Урок математики по образовательная программе «Школа 2100». Тема "Составная задача". Тип урока: ОНЗ.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Пояснительная записка к уроку математики.
Кукушина Елена Николаевна
педагог начальной школы
МОУ «Университетский лицей»
Тема урока: Составная задача
Тип урока : открытие новых знаний (ОНЗ)
Класс: 1В
Возраст учащихся: 7-8 лет
Программа, используемая в работе : образовательная программа «Школа 2100» («Математика» Петерсон Л.Г.)
Дополнительный материал: демонстрационные таблицы, карточки с заданиями.
Технологии, используемы на данном уроке:
-личностно-ориентированный;
-деятельный;
-системный;
-инновационно -творческий.
Основные методы:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, карточки, демонстрационные таблицы);
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная
система контроля:
-контроль учителя
-самоконтроль
-взаимоконтроль
При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_1_klass.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока : ОНЗ. 1 класс.
Тема : "Составная задача"
Основные цели :
1. Формировать представление о составной задаче, способе решения составной задачи;
2. Актуализировать способы решения простых задач "на целое и части", разностное сравнение.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования : анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1. Изученные виды схем.
2. Правило разностного сравнения.
3. Правило нахождения части и целого.
4. План решения простой задачи :
План задачи 1. Внимательно прочитать задачу. 2. Известно ... 3. Надо найти ... 4. Заполни схему. 5. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо ... 6. Записать решение ответ. |
5. Алгоритм решения составной задачи :
Алгоритм решения составной задачи: 1. Найти неизвестную часть. 2. Найти целое. |
6. Схема составной задачи.
Ход урока :
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1. Создать мотивацию учебной деятельности на уроке путем обращения к внутреннему миру ребенка.
2. Определить содержательные рамки урока: Решение задач.
Устный счет.
Дети стоят. Учитель задаёт каждому вопрос .Правильно ответившие садятся.
Примерные вопросы:
-) 9 без 6;
-) 6 да ещё 4;
-) 3 увеличить на 5;
-) найти сумму чисел 5 и 4;
-) найти разность чисел 9 и 7;
-) 10 уменьшить на 3;
-) первое слагаемое 3, второе слагаемое 6, найди сумму;
-) 10 – это 3 да ещё сколько? И. т. п.
- Что мы с вами сейчас делали?
Дети : Повторяли таблицу сложения и компоненты.
- Зачем?
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске вывешены схемы к изученным видам простых задач.
- Посмотрите на доску. Что вы видите?
Дети : Схемы к задачам.
- Чему будет посвящен сегодняшний урок?
Дети : Решению задач.
- Верно. Все ли схемы на доске вам знакомы, нет ли среди них новой?
Дети: Все схемы нам знакомы.
- Тогда возьмите листочки с задачами под цифрой 1.
- Прочитайте задачи. Найдите задачу к первой схеме.
- Кто выйдет к доске, заполнит схему? Один ученик читает задачу,а другой у доски заполняет схему.
- Почему выбрали эту схему? Правило.
- Найдите задачу ко 2 схеме.
- Почему выбрали эту схему? Один ученик читает задачу,а другой заполняет схему.
- Найдите задачу к 3 схеме.
- Почему выбрали эту схему? Кто выйдет к доске и заполнит схему? Правило.
Итог.
- Сравните эти задачи. Чем эти задачи отличаются?
Дети: Эти задачи разных типов. У них разные условия,разные вопросы,разные решения, разные схемы.
- Чем эти задачи похожи?
Дети: Эти задачи решаются по одному плану.
- Перечислите шаги этого плана.
Дети озвучивают план решения простой задачи.
- Что вы повторяли?
Дети: План решения задач, изученные типы простых задач.
Пробное действие.
У меня для вас есть еще одна задача. Переверните листочек. Прочитайте задачу. На доске остались две схемы незаполненными. Может, одна их них подойдет к нашей задаче? (Скорее всего правильного ответа не будет, так как было ограничение во времени. Много времени у учащихся уйдет на выбор подходящей схемы, которой нет.)
Проблема.
- Поднимите руку, кто смог найти схему к нашей задаче.
- Что показало ваше пробное действие?
Дети: Мы не смогли решить задачу. Мы не умеем.
2. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
- Выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса.
- Что же нужно делать?
Дети :Нужно остановиться и подумать.
Дети: В выборе схемы, в ходе решения не получается одно действие.
