Конспект урока математики в 4 классе "Зачем нужна математика"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Ятина Алла Федоровна

Урок математики в 4 классе, основанный на практико-ориентированном подходе к обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе,

основанный на практико-ориентированном подходе к обучению.

Учитель начальных классов МБОУ СШ № 4 г. Гуково

Ятина Алла Федоровна

Тема: Зачем учить математику?

Цель: показать практическую значимость предмета «Математика».

Задачи: 

образовательные:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • формировать умение анализировать и решать текстовые задачи;
  • повторить ранее изученный материал.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес к учебной дисциплине.

воспитательные:

  • воспитывать у школьников стремление к разумной экономии в семье и социуме;
  • формировать представление о школе как о самостоятельной хозяйствующей единице;
  • воспитывать бережное отношение к государственной и общественной собственности.

Формирование универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;
  2. применять имеющиеся знания на практике;
  3. делать выводы на основе обобщения умозаключений;
  4. преобразовывать информацию из одной формы в другую; 
  5. переходить от условно-схематических моделей к тексту.

Регулятивные УУД

  1. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  2. составлять план решения отдельной учебной задачи;
  3. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.

Коммуникативные УУД

  1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;
  2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  4. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты

  1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
  2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Поднимите руки, кому нравится математика? А зачем нужно учить математику?

- Этот вопрос однажды стал предметом обсуждения в сети Интернет. Я предлагаю вам ознакомиться с предложенными там высказываниями (приложение 1)

Высказывание собственных предположений.

Изучение предлагаемых ответов на вопрос «Зачем учить математику?»

Постановка учебной задачи

- Сколько человек считают, что математику изучать надо? Сколько высказываний против математики. Каких больше? А вы хотите добавить свои мнения?

- Я надеюсь, в конце урока они у вас появятся. Потому что сегодня мы с вами попробуем смоделировать ситуации, которые встречаются в жизни, и выясним, а пригодилась ли нам математика.

Анализ прочитанных ответов.

Высказывание своего мнения.

Осуществление целеполагания.

Актуализация знаний

Итак, ситуация 1, работаем устно. 

- Дежурные 4 класса, закончив уборку, довольные ушли домой. Но забыли погасить свет. Сколько времени бесполезно тратилась электроэнергия, если дежурные ушли в 2 часа дня, а дети пришли в школу к 8.00?

- Какой ущерб нанесли школе невнимательные дежурные, если за час использования электроэнергии в классе школа платит 20 рублей?

- Это много или мало?

- А сколько мячей для спортивного зала можно было бы купить на эти деньги, если один мяч стоит 150 рублей?

- Кому же в итоге нанесли ущерб невнимательные дежурные?

- Какие знания помогли нам это понять?

- Как не допустить такой ситуации?

Устная работа по предложенным заданиям.

Анализ ситуаций с опорой на собственный жизненный опыт.

Формулирование вывода о значимости математики в жизни школьников и школы в целом.

Работа над темой урока.

Практическая работа.

Ситуация 2.

- Представьте, что в вашей семье приближается праздник. Без чего не обходится праздничное чаепитие? Одни родители покупают торт,  а в некоторых семьях пекут сами. Действительно, что выгоднее: купить торт в магазине или испечь самим? Попробуем узнать.

- В таблицах указаны цены нужных продуктов и их количество, необходимое для торта. Ваша задача, рассчитать сейчас стоимость каждого продукта. Ответы вписывайте в колонку «Итоговая стоимость».

- Проверим ваши расчеты. Во сколько рублей обойдется сливочное масло? И т.д.

- Сколько стоит торт, испеченный дома?

- А торт, купленный в магазине, стоит 250 руб.   

- Так что же выгоднее?

- Как вы в этом убедились?

- Помогла математика?

Анализ и решение проблемной ситуации.

Выполнение предложенных расчетов, опираясь на имеющиеся знания.

Формулирование вывода о значимости математики в семейной экономике.

Физминутка

С помощью математики можно тренировать не только мозг, но и мышцы.

  1. Рисование руками ленивой восьмерки.
  2. Рисование носом цифр 1, 3, 6, свою цифру.
  3. Заливание экрана цветом: синий, желтый, зеленый, свой цвет.

Работа над темой урока.

Практическая работа.

Ситуация 3.

- Вы знаете, что такое семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

- А на что расходуется бюджет вашей семьи?

- А как вы считаете, дети должны быть в курсе доходов и расходов семьи, или это дело только взрослых? Почему?

- Тогда скажите, какой бюджет семьи правильный – где:                           

доходы = расходам;          

доходы  > расходов;

доходы < расходов    Почему?

Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо правильно составлять семейный бюджет.

- Сейчас вы попытаетесь составить семейный бюджет. Для этого вы разделены на группы, которые временно будут семьями: семья Ивановых, Петровых и Сидоровых. В каждой семье есть глава: …

Итак, вам надо заработать деньги, а потом продумать, на что их потратить.

- Каждая семья получает конверт с заданиями (приложение 3). Задания имеют свою цену в зависимости от его сложности. Вам надо распределить задания между собой, подумайте, взять одно сложное задание или несколько легких. На работу вам отводится 5 минут. Итак, время пошло.

- Рабочий день окончен. Положите ручки. Задания сложите в конверты. Сейчас главы семей получат проверочные листы. Проверьте свои ответы.

- Сложите полученные числа. Это и есть ваш семейный доход.

- А теперь вы должны распределить свои расходы. Тратить деньге не легче, чем их зарабатывать.  Я предлагаю вам список товаров, обсудите в своих семьях, на что вы потратите деньги. Доходы семей разные, а, значит, и расходы у вас не одинаковые. На шопинг вам отводится 3 минуты.

- Поделитесь, на что вы потратили свои доходы? Кому вы это купили? Остались у вас деньги? Правильно вы составили бюджет?

- Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А ваши родители, не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому, прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

Актуализация имеющихся знаний с опорой на опыт детей.

Анализ и решение проблемной ситуации.

Выполнение предложенных расчетов, опираясь на имеющиеся знания.

Формулирование вывода о значимости математики в семейной экономике.

Рефлексия.

Итог.

- Давайте вернемся к началу урока.

- Пригодилась вам сегодня математика?

- Вы можете добавить к предложенным высказываниям свои?

Формулирование выводов о значимости математики в жизни.

Приложение 1.

  1. У меня есть копилка, и благодаря математике, я знаю, сколько еще мне нужно собирать деньги, чтобы купить то, что я хочу.
  1. Математика не нужна. Изучили цифры и хватит. Остальное сделают  калькуляторы и компьютеры.
  1. Но ведь нам все время приходится считать: через сколько минут начнется тренировка, сколько сдачи должны дать в магазине, а калькулятора с собой нет!
  1. А мне и так хорошо. Умею читать. Всё, что надо, найду в интернете.
  1. Математика учит внимательности, потому что стоит ошибиться всего на единицу, и ответ будет уже неверным.

 

Приложение 2.

Наименование продукта

Цена продуктов

(руб)

Потребуется для торта

Итоговая стоимость

Сливочное масло

Пачка масла

(400 г) – 84 руб.

100 г

Кефир

1 литр кефира – 35 руб.

200 мл

Яйца

1 десяток яиц – 60 руб.

2 яйца

Мука

1 кг муки – 44 руб.

500 г

Потребуется для крема

Сгущенное молоко

1 литр – 110 руб.

500 мл

Сливочное масло

Пачка масла

(400 г) – 84 руб.

200 г

ИТОГО:

Приложение 3

№ 1.

Вычисли значение выражения:

(3600 ∙ 8 – 2392 : 4)

450 р.

№ 6.

Вычисли площадь прямоугольника со сторонами 12 и 6 см.

250 р.

№ 2.

Масса трех пачек чая равна 150 г. Какова масса одной пачки?

150 р.

№ 7.

Вычисли значение выражения:

(96 : 8) • 9 – (75 : 5) + 139

350 р.

№ 3.

В 5 одинаковых клетках помещается 60 кроликов. Сколько кроликов сидит в одной клетке?

200 р.

№ 8.

Для подарков купили 120 яблок, а апельсинов – в 3 раза больше. Сколько всего фруктов купили?

350 р.

№ 4.

Вычисли значение выражения:

(123 + 375) • 4 − 19 • 7

350 р.

№ 9.

Вычисли значение выражения:

5943 : 7 + 924 : 4

400 р.

№ 5.

Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 12 и 6 см.

250 р.

№ 10.

На ремонте железной дороги работало две бригады. Первая бригада работала  5 дней и укладывала каждый день по 75 км  путей, а вторая бригада работала 7 дней и укладывала  каждый день по  90 км  путей. Сколько всего км путей  уложили  бригады?

450 р.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У меня есть копилка, и благодаря математике, я знаю, сколько еще мне нужно собирать деньги, чтоб купить то, что я хочу. Математика не нужна. Изучили цифры и хватит. Остальное сделают калькуляторы и компьютеры. Но ведь нам все время приходится считать: через сколько минут начнется тренировка, сколько сдачи должны дать в магазине, а калькулятора с собой нет! А мне и так хорошо. Умею читать. Всё, что надо, найду в интернете. Математика учит внимательности, потому что стоит ошибиться всего на единицу, и ответ будет уже неверным. Зачем учить математику?

