Урок математики 4 класс ОС «Школа 2100»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Борисова Светлана Викторовна

Урок математики с презентацией. ОС "Школа 2100" 4 класс. Урок открытия нового знания. Цель: познакомить с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника, учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики 4 класс ОС «Школа 2100»  МБОУ«СОШ №8»

учитель Борисова С.В.

Тема: Площадь прямоугольного треугольника.

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: 

познакомить с алгоритмом нахождения площади прямоугольного треугольника;

учить находить площадь прямоугольного треугольника по его катетам;

развивать логическое мышление, речь и память учащихся;

воспитывать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к товарищам.

Планируемый результат:

знать формулу нахождение площади прямоугольного треугольника;

уметь находить S прямоугольного  треугольника по его катетам.

Основные понятия: прямоугольный треугольник, площадь прямоугольного треугольника.

Межпредметные связи: геометрия, окружающий мир.

Оборудование:

  • Учебник Математика 4 класс, часть 1, урок 38. Т.Е. Демидова, С. А, Козлова, А.П.Тонких.
  • Карточки «Математическое лото».
  • Презентация.

Ход урока

Комментарий

  1. Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет,  давайте немного повторим пройденный материал.

- Хлопните столько раз, сколько геометрических фигур вы видите.

- Присядьте за парту столько раз, сколько получится в результате вычисления в данной цепочке.

(54 : 18 + 27) : (15 x 2) = 1

Запись даты в тетрадях.

Минутка чистописания.

1042

Слайд 2.

  1. Актуализация опорных знаний.

 А) Индивидуальная работа (работа по карточкам).

     5000 + 6000           10 000 - 3000       11000 + 16000

     32000 - 19000        24050 + 900          457300 + 40

     165720 - 700          4 870 640 - 870 000

Б)  Работа с таблицами на доске.

  • Проанализируйте зависимость между переменными х и у, назовите формулы.

Хx x

1

2

3

4

5

6

7

8

9

у

1

4

9

16

25

(у = х * х)

Заполните таблицу.

Рассмотрите следующую таблицу, сравните её с первой.

х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

у

4

7

12

19

28

39

(Значения х равны, а значения у увеличились на 3)

- Запишите формулу. Заполните таблицу.

(у=х*х+2)

  • Что такое формулы? Слайд 3.

(Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами)

В) Математическое лото.

- Повторим математические формулы. Играем в математическое лото.

(7 учеников до урока получили карточки на картоне. Каждая карточка состоит из двух частей – слева свой ответ, справа – вопрос для другого ученика. Первым начинает задавать вопрос тот ученик, у которого справа на карточке написан только вопрос. Другой ученик, у которого на карточке есть ответ на этот вопрос, встаёт и отвечает. Весь класс слушает и хлопает в ладоши в случае правильного ответа. Ответив, ученик читает вопрос с правой стороны своей карточки. Отвечает следующий ученик, карточка которого начинается с этого ответа. Так по цепочке играют до последнего ответа. Последним играет ученик, у которого на карточке слева есть только ответ, но нет следующего вопроса.)

Формула деления с остатком.

a = b * с + r

Формула расстояния.

s = v * t

Формула периметра прямоугольника.

Р = (а + b) * 2

Формула времени.

t = s : v

Формула  периметра квадрата.

P = (a + a) * 2

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.

V = a * b * c

Формула площади квадрата.

S = a * a

Формула скорости.

v = s : t

Формула периметра треугольника.

P = a + b + c

Формула площади прямоугольника.

S = a * b

Разделите формулы на группы.

Какая формула может быть «лишней»? Почему?

3.Физминутка. Зарядка для глаз.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй «восьмёрку» вертикально

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води,

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись

Глаза мы открываем, наконец.

Г) Прочитайте стихотворение. Слайд 4.

Попарно три прямых,  пересекаясь,

Мне к трём углам дают три стороны.

По – разному всегда я называюсь,

Когда углы иль стороны даны.

Коль остры все углы, - и я остроуголен.

С одним тупым – тупоуголен.

Коль остры два, третий – прям –

Прямоуголен я.

По сторонам бываю я равносторонним,

Когда все стороны равны.

Когда ж все разные даны,

То я зовусь разносторонним.

И если, наконец, равны две стороны,

Равнобедренным я величаюсь.

