Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Александрович Наталья Вячеславовна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска

     Обсуждено на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № 1 от 1 сентября 2016 г.

 Руководитель ШМО____/Александрович Н.В./

    Согласовано с зам. директора по УВР

дата     ..... .09.2016

 

______/Абрамова И.Н./

        Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 им. И.Б.Катунина

        __________________

 Новикова О.Е.

   Приказ №____ от ....09.2016г.

Рабочая программа

по русскому языку

2 класс

           

Форма обучения – очная

Степень обучения – начальное общее  образование

Уровень обучения – базовый

на 2016 -2017 учебный  год

                                                  Составитель:

                                               учитель начальных классов

                               1 квалификационной категории

        Александрович Наталья Вячеславовна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования.
  • Примерных программ УМК "Школа России".
  •  Федерального перечня учебников.
  • Базисного учебного плана на 2016 -2017 учебный год.
  • Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И.Б. Катунина г. Брянска.
  • Русский  язык.  Рабочие  программы.  Предметная  линия учебников  системы  «Школа  России».  1—4  классы:  пособие для  учителей  общеобразоват.  организаций/В.  П.  Канакина,  В. Г. Горецкий,  М. В. Бойкина  и  др.]. — М.:  Просвещение, 2014. — 340 с. 

Используемый УМК:

Программа

Русский  язык.  Рабочие  программы.  Предметная  линия

учебников  системы  «Школа  России».  1—4  классы:  пособие

для  учителей  общеобразоват.  организаций/В.  П.  Канакина,  В.

Г. Горецкий,  М. В. Бойкина  и  др.]. — М.:  Просвещение, 2014.

— 340 с.

Учебник

Горецкий В.Г., Канакина В.П. Пособие в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

Рабочая программа насчитана на 170 часов (из расчета 5 часов в неделю).

класс

федеральный компонент

региональный компонент

школьный компонент

всего

2

5

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

•представления о своей этнической принадлежности;

•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

•положительного отношения к языковой деятельности;

•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;

•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;

•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;

•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);

•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
 •находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

•Слушать собеседника и понимать речь других;

•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

•формулировать собственное мнение и аргументировать его;

•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

Предметные результаты

ОБЩИЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;

•воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов:

фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

•первоначальные умения проверять написанное;

•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член

предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ОСНОВНЫХ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ  ЛИНИЙ  ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
 •(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

•различать устную и письменную речь;

•различать диалогическую речь;  понимать особенности диалогической речи;

•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
 •проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий,  парный — непарный,  согласный  глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

•определять ударный и безударные слоги в слове;

•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

•использовать знание алфавита при работе со словарями;

•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
 •устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать слово как единство звучания и значения;

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

•иметь представление о синонимах и антонимах;

•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых

задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
 •распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и

«что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение

и употребление в речи;

•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
 •различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

•устанавливать связи слов между словами в предложении;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•восстанавливать деформированные предложения;

•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

•находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

•раздельное написание слов в предложении;

•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

•перенос слов;
 •прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

•разделительный мягкий знак (ь);

•знаки препинания конца предложения (. ? !);

•раздельное написание предлогов с именами существительными;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

•определять разновидности орфограмм и соотносить их с  изученными  правилами;

•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наша речь. Виды речевой деятельности.

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях

Слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями

Словообразующая функция ударения.

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Звуки и буквы.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

 Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

Части речи.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. 

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не  с глаголом

Наша речь (4 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Предложение (11 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова … (18ч.)

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (60 ч)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. 

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. 

Части речи (57 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

ППредлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

ТЕКСТ  3 часа

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

 повторение 18ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Авторская программ

Рабочая программа

1

Наша речь

2

Текст

3

Предложение

11ч

11ч

4

Слова,слова,слова...

18ч

18ч

5

Звуки и буквы

60ч

60ч

6

Части речи

57ч

57ч

7

Повторение

18ч

18ч

Всего

170ч

170ч

Проекты:

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку

Проект «Пишем письмо».

Проект  «Рифма».  

Проект «В словари — за частями речи!».

Календарно – тематическое планирование

П/П

ТЕМА УРОКА

ДАТА

ПЛАН

ДАТА

ФАКТ

Наша речь (4ч.)

Виды речи (2 ч)

1

1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь.

2

2

Что можно узнать о человеке по его речи?

Диалог и монолог (1ч.)

