Технологическая карта урока математики 1 класс. "Уравнение"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Технологическая карта урока математики по теме "Уравнение" составлена по учебнику "Математика" 1 класс авторов Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких. Программа "Школа 2100".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

Предмет:    математика

Тема:  «Уравнение»

Тип урока:   открытие нового знания

Дидактическая цель:   сформировать способность к решению уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.

Задачи урока:

Образовательная (предметные результаты):

  • создать условия для выведения способа решения простого уравнения ;
  • актуализировать умение решать простые задачи на сложение и вычитание;
  • тренировать навык счёта в пределах 9;
  • совершенствовать мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: синтез, анализ, обобщение.

Развивающая:

Познавательные УУД – формулирование проблемы; использование знаково-символических средств; построение речевого высказывания;

РегулятивныеУУД – целеполагание, контроль, планирование действия.

Коммуникативные УУД – умение отвечать на вопросы учителя, одноклассников; умение договариваться, находить общее решение.

Воспитательная:

Личностные УУД – самоопределение; смыслообразование; самооценка.

Методы обучения:  деятельностный метод обучения.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

- создание проблемной ситуации;

- фронтальная, самостоятельная и парная деятельность.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к учебной деятельности

(Орг. момент)

- Прочитайте девиз урока

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодится.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

- Ребята, согласны ли вы с его содержанием?

- Как вы понимаете, что учение пригодится в жизни? - Выделите главное слово в последних двух    строчках и объясните свой выбор.

-Что нужно для того, чтобы открывать новые знания?

Слово «сам», т.к. мы учимся тогда, когда понимаем, чего мы не знаем и сами «открываем»  новые знания

Повторить то, что знаем

личностные:

самоопределение;

проявление интереса к изучению темы и к учебной деятельности

регулятивные:

умение планировать свои действия;

коммуникативные:

умение точно и грамотно излагать свои мысли, уметь формулировать и аргументировать своё мнение

  1. Актуализация знаний
  1. Что неправильно в моей задаче?

      Исправьте задачу и решите её.   

        а)  Мама купила 8 тарелок. Две тарелки съели за обедом. Сколько тарелок осталось?

        б)  Юля прочитала 7 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?

- Что общего во всех задачах?  

- Покажите, какая схема подходит ко всем этим задачам?

- Почему именно эта схема?

2) Разбейте фигуры на части и составьте равенства:

                                              С +  К  = Ф      3   +  6   = 9

                                               К + … = Ф      6   + … = 9

                                               … -  С =  К      … -  3   = 6

                                               Ф - …  = С       9    - … = 3

 - Как обозначены все фигуры и как обозначены части? Почему?

- Вставьте в «окошки» пропущенные буквы и цифры. Обоснуйте решение.

- Назовите целое и части в числовых равенствах.

- Как найти целое? Как найти часть?

        ___________________________________

- В рассмотренных равенствах были неизвестные компоненты, которые мы обозначали «окошком». Неизвестные компоненты можно обозначать по – разному.

Как бы вы их обозначили?

- Хорошо, молодцы!  Но чаще всего используют латинскую букву Х. Давайте заменим «окошки» на эту букву.

- Вот, что у нас получилось: 

                              3  + 6  = 9

                              6 + Х  = 9

                              Х  - 3  = 6

                              9  - Х  = 3  

- Знаете ли вы, как называются такие равенства?

3) Используя правило закономерности, расположите числа в порядке возрастания:

99      91       92       95       93       94       97        98       96

Е        У        Р          Н       А        В        Н         И       Е  

(УРАВНЕНИЕ)

- Какая же будет сегодня тема урока?  

- Может кто-нибудь уже может сказать, что такое уравнение? (…)

- Чему равен Х в 1 уравнении? (во 2,3?)

- Числа 3,6 и 9 – корни уравнений.

ФИЗМИНУТКА

Дети исправляют ошибки и решают задачи

Неизвестна часть

Дети выбирают схему и объясняют свой выбор.

Дети разбивают фигуры на части по цвету (красные и синие), вставляют соответствующие  буквы и цифры, объясняя свой выбор

Формулируют правила

Предлагают свои варианты обозначения

Дают ответы…

Формулируют тему урока

«Уравнение»

 

Делают вывод, что уравнение это равенство с неизвестным компонентом действия

- научиться решать уравнения.

Х = 3 (6,9)

познавательные:

- использование знаково-символических средств;

- умение работать с текстом;

- построение речевого высказывания;

- умение проводить классификацию, анализ объектов с целью выделения признаков;

- умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя;

- формулирование  темы урока

  1. Выявление места и причины затруднения

(формулирование проблемы)

1) Задание №1. (Решение уравнений с «мешками» методом подбора)

- Как вы думаете, что нужно сделать в этом задании?