Слайд 2

Дежурные 4 класса, закончив уборку, довольные ушли домой. Но забыли погасить свет. Сколько времени бесполезно тратилась электроэнергия, если дежурные ушли в 2 часа дня, а дети пришли в школу к 8.00 ? 18 часов Какой ущерб нанесли школе невнимательные дежурные, если за час использования электроэнергии в классе школа платит 20 рублей? 360 рублей Сколько мячей для спортивного зала можно было бы купить на эти деньги, если один мяч стоит 150 рублей?

Слайд 3

Наименова-ние продукта Цена продуктов ( руб ) Потребуется для торта Итоговая стоимость Сливочное масло Пачка масла ( 4 00 г) – 8 4 руб. 100 г Кефир 1 литр кефира – 35 руб. 200 мл Яйца 1 десяток яиц – 60 руб. 2 яйца Мука 1 кг муки – 45 руб. 300 г Потребуется для крема Сгущенное молоко 1 литр – 110 руб. 500 мл Сливочное масло Пачка масла ( 4 00 г) – 8 4 руб. 200 г ИТОГО:

Слайд 4

Наименова-ние продукта Цена продуктов ( руб ) Потребуется для торта Итоговая стоимость Сливочное масло Пачка масла ( 4 00 г) – 8 4 руб. 100 г Кефир 1 литр кефира – 35 руб. 200 мл Яйца 1 десяток яиц – 60 руб. 2 яйца Мука 1 кг муки – 44 руб. 500 г для крема Сгущенное молоко 1 литр – 110 руб. 500 мл Сливочное масло Пачка масла ( 4 00 г) – 8 4 руб. 200 г ИТОГО: 21 руб 7 руб. 12 руб. 22 руб. 55 руб. 42 руб. 159 руб

Слайд 6

зарплата пенсия пособия доходы семьи расходы семьи плата за жильё одежда продукты С емейный бюджет

Слайд 7

доходы = расходам доходы > расходов доходы < расходов С емейный бюджет

Слайд 9

1 2 3 4 5

Слайд 11

Товар Цена Булочка с повидлом 10 р. Бутерброд с колбасой 30 р. Сок «Добрый » 1 литр 50 р. Коробка конфет 150 р. Килограмм мандаринов 70 р. Килограмм яблок 70 р. Связка бананов (4 шт.) 60 р. Фломастеры (12 шт.) 80 р. Тетрадь (12 листов) 10 р. Набор гелевых ручек (4 шт. ) 40 р. Альбом 60 р. Цветная бумага 50 р. Флеш-карта (4 гигабайта) 320 р Мышка беспроводная 250 р. Диск «Игры Alawar » 160 р. Диск Counter-Strike 150 р. Наушники 250 р. Кроссовки белые 500 р. Мяч футбольный 400 р. Часы наручные женские 300 р. Часы наручные мужские 350 р.

Слайд 12

У меня есть копилка, и благодаря математике, я знаю, сколько еще мне нужно собирать деньги, чтоб купить то, что я хочу. Математика не нужна. Изучили цифры и хватит. Остальное сделают калькуляторы и компьютеры. Но ведь нам все время приходится считать: через сколько минут начнется тренировка, сколько сдачи должны дать в магазине, а калькулятора с собой нет! А мне и так хорошо. Умею читать. Всё, что надо, найду в интернете. Математика учит внимательности, потому что стоит ошибиться всего на единицу, и ответ будет уже неверным. Зачем учить математику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира: Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Урок  окружающего мира к УМК "Школа России" (А.А.Плешаков) составлен с использованием технологии "зигзаг" (развитие критического мышления при чтении и письме). Работая в группах, взаимообучая дру...

Конспект урока окружающего мира «Почему нужно много есть овощей и фруктов?» 1 класс.

На данном уроке окружающего мира учащиеся знакомятся со вторым правилом здорового образа жизни, а именно: здоровым полноценным питанием. В процессе усвоения учебного материала у учащихся формируется п...

Конспект урока окружающего мира "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?" 1 класс

Конспект урока  окружающего мира в 1 классе А.А. Плешаков "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"...

Конспект урока окружающего мира "Почему нужно правильно питаться"

Данный конспект разработан для 4 класса по УМК "ШКОЛА РОССИИ"...

Конспект урока «ВОДА ВАЖНА, ВОДА НУЖНА!!!»

Цели: познакомить учащихся  с негативными последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; воспитывать экологическое мировоззр...