Урок математики "Прямая, луч, отрезок"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Лопатина Татьяна Михайловна

материал для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики

Учитель: Лопатина Т. М.

МБОУ гимназия г.Советский

Тема урока: Прямая. Луч. Отрезок (урок- сказка)

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1)Сформировать представление о понятиях «прямая», «луч», «отрезок». Учить распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.

2)Повторить решение составных задач; закрепить навыки сложения и вычитания двузначных и трехзначных чисел.

3)Развивать творческое мышление, интерес к математике.

Форма работы: фронтальная, в парах.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, деятельностный.

Класс: 2

                                   

Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  1. мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
  2. определить содержательные рамки урока: геометрические фигуры.

Организация учебного процесса на этапе 1:

 -Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправляемся в путешествие. А помощниками нам будут ваши письменные принадлежности: карандаш и линейка.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель:

  1. актуализировать представление о понятиях «прямая», «луч», «отрезок», способы их изображения;
  2. сформировать способность к обозначению прямых, лучей, отрезков латинскими буквами;
  3. тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификация.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. Устный счет.

- Если вы правильно выполните все задания, то сможете прочитать название страны, куда мы отправимся во время изучения новой темы.

  • Продолжи ряд 3, 6, 9…………………                
  • Назови ответ  24+ 16   245- 45

                             400+ 132  756-70

  • Используя цифры 1, 0, 3 составьте все варианты трехзначных чисел.
  • Сколько треугольников на рисунке?

Название страны Геометрия.

2.Прямая. Отрезок. Луч.

-Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по стране Геометрии. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну фигуру. Кто она? (Точка)

Жила – была точка. Она была очень любопытна и хотела все знать.

Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

 -Как эта линия называется?

-Длинная она или короткая?

Подумала однажды точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»

-Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с Точкой? (Да)

Сказано - сделано. Вышла точка на прямую линию и пошла по ней.

Шла – шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду идти?»

-Ребята, скоро ли конец прямой линии? (У прямой нет конца )

Стихотворение о прямой.

      Без конца и края

      Линия прямая!

      Хоть сто лет по ней иди-

       Не найти конца пути!

-Опечалилась точка. Что же мне придется идти, идти, и идти без конца?

-А что, если я позову на помощь Ножницы.

Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы, щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.

-Как интересно! – воскликнула Точка.

-Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. Ребята, как это называется? (отрезок)

-Давайте, назовем отрезок буквами А В

-Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (имеет концы)

-А что же получилось по сторонам от отрезка? У них конец только с одной стороны, а с другой нет. Как они называются? (лучи)

-Дадим им название.

-Чем лучи отличаются от отрезка? От прямой?

3. Первичное закрепление

Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия.

Организация учебного процесса на этапе 3

-Точка предлагает нам рассмотреть упражнения в учебнике.

    № 1, с.7. уч-ся отвечают на поставленные вопросы;

    № 2, с. 7. задание выполняется под руководством учителя;

    № 4, с. 7. устно предполагают, а затем, продолжив лучи, показывают на чертеже;

     № 3, с. 7. работа в парах (взаимопроверка), работа в тетради;

4.Физкультминутка

5.Самостоятельная работа.

Цель: проверить своё умение распознавать прямые, лучи и отрезки.

Организация учебного процесса на этапе 5

-Я думаю, что вам не составит труда самостоятельно выполнить задание.

 № 6, с.8        

  6.Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к решению задач.

Организация учебного процесса на этапе 6

№ 7, с. 8. решение задачи.

Учащиеся устанавливают, что к данному условию можно поставить только второй и четвёртый вопрос. Далее подбирают схемы. Затем решают задачу, поставив к условию четвертый вопрос.

   Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо сложить количество пирожков, которое испекла Маша вчера и сегодня. (Ищем целое)

Сразу ответить на этот вопрос нельзя, так, как не известно, сколько она испекла сегодня. Чтобы узнать это число, надо к 32+4, так как по условию, Маша испекла сегодня на 4 пирожка больше, чем вчера, (ищем большее число).

  1. 32 + 4 = 36 (п.) – испекла сегодня.

Чтобы узнать, сколько пирожков испекла Машенька за два дня, нужно сложить количество пирожков, которое испекла она за вчера и сегодня, (ищем целое).

  1. 32 + 36 = 68 (п.)

Ответ: 68 пирожков испекла Машенька за два дня.

Составьте выражение к задаче.

               32 + 4 + 32 = 68 (п.)

7.Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

  1. зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: изображение и обозначение прямой, отрезка, луча;
  2. оценить собственную деятельность и деятельность класса на уроке;
  3. зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  4. обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 7

-Что такое прямая?

-Что такое отрезок?

-Что такое луч?

-С какими затруднениями вы столкнулись?

-Удалось ли их преодолеть?

-Как вы оцениваете работу класса на уроке?

-Как вы оцениваете свою работу?

-Какие инструменты нам помогали сегодня на уроке?

(линейка и карандаш)

-Давайте поблагодарим, их за помощь и будем бережно относиться ко всем учебным принадлежностям, ведь так приятно работать чистой линейкой, хорошо отточенным карандашом, не сломанной ручкой. Я думаю, они вам будут благодарны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Точка. Линии. Отрезок"

Данный урок проводится во 2 классе  по предмету по выбору "Занимательная математика"....

Урок "Мерка. Единичный отрезок. Как измерить удава?"

Образовательная система «Школа 2100» Технология проблемно - диалогического обучения...

Математика. 1 класс. Урок 26. Числовой отрезок - Презентация

Математика. 1 класс. Урок 26. Числовой отрезок - Презентация  Урок 26. Числовой отрезок В презентации отображены:    дополнительное задание с интерактивной поддержкой и а...

Конспект урока по математике "Отрезок. Прямая. Луч".

Конспект урока математики по теме "Отрезок. Прямая. Луч" во 2 классе УМК Л.Г.Петерсон....

Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс

Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых....