Рабочие программы по предметам и по внеурочной деятельности.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку( УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа по математике (УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Перспективная начальная школа")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_umelye_ruchki_4a_melnikova_iv.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3
«Утверждаю» Директор МБОУ Одинцовской СОШ № 3 Никонов Д.Ю. ________________________ Приказ № __________от «____»____________20____г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Мельникова И. В. ______________________ «____»__________20____г. | «Рассмотрено» на ШМО учителей начальных классов ________________________ ________________________ Протокол № ______ от «____»___________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по социальному направлению
Учитель: Ульмаскулова Изалия Хакимьяновна,
Класс: 4б (общеобразовательный)
УМЕЛЫЕ РУЧКИ
2016-2017 учебный год
Содержание:
1 | Пояснительная записка | с.3 |
2 | Общая характеристика программы по внеурочной деятельности | с.4 |
3 | Описание места программы в структуре ООП | с.4 |
4 | Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности | с.5 |
5 | Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности | с.5 |
6 | Содержание программы по внеурочной деятельности | с.7 |
7 | Учебно-тематический план | с.8 |
8 | Календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся | с.9 |
9 | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения внеурочной деятельности | с.11 |
Пояснительная записка
Программа разработана для занятий с учащимися 4 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы «Город мастеров» Т.М.Рагозиной.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;
Задачи программы:
- Создать условия для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
- Развить личностные качества младших школьников: ценностные отношения к прекрасному, представление об эстетических идеалах и ценностях;
- Сформировать нравственные качества, бережное отношение к традициям своего народа и своей семьи.
Работа в творческих мастерских представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
- ценностного отношения к природе, окружающей среде;
- ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу, таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Таким мастерскими в первом и втором классах являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования. В третьем классе добавляется мастерская дизайна и мастерская кукольного театра. В четвертом классе ребята познакомятся с работой в мастерской мягкой игрушки, волшебной паутинки, бумагопластики.
Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн)
Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.
Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.
Основными формами работы в творческих мастерских являются групповые, коллективные и индивидуальные.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Количество обучающихся в группе – 25-30 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 68 часов).
Программа реализуется за счёт часов учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (проектная деятельность).
Описание ценностных ориентиров содержания
программы по внеурочной деятельности
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
Формирование информационной грамотности современного школьника;
Развитие коммуникативной компетентности;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы по внеурочной деятельности
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Личностные универсальные учебные действия
- Интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- Познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- Адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
- Устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Планировать свои действия;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- Адекватно воспринимать оценку учителя;
- Различать способ и результат действия.
- Проявлять познавательную инициативу;
- Самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться, приходить к общему решению;
- Соблюдать корректность в высказываниях;
- Учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- Владеть монологической и диалогической формой речи;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
- Осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
- Анализировать объекты, выделять главное;
- Осуществлять синтез;
- Проводить сравнение и классификацию;
- Устанавливать причинно-следственные связи;
- Строить рассуждения об объекте.
- Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- Осознанно строить сообщения в различных формах;
- Использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в повседневной жизни.
Содержание программы по внеурочной деятельности
- Основы культуры труда и самообслуживания.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ объекта и его назначения.
Данный раздел раскрывается при организации творчества во всех мастерских 1,2,3,4 класса.
- Технология ручной обработки материалов.
Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.
Приемы работы с природными материалами.
Практические работы:
- композиции из листьев;
- композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек;
- работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.
Практические работы:
- лепка фигурок животных, композиции из пластилина;
- лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций;
- лепка посуды;
- лепка из соленого теста.
Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.
Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.
Практические работы:
- новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами;
- аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами;
- куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона;
-игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала.
Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами.
Практические работы:
- прихватка, аппликации из ниток, простейшее плетение;
- куклы из драпа, изонить;
- мягкие игрушки, вышивка, футляры из драпа, макраме.
- Конструирование и моделирование.
Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.
Практические работы:
- кораблик, самолет;
- вертушка, парашют, конструирование мебели;
- игрушки из поролона.
- Дизайн.
Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна (дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практические работы:
- различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы;
- декупаж вазы, плетение из бисера, украшение шкатулки
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Мастерская игротеки | 7 | 2 | 5 |
2. | Мастерская лепки | 8 | 2 | 6 |
3. | Мастерская кукольного театра | 5 | 1 | 4 |
4. | Мастерская Деда Мороза | 8 | 2 | 6 |
5. | Мастерская коллекции идей | 7 | 2 | 5 |
6. | Мастерская дизайна | 20 | 4 | 16 |
7. | Мастерская изонити | 6 | 1 | 5 |
8. | Мастерская конструирования и моделирования | 7 | 1 | 6 |
Всего | 68 | 15 | 53 |
Календарно-тематическое планирование с определением
основных видов деятельности обучающихся
№ п/п | Дата | Тема занятия | Виды деятельности | Примечание | |||
План | Факт | ||||||
Мастерская игротеки | |||||||
1 | Игрушки из картона | Изготовление игрушек из картона, цветной бумаги, природного материала. | |||||
2 | Танцевальный снеговик | ||||||
3 | Головоломки из цветной бумаги | ||||||
4 | Пазлы из цветной бумаги | ||||||
5 | Цветы из цветной бумаги | ||||||
6 | Работа с природным материалом | ||||||
7 | Работа с природным материалом | ||||||
Мастерская лепки | |||||||
8 | Герои сказки. Лепка фигурок | Изготовление игрушек из пластилина, солёного теста с элементами декорирования природными материалами. | |||||
9 | Герои сказки. Лепка фигурок | ||||||
10 | Лепка композиции из пластилина | ||||||
11 | Декоративное панно из соленого теста | ||||||
12 | Декоративное панно из соленого теста | ||||||
13 | Панно «У самовара» | ||||||
14 | Лепка любимой игрушки из пластилина | ||||||
15 | Лепка любимой игрушки из пластилина | ||||||
Мастерская кукольного театра | |||||||
16 | Куклы из драпа для сказки «Курочка Ряба» | Изготовление кукол из сукна, драпа и цветной бумаги с элементами декорирования. | |||||
17 | Куклы из сукна для сказки «Курочка Ряба» | ||||||
18 | Куклы из цветной бумаги для сказки «Теремок» | ||||||
19 | Куклы из цветной бумаги для сказки «Теремок» | ||||||
20 | Куклы из цветной бумаги для сказки «Теремок» | ||||||
Мастерская Деда Мороза | |||||||
21 | Маски для карнавала в смешанной технике | Изготовление новогодних игрушек из цветной бумаги, гофрированного и цветного картона с элементами декорирования. | |||||
22 | Маски для карнавала в смешанной технике | ||||||
23 | Маски для карнавала в смешанной технике | ||||||
24 | Весёлые снежинки | ||||||
25 | Упаковка «Ёлочка» | ||||||
26 | Дед Мороз и Снегурочка из гофрированного картона | ||||||
27 | Идеи новогодних костюмов | ||||||
28 | Идеи новогодних костюмов | ||||||
Мастерская коллекции идей | |||||||
29 | Сувениры из пластика | Изготовление игрушек и сувениров из различных материалов с элементами декорирования. | |||||
30 | Сувениры из пластика | ||||||
31 | Футляр для карандашей из драпа | ||||||
32 | Футляр для карандашей из драпа | ||||||
33 | Вышивка крестом салфетки | ||||||
34 | Вышивка крестом салфетки | ||||||
35 | Слонёнок подвижный | ||||||
Мастерская дизайна | |||||||
36 |
| Понятие «Дизайн» | Украшение коробок, панно, рамок для фотографий и другие декоративные работы с использованием различных материалов. | ||||
37 | Основы дизайна | ||||||
38 | Виды дизайна. Дизайн стекла, ткани, дерева, металла | ||||||
39 | Простейшие приемы дизайна. Техника безопасности при работе с инструментами. | ||||||
40 | Различные способы украшений | ||||||
41 | Украшение коробок яичной скорлупой | ||||||
42 | Украшение коробок яичной скорлупой | ||||||
43 | Панно-тарелка из пуговиц | ||||||
44 | Панно-тарелка из пуговиц | ||||||
45 | Украшение рамки для фотографий | ||||||
46 | Украшение рамки для фотографий | ||||||
47 | Бусы из фантиков | ||||||
48 | Бусы из фантиков | ||||||
49 | Эстамп (украшение подарочной коробки) | ||||||
50 | Эстамп (украшение подарочной коробки) | ||||||
51 | Декупаж «Ваза под конфеты» | ||||||
52 | Декупаж «Ваза под конфеты» | ||||||
53 | Украшение шкатулки мозаикой | ||||||
54 | Украшение шкатулки мозаикой | ||||||
