Решение простых задач разного вида с помощью алгоритма
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
интегрированный урок (математика и окружающий мир)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение простых задач разного вида с помощью алгоритма.
Цели: 1) обучающие:
- Закрепить умение детей различать разные виды задач ( на нахождение целого и части, на сравнение) и решать их, используя алгоритмы решения задач.
- Обогатить знания детей информацией о диких животных ( бобрах).
2) развивающие:
- Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез), слуховое и зрительное восприятие, речь, творческие способности учащихся, вариативность мышления.
3) воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитывать аккуратность, развивать терпение и уверенность в своих силах, умение работать самостоятельно.
Тип урока: интегрированный ( математика, ознакомление с окружающим миром).
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Сегодня у нас необычный урок математики и пройдёт он в необычном для нас
месте. Но я думаю, что вы будете активны и внимательны, как всегда. Покажите глазками, своей посадкой готовность к уроку. Итак, начинаем!
2.Постановка цели урока.
- Посмотрите на схемы. Что это за схемы и для чего они нужны?
( Это схемы задач. Они нужны для того, чтобы мы научились правильно и быстро решать задачи).
- Как вы думаете, почему сегодня я вновь приготовила их к уроку?
( Потому что сегодня мы снова будем решать разные задачи).
- Верно. А ещё нам предстоит отправиться в научную экспедицию, в которой мы узнаем об одном из самых удивительных животных нашей страны.
3. Устный счёт.
- Перед вами рисунок местности: река, деревня, поле, лес,… Куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно решите загаданный мною пример. Двигаться придётся молча, чтобы не причинить беспокойства обитателям этих мест.
Игра « Молчанка »
- Если к числу, которое обозначает количество органов чувств у человека, …(5)
- прибавить число времён года…(4),
- а полученную сумму уменьшить на порядковый номер сегодняшнего
месяца…(2),
- то вы получите номер конечного пункта нашего пути. (7)
Анализ места обитания животного.
- Мы прибыли на небольшую речку, по берегам которой растёт лес.
- В этих местах живёт удивительное животное, названия которого мы пока не знаем. Но можем сказать, что жизнь животного зависит от двух важных условий: наличия воды( возможно, животное живёт в воде) и леса, который даёт животному необходимую пищу и защиту.
4. Арифметический диктант.
- Чтобы узнать название животного, проведём арифметический диктант:
- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Чему равна разность?
- Найдите разность 9 и 6.
- Найдите сумму 4 и 3.
-Проверим: (9, 5, 3, 7)
- Расположите ответы в порядке возрастания.
(3, 5, 7, 9)
- Пользуясь ключом, узнайте, о каком животном мы будем говорить?
3 4 5 6 7 8 9 3 5 7 9
б с о л б и р б о б р
5. Решение задач. Внешний вид бобра.
- Что же это за животное – бобр? Какой он? Узнаем об этом, решив задачу.
Бобр- полуводный грызун. Длина его тела 7 дм, а хвост на 4 дм меньше. Какой длины хвост бобра?
-Прочитайте задачу про себя, вслух.
- Прочитайте мне условие задачи.
-Где здесь вопрос?
- Какая схема, слева или справа, подходит для этой задачи? Почему?
( Подходит схема слева, потому что это задача на сравнение двух чисел).
-Что здесь сравнивается?
(Тело и хвост).
- Рассуждая, дополните схему задачи недостающими данными.
( Сравниваются длина тела бобра с длиной его хвоста. Длина тела бобра больше, записываем над большим отрезком 7 дм. Меньший отрезок- это длина хвоста, она неизвестна, ставим знак вопроса. Известна разность- записываем 4 дм.)
- Глядя на схему, скажите, что нам надо найти ?
( Нужно найти меньшее число. Чтобы найти его, нужно из большего числа вычесть разность.)
- Запишем решение.
( Записываем решение: 7-4=3(дм). Хвост бобра 3 дм. Записываем ответ: 3 дм.)