3

3

Как отличить диалог от монолога? Проверим себя.

4

4

Входной диктант. №1.

Текст (3ч.)

Текст (2ч.)

5

1

Что такое текст?

6

2

Что такое тема и главная мысль текста?

Части текста (1 ч)

7

3

Части текста. Р/р.  Составление  рассказа  по рисунку, началу и опорным словам.

Предложение (11ч.)

Предложение (3ч.)

8

1

Что такое предложение? Знаки препинания в конце предложения.

9

2

Как составить из слов предложение?

10

3

Контрольное списывание.

Члены предложения (8ч.)

11

4

Главные члены предложения (основа).

12

5

Второстепенные члены предложения.

13

6

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

14

7

Распространённые и нераспространённые предложения.

15

8

Связь слов в предложении.

16

9

Р/р. Обучающее сочинение. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

17

10

Проверочная работа по теме «Текст», «Предложение».

18

11

Анализ сочинений и проверочных работ. Р.н.ош.

Слова, слова, слова … (18ч.)

Слово и его значение (4ч.)

19

1

Слово и его значение.

20

2

Слово и его значение.

21

3

Что такое однозначные и многозначные слова?

22

4

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

Синонимы и антонимы (4ч.)

23

5

Что такое синонимы?

24

6

Что такое антонимы?

25

7

Р/р.  Обучающее изложение  текста  по  данным к нему вопросам.

26

8

Контрольный диктант №2 

Однокоренные слова (4ч.)

27

9

Что такое родственные слова?

28

10

Что такое родственные слова?

29

11

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

30

12

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Слог. Ударение. Перенос слова (6ч.)

31

13

Какие бывают слоги?

32

14

Как определить ударный слог?

33

15

Как переносить слова?

34

16

Р/р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам

35

17

Анализ сочинений. Р.н.ош. Проверочная работа по теме:"Слова...."

36

18

Контрольный диктант № 3 по теме " Однокоренные слова"Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Звуки и буквы  (60ч.)

Звуки и буквы  (повторение и уточнение представлений) (1ч.)

37

1

Как различать звуки и буквы?

Русский алфавит, или Азбука (3ч)

38

2

Как мы используем алфавит?

39

3

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

40

4

Р/р.  Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом».

Гласные звуки (повторение и обобщение представлений) (2ч.)

41

5

Как определить гласные звуки?

42

6

Р/р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

Правописание  слов  с  безударным  гласным звуком в корне (15 ч)

43

7

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

44

8

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

45

9

Особенности проверяемых и проверочных слов.

46

10

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

47

11

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

48

12

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

49

13

КСД. Упражнения в написании слов с безударными гласными.

50

14

Р/р. Составление текста  из предложений  с  нарушенным порядком повествования.

51

15

Контрольный диктант № 4 за 1 триместр.

52

16

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

53

17

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

54

18

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

55

19

Анализ контрольного диктанта. Р.н.ош.

56

20

Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

57

21

Анализ работ. Р.н.ош.

Согласные звуки (повторение и углубление представлений) (2ч.)

58

22

Признаки согласного звука.

59

23

Согласный звук [й,] и буква «и краткое» .

Слова с удвоенными согласными (3ч.)

60

24

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

61

25

Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси».

62

26

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Проект «И в шутку и всерьёз».

Твёрдые  и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (2ч.)

63

27

Твёрдые и мягкие звуки и буквы для их обозначения

64

28

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

Мягкий знак (ь) (3ч.)

65

29

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

66

30

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

67

31

КСД. Р/р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо».???

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8 ч).

68

32

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

69

33

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

70

34

Р/р. Работа с текстом.

71

35

Проект «Рифма».

72

36

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу Урок - исследование

73

37

Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу.

74

38

Р/р. Работа с предложением и текстом

75

39

Контрольный диктант № 5 1 полугодие.

Звонкие и глухие согласные звуки (1ч)

76

40

Работа над ошибками.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Правописание  слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (14ч.)

77

41

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

78

42

Произношение и написание парных по глухости-звонкости согласных звуков.  

79

43

Проверка парных согласных в корне слова.

80

44

Распознавание  проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

81

45

Р/р. Обучающее изложение повествовательного текста.

82

46

Р.н.ош.. Правописание слов  с парными по глухости - звонкости согласных  звуков в конце слова.

83

47

Правописание слов  с парными по глухости - звонкости согласных  звуков в конце слова.

84

48

Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласным в конце слова

85

49

Особенности проверяемых и проверочных слов.

86

50

Особенности проверяемых и проверочных слов  на конце слова и перед согласными

87

51

Проверка знаний.

88

52

Р.Н.ош. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне

89?????

53

Контрольное списывание.

90

54

Р/р. Работа с предложением и текстом

Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч)

91

55

Правописание гласных и согласных в корне слова.

92

56

Контрольный диктант №6 диктант «Правописание гласных и согласных в корне  слова».

Разделительный мягкий знак (ь) (4 ч)

93

57

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

94

58

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

95

59

Р/р. Обучающее сочинение «Зимние забавы».

96

60

Проверочная работа «Звуки и буквы. Правописание изученных орфограмм».

Части речи (57 ч)

Части речи (2 ч)

97

1

Работа над ошибками. Общее представление об частях речи

98

2

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Имя существительное (17 ч)

99

3

Имя существительное как часть речи.

100

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

101

5

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

102

6

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

103

7

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная  буква в кличках животных, географических названиях.

104

8

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названии книг, журналов и газет.

105

9

Заглавная буква в написании кличек животных.

106

10

Заглавная буква в географических названиях.

107

11

Р/р. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри».

108

12

Редактирование текста.  Работа над ошибками.

109

13

Проверочная работа «Имя существительное».

110

14

Р.Н.ОШ.. Число имён существительных.

111

15

Единственное и множественное число имен существительных.

112

16

Единственное и множественное число имен существительных.

113

17

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

114

18

Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное».

115

19

Р.Н.О. Анализ работ.

Глагол (12ч.)

116

20

Глагол как часть речи (общее представление)

117

21

Употребление глаголов в речи

118

22

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

119

23

Р/р. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

120

24

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Число глагола. Изменение глагола по числам.

121

25

Единственное и множественное число глаголов.

122

26

Правописание частицы не с глаголом.

123

27

Обобщение знаний о глаголе.

124

28

Р/р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

125

29

Текст-повествование и роль в нём глаголов

126

30

Проверочная работа по теме «Глагол».

127

31

Р.н.ош. Анализ работ.

Имя прилагательное (13 ч)

128

32

Имя прилагательное как часть речи.

129

33

Значение и употребление имен прилагательных в речи.

130

34

Связь имени прилагательного с именем существительным

131

35

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

132

36

Сравнение как одно из выразительных средств языка.

133

37

Единственное и множественное число имён прилагательных.

134

38

Изменение имён прилагательных по числам.

135

39

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании.

136

40

Р/р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).

137

41

Р/р. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

138

42

Редактирование текста. Работа над ошибками.

Обобщение знаний об имени прилагательном

139

43

Контрольный словарный диктант. Обобщение знаний об имени прилагательном.

140

44

Контрольный диктант №8  по теме "Имя прилагательное».

Местоимение (5ч.)

141

45

Что такое местоимение?

142

46

Что такое местоимение?

143

47

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

144

48

Р/р. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

145

49

Р/р. Составление по рисункам текста-диалога.

Текст-рассуждение  (2  ч).

146

50

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

147

51

Проверочная работа  по  теме.«Местоимение».

Предлоги (5 ч)

148

52

Общее понятие о предлоге.

149

54

Раздельное написание предлогов со слолвами.

150

55

Р/р. Редактирование текста; восстановление деформирован-ного повествовательного текста.

151

56

Проверочная  работа  «Части речи»

152

57

Проект «В словари — за частями речи!».

Повторение (18ч.)

153

1

Текст. Виды текста.

154

2

Предложение.  Урок-игра

155

3

Главные и второстепенные члены предложения

156

4

Слово и его лексическое значение

157

5

Однокоренные слова. КСД

158

6

Прямое и переносное значение слов. Слова-синонимы. Слова-антонимы

159

7

Контрольная итоговая работа за 2 класс.

160

8

Части речи, их отличительные признаки.

161

9

Составление рассказа по рисунку

162

10

Итоговый контрольный №9 диктант.

163

11

Упражнение в распознавании частей речи

164

12

Упражнения в применении  изученных правил правописания

165

13

Проверочная работа  «Части речи»

166

14

Разбор слова как части речи

167

15

Контрольное списывание.

168

16

Звуки и буквы. Алфавит

169

17

КВР.

170

18

Итоговый урок по курсу «Русский язык»  «Умники и умницы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...