Конспект урока по математике "Отрезок и его части." 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_otrezok_i_ego_chasti.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отрезок и его части.

Предмет: Математика  

Класс: 1

Урок по теме «Отрезок и его части».

Технологическая карта изучения темы

Тема:

Отрезок и его части.

Тип урока по целеполаганию:

Урок открытия новых знаний.

Цель урока:

Познакомить с понятием отрезок. Активизировать знания учащихся о точке, прямых и кривых линиях, замкнутых и незамкнутых.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- ознакомить с понятием отрезок как частью прямой линии, учить сравнивать отрезки по длине (визуально); установить взаимосвязь между целым отрезком и его частями;

- повторить изученные приёмы сложения и вычитания, компоненты;

- формировать вычислительные навыки;

- повторить состав чисел в пределах 10;

- повторение последовательности чисел натурального ряда;

- повторения изученного геометрического материала.

2) Развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- умение работать сообща и в парах;

- совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления;

- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;

- развивать речь, логическое  мышление, память, воображение.

3) Воспитательные:

- воспитание активности, любознательности, интереса к предмету;

- повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности;

- учить работать в группе, формировать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах, дружеское отношение друг к другу.

Основные термины и понятия темы:

 - Прямая линия, кривая линия, отрезок, построение отрезка, установить взаимосвязь между целым отрезком и его частями.

Личностные УУД:

- формирование ответственного отношения к учению;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- умение сопереживать и приходить на выручку.

Предметные  результаты:

- знание состава чисел в пределах 10;

- умение работать с натуральным рядом чисел;

- умение располагать числа в порядке возрастания и в порядке убывания;

- знать что такое прямая линия и чем она отличается от кривой;

- знать, что такое отрезок и научиться его строить;

- работа с  презентацией, извлечение необходимой информации;

- ответы на итоговые вопросы и оценка своих достижений  на уроке.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации;

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные УУД:

- определение  и формулировка темы, целей урока;

- понимание учебной задачи урока и стремление её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение преодолевать препятствия и не вступать в конфликты с одноклассниками.

Коммуникативные УУД:

-  готовность слушать и слышать друг друга;

- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля в совместной деятельности, адекватная оценка собственного поведения и поведения окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная,

групповая.

1 этап: Мотивационно-целевой этап.

( постановка цели и темы урока)

Задачи этапа:

- создание комфортной атмосферы для  успешной работы;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- активизация познавательного интереса к проблеме; 

-  построение рассуждения на основе известных понятий;

- организация  самостоятельного  формулирования проблемы и постановки цели.

Формируемые УУД:  

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности. 

Коммуникативные УУД:

- участие в коллективном обсуждении проблемы, интерес к чужому мнению и высказывание своего собственного.

Личностные УУД:

- осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Начнём урок с минутки настроения.

-  Что вы ожидаете от урока?

СЛАЙД 1

- Прочитайте, что написано на слайде.

Кабы всё знал, так бы не учился.

СЛАЙД 2

- Чем же мы займёмся сегодня?

- Все ли линии вам знакомы?

- Значит мы узнаем как называется эта линия и научимся её чертить.

Ученики настраиваются на работу.

Ученики высказывают свои мнения.

Читают:

Кабы всё знал, так бы не учился.

Ученики высказывают свои мнения.

Слушают учителя, планируют свою деятельность на уроке, видят, что есть незнакомые линии,  готовятся к определению целей  урока.

II этап. Ориентировочный этап

( актуализация знаний и мотивация, повторение изученных правил)

Задачи  этапа: 

-  актуализация мыслительных операций;

-  формирование умения комментировать свои действия;

- создание проблемной ситуации;

- повторение изученных правил, необходимых для реализации целей урока.

Формируемые УУД: 

Предметные:

-отработка вычислительных навыков;

-расположение чисел в порядке возрастания и в порядке убывания;

-знание состава чисел в пределах 10;

- умение работать с натуральным рядом чисел.

Регулятивные УУД:

- планирование, т.е. составление плана действий с учетом конечного результата.

- принятие предложенного способа решения проблемы.

Познавательные УУД:

- самостоятельное создание способов решения проблемы;

- установление причинно-следственных связей.

- Давайте решим примеры и узнаем кто к нам пришёл в гости.

СЛАЙД 3

- Маша и медведь будут смотреть, как вы работаете; вместе с вами будут узнавать новое. А вы, если будете работать дружно, отвечать правильно, помогать друг другу – у вас всё получиться! Желаю успеха!

- Маша хочет проверить как вы умеете работать по ряду чисел и как вы знаете состав числа.

 Математический диктант

  • Напишите число, которое на 1 больше 5.
  • Запишите число, которое стоит между числами 4 и 6.
  • Число 6 – это 2 и сколько?
  • Чему равна разность чисел 4 и 1?
  • Число 3 – это 2 и сколько?

СЛАЙД 4

- А сейчас проверим. Поменяйтесь листочками.

(Взаимопроверка. Ставим + если ответ верный.)

 Физкультминутка .

- Что вы заметили?

- Что мы можем сделать с этими числами.

(Расположить числа в порядке возрастания; вставить пропущенное число и т.д.)

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

- Задайте вопросы друг другу по ряду чисел.

СЛАЙД 7

- Мишка спрашивает, на какие группы можно разделить эти линии?

- Для того чтобы ответить на вопрос ,как вы думаете, какой материал нам необходимо вспомнить?

- Под каким № кривые линии?

- Что можете сказать о линии под № 1?

- Чем прямая отличается от кривой?

(Приложить линейку; прямую линию можно продолжить до бесконечности.)

- Что можете сказать о линии под № 7?

(Есть начало и конец; её нельзя продолжить)

- Кто знает как она называется? А хотите узнать?

Физкультминутка.

Устный счёт.

Записывают только ответы.

Взаимопроверка.

.

Числа расположены в порядке убывания.

Предлагают.

Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы.

Ученики высказывают свои мнения.

Воспроизводят в устной форме известные сведения.

Обдумывают информацию.

Ученики высказывают свои мнения.

Формулируют цель собственной деятельности.

III этап.     Поисково-исследовательский этап

(постановка учебной задачи, открытие новых знаний)

Задачи этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Формируемые УУД:

Предметные УУД:

- формирование понятия отрезок; взаимосвязь между целым отрезком и его частями.

- Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации;

- рассматривание и сравнение иллюстраций учебника;

- подведение под понятия;

- формулирование вопросов;

- формулирование выводов.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

СЛАЙД 8

- Ещё раз скажите, что такое прямая?

СЛАЙД 9

- Если от прямой линии ОТРЕЗАТЬ кусочек, то получиться линия у которой есть начало и конец.

- Попробуйте дать этой линии название.

- Это отрезок.

- Что нам понадобиться для построения отрезка?

- Отгадайте загадки:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это?

                            (карандаш)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка друзья,

 Кто же я…

                       (линейка)

Тетрадь, часть 2, стр.1, № 1

- Это отрезок. Его обозначили буквами А и Б – это концы отрезка. (Можно Б А)

№ 2

- Кто может рассказать, как построить отрезок?

- Как правильно прикладывать линейку?

- Откуда мы можем взять эту информацию?

СЛАЙД 10

№ 3

- Как провести отрезок?

СЛАЙД 11

- Какой вариант правильный?

(вариант 3 – прямая линия проведена от одной точки до другой).

- Попробуйте сами построить отрезки.

Вывод: - Давайте расскажем Маше и медведю,  как построить отрезок?

 Точки две поставь в тетрадь,

Чтоб потом нарисовать

Между ними по линеечке прямую

И окажется мой друг,

Что отрезок вышел вдруг

Физкультминутка для глаз.

№ 4  - Устанавливаем  взаимосвязь между целым отрезком и его частями.

Обдумывают информацию.

Знакомятся с новой информацией.

Ученики высказывают свои мнения.

Отгадывают загадки.

Сравнивают свой ответ с ответом на слайде.

Знакомятся с новой информацией.

Ученики высказывают свои мнения.

Сравнивают свой ответ с ответом на слайде.

Осуществляют сбор информации необходимой для решения проблемы: слушают учителя, смотрят презентацию.

Знакомятся с новой информацией.

Самостоятельная работа.

Делают выводы.

Слушают объяснение учителя.

Слушают задание учителя.

Осмысливают задание.

IV этап. Практический этап

( проверка знаний)

Задачи этапа: обобщение и закрепление полученных знаний, организация работы по совершенствованию навыка проверять результаты своей деятельности.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД

- проверка результатов;

- адекватное восприятие указаний на ошибки и исправление найденных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- установление рабочих отношений, эффективное сотрудничество в группах, парах;                  

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществление взаимного контроля, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих, готовность слушать собеседника.

Познавательные УУД:

- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации;

- проверка группового задания и  задания в парах.

Личностные УУД

- способность к самооценке.

 СЛАЙД 12

- Прямую разрезали на отрезки точками. Маша с медведем что-то запутались.

- Определите сколько отрезков на прямой? Отметить дугой.

№5

- Поработаем в парах.

- Если в – это целое, а и б – его части, составьте буквенные выражения.

СЛАЙД 13

Проверка.

У кого все правильно?

Кто немного ошибся? Не огорчайтесь, в следующий раз вы будете внимательнее!

-Молодцы!

Работа в группах.

Рассматривают слайды.

Обдумывают информацию

Ищут правильное  решение.

Один человек от группы объясняет.

Проверяют работу.

Сравнивают свое решение с решением, предложенным учителем на слайде.

Работают в парах.

Выполняют проверку.

Сравнивают решение с решением одноклассников

Делают выводы.

Оценивают работу.

V этап. Рефлексия

Задачи этапа: осмысление процесса и результата деятельности,  проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Формируемые УУД:

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

- осознание качества и уровня усвоения;

Коммуникативные УУД:

- адекватное отображение своих чувств, мыслей в  речевом высказывании;

Личностные УУД:

- закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 

- оценка своего эмоционального состояния.

- Вспомним какую цель мы ставили  в начале урока?

- Какая была тема нашего урока?

СЛАЙД 14

- Трудно было?

- Легче работать одному или парой и группой?

- Кто доволен своей работой нарисуйте

Делают выводы.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я еще долго буду петь...." С. Есенин. Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Творчество Сергея Есенина».(1 часть)

Материал данного  урока охватывает наиболе интересеные для учащихся аспекты жизни Великого Русского поэта, благодаря которым учащиеся могут гораздо лучше узнать поэта, его жизнь и творчество....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Части слова. Понятие об окончании и основе»

Цели:Дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием «основа слова»; учить выделять окончания в словах;Способствовать ра...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Обобщение о части речи «Глагол» ».

Урок обощения и закрепления пройденного материала.Цель: Повторить и обобщить изученное по морфологии о глаголе. Задачи:·       Образовательные: Формировать умение различа...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе на тему: «За знаниями – в сказку!» (по книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница» (“The very hungry caterpillar”)), часть I (тема рассматривается в двух частях)

Целью урока является организация обучающихся 2 класса для повторения названия дней недели, чисел, названия фруктов, цветов, продуктов питания при внедрении нового преподавателя в сформированный учебны...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе на тему: «За знаниями – в сказку!» (по книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница» (“The very hungry caterpillar”)), часть II (тема рассматривается в двух частях)

Целью урока является организация обучающихся 2 класса для повторения названия дней недели, чисел, названия фруктов, цветов, продуктов питания при внедрении нового преподавателя в сформированный учебны...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" 2 урок 2 класс УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Местоимение как часть речи»Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи; формирование умения распозна...