Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по программе "начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 4 класс - математика | 83.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы «Математика» (автор В.Н. Рудницкая). Москва: Издательский центр «Вентана – Граф», 2014.
Программа построена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009.
Программа адресована обучающимся 4 в класса общеобразовательной школы.
Цели учебного предмета «Математика»:
- обеспечение интеллектуального развития младших школьников: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов решения учебных задач;
- предоставление основ начальных математических знаний и формирование соответственных умений у младших школьников: вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации математических объектов);
- реализация воспитательного аспекта обучения: воспитание потребности узнавать новое, расширять свои знания, проявлять интерес к занятиям математикой, стремиться использовать математические знания и умения при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни, приобрести привычку доводить начатую работу до конца, получать удовлетворение от правильно и хорошо выполненной работы, уметь обнаруживать и оценивать красоту и изящество математических методов, решений, образов.
Специфика учебного предмета «Математика» заключается в том, что содержание курса математики направленно прежде всего на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовым признакам, установление аналогий и причинно следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создает благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметических и геометрических представлений о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действия, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создавать условия для овладения учащимися математическим языком, знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные педагогические и образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные;
- технологию уровневой дифференциации;
- игровые технологии;
- коллективного взаимообучения и сотрудничества;
- проектной и исследовательской деятельности;
- технология развития критического мышления.
- интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.
Формы обучения. Программа предусматривает разнообразные типы уроков: путешествие, исследование, защита проектов, экскурсии, деловая игра, практикумы, лекции, уроки контроля, презентации.
При проведении уроков используются коллективные и индивидуальные формы работы: беседы, «работа в паре», работа в группах, разноуровневые задания, деловые игры, интеллектуальные марафоны.
Произведена коррекция программы в связи с выделением часов для резервных уроков, проведения административных срезов. Количество уроков в неделю 4, в год – 136.
Планируемые результаты
Предметные результаты
Числа и величины
Обучающийся научится:
-читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
-классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
-читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
-выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
-выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
-выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
-вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять действия с величинами;
-использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
-проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
-устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
-решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
-решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
-оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-решать задачи в 3—4 действия;
-находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения
Геометрические фигуры
Обучающийся научится:
-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
-выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
-использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
-распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
-соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Обучающийся получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Обучающийся научится:
-измерять длину отрезка;
-вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
-оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Обучающийся получит возможность научитьсявычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
-читать несложные готовые таблицы;
-заполнять несложные готовые таблицы;
-читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-читать несложные готовые круговые диаграммы;
-достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
-сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
-понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
-составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;
-распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
-планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
-интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающего будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
-учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
-установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
-устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,планирования и регуляции своей деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты).
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
-работать с несколькими источниками информации;
-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы опрочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
-сопоставлять различные точки зрения;
-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Обучающийся научится:
-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
Обучающийся научится:
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
-сканировать рисунки и тексты.
Обучающийся получит возможностьнаучиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Обучающийся научится:
-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
-заполнять учебные базы данных.
Обучающийся получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Обучающийся научится:
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Обучающийся получит возможность научиться:
-представлять данные;
-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Обучающийся научится:
-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах (создание простейших роботов);
-определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
-моделировать объекты и процессы реального мира.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1. | Число и счет. | 8ч. |
2. | Арифметические действия с многозначными числами их свойства | 54 ч. |
3. | Величины | 9 ч. |
4. | Работа с текстовыми задачами | 11 ч. |
5. | Геометрические понятия | 22 ч. |
6. | Логико-математическаяподготовка | 8 ч. |
7. | Работа с информацией | 4 ч. |
8. | Итоговое повторение | 8 ч. |
Резервные уроки | 12 ч. | |
Итого: | 136 ч. |
Содержание учебно – тематического плана
4класс (136часов)
Число и счёт
Целые неотрицательные числа
Счёт сотнями. Многозначное число.
Классы и разряды многозначного числа.
Названия и последовательность многозначных чисел в пределах класса миллиардов.
Десятичная система записи чисел. Запись многозначных чисел цифрами.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, С, D, М.
Римская система записи чисел.
Примеры записи римскими цифрами дат и других чисел, записанных арабскими цифрами.
Сравнение многозначных чисел, запись результатов сравнения.
Арифметические действия с многозначными числами и их свойства
Сложение и вычитание
Устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания. Проверка правильности выполнения сложения и вычитания (использование взаимосвязи сложения и вычитания, оценка достоверности, прикидка результата, применение микрокалькулятора)
Умножение и деление
Несложные устные вычисления с многозначными числами.
Письменные алгоритмы умножения и деления многозначных чисел на однозначное, на двузначное и на трёхзначное число.
Способы проверки правильности результатов вычислений (с помощью обратного действия, оценка достоверности, прикидка результата, с помощью микрокалькулятора)
Свойства арифметических действий
Переместительные свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения (вычитания), деление суммы на число; сложение и вычитание с 0, умножение и деление с 0 и 1 (обобщение: запись свойств арифметических действий с использованием букв)
Числовые выражения
Вычисление значений числовых выражений с многозначными числами, содержащими от 1 до 