Число 7. Ломаная линия. Многоугольники
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Основные цели:
1) Сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
2) Закрепить знания состава числа 7, умение складывать и вычитать в пределах 7 с помощью линейки или числового отрезка.
3) Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_zaripova-_1_kl._1.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель нач. классов первой квалификационной категории МБОУ «ЗСОШ № 4» Зарипова Н.М.
Урок математики, 1 класс
Тип урока: Р.
Тема: «Число 7.Ломаная линия. Многоугольник».
Основные цели:
1) Сформировать способность к исправлению ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
2) Закрепить знания состава числа 7, умение складывать и вычитать в пределах 7 с помощью линейки или числового отрезка.
3) Тренировать мыслительные операции: аналогия, сравнение, анализ.
Демонстрационный материал:
1) девиз урока (мелом на доске):
2) модель числового отрезка 1 – 7;
3) задание 2 для этапа 2 (мелом на доске):
4) эталон отрезка и его частей (см. урок 1, часть 2, М-1);
5) складной метр.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне посредством девиза;
2) определение содержательных рамок урока (сложение и вычитание в пределах 7);
3) сформулировать основную образовательную цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает на доске девиз урока Д-1:
- Прочитайте девиз урока.
- Как вы его понимаете? (Через преодоление ошибок человек приобретает знания, …)
- Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок? (Закреплению, изученных тем, работе над своими ошибками.)
- Все ли из вас будут работать над ошибками? (Нет.)
- От чего это зависит? (От того, как мы выполним самостоятельную работу.)
- Какие две темы вы изучали на прошлых уроках? (Отрезок и его части, число 7.)
- Сегодня вы закрепите эти две темы. Пожелайте друг другу удачи!
- С чего начнете урок? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание – последовательность натуральных чисел 1 – 7, взаимосвязь целого отрезка и его частей;
2) тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия.
3) организовать обобщение актуализированных способов действий;
4) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;
5) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы № 1;
6) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
7) организовать самопроверку самостоятельной работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
8) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 2:
Все эталоны, которые будут открываться на доске пронумерованы.
1) Повторение числового ряда от 1 до 7.
№ 6, стр. 3
- Найдите № 6 на странице 3.
- Рассмотрите первую часть задания. Кого вы видите? (Гномика.)
- Что он делает? (Прыгает с пенька на пенек.)
- В какой последовательности? (В прямой, начиная с 1.)
- Рассмотрите вторую часть задания.
- Что делает второй гномик? (Зажигает фонарики.)
- В какой последовательности? (В обратной, начиная с 7.)
- Выполните это задание самостоятельно.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике.
- Что вам поможет проверить ваши результаты? (Числовой отрезок.)
Учитель открывает на доске числовой отрезок Д-2.
- Проверьте, как вы выполнили задание.
- Кто из вас ошибся?
- Исправьте свои ошибки.
С целью тренировки ошибившимся учащимся можно предложить еще раз посчитать в прямом и обратном порядке по числовому отрезку.
2) Взаимосвязь целого отрезка и его частей. ( СИНГЛ РАУНД РОИН)
Учащиеся, услышав вопрос, в команде по очереди отвечают по одному разу.
Учитель открывает на доске задание 2 (Д-3):
- Перед вами модель отрезка. Что такое «отрезок»? (Отрезок – это часть прямой, у него есть начало и конец.)
- Что вы можете сказать об этом отрезке? (Он состоит из двух частей.)
- Какие числа соответствуют частям? (Числа 3 и 4.)
- Какое число соответствует целому отрезку? (Число 7.)
Учитель наносит числа на доску:
- Необходимо составить по данному рисунку все возможные равенства. Что поможет выполнить это задание? (Эталон отрезка и его частей.)
Учитель открывает на доске эталон Д-4.
- Выполните это задание.
Один из учащихся работает у доски с комментированием, остальные учащиеся составляют равенства в рабочих тетрадях.
3) Самостоятельная работа № 1.
- Что вы сейчас повторили? (Ряд чисел до 7, взаимосвязь целого отрезка и его частей.)
- Что вам помогло выполнить задания? (Эталоны.)
- Что вы сейчас будете делать? (Выполнять самостоятельную работу № 1.)
- С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Чтобы мы сами себя проверили, допускаем ошибки или нет.)
- А если выяснится, что вы допускаете ошибки? (Мы будем над ними работать.)
- Что вам в этом поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)
Учащиеся кладут перед собой алгоритм исправления ошибок Р-1.
