Решение простых задач разного вида с помощью алгоритма
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
интегрированный урок (математика и окружающий мир)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Решение простых задач разного вида с помощью алгоритма.
Цели: 1) обучающие:
- Закрепить умение детей различать разные виды задач ( на нахождение целого и части, на сравнение) и решать их, используя алгоритмы решения задач.
- Обогатить знания детей информацией о диких животных ( бобрах).
2) развивающие:
- Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез), слуховое и зрительное восприятие, речь, творческие способности учащихся, вариативность мышления.
3) воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе.
- Воспитывать аккуратность, развивать терпение и уверенность в своих силах, умение работать самостоятельно.
Тип урока: интегрированный ( математика, ознакомление с окружающим миром).
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Сегодня у нас необычный урок математики и пройдёт он в необычном для нас
месте. Но я думаю, что вы будете активны и внимательны, как всегда. Покажите глазками, своей посадкой готовность к уроку. Итак, начинаем!
2.Постановка цели урока.
- Посмотрите на схемы. Что это за схемы и для чего они нужны?
( Это схемы задач. Они нужны для того, чтобы мы научились правильно и быстро решать задачи).
- Как вы думаете, почему сегодня я вновь приготовила их к уроку?
( Потому что сегодня мы снова будем решать разные задачи).
- Верно. А ещё нам предстоит отправиться в научную экспедицию, в которой мы узнаем об одном из самых удивительных животных нашей страны.
3. Устный счёт.
- Перед вами рисунок местности: река, деревня, поле, лес,… Куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно решите загаданный мною пример. Двигаться придётся молча, чтобы не причинить беспокойства обитателям этих мест.
Игра « Молчанка »
- Если к числу, которое обозначает количество органов чувств у человека, …(5)
- прибавить число времён года…(4),
- а полученную сумму уменьшить на порядковый номер сегодняшнего
месяца…(2),
- то вы получите номер конечного пункта нашего пути. (7)
Анализ места обитания животного.
- Мы прибыли на небольшую речку, по берегам которой растёт лес.
- В этих местах живёт удивительное животное, названия которого мы пока не знаем. Но можем сказать, что жизнь животного зависит от двух важных условий: наличия воды( возможно, животное живёт в воде) и леса, который даёт животному необходимую пищу и защиту.
4. Арифметический диктант.
- Чтобы узнать название животного, проведём арифметический диктант:
- Первое слагаемое 3, второе слагаемое 6. Чему равна сумма?
- Уменьшаемое 8, вычитаемое 3. Чему равна разность?
- Найдите разность 9 и 6.
- Найдите сумму 4 и 3.
-Проверим: (9, 5, 3, 7)
- Расположите ответы в порядке возрастания.
(3, 5, 7, 9)
- Пользуясь ключом, узнайте, о каком животном мы будем говорить?
3 4 5 6 7 8 9 3 5 7 9
б с о л б и р б о б р
5. Решение задач. Внешний вид бобра.
- Что же это за животное – бобр? Какой он? Узнаем об этом, решив задачу.
Бобр- полуводный грызун. Длина его тела 7 дм, а хвост на 4 дм меньше. Какой длины хвост бобра?
-Прочитайте задачу про себя, вслух.
- Прочитайте мне условие задачи.
-Где здесь вопрос?
- Какая схема, слева или справа, подходит для этой задачи? Почему?
( Подходит схема слева, потому что это задача на сравнение двух чисел).
-Что здесь сравнивается?
(Тело и хвост).
- Рассуждая, дополните схему задачи недостающими данными.
( Сравниваются длина тела бобра с длиной его хвоста. Длина тела бобра больше, записываем над большим отрезком 7 дм. Меньший отрезок- это длина хвоста, она неизвестна, ставим знак вопроса. Известна разность- записываем 4 дм.)
- Глядя на схему, скажите, что нам надо найти ?
