.

    Площадь участка 224 квадратных метров. Длина участка 16 метров. Найдите периметр этого участка.

 

Контрольная работа  «Итоги года»

Вариант 1

  1. Реши задачу

На четырех полках было 500 книг. На первой полке 139 книг, на второй – на 12 книг меньше, чем на первой, на третьей – в 2 раза меньше, чем на первой и второй вместе. Сколько книг было на четвертой полке?

  1. Реши задачу

Из двух городов, расстояние между которыми 918 км, выехали одновременно навстречу друг другу два скорых поезда. Скорость одного поезда 65 км/ч. Определи скорость другого поезда, если поезда встретились через 6 ч.

  1. Геометрическая задача

Длина поля 130 м, ширина 70 м. Две пятые части участка засеяны картофелем. Сколько квадратных метров площади засеяно картофелем?

  1. Найди значение выражения

600 200 – 123 321 : 303 + 2458 . 26

  1. Реши уравнение

5 • х + 44 = 139

Вариант 2

  1. Реши задачу

В зернохранилище 700 т пшеницы. За зиму с базы отправили 124 т зерна, а во второй – на 203 т больше. Сколько тонн зерна осталось на базе?

  1. Реши задачу

Из двух городов одновременно навстречу друг другу отправились скорый и товарный поезда. Они встретились через 13 часов. Определи расстояние между городами, если известно, что скорость скорого поезда 95 км в час, а товарного 3/5 от скорости скорого.

  1. Геометрическая задача

Участок прямоугольной формы, ширина которого в 2 раза меньше длины засеяли овсом. Периметр участка 1140 м. ½ убрали комбайном. Сколько квадратных метров участка осталось убрать? 

  1. Найди значение выражения

800010 – 11520 : 288 + 1879 х 79 

  1. Реши уравнение

5 • х + 44 = 139


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....