Положение о адаптированной рабочей программе учебного предмета, модуля, курса внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения МОУ Кременкульская СОШ
материал по теме

Спирева Наталья Анатольевна

Настоящее положение  о рабочей программе учебного предмета, модуля, курса муниципального общеобразовательного учреждения Кременкульской средней общеобразовательной школы (далее – Положение о программах)  регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_adapt_rabochih_programmah_kremsosh_2.docx979.4 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Uchitel-31_2\Pictures\MP Navigator EX\2018_02_22\IMG_0004.jpg

Согласовано:                                                       Утверждено:

На методическом совете школы                       Директор МОУ Кременкульской СОШ

Протокол № _______                                         Приказ от_____________№_________

от  «______»____________201                           ______________Л.С.Харисова

Положение

о адаптированной рабочей программе  учебного предмета, модуля, курса внеурочной деятельности муниципального общеобразовательного учреждения

МОУ Кременкульская СОШ

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение  о рабочей программе учебного предмета, модуля, курса муниципального общеобразовательного учреждения Кременкульской средней общеобразовательной школы (далее – Положение о программах)  регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности.

1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 № 273-ФЗ), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015), с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт общего образования, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»; Уставом МОУ Кременкульской СОШ.

1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:

- рабочая программа – документ локального уровня, конкретизирующий содержание обучения применительно к целям основной образовательной программы общего образования и возможностям конкретной учебной дисциплины/курса внеурочной деятельности в достижении этих целей;

- примерная программа  – готовая авторская программа, входящая в учебно-методические комплекты;

- оценочные средства – методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы.

1.4. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определённому учебному предмету (курсу) для обучающихся с ОВЗ. Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы образовательной организации.

Задачи программы:

  1. Сформировать представление о практической реализации ФГОС, ФГОС ОВЗ при изучении конкретного предмета (курса).
  2. Определить содержание, объём, порядок изучения учебных предметов/курсов внеурочной деятельности с учётом целей, задач и особенностей образовательной деятельности МОУ Кременкульской СОШ и контингента обучающихся.
  1. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и мерах ответственности за выполнение рабочей программы в полном объёме определяется должностной инструкцией педагогического работника.
  2. Рабочая программа как часть основной образовательной программы школы является локальным актом, исключительное право на неё принадлежит работодателю.

  1. Структура рабочей программы по предмету
  1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учётом:

- требований ФГОС НОО (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");

- требований ФГОС ООО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- локальных нормативных актов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в МОУ Кременкульской СОШ.

2.2. Обязательные компоненты рабочей программы:

- пояснительная записка;

- общая характеристика учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- содержания учебного предмета, курса;

        - планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

        -тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

2.2.1. Для классов, реализующих ФГОС ОВЗ указываются личностные, предметные и метопредметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (метапредметные не указываются для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для классов, реализующих ФГОС ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) указывают минимальным уровень и достаточный уровень усвоения предметных результатов. Для классов, реализующих ФК ГОС, указываются предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса. К программе прикладываются контрольно-измерительные материалы.

2.2.2. В разделе «Пояснительная записка» конкретизируются нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФК ГОС, ФГОС ОВЗ, соответствующая Примерная АООП, примерная адаптированная программа по учебному предмету, авторская программа); общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса; роль учебного курса, предмета  в достижении обучающимися с ОВЗ планируемых результатов  освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса); обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

2.2.3. В разделе «Общая характеристика учебного предмета, курса» необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФК ГОС, ФГОС ОВЗ), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

2.2.4. В разделе «Описание места учебного предмета, курса в учебном плане» указывается количество часов, выделенных на данный предмет  в соответствии с учебным планом.

2.2.5. Раздел «Содержание учебного предмета, курса» включает:  краткую характеристику содержания предмета или курса по каждому тематическому разделу с учётом требований ФГОС общего образования; воспитывающий и развивающий потенциал учебного предмета, курса;  межпредметные связи учебного предмета, курса; ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам обучения; информация о домашнем задании по учебному предмету: дозировка, используемые средства.

Отобранное содержание учебного предмета, курса разбиваются на тематические блоки, которые становятся основой для тематического планирования.

