Математика 2 класс. Тема: "Периметр. Длина ломаной"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Кузнецова Наталья Валерьевна

Математика 2 класс. Тема: "Периметр. Длина ломаной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Длина ломаной. Периметр.2 класс257.79 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова Наталья Валерьевна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»им.Максимова Н. М.

г. Нижнекамск

Предмет: Математика

Класс 2 а

Дата:27.11.15

Тема урока:  Длина ломаной линии. Периметр.

Тип урока: комбинированный

Целевые установки: 

  • Дать представление о том, что замкнутая ломаная линия образует многоугольник
  • Дать понятие о длине ломаной как о сумме длин ее звеньев и о периметре как о сумме длин всех сторон многоугольника
  • Научить находить длину ломаной и как частный случай – периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника, прямоугольника)

Основное содержание: ломаная линия, звено ломаной линии, многоугольник, прямоугольник, сумма, длина, периметр, сантиметр, латинские буквы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Распознавать, называть, изображать ломаную линию, прямоугольник, многоугольник.

Называть их с помощью латинских букв.

Измерять длину отрезков, звеньев ломаной линии.

Находить длину ломаной, периметр многоугольника.

 Метапредметные:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, решать ее в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Вычленять проблему: что узнать и чему научиться на уроке

Планировать свои действия, проверять правильность результата и корректировать его в случае необходимости.

Делать выводы, подводить итог, оценивать результат своей работы

Осуществлять поиск разных способов решения задачи. Работать с моделями и схемами

Устанавливать причинно-следственные связи

Личностные:

Познавательный интерес к освоению знаний и новых способов действий.

Осознание необходимости математических знаний для практических действий в жизни.

Умение уважать чужое мнение, но и отстаивать свою точку зрения и приводить доказательства.

Подробный конспект урока

I Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать благоприятный эмоциональный микроклимат.

Учитель начинает предложение, а дети заканчивают.

  • Глаза смотрят….   (и всё видят)
  • Уши слушают …. (и всё слышат)
  • Сначала думаю… (а потом говорю)
  • Помню, что  в классе….(я не один)
  • Умею слушать… (мнение других)
  • Под рукой всегда имею….( черновик)

- Начинаем урок математики.

  • Какое сегодня число?
  • Какое число было 7 дней назад?
  • Какой сегодня день недели?
  • Какой день недели настанет послезавтра?
  • Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Минутка чистописания.

  • Увеличьте число 27 на 300                        (327)

Что вы можете рассказать об этом числе?  Оно трёхзначное, нечётное, в нём

 3 с. 2д. 7 ед.

            32 д.7 ед.

            3с. 27 ед.      

Постройте в тетрадях графическую модель этого числа.

 

        

- Написание,  каких цифр, надо вспомнить, чтобы красиво его написать?        (3,2,7)

  Обратите внимание на образец, пропишите число 327 в тетрадях.

 

II. Актуализация знаний.

       Игра – упражнение «Цени минуту» 

- У вас на столах лежат  белые листы бумаги. На каждом из них написано исходное число.  Сейчас,  эти листы возьмут 3- е  номера. Вы будете выполнять заданные мной операции. Каждый выполняет своё действие и передаёт данный лист следующему по часовой стрелке. Прежде чем решать свой пример, вы контролируете того, кто вам этот лист передал, т.е. проверяете правильность их вычислений. Когда вся группа закончит работу, вы показываете сигнал готовности.

На слайде даётся начальное число каждой группы.

1 группа -320                    320+20-100 - 25+63=278

2 группа -230                    230+20-100-25+63=188

3 группа - 120                   120+20-100-25+63= 78

4 группа -630                    630+20-100-25+63=588

5 группа -350                    350+20-100-25+63=308

6 группа – 410                  410+20 –100– 25+63 = 368

- Увеличить на 20, уменьшить на 100, уменьшить на 25, увеличить на 63

- Ребята, какие мы выполняли операции в каждой группе?  (Одинаковые)

- Как вы думаете,  в какой группе будет самый большой ответ?  В  какой группе  самый маленький ответ? Почему?

- Давайте посмотрим на слайд и проверим. Если группа отработала задание без ошибок, каждый  ставит себе зелёный круг.

Слайд проверка.

  • Сейчас, я попрошу поработать с уравнениями Катю и Айлу

На зелёной доске 2 человека решают уравнения.  После того, как девочки закончат, Гиматова  Аделя проверяет их работу.

х – 4 + 5 = 29                                    х+ 743 = 928

На маркерной доске работают 2 человека в паре. Ринат и Марсель (Ребята, чтобы правильно выполнить задание, проверяйте друг друга))

Найдите значение выражения. Расставьте ответы в порядке убывания. Расшифруйте слово.