  • Какие бывают треугольники по сторонам? (равносторонние, разносторонние, равнобедренные).
  • Какие бывают треугольники по углам? (остроугольные, тупоугольные, прямоугольные).
  • Какая фигура «лишняя»? Почему? (прямоугольник, 4 стороны, 4 угла)

  1. Создание проблемной ситуации.

Рассмотрите фигуры. Слайд 6.

http://festival.1september.ru/articles/534840/img2.gif

- Как называются данные фигуры?

(Квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник).

-Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади. Дети самостоятельно записывают в тетрадях формулы. Задание по рядам.

- Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Слайд 7.

Sкв = а ∙ а
S
прям = а ∙ в
S
тр = ?

Сегодня мы с вами выведем формулу площади прямоугольного треугольника. Давайте подумаем, можно ли составить формулу площади прямоугольного треугольника?

  1. Поиск решения проблемы. Работа в парах.

- На партах модель прямоугольника АВСД.

- Измерьте стороны прямоугольника. (5 см и 4см). 

- Найдите площадь прямоугольника. (20 см2).

- Проведите диагональ АС.

- Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?

- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (Они равны).

- Докажите, что треугольники равны. (Метод наложения).

- Какие углы образует треугольник?

- Как вы назовете данные треугольники? (Прямоугольный).

Работа по учебнику. С. 94, !.

- Что нового узнали о прямоугольном треугольнике? (Две стороны, образующие прямой угол называются катетами, а третья – гипотенуза).

Слайд 8.

- Имеют треугольники площадь? (да)

- Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (Дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а ∙ в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а ∙ в) : 2)

- Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (Дети самостоятельно пишут в тетради)

- Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно.

- Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника.

   Sтр = (а ∙ в) : 2

Слайд 9.

    5.Первичное закрепление.

Работа по учебнику.  С. 95 № 7 ( а )

АВ = 30 мм

ВС = 4 см

S тр. - ?

S тр. = (а x b) : 2

4см=40мм

S тр. = 30мм x 40мм

S тр. = 1200 мм кв.

 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Слайд  10. http://festival.1september.ru/articles/534840/img2.gif

- Найдите площадь прямоугольного треугольника.

Слайд 11.

 Sтр = (8 ∙ 5) : 2 = 20 (см2)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику. С. 95, № 7.

Задания под буквами  б, в – обязательные для выполнения. Задания обозначенные точками по желанию.

Во время работы слабоуспевающим детям помогают консультанты.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

- Может ли площадь прямоугольного треугольника, полученного при проведении диагонали в прямоугольнике, быть больше площади данного прямоугольника? 

(Нет).

- В каком отношении находятся площади данных фигур? 
(Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол).

- Составляем дерево успеха.

Зеленый листок – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтый листок – допустил неточность;

Красный листок – надо постараться и успех будет!

  1. Домашнее задание. Слайд 12,13,14.

Учебник с.95 свед. № 7 (б.г), № 9 (1 ст).

Цель: включение учащихся в деятель-ность на личностно-значимом уровне.  Активные методы.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Игра «Математическое лото» проходит в быстром темпе, т.к. материал детям хорошо известен. Такая работа позволяет прекрасно формировать математическую речь. Тем более это важно в конце 4 класса при переходе в среднюю школу.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Технология проблемно–диалогического обучения.

Цель: решение устных задач  и обсуждение проекта решения.

 

Цель: проговарива-ние нового знания, запись в виде опорного сигнала

Метод рефлексии.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Технология разноуровнего обучения.

Технология тьюторства.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельнос-ти, самооценка ре-зультатов деятельности своей и всего класса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Беритесь, ребята, скорей за работу! Учись размышлять выбирать, рассуждать. Для этого надо отлично считать!

Слайд 3

Формулы – это верные равенства, устанавливающие взаимосвязь между величинами

Слайд 4

Попарно три прямых, пересекаясь, Мне к трём углам дают три стороны. По – разному всегда я называюсь, Когда углы иль стороны даны. Коль остры все углы, - и я остроуголен. С одним тупым – тупоуголен. Коль остры два, третий – прям – Прямоуголен я. По сторонам бываю я равносторонним, Когда все стороны равны. Когда ж все разные даны, То я зовусь разносторонним. И если, наконец, равны две стороны, Равнобедренным я величаюсь.