2.2.6. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» конкретизирует соответствующий раздел Пояснительной записки АООП (по уровням общего образования), исходя из требований ФГОС общего образования. Все планируемые результаты освоения учебного предмета, курса подлежат оценке их достижения учащимися. В этом разделе кратко фиксируется:

        - результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу;

        - виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата;

        - организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся (возможно приложение тематики проектов);

        - оценочные средства (методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные материалы).

2.2.7. Раздел «Тематическое планирование» оформляется в виде таблицы, состоящей из граф:

        - название темы;

        - количество часов, отводимых на освоение темы;

        - количество тем регионального содержания;

        - количество практических, контрольных, лабораторных работ, бесед, экскурсий и т.д.;

        - планируемые образовательные результаты учащихся по каждой теме.

 2.2.8. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания календарно-тематического планирования учебного предмета, курса на учебный год. Структура календарно-тематического планирования представлена в соответствии с  ФГОС общего образования (Приложение 2).

3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы

3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть АООП (по уровням общего образования).

3.2. Педагогический работник выбирает один из нижеследующих вариантов установления периода, на который разрабатывается рабочая программа:

        - рабочая программа по учебному предмету (курсу внеурочной деятельности) разрабатывается на учебный год;

        - рабочая программа разрабатывается на тот период реализации АООП, который равен сроку освоения дисциплины учебного плана или курса внеурочной деятельности.

3.3. Рабочая программа может быть разработана педагогом (группой педагогов) на основе:

        - примерной программы, входящей в учебно-методический комплект;

        - авторской программы;

        - учебной и методической литературы, входящей в учебно-методический комплект.

3.4. Педагогический работник вправе:

        - варьировать содержание разделов, тем, обозначенных в примерной программе;

        - устанавливать последовательность изучения тем;

        - распределять учебный материал внутри тем;

        - определять время, отведённое на изучение темы;

        - выбирать, исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и воспитания, подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства в соответствии с учебно-методическим комплектом.

Все вышеперечисленные изменения должны быть осуществлены в объёме не более 20% от примерной программы.

3.5. Если в примерной программе не указано распределение  часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в своей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся.

3.6. Адаптированная рабочая программа рассматривается методическим сообществом учителей образовательной организации, соответствующим протоколом которого фиксируется факт одобрения/неодобрения рабочей программы.

3.7. Педагогический работник вправе самостоятельно представить рабочую программу на заседании методического объединения. Обязательному представлению на заседании методического объединения подлежат рабочие программы, разработанные составителем на основе учебно-методической литературы[1] и имеющие более 50% авторских подходов к организации содержания учебного материала.

3.8. Рабочая программа согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы на предмет соответствия программы учебному плану образовательной организации, требованиям ФГОС, а также проверяется соответствие учебно-методического комплекта, предполагаемого для использования, требованиям  Федерального перечня учебников на данный учебный год.

3.9. Рабочая программа утверждается в составе АООП (по уровням общего образования) приказом директора школы.

3.10. Отметки о согласовании и утверждении рабочей программы производятся на титульном листе программы (Приложение 1).

4. Оформление и хранение рабочей программы

4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте в двух идентичных экземплярах: один – для учителя, другой – для администрации.

4.2. С целью включения в содержательный раздел АООП (по уровням общего образования) перечня реализуемых рабочих программ, разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию, где указывается:

        - название рабочей программы;

        - место учебного предмета, курса в структуре ООП;

        - срок, на который разработана рабочая программа;

        - цель рабочей программы;

        - структура учебного предмета, курса;

        - УМК;

        - планируемые результаты освоения программы;

        - формы контроля;

        - список приложений к рабочей программе (если таковые имеются).

4.3. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со всех сторон 1-3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4; таблицы встраиваются непосредственно в текст. Тематическое и календарно-тематическое планирование (см. п. 2.2.4. настоящего  Положения) представляются в виде таблицы. Титульный лист рабочей программы не нумеруется.

4.4. Печатная версия дублирует электронную версию за исключением аннотации.

4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в течение всего периода её реализации в МОУ Кременкульской СОШ. В случае увольнения педагогического работника из образовательной организации рабочая программа остаётся в учреждении и реализуется другим педагогом в течение срока её действия.

5. Порядок внесения изменений в рабочую программу

5.1. Изменения в рабочую программу вносятся в связи с необходимостью корректировки сроков её выполнения по следующим причинам:

        - карантин;

        - актированные дни.