- О чём мы ещё можем узнать, используя данные этой задачи?
( Мы можем узнать, какова длина бобра от кончика носа до кончика хвоста).
-Составьте такую задачу.
( Длина тела бобра 7 дм. Длина его хвоста 3 дм. Какова длина бобра от кончика носа до кончика хвоста?)
- Какой схемой надо воспользоваться для её решения?
( Схемой справа ,потому что это задача на нахождение целого).
- Заполним схему задачи.
- Глядя на схему, скажите, что нам надо узнать?
( Нам надо узнать целое. Чтобы найти целое, надо сложить части).
- Запишем решение и ответ.
Семь чудес бобра.
- Бобр- это удивительное животное. Не случайно место его обитания обозначено цифрой 7: у бобра есть 7 чудес.
Чудо первое: бобровый хвост.
- Чудо первое- бобровый хвост.
- Для чего бобру хвост? Чем он так чудесен? Посмотрите на картинки.
1. Хвост выполняет роль руля и весла при плавании.
2. Хвост- главная опора при валке деревьев.
3. . Он помогает бобру предупредить своих сородичей об опасности. Бобры ныряют и плавают бесшумно. Если же бобр почувствовал опасность, он ныряет, сильно ударяя хвостом о воду. Этот шлепок слышат бобры по соседству - и тоже ныряют. Так хвост помогает бобру спасать не только свою жизнь, но и жизнь сородичей.
Чудо второе- бобровые зубы.
- Чудо второе- бобровые зубы. Почему зубы являются чудом, узнаем об этом, решив логические задачи.
6. Логические задачи.
Игра «Четвёртый лишний».
1) тополь сосна осина ива
- Какое слово здесь лишнее и почему?
( Лишнее слово «сосна», т.к. это название хвойного дерева, а остальные- названия лиственных деревьев).
-Кроме того, тополь, осина и ива составляют главный рацион питания бобра, а хвойные деревья, в том числе и сосну, бобры используют крайне редко.
-Трудятся бобры в тёмное время суток, то есть ночью. Поверженное дерево зверёк разгрызает на куски.
2) - Бобру нужно разгрызть поваленную осину на 3 части. Сколько «распилов» ему придётся сделать?
(Бобр сделает 2 «распила»).
-Какие же зубы должен иметь бобр, чтобы выполнять ими такую работу?
( Прочные, острые).
- Не только прочные и острые, но и постоянно растущие. Вот поэтому, второе чудо бобра- его зубы.
Чудо 3 и 4 - бобровые хатки и плотины.
-Зачем бобр валит так много деревьев?
( Он использует их в пищу и для постройки своих домиков).
- А вот и следующее чудо бобра: хатки и плотины.
7.Геометрический материал.
- Бобровые домики называются хатками. Строят их бобры из сучьев и веток, которые зверьки скрепляют глиной и илом.
- Обратите внимание, где расположен вход в хатку. Объясните причину такого его расположения.
( Вход расположен под водой, чтобы хищники не могли забраться в жилище бобра).
- Рассмотрите хатку бобра. Какой она формы? На какое геометрическое тело похожа? Но прежде давайте вспомним известные нам геометрические тела:
цилиндр шар конус пирамида
- На мелких реках, чтобы поднять уровень воды в них, бобры ставят плотины.
Глубина реки составляла 2 метра. После того, как бобры возвели на ней плотину, глубина реки стала достигать 3 метров. На сколько метров повысился уровень воды в реке?
- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос задачи.
- Тип задачи?
- Что надо узнать?
(Надо узнать разницу. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
-Решим задачу устно.
- Бобровые хатки и плотины считаются вершиной строительного искусства млекопитающих животных. Для чего бобры строят хатки?
1. Чтобы укрыться в них от врагов.
2. Чтобы спасаться от зимних холодов. Ведь бобры зимой не спят, а почему?
( Есть корм- ветки, которые они даже заготавливают на зиму).