55 | Аппликация из ткани | ||||||
Мастерская изонити | |||||||
56 | Композиция из нити «Цыпленок» | Изготовление декоративных композиций из ниток. | |||||
57 | Композиция из нити «Цыпленок» | ||||||
58 | Композиция из нити «Цветок» | ||||||
59 | Композиция из нити «Цветок» | ||||||
60 | Композиция из нити «Рыбка» | ||||||
61 | Композиция из нити «Рыбка» | ||||||
Мастерская конструирования и моделирования | |||||||
62 | Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов | Изготовление конструкций, моделей из бумаги, поролона, природных материалов. | |||||
63 | Изделие, деталь изделия | ||||||
64 | Конструирование и моделирование изделий из бумаги | ||||||
65 | Конструирование и моделирование изделий из бумаги | ||||||
66 | Конструирование и моделирование изделий из поролона | ||||||
67 | Конструирование и моделирование изделий из природных материалов | ||||||
68 | Конструирование и моделирование изделий из природных материалов |
Описание учебно-методического обеспечения
программы по внеурочной деятельности
- Программа для начальной школы 1 - 4 классы под редакцией Чураковой (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
- Авторская программы внеурочной деятельности Р. Г. Чураковой, Н. А. Чураковой, , Н. М. Лавровой, С. Н. Ямшинина, О. А. Захаровой , А. Г. Паутова, В. А. Самкова, Т. М. Рагозина 1 класс.
- Авторская программа внеурочной деятельности «Город мастеров» Т. М. Рогозина (Москва, Академкнига/Учебник, 2012).
- Основная образовательная программа начального общего образования Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
- Положение о рабочей программе Педагогического лицея – муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Димитровграда Ульяновской области.
- Учебный план МБОУ педагогический лицей на 2014 - 2015 учебный год.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 223 с. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
- Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
- Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
- Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст. Пресс школа, 2002
- Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
Описание материально-технического обеспечения
программы по внеурочной деятельности
- слайды, презентации по темам;
- видеоматериалы по темам;
- иллюстративный материал по темам занятий;
- средства и материалы для изготовления поделок: наборы цветной и белой бумаги и картона, наборы цветных карандашей, фломастеров, красок, пластилин, солёное тесто, ткань (драп, сукно), поролон и пр.
- персональный компьютер;
- экран;
- проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса «Люблю сказки» для внеурочной деятельности
Цели программы состоят в том, чтобы дать возможность детям приобщиться к народному творчеству, проявить и развить свои способности в области различных видов искусства (литература, изо, музыка, т...
Положение о адаптированной рабочей программе учебного предмета, модуля, курса внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Кременкульская СОШ
Настоящее положение о рабочей программе учебного предмета, модуля, курса муниципального общеобразовательного учреждения Кременкульской средней общеобразовательной школы (далее – Положение ...
Рабочие программы по предметам и по внеурочной деятельности 3 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности и по предметам 3 класса.Соответствуют требования ФГОС НОО....
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Рабочая программа по предмету (учебному курсу) изобразительная деятельность, 2 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» образовательной области «Искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «...
Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»
Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»...
Рабочая программа учебного предмета (урочная и внеурочная деятельность): структура, требования к оформлению. (Выступление на семинаре 20.02.2018)
Рабочая программа учебного предмета (урочная и внеурочная деятельность): структура, требования к оформлению...