( Нужно найти меньшее число. Чтобы найти его, нужно из большего числа вычесть разность.)
- Запишем решение.
( Записываем решение: 7-4=3(дм). Хвост бобра 3 дм. Записываем ответ: 3 дм.)
- О чём мы ещё можем узнать, используя данные этой задачи?
( Мы можем узнать, какова длина бобра от кончика носа до кончика хвоста).
-Составьте такую задачу.
( Длина тела бобра 7 дм. Длина его хвоста 3 дм. Какова длина бобра от кончика носа до кончика хвоста?)
- Какой схемой надо воспользоваться для её решения?
( Схемой справа ,потому что это задача на нахождение целого).
- Заполним схему задачи.
- Глядя на схему, скажите, что нам надо узнать?
( Нам надо узнать целое. Чтобы найти целое, надо сложить части).
- Запишем решение и ответ.
Семь чудес бобра.
- Бобр- это удивительное животное. Не случайно место его обитания обозначено цифрой 7: у бобра есть 7 чудес.
Чудо первое: бобровый хвост.
- Чудо первое- бобровый хвост.
- Для чего бобру хвост? Чем он так чудесен? Посмотрите на картинки.
1. Хвост выполняет роль руля и весла при плавании.
2. Хвост- главная опора при валке деревьев.
3. . Он помогает бобру предупредить своих сородичей об опасности. Бобры ныряют и плавают бесшумно. Если же бобр почувствовал опасность, он ныряет, сильно ударяя хвостом о воду. Этот шлепок слышат бобры по соседству - и тоже ныряют. Так хвост помогает бобру спасать не только свою жизнь, но и жизнь сородичей.
Чудо второе- бобровые зубы.
- Чудо второе- бобровые зубы. Почему зубы являются чудом, узнаем об этом, решив логические задачи.
6. Логические задачи.
Игра «Четвёртый лишний».
1) тополь сосна осина ива
- Какое слово здесь лишнее и почему?
( Лишнее слово «сосна», т.к. это название хвойного дерева, а остальные- названия лиственных деревьев).
-Кроме того, тополь, осина и ива составляют главный рацион питания бобра, а хвойные деревья, в том числе и сосну, бобры используют крайне редко.
-Трудятся бобры в тёмное время суток, то есть ночью. Поверженное дерево зверёк разгрызает на куски.
2) - Бобру нужно разгрызть поваленную осину на 3 части. Сколько «распилов» ему придётся сделать?
(Бобр сделает 2 «распила»).
-Какие же зубы должен иметь бобр, чтобы выполнять ими такую работу?
( Прочные, острые).
- Не только прочные и острые, но и постоянно растущие. Вот поэтому, второе чудо бобра- его зубы.
Чудо 3 и 4 - бобровые хатки и плотины.
-Зачем бобр валит так много деревьев?
( Он использует их в пищу и для постройки своих домиков).
- А вот и следующее чудо бобра: хатки и плотины.
7.Геометрический материал.
- Бобровые домики называются хатками. Строят их бобры из сучьев и веток, которые зверьки скрепляют глиной и илом.
- Обратите внимание, где расположен вход в хатку. Объясните причину такого его расположения.
( Вход расположен под водой, чтобы хищники не могли забраться в жилище бобра).
- Рассмотрите хатку бобра. Какой она формы? На какое геометрическое тело похожа? Но прежде давайте вспомним известные нам геометрические тела:
цилиндр шар конус пирамида
- На мелких реках, чтобы поднять уровень воды в них, бобры ставят плотины.
Глубина реки составляла 2 метра. После того, как бобры возвели на ней плотину, глубина реки стала достигать 3 метров. На сколько метров повысился уровень воды в реке?
- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос задачи.
- Тип задачи?
- Что надо узнать?
(Надо узнать разницу. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
-Решим задачу устно.
- Бобровые хатки и плотины считаются вершиной строительного искусства млекопитающих животных. Для чего бобры строят хатки?