  326                                   846                                      652

+649  (М)                       -  258    (Е)                          + 249     (О)

  742        437                                        205

- 403   (Ь)            + 258     (Д)                          + 306    (Л)

975                901            695          588          511          339

М         О                Д             Е              Л            Ь

Пока ребята работают у доски, идёт фронтальная работа с классом. Выражения  к задачам записывают на черновиках

Блиц  –турнир.

  • У Саши а яблок, а у Коли б яблок. Сколько всего яблок у мальчиков?                 (а+б)

  • Дима собрал 60 марок, это на 7 марок меньше, чем собрал Костя. Сколько марок собрал Костя?                 (60-7)                                                                                                            

  • У Ани b  шаров  у Нины c  шаров, а у Светы  e цветов. Сколько всего шаров у девочек?                           (b+c)

  • В одном пакете лежит 3 метра ткани, а во втором 2 кг яблок. Сколько всего весят 2 пакета?

- Почему данную задачу решить невозможно?

Маша задумала число, увеличила его на 20, уменьшила на самое большое однозначное число и получила 11.

Какое число задумала Маша?    (0)

- Проверим на слайде.   Кто легко выполнил данное задание. ставит себе зелёный кружок, кто затруднялся – оранжевый, кому было очень трудно - красный

III Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Повторение знаний о геометрических фигурах, измерение длин отрезков. Тренинг мыслительных операций. 

ПРИЛОЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

 - Перед вами на столах 6 карточек. Разложите их перед собой.

- Как  мы можем назвать изображённые на картинке объекты?    (Геометрические фигуры. Линии, замкнутые незамкнутые)

- О чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?     (О геометрических фигурах)

- Какая фигура, по вашему мнению,  лишняя?   (точка К , её нельзя измерить)

Поднимите карточку,  на которой изображена точка, покажите её.

- Отложите в сторону.

Из оставшихся фигур,  какая может быть лишней?  Почему?     (отрезок   КС, так как остальные фигуры состоят из нескольких отрезков.)

Положите  карточку,  на которой изображён отрезок перед собой. Какое задание, связанное с отрезком вы можете выполнить? ( Измерить его длину)

Измерьте его длину. Вспомните, как мы измеряем длину отрезка. Надо совместить 0 с началом отрезка и посмотреть, какому числу соответствует конец отрезка.

-Чему равна длина отрезка на карточке?                              ( 6 см)

- Отложите карточку с отрезком в сторону.

- Что общего у всех оставшихся фигур?                         (Это ломаные линии).  

- Из каких фигур состоит любая ломаная?                        (из отрезков)

- Каждый отрезок – это звено ломаной.            ЗВЕНО ЛОМАНОЙ -  карточка на доску

- На какие группы можно разбить все ломаные  на карточках?                (На замкнутые и незамкнутые)

- Разложите карточки на 2 группы по этому признаку.

- Возьмите карточку под № 3

- Как называется изображённая на ней фигура?                                            (Незамкнутая ломаная)

- Назовите её             (АВСОМ)

- Найдите длину этой ломаной. Обсудите в группе, как это сделать. Посчитайте на черновике, а ответ запишите на обратной стороне карточки  и покажите мне.

- Поднимите руку, кто может доказать, что правильно действовал, при определении длины незамкнутой ломаной.

Вывод:

Чтобы измерить длину ломаной надо:

1. Измерить каждое звено

2. Найти сумму длин звеньев.

- Дополните тему урока.    (Измерение длины ломаной)

Возьмите фигуру под №1

Как называется изображённая фигура?  (квадрат)

Как доказать?

Измерить стороны.

- Мы можем найти сумму длин сторон квадрата?   Найдите.  Что мы находим, когда измеряем сумму длин сторон фигуры?    (Периметр)

Дополните тему урока, проговорив её полностью. Длина ломаной. Периметр.

Работа с учебником. с.16

Прочитайте внимательно правило.

- Что собой представляет путь медвежонка?

- Из скольких звеньев состоит ломаная?

- Как нашли длину ломаной?

Какую фигуру образует замкнутая ломаная?

- Как вы понимаете  выражение ломаная без самопересечений?

- Что мы называем Периметром?

Историческая справка.

В древнем Египте границы земельных участков измеряли ходьбой. Египтяне ли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово периметр.

ПИРЕ – ходить,   МЕТРОС – измерять

Каким символом в математике обозначают периметр?   (латинской буквой Р)

IV  Динамическая пауза.