5.2. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издаёт приказ о внесении изменений в основную образовательную программу в части корректировки содержания рабочих программ.

5.3. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:

        - укрупнения дидактических единиц;

        - сокращения часов повторения по темам;

        - оптимизации домашних заданий;

        - вывода (в старших классах) части учебного материала на самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.

5.4. Не допускается уменьшение объёма часов за счёт полного исключения тематического раздела из программы.

5.5. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку, установленным в приказе руководителя о внесении изменений в ООП школы.

6. Контроль за реализацией рабочих программ

         6.1. Систематический контроль за реализацией рабочих программ осуществляется в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования.

         6.2 Контроль выполнения рабочих программ по предметам, курсам, модулям осуществляет заместитель директора по УВР.

         6.3 Итоги проверки рабочих программ подводятся на административном совещании.

Приложение 2

к Положению о адаптированной  рабочей программе учебного предмета, курса

Приложение № основной

образовательной программы НОО, ООО,СОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРЕМЕНКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РАССМОТРЕНО:                        СОГЛАСОВАНО:                     УТВЕРЖДАЮ:

на заседании

ШМО                                              Зам.директора по УВР             Директор школы

«___»________ 201   г.                   ___________________               ________________

Протокол №____                                 Киселева О.В.                         Харисова Л.С.

 

Рабочая программа

по предмету, курсу

на 2017 – 2018 учебный год

Учитель – Ф.И.О.

Классы:

Количество часов:  в неделю, в год в каждом классе

Учебно-методический комплекс –

Приложение 3 к Положению о адаптированной рабочей программе учебного предмета, курса

Структура рабочей программы (ФГОС  ОВЗ НОО, ООО)

I. Пояснительная  записка

-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);

-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

-роль учебного курса, предмета  в достижении обучающимися планируемых результатов  освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);

-обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

В данном разделе необходимо раскрыть роль и значимость предмета с точки зрения целей общего образования (с опорой на концепцию соответствующего ФГОС), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной и основной школе, расставляются акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и с актуальными проблемами современности.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.  

В разделе указывается количество часов, выделенных на данный предмет  в соответствии с учебным планом.

IV.Содержание учебного предмета, курса

В описании содержания   указываются   концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.

Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы. Содержание учебного предмета, курса включает:

-        наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,

-        перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,

-        направления проектной деятельности обучающихся,

-        использование резерва учебного времени.

V. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Вариант  тематического планирования представлены в приложении. Форма тематического планирования может повторять авторскую  с внесением необходимых корректировок учителем.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне  учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

Приложения к программе

(на класс)

- основные понятия курса;

- КИМы

- методические рекомендации и др.


Приложение 1 к Положению о рабочей программе учебного предмета, курса

                           Образец оформления календарно-тематического планирования для ОВЗ ЗПР

№ п\п

Раздел/тема

Тема урока

Сроки

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническая база, ЦОР, ЭОР

Формы организации образовательного процесса

план

факт

Личностные

Метапредметные

Предметные

Образец оформления календарно-тематического планирования для ФГОС ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

п\п

Раздел/тема

Тема урока

Сроки

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническая база, ЦОР, ЭОР

Формы организации образовательного процесса

план

факт

Минимальный

Достаточный уровень

Образец оформления календарно-тематического планирования для ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГОС 2004

п\п

Раздел/тема

Тема урока

Сроки

Планируемые  предметные результаты

Основные виды учебной деятельности

Материально-техническая база, ЦОР, ЭОР

Формы организации образовательного процесса

план

факт


[1] Как правило, это рабочие программы элективных курсов, факультативов, курсов внеурочной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "Грамматейка"

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "Грамматейка"...

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "В мире книг"

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "В мире книг"...

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "Играйка"

Рабочая программа и КТП курса внеурочной деятельности "Играйка"...

Рабочая программа учителя по курсу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» (общекультурное направление) для учащихся 1 классов на 2017-2018 учебный год

Рабочая программа учителя по внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами»для учащихся 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начально...

Методические рекомендации к созданию рабочей программы учителя по учебному предмету и курсу внеурочной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ Общие положения Оформление титульного листа. Требования.Шаблоны титульных листовОбразец заполнения шаблона титульного листа Требования к структуре рабочей программы3.1. Шабло...

Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»

Доклад на тему: «Структура программ учебных предметов и курсов внеурочной деятельности»...