Слайд 5

треугольник треугольник прямоугольник треугольник треугольник треугольник ТРЕУГОЛЬНИК

Слайд 6

4 см 4 см 3 см 6 см 5 см 8 см

Слайд 7

S кв . = а х а S тр . = ? S прям . = а х в

Слайд 8

катет катет гипотенуза

Слайд 9

b a a b ? S = a х b S = (a х b) : 2

Слайд 10

4 см 4 см 8 см 5 см 3 см 6 см Найдите площадь прямоугольного треугольника

Слайд 11

S тр = ( 8 х 5 ): 2 = 20 (см 2 )

Слайд 12

Как определить площадь прямоугольника? Как найти периметр треугольника? Как определить площадь прямоугольного треугольника? Как называются стороны прямоугольного треугольника? Это я узнал:

Слайд 13

1 . с. 95, выучить правило нахождения площади прямоугольного треугольника, начертить произвольный прямоугольный треугольник и найти его площадь. 2 . Выполнить задания по вариантам: 1 вариант: с. 95 № 7 (б) 2 вариант: с. 95 № 7 (в)

Слайд 14

Молодцы! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

a = b  с + r

s = v  t

Р = (а + b)  2

t = s : v

P = (a + a)  2

V = a  b  c

S = a  a

v = s : t

P = a + b + c

S = a  b



Предварительный просмотр:

  Вычисли, запиши ответы.   

   5000 + 6000=                              10 000 – 3000=      

    32000 – 19000=                           24050 + 900=          

    165720 – 700=                             4 870 640 – 870 000=

     11000 + 16000=                           457300 + 40=

  Вычисли, запиши ответы.   

   5000 + 6000=                                  10 000 – 3000=      

    32000 – 19000=                               24050 + 900=          

    165720 – 700=                                4 870 640 – 870 000=

     11000 + 16000=                              457300 + 40=

   Вычисли, запиши ответы.   

   5000 + 6000=                               10 000 – 3000=      

    32000 – 19000=                           24050 + 900=          

    165720 – 700=                             4 870 640 – 870 000=

     11000 + 16000=                          457300 + 40=

   Вычисли, запиши ответы.   

   5000 + 6000=                              10 000 – 3000=      

    32000 – 19000=                           24050 + 900=          

    165720 – 700=                             4 870 640 – 870 000=

     11000 + 16000=                           457300 + 40=

  Вычисли, запиши ответы.   

   5000 + 6000=                               10 000 – 3000=      

    32000 – 19000=                            24050 + 900=          

    165720 – 700=                              4 870 640 – 870 000=

     11000 + 16000=                            457300 + 40=

  Вычисли, запиши ответы.   

   5000 + 6000=                               10 000 – 3000=      

    32000 – 19000=                            24050 + 900=          

    165720 – 700=                              4 870 640 – 870 000=

     11000 + 16000=                            457300 + 40=

Формула деления с остатком.

a = b • с + r

Формула расстояния.

s = v  t

Формула периметра прямоугольника.

Р = (а + b) • 2

Формула времени.

t = s : v

Формула  периметра квадрата.

P = (a + a) • 2

Формула объёма прямоугольного параллелепипеда.

V = a • b • c

Формула площади квадрата.

S = a • a

Формула скорости.

v = s : t

Формула периметра треугольника.

P = a + b + c

Формула площади прямоугольника.

S = a  b


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по программе "Школа 2100". 2 класс

Урок "Порядок действий в выражении" разработан в помощь учителям нач. школы....

Проектирование уроков математики по УМК «Школа – 2100» на основе деятельностного метода

Школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии. Одной из таких программ является р...

Урок математики по программе "Школа 2100"

Тема "Закрепление умножения и деления трёхзначных чисел на однозначное" Используются материалы поразвитию Космоса. Предоставлены индивидуальные карточки для обучающих с разноуровневым заданием....

урок математики по программе "Школа -2100"

Урок - сказка "Прямая. Луч. Отрезок" по программе "Школа -2100"...

Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

Учебно-исследовательская деятельность на уроках математики по УМК « Школа 2100» как средство развития творческих способностей младших школьников

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к спос...

Конспект урока математики 1класс УМК "Школа 2100" "Величина.Объём.Литр."

Конспект  урока математики 1класс УМК "Школа 2100" "Величина.Объём.Литр."...