- Все ли шаги этого алгоритма вам знакомы? (Да.)
Учитель раздает учащимся бланки самостоятельной работы Р-2.
- Можете приступать к выполнению самостоятельной работы. Не забудьте при выполнении работы рядом с заданием ставить номер эталона, которым пользуетесь.
На работу отводится 6 минут.
- Время закончилось. Что вы теперь должны сделать? (Проверить свои работы по образцу.)
- Зачем? (Чтобы выяснить, есть ли у нас ошибки.)
- Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)
Учитель раздает учащимся образцы для самопроверки самостоятельной работы № 1 (Р-3).
- Проверьте свои работы по образцу.
- Поднимите руку, у кого есть ошибки в первом (втором) задании.
Учитель записывает на доске количество учащихся, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме № 3*):
№ 1 – … чел.
№2 – … чел.
- Что теперь необходимо сделать? (Сопоставить свои работы с эталоном для самопроверки.)
- С какой целью вы будете проверять свои работы по эталону для самопроверки? (По эталону мы сможем определить место и причину ошибки.)
- Как вы будете проверять? (Будем проверять каждый шаг, соотнося с эталонами.)
- Что еще надо положить перед собой, начиная проверку? (Алгоритм исправления ошибок.)
- Что вы должны будете сделать, если ваше решение не совпадёт с эталоном? (Подчеркнем место ошибки и посмотрим, почему возникло затруднение.)
3. Локализация затруднений. (КОНЕКТ-ЭКСТЕНД- ЧЕЛЕНДЖ)
- Свяжите представленную тему с тем, что вы уже знаете.
-Расширьте свои знания
- продумайте решение возникающих трудностей и вопросов
Цель:
1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания;
2) организовать учащихся, допустивших ошибки, на проведение анализа своих работ с целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Как снять возникшие вопросы? (Понять, где и почему возникла ошибка, и исправить ее.)
- Проверяем первое задание. В каком месте вы допустили ошибку?
- Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
- Проверяем второе задание. В каком месте вы допустили ошибку?
- Какой эталон вы применяли при выполнении задания?
- У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
4. Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;
2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;
3) организовать реализацию согласованного плана действий;
4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;
5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Те, кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 1, какую цель вы ставите перед собой? (Тренироваться в решении дополнительных заданий.)
- Выполните задания, которые записаны на доске.
Учитель открывает на доске номера дополнительных заданий № 7*, стр. 3, № 7*, стр. 5.
- Те, кто выявил ошибки, какую цель ставите перед собой? (Исправить ошибки, пользуясь эталоном, потренироваться в решении аналогичных заданий.)
- Что будете использовать при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
- Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)
- Как вы будете это делать? (Будем пошагово применять правила, посмотрим, как выполнены аналогичные задания, выполним тренировочные упражнения.)
Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае возникновения затруднений учащиеся могут исправить свои ошибки, пользуясь эталоном для самопроверки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально:
- Кто определили место и причину ошибки в 1-м задании?
Дети поднимают руки.
- Что нужно было сделать в этом задании?
- Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?
Учащиеся по цепочке могут выполнять это задание у доски с комментированием аналогично тому, как это делалось на этапе 2. У доски работают те ученики, которые допустили подобную ошибку. Ученики исправляют ошибки зеленым карандашом.
- Какое второе задание вы выполняли?
Один ученик, допустивший ошибку в этом задании, комментирует выполнение задания у доски. Учащиеся исправляют ошибки зеленым карандашом.
- Что теперь нужно сделать, чтобы не допускать ошибок в подобных заданиях? (Потренироваться в решении этих задач.)
С целью тренировки учитель предлагает учащимся выполнить задание на карточках Р-5 или № 6 (1, 3) на странице 5 в учебнике. Учащиеся выполняют аналогичные задания тем, в которых были допущены ошибки.
В зависимости от количества ошибившихся учащихся на данные задания, работу можно организовать фронтально у доски или самостоятельно.
В случае самостоятельного выполнения заданий на тренировку проверка организуется по образцу Р-6.
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения, при выполнении заданий для тренировки.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
1) организовать обсуждение типовых затруднений;
2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- В каких заданиях возникли затруднения?
- Давайте еще раз повторим, как нужно действовать, чтобы снять затруднения? (Найти ошибку, вспомнить правило, применить его и исправить ошибку.)
- Какие способы действий вспомнили? (Последовательность чисел 1-7, взаимосвязь целого отрезка и его частей.)
Учащиеся еще раз проговаривают правила.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой;
2) организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов;
3) организовать фиксацию преодоления возникшего ранее затруднения;
4) для учащихся, не допустивших ошибок в самостоятельной работе № 1, организовать самопроверку дополнительных заданий.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2 (Р-7), которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с эталоном для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по образцу Р-9.
- Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
- Как будете проверять вашу работу? (По эталону, результат отметим «+» или «?».)
После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону Р-8.
- Кто допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
- В чем их причина?
- Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе № 2?
- Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включение используемых способов действий в систему знаний;
2) формирование представления о ломаной линии.
Организация учебной деятельности на этапе 7:
- В конце урока я предлагаю заняться повторением.
- С какой геометрической фигурой мы уже работали на уроке? (С отрезком.)
Учитель показывает учащимся складной метр (Д-5), сложенный как отрезок.
- Сколько отрезков вы видите? (Один.)
Учитель складывает метр так, чтобы получилась ломаная линия, состоящая из двух звеньев.
- Сколько теперь вы видите отрезков? (Два.)
Итак, далее, пока не получиться длинная ломаная линия.
- Посмотрите, какая линия получилась. На что она похожа?
- Как назвать эту линию?
Учащиеся предлагают свои варианты названия.
- В математике такие линии называются ломаными. Как вы думаете, почему? (Линия как будто надломанная.)
- Из чего состоит ломаная линия? (Из отрезков.)
- В математике отрезки, из которых состоит ломаная линия, называют звеньями.
№ 1, стр. 4 ( СИ ФИНК УАНДЭ)
- Найдите № 1 на странице 4.
- Что вы видите?
- Что вы об этом думаете?
- О чём это заставляет вас задуматься?
(СИНГЛ РАУНД РОБИН)
Учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз.
- Какие бывают ломаные линии? (Замкнутые и незамкнутые.)
- Какая ломаная называется незамкнутой? (Линия, у которой есть начало и конец.)
- Какая линия называется замкнутой? (Линия, у которой начало и конец совпадают.)
- Как обозначается ломаная линия? (Заглавными буквами алфавита, обозначается каждый конец звена.)
Далее учитель вместе с учащимися строит несколько ломаных линий.
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
1) организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
2) организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений;
3) организовать вербальную фиксацию способа исправления возникших ошибок (алгоритм исправления ошибок);
4) организовать фиксацию неразрешенных на уроке затруднений как направление будущей деятельности;
5) организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке;
6) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Что вы повторяли, выполняя самостоятельную работу? (Последовательность чисел 1-7, взаимосвязь целого отрезка и его частей.)
- Для чего вы выполняли эти задания? (Чтобы проверить себя, допускаем ли мы ошибки.)
- Каким способом вы исправляли ошибки? (Проверяли ответ, подчеркивали место ошибки, вспоминали необходимые знания и исправляли ошибки.)
- Кому сегодня ошибки помогли учиться?
- Кому не помогли, почему?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Учитель предлагает детям достать из конверта изображение восклицательного знака (Р-10).
- Если у вас все получилось, закрасьте восклицательный знак зеленым цветом, если были затруднения и вы смогли их преодолеть – желтым цветом, а если затруднения остались – красным цветом.
Учитель организует рефлексию оценивания учащихся.
- Какие трудности остались на конец урока?
- Оцените работу всего класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Замкнутые ломаные линии. Многоугольники 1 класс ПНШ
Объяснение нового материала используя работу в парах и групповую работу....
Образовательная программа "Школа 2100", нетрадиционный урок по математике в 1 классе, по теме: "Ломаная линия. Многоугольник"
Знакомство с понятиями "ломаная", "закнутая ломаная", "звенья ломаной";познакомить с различными видами мноугольников, научить различать четырёхугольники;закрепить случаи сложения и вычитания в предела...
"Ломаная линия. Многоугольник."
Фрагмент урока математики на этапе открытия нового знания...
Конспект урока математики в 1 классе "Ломаная линия. Многоугольники"
знакомство с понятием «ломаная линия», «многоугольник»....
Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Ломаная линия. Многоугольник».
Конспект урока математики в 1 классе...
Урок математики в 1 классе «Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7».
Цели: познакомить с понятиями ломаная линия и многоугольник, умение их различать и изображать; закрепить состав числа 7 и взаимосвязи между частью и целым, а также навыки счёта в пределах 7; тренирова...
Презентация "Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7"
Презентация составлена к уроку математики в 1 классе по теме «Ломаная линия. Многоугольник. Состав числа 7»...