- В чем же возникло затруднение?
Дети: У нас нет способа решения таких задач.
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1. Построить проект выхода из затруднения.
- Какая цель вашей дальнейшей деятельности?
Дети: Научиться решать такие задачи.
- Чем она похожа на предыдущую?
Дети: Условием.
- Прочитайте условие.
-А чем она отличается от предыдущей задачи?
Дети: Вопросом.
- Какую схему возьмем за основу?
Дети: Схему к задаче на разностное сравнение.
- Какой знак нужно добавить, чтобы ответить на вопрос задачи? Может кто-то предложит этот знак?
В математике есть специальный знак - фигурная скобка.
- Можно ли сказать, что эта задача состоит из двух задач?
Дети: Можно.
- Две задачи составили в одну, как бы вы назвали такую задачу?
Дети: Составленная, двузначная и т.д.
Эта задача называется составная.
- Какой тип задачи мы будем сегодня решать?
Дети: Составную задачу.
- Сформулируйте тему нашего урока.
Дети: Сегодня мы будем учиться решать составную задачу.
- Давайте вернемся к нашей схеме.
- Все ли данные мы вынесли на схему?
Дети: Да.
- Сколько вы видите знаков вопроса?
Дети: Два.
-Какой же главный? Как его обозначить? Обводим в кружок.
- Кто же нам скажет алгоритм решения составной задачи?
Дети: Нахожу неизвестную часть.
Нахожу целое. План:
- Как найти неизвестную часть? Почему? 1. +
- Как найти целое? 2. +
- Что позволяет этот план делать?
Дети: Решать составные задачи.
- Откройте учебник и сравните свой алгоритм с алгоритмом в учебнике на стр. 20.
Дети читают алгоритм с учебника.
Физкультминутка.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
1. Создать условие для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса:
- Что теперь вам надо сделать, чтобы научиться решать такие задачи?
Дети: Потренироваться в решении данного вида задач.
Учебник.
Откройте тетрадь. Урок 10, задача №4.
Прочитайте задачу.
Один ученик читает вслух. Выходит к доске и заполняет схему.
- Решаем задачу.
-У кого есть ошибки в решении задачи? В чем они? Исправьте ошибки.
- Вы молодцы, так как сами определили причину своих трудностей.
- У кого нет ошибок? Какой вывод вы можете сделать? Молодцы, вы можете решать такие задачи.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
Организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять способ решать составные задачи на нахождение целого.
- Проверьте себя, как вы научились решать составные задачи. Постарайтесь сами заполнить схему задачи №3 в уроке 10 и решить её.
- Сколько всего игрушек на двух полках? (11 игрушек)
- У кого получился такой ответ?
- Если есть ошибки, выяснить в чем они (не правильно или не полностью заполнили схему, неправильно нашли часть, допустили вычислительные ошибки.)
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1. Зафиксировать в речи новый способ действий изученный на уроке.
2. Зафиксировать трудности, которые остались, и способы их преодоления.
3. Оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса.
- Какая цель нашего урока?
Дети: Научиться решать составную задачу.
- Достигли цели? Докажите.
- Удалось ли вам участвовать в "открытии" нового способа? В какой степени и почему? Оцените свою работу на уроке.
Если было все легко поднимите зеленый карандаш. Если испытывали небольшие трудности то зеленый и желтый карандаш. если совсем не усвоили способ решения составной задачи, то поднимите желтый карандаш.
- Где вы можете поработать над трудностями?
Дети: На следующих уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков математики (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок математики в 1 классе "Школа 2100" Тема: "Задача"
Данный конспект урока составлен в игровой форме - задания и подарки от зайчика в Новый год. Цели: закрепить знания о задаче, формировать умение самостоятельно обосновывать её решение на осн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
«Движение в противоположных направлениях» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
Цели урока:1. Образовательные:· научить решать задачи на движение в противоположных направлениях;·...
«Движение вдогонку» Урок математики по образовательной системе «Школа 2100» 4 класс
Цели урока:1. Образовательные:· научить решать задачи на движение вдогонку;· научить составл...
Структурирование элементов стохастики в курсе математика по образовательной программе «Школа 2100»
В действующем государственном образовательном стандарте элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержа...
Технологическая карта к уроку математике 4 класс программа "Школа 2100"
Урок - игра сВЯЗАН С ЗИМНИМИ ОЛИМПИЙСКИМИ ИГРАМИ....