3.Чтобы выводить потомство.
Чудо пятое - бобрята.
8.Римские цифры и месяцы года.
- Как называются детёныши бобров?
(бобрята)
- Вот и пятое чудо – бобрята.
- Обычно детёнышей у бобра бывает не больше пяти. Обозначьте это число римской цифрой. ( V )
- Если слева я добавлю ещё одну палочку, то получим порядковый номер месяца, когда малыши появляются на свет.
( I V месяц года- это апрель, месяц весны).
- Бобрята рождаются зрячими, с первых дней начинают плавать под присмотром взрослых. А вот нырять пока не могут. Почему?
( Они слишком лёгкие- всплывают как поплавки).
- Почему в холодной апрельской воде бобрята не мёрзнут?
( У них, как и у их родителей, есть тёплая шубка).
Чудо шестое- бобровая шуба.
- Чудо шестое – бобровая шуба.
- Из-за этого своего чуда бобр чуть было совсем не исчез с лица Земли. Почему?
( Бобра стали отстреливать из-за красивого ценного меха).
- Но не красота- главное достоинство бобровой шубы. А что же? Попробуйте определить по загадке:
В воде купался,
А сух остался.
( Мех бобра не намокает. Он, как гусь, сухим выходит из воды).
- Бобр постоянно ухаживает за своей шубкой: расчёсывает её, покрывает специальной жировой смазкой. Именно эта смазка делает шубку бобра водонепроницаемой.
- Но не только отстрел бобра стал причиной его исчезновения.
1. Отстрел бобров из-за меха.
2. Вырубка лесов.
3. Обмеление и загрязнение рек.
Чудо седьмое- : бобры возвращаются!
-Как спасти бобров от гибели?
1. Издать закон, запрещающий отстрел бобров.
2. Бережно относиться к лесу ( разумная вырубка, посадка молодого леса в местах вырубок, охрана чистоты леса, культурное поведение в лесу).
3. Охрана водоёмов( чистоты вод).
- Вы правильно наметили мероприятия, которые помогут спасти бобра. Так и поступили люди.
И свершилось седьмое чудо: бобры возвращаются!
Сначала был создан Воронежский заповедник, в котором обитало всего 30-40 бобров.
Бобры были взяты под охрану, и через несколько лет их стало так много, что
появилась возможность расселить их по стране.
9. Подведение итога урока.
- Вот и подошёл к концу наш урок, на котором мы повторили... ( как решать разного вида задачи).
- Напомните мне основные правила, глядя на схемы.
- Составьте свои задачи.
- О каком животном вы узнали на уроке?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 23»
1 к л а с с
Интегрированный мультимедийный урок
( математика, ознакомление
с окружающим миром )
Тема: Решение простых задач
разного вида
с помощью алгоритма
Подготовила: Голова Лариса Михайловна
учитель начальных классов
Саранск - 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 1 классе УМК "Перспектива" "Решение текстовых задач разных видов".
Конспект урока математики в первом классе по УМК "Перпектива".Закрепление....
Материал для уроков математики. Решение задач разных видов.
Данный материал позволит организовать работу по теме: "Повторение" в 4 классе...
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Общий алгоритм решения простых задач".
Тема урока: Общий алгоритм решения простых задач.Цели урока: решать задачи, используя составленный план; определять способы действия в незнакомой ситуации; сравнивать выражения на основе в...
Индивидуальная работа со слабоуспеающими и часто болеющими учащимися по обучению решению простых задач на движение в 4 классе 7 вида.
Для детей с задержкой в психическом развитии решение задач вызыает самые большие трудности ( из-за плохой техники чтения, ребята не могут понять содержание задачи, не задумываясь оперируют числа...
"Методика работы над задачами. Решение задач разного вида."
Конспект урока математики...
Конспект урока «Общий алгоритм решения простых задач».
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект урока "Алгоритм решения простых задач"
Программа Л.В. Занков. 1 класс...