1. Чтобы укрыться в них от врагов.
2. Чтобы спасаться от зимних холодов. Ведь бобры зимой не спят, а почему?
( Есть корм- ветки, которые они даже заготавливают на зиму).
3.Чтобы выводить потомство.
Чудо пятое - бобрята.
8.Римские цифры и месяцы года.
- Как называются детёныши бобров?
(бобрята)
- Вот и пятое чудо – бобрята.
- Обычно детёнышей у бобра бывает не больше пяти. Обозначьте это число римской цифрой. ( V )
- Если слева я добавлю ещё одну палочку, то получим порядковый номер месяца, когда малыши появляются на свет.
( I V месяц года- это апрель, месяц весны).
- Бобрята рождаются зрячими, с первых дней начинают плавать под присмотром взрослых. А вот нырять пока не могут. Почему?
( Они слишком лёгкие- всплывают как поплавки).
- Почему в холодной апрельской воде бобрята не мёрзнут?
( У них, как и у их родителей, есть тёплая шубка).
Чудо шестое- бобровая шуба.
- Чудо шестое – бобровая шуба.
- Из-за этого своего чуда бобр чуть было совсем не исчез с лица Земли. Почему?
( Бобра стали отстреливать из-за красивого ценного меха).
- Но не красота- главное достоинство бобровой шубы. А что же? Попробуйте определить по загадке:
В воде купался,
А сух остался.
( Мех бобра не намокает. Он, как гусь, сухим выходит из воды).
- Бобр постоянно ухаживает за своей шубкой: расчёсывает её, покрывает специальной жировой смазкой. Именно эта смазка делает шубку бобра водонепроницаемой.
- Но не только отстрел бобра стал причиной его исчезновения.
1. Отстрел бобров из-за меха.
2. Вырубка лесов.
3. Обмеление и загрязнение рек.
Чудо седьмое- : бобры возвращаются!
-Как спасти бобров от гибели?
1. Издать закон, запрещающий отстрел бобров.
2. Бережно относиться к лесу ( разумная вырубка, посадка молодого леса в местах вырубок, охрана чистоты леса, культурное поведение в лесу).
3. Охрана водоёмов( чистоты вод).
- Вы правильно наметили мероприятия, которые помогут спасти бобра. Так и поступили люди.
И свершилось седьмое чудо: бобры возвращаются!
Сначала был создан Воронежский заповедник, в котором обитало всего 30-40 бобров.
Бобры были взяты под охрану, и через несколько лет их стало так много, что
появилась возможность расселить их по стране.
9. Подведение итога урока.
- Вот и подошёл к концу наш урок, на котором мы повторили... ( как решать разного вида задачи).
- Напомните мне основные правила, глядя на схемы.
- Составьте свои задачи.
- О каком животном вы узнали на уроке?
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 23»
1 к л а с с
Интегрированный мультимедийный урок
( математика, ознакомление
с окружающим миром )
Тема: Решение простых задач
разного вида
с помощью алгоритма
Подготовила: Голова Лариса Михайловна
учитель начальных классов
Саранск - 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе УМК "Перспектива" "Решение текстовых задач разных видов".
Конспект урока математики в первом классе по УМК "Перпектива".Закрепление....

Материал для уроков математики. Решение задач разных видов.
Данный материал позволит организовать работу по теме: "Повторение" в 4 классе...

Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме "Общий алгоритм решения простых задач".
Тема урока: Общий алгоритм решения простых задач.Цели урока: решать задачи, используя составленный план; определять способы действия в незнакомой ситуации; сравнивать выражения на основе в...
Индивидуальная работа со слабоуспеающими и часто болеющими учащимися по обучению решению простых задач на движение в 4 классе 7 вида.
Для детей с задержкой в психическом развитии решение задач вызыает самые большие трудности ( из-за плохой техники чтения, ребята не могут понять содержание задачи, не задумываясь оперируют числа...