- Как называются такие равенства?

- Вместо вопроса напишите Х.

- Верно ли решено первое уравнение? Докажите.

2)  Задание №2. 

2 а) – самостоятельно.

- Чему равен  Х?  (Ответы разные)

- Почему при подборе корня – подходящих фигур в «мешок» Х – возникло затруднение? - А если фигур станет больше – легче или труднее будет их подбирать? (Труднее)

- Всегда ли удобно решать уравнения с помощью  подбора корней уравнений? (Нет)

- Значит, метод подбора подходит только для небольшого количества фигур, а для большого количества (или больших чисел) нужен другой способ.

- Какая же наша задача на уроке - поставьте цель.

Надо подобрать предметы в «мешок» - слагаемое так, чтобы получилось верное равенство.

Решают уравнения фронтально с подробным комментированием.

2 а) – самостоятельное решение;

Фиксируют затруднение.

(Много фигур)

Формулируют цель

- нужно найти способ нахождения неизвестного слагаемого, который можно использовать для любых чисел;

регулятивные:

- построение речевого    высказывания;

- определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя;

- способность отличать новое знание от уже известного;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективного способа решения.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Какие правила о взаимосвязи частей и целого, как «волшебный ключик», помогают нам в разных ситуациях?

- А теперь каждый из вас должен догадаться, какое из этих правил подойдёт для решения уравнений.

В этом и заключается «секрет» нашего урока.

Вспоминают правила взаимосвязи части и целого

Предлагают правило и обосновывают свой выбор.

регулятивные:

- умение составлять план действия;

познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- решение проблемы;

коммуникативные:

- участие в коллективном обсуждении проблемы.

  1. Реализация построенного проекта (открытие нового знания)
  1. 2 б) 

2)  Составляется алгоритм решения уравнения.  

- Давайте посмотрим, какой алгоритм решения уранения у нас получился.

Решают с использованием правила.

Проговаривают все этапы алгоритма.

познавательные:

- перерабатвать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

регулятивные:

- выделять, фиксировать и проговаривать последовательсть операций предметного способа действия

коммуникативные:

- оформлять свою мысль  в устной и письменной речи

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1)  Задание № 3 

ФИЗМИНУТКА

Решают фронтально с опорой на алгоритм

Познавательные:

- умение строить логическую цепочку рассуждений

       7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1)  Задание № 5 а) б) 

2) Индивидуальная самостоятельная работа:

№ 5 в)  

Итак, что же такое уравнение?

Сравните свой вывод с выводом учебника.

Работают в парах.

Самопроверка по эталону.

Самоанализ ошибок.

Делают вывод:

уравнение  - это равенство с неизвестным компонентом действия. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

Читают вывод учебника и сравнивают со своим.

познавательные:

- умение структуировать знания;

- рефлексия способов действий;

- умение анализировать и сравнивать;

личностные:

- понимание успешности и неуспешности в учебной деятельности;

регулятивные:

- контроль, оценка;

коммуникативные:

- умение работать в паре;

  1. Включение в систему знаний и повторение
  1. Задание № 6.

     

 

2) Задание № 8.

- Кто решил также?

- Кто допустил 1(2) ошибки?

- Почему ошиблись?

- Какой материал нужно повторить?

Решение у доски с объяснением.

Работают в парах .

Проверяют по эталону.

коммуникативные:

- умение полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи

познавательные:

- умение работать с текстом;

- использование знаково-символических средств;

- построение речевого высказывания;

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

- умение анализировать и сравнивать;

  1. Рефлексия деятельности

(Итог урока)

- Какую цель перед собой ставили?

- Достигли своей цели?

- Докажите.

          _____________________________

- А сейчас откройте дневники и оцените свою работу на уроке. (…)

- Кто закрасил  круг  зелёным цветом?

- А кто закрасил жёлтым?  Почему?

- Что не получилось?  

- Что надо сделать, чтобы не  делать таких ошибок?

- А красным цветом кто-нибудь закрасил круг?

- Молодцы! Вот и закончился наш урок. Мы раскрыли ещё один «секрет» математики.

- Покажите карточку - «настроение».

- Я рада, что у вас хорошее  настроение!  

Спасибо всем за урок!

Уравнение  - это равенство с неизвестным компонентом действия. Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

Самооценка деятельности на уроке.

личностные:

- самооценка,

- смыслообразование;

- понимание причин успешности и неуспешности;

коммуникативные:

- контроль и оценка учебной деятельности;

познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....