V  Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

    №1,     №2  с. 16

  - Обратите внимание на белую доску. Ребята выполнили задание, результатом которого стало слово МОДЕЛЬ

Что означает слово МОДЕЛЬ?

  • Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего – нибудь.  Например: модель корабля.
  • Тип, марка. Например: новая модель автомобиля.
  • Образец изделия: например новая модель платья

VI Самостоятельное творческое использование  сформированных умений и навыков

        

- Вы все любите играть с конструктором. Какое действие вы выполняете?  (моделируем, конструируем)

- Сейчас мы этим и займёмся.

- Посмотрите, у вас на партах лежат цветные полоски.

-  Какую фигуру это напоминает?    (Отрезок)

- Возьмите в руки отрезок и согните его по границам цвета в разных направлениях.

- Во что превратился отрезок?

- У вас у каждого получилась своя ломаная.

- Измерьте её длину.

Что для этого надо сделать?  (Измерить длину каждого звена, а результаты сложить)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- У Кого получилась длина ломаной 15 см? Из скольких  звеньев она состоит?    (из 3)      Чему равно каждое звено?  (5 см)

- У Кого получилась длина ломаной 22 см? Из скольких  звеньев она состоит?    (из 4)      Чему равно каждое звено?  (5 см, 6 см, 5 см, 6 см)

- У Кого получилась длина ломаной 24см? Из скольких  звеньев она состоит?    (из 4)      Чему равно каждое звено?  (6 см)

- У Кого получилась длина ломаной 28см? Из скольких  звеньев она состоит?    (из 5)    Чему равно каждое звено?  (6 см, 5 см, 7 см, 4 см, 6 см)

- Превратите каждый свою ломаную в замкнутую. (Белая часть отрезка должна оказаться внутри)

- Какие фигуры у вас получились?  (треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник)

- Как найти сумму длин сторон этих многоугольников?   (сложить длины всех сторон)

- А что такое сумма длин всех сторон?                                          (периметр)

№ 4 с.16     Прочитать, выделить условие, вопрос. Рассмотреть чертёж.

- Можно условие задачи записать как в учебнике на чертеже, а можно и по-другому…..

- Разверните свои многоугольники, что получилось?   (Целое)

- Из чего оно состоит?       (Из частей – сторон)  заполните схему.

        

-Чем отличается эта задача от предыдущих задач? ( В тех задача мы находили Периметр, а в этой ищем сторону).

- К какому типу относится   эта задача?   (На нахождение части)

Как решим?  Обсудите в группах и запишите решение задачи в тетрадях.

- Сколько способов решения нашли?  Какие?

84-15-31-16=22 (см)                                                    15+31+16=62 (см)-  сумма трёх известных сторон

        84 – 62=22 (см)- четвёртая сторона

Ответ: сторона AD 22 cм

 VII  Рефлексия

- Какую цель вы ставили пред собой на уроке?  (Научиться находить длину ломаной)

Достигли? Докажите.

Как измеряем длину ломаной?

- Как найти периметр фигуры?

Что такое периметр?

Как полученные знания могут пригодиться вам в жизни?   (рамка для фото, забор, плинтус, посчитать путь от дома до школы)

как вы оцениваете свою работу на уроке?  (символы самооценки)

VIII Домашнее задание.

с. 17 №4 выполнить всем обязательно, кто чувствует в себе потребность больше узнать и научиться более хорошо решать задачи  дополнительно№5 с.17

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе по теме:"Длина ломаной".

Презентация содержит основной материал для более прочного усвоения знаний....

Урок математики 2 класс на тему: Длина ломанной

Конспект урока математики 2 класс на тему: Длина ломанной...

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Длина ломаной»"по программе «Школа России».

Конспект урота математики во 2 классе по теме "Длина ломаной" по программе "Школа России"  составлен в соответствии ФГОС . На уроке используется  наглядный материал  и  современное...

Презентация к уроку математики во 2 классе на тему "Длина ломаной".

Презентация к уроку математике для 2 класса на тему "Длина ломаной"....

Технологическая карта по математике во 2 классе на тему "Длина ломаной"

Тема урока: «Длина ломаной»Тип урока: «открытие» новых знанийКласс: 2Цель урока: научить находить длину ломаной.Планируемые результаты обученияПредметные: Ученик будет знать сп...

Технологическая карта урока Математика 2 класс УМК "Перспектива". Длина ломаной

Данный урок - урок открытия новых знаний. Урок соответстует требованиям ФГОС, содержит системно-деятельностный подход, учитывает возрастные особенности учащихся. Цель урока - научиться находить длину ...