Методическая разработка урока по математике "Компоненты сложения" 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Зеленкова Варвара Сергеевна

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

- сформировать способность к использованию названий компонентов действия сложения при чтении и записи выражений;

- систематизировать ранее полученные знания (навыки счета в пределах 6, взаимосвязь между целым и частью)

- развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся;

- воспитывать чувство ответственности за выполненную работу, уважительного отношения к мнению одноклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komponenty_slozheniya.docx382.21 КБ

Предварительный просмотр:

Математика 1 класс, учебник Петерсон Л.Г. Урок 36 (часть 1)

Дата проведения: 14 ноября 2012 г.

Тема урока: Компоненты сложения.

Тип урока: ОНЗ.

Цели урока:

- сформировать способность к использованию названий компонентов действия сложения при чтении и записи выражений;

- систематизировать ранее полученные знания (навыки счета в пределах 6, взаимосвязь между целым и частью)

- развивать мыслительные операции, математическую речь, творческие способности учащихся;

- воспитывать чувство ответственности за выполненную работу, уважительного отношения к мнению одноклассников.

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин)

Итак, друзья, внимание –

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

- Давайте проверим готовность к уроку. Я называю, что должно быть у вас на столе, вы глазками проверяете, все ли у вас есть.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения (4-5 мин)

- Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие (слайд 1) по стране Математике. А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (слайд 2)

- Что это? (Поезд) (слайд 3)

- Что за лестница в поле? (Рельсы и шпалы)

- Давайте посчитаем, все ли шпалы на месте.

Счет от 3 до 6, от 10 до 2, от 7 до 4, от 1  до 4.

- Молодцы! Путешествовать мы будем по карте (слайд 4).

- Посмотрите на нашу карту. Что вы можете сказать о линии, которая обозначает железную дорогу? ( Она замкнутая.)

- Назовите станции, которые расположены на линии.

- Назовите станции, которые расположены снаружи; внутри линии.

- Итак, в путь!

- 1 СТАНЦИЯ – ЧИСЛОВАЯ (слайд 5). (На доске – числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.)

1) Назовите последующие числа 2,5. Как получить последующее число?

   Назовите предыдущие числа 3, 5. Как получить предыдущее число?

   Какое число стоит между 1 и 3, 2 и 4.

   Соседи числа 3, 6.

2) Установите закономерность и вместо знаков поставьте нужные числа (слайд 6)

                                                                                        

Какие числа вставили? (слайд 7) Почему? (Числа 2 и 4, состав числа 6.)

Сколько может быть вариантов решения? (Два: 2 и 4, 4 и 2)

Что еще можете рассказать о числе 6?

- 2 СТАНЦИЯ – ЗНАКОВАЯ (слайд 8).

- Какие математические знаки вам известны? (+ - < > =)

- Как называются математические действия? (Сложение и вычитание)

- Поставить вместо * знаки + и -.(Один – у доски)

2 * 3 = 5                5 * 1 = 4                2 * 2 = 4

- Пока … работает у доски, мы поработаем на досочках. Я буду диктовать примеры, а вам надо будет их решить и записать только ответы в строчку через три клеточки.

-К 3 прибавьте 2; увеличьте число 2 на 1; одна часть равна 4, вторая часть равна 2, чему равно целое. Проверяем (на доску)

- Давайте проверим, что получилось у …

- Выделите части и целое. Какое из равенств может быть лишним? Почему?

- Прочитайте первое равенство разными способами.

- Все ли способы вы назвали?

Физминутка.

3. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин)

- Какое задание надо было выполнить? (Прочитать равенство разными способами)

- В чем возникло затруднение? (Не все знают названия компонентов сложения; не уверены, что назвали все способы прочтения; не знают как это сделать)

- Какая цель будет сегодня на уроке? (Познакомиться с названиями компонентов сложения и научиться читать равенства разными способами). Тема урока – на доску.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) (7-8 мин)

- 3 СТАНЦИЯ – СЛОЖЕНИЕ (слайд 10).

- Еще раз обратимся к первому равенству. Какой знак поставили? (+)

- Что мы делали с числами? (Складывали)

- Как называется первое число? (1 слагаемое) Второе число? (2 слагаемое).

- Как называется результат? (Сумма) Что еще мы называем суммой? (Действие, выражение до знака = )

Таблица с названиями компонентов – на доску. (слайд 11)

- Давайте посмотрим на таблицу. Правильно ли мы их назвали?

- Как же еще можно было прочитать равенство? (2+3=5; первое слагаемое 2, 2 слагаемое 3, сумма равна 5; сумма 2 и 3 равна 5)

5. Реализация построенного проекта (первичное закрепление) (4-5 мин)

Работа по учебнику с. 58 № 1

- Рассмотрите таблицу. Что заметили? Какое действие будем выполнять?

- Сформулируйте задание.

- Я предлагаю вам  заполнить первые две строки таблицы. У меня такая же на доске.

- Назовите слагаемые в первом примере. Чему равна сумма? Прочитайте пример разными способами.

- Что можно сказать о слагаемых во втором примере? Найдите сумму. Назовите в этом примере части и целое.

- На какие еще части можно разбить число 6?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

- Запишите (на маркерных досках) под диктовку выражения, не выполняя вычислений

    Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2.

    Сумма чисел 2 и 2.

    Второе слагаемое 3, первое – 1. !!! Обратить внимание – правило сложения.

- Проверяем (учитель вывешивает правильные записи на доску).

- Кто записал выражения без ошибок? Поставьте +

- Кто допустил ошибки? Какие? Поставьте «?», исправьте.

Физминутка

7. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин)

- 4 СТАНЦИЯ – ПОВТОРКИНО (слайд 12).

Работа по учебнику с. 59 № 3

- Найдите домики, в которых надо выполнить действие сложение (1 и 3)

- Как изменяется 1 слагаемое? (Увеличивается на 1)

- Что вы можете сказать о 2 слагаемом? (Не меняется)

- Как будет меняться сумма? (Она будет увеличиваться на 1)

- Найдите значение первого выражения и назовите остальные, не вычисляя.

Аналогичная работа строится с остальными домиками (слайд 13).

С. 59 № 6 – работа в парах. Вспомнить правила работы в парах.

С. 58 № 2 – по рядам.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- 5 СТАНЦИЯ – КОНЕЧНАЯ (слайд 14). Наше путешествие подходит к концу.

  • Назовите эти темы. (Замкнутые и незамкнутые линии, сложение и вычитание на числовом отрезке, названия компонентов действия сложения, …)
  • Кто из вас удачно поработал на уроке? Кому удалось справиться с затруднениями?
  • Что вам помогло?
  • У детей на столах карточки со «смайликами»: веселый и задумчивый. Оцените свою работу на уроке с помощью «смайликов». Если вам было все понятно и выполнили задание на планшетках без ошибок, покажите веселого «смайлика». Если нужно еще поработать над чтением выражений разными способами, остались ещё вопросы и были ошибки в задании, то задумчивого «смайлика».

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.



3 + 2 = 5

2 + 1 = 3

4 + 2 = 6

4 + 2

2 + 2

1 + 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...

Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».

День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство  с новым материалом.Цели урока:     1....

Методическая разработка урока по математике 2 класс «Помощь тьютора ученикам с ОВЗ на уроке математики».

 Моделирование вариантов тьюторского сопровождения особого ребенка напрямую зависит от его особых потребностей, включая состояние психофизического здоровья, а также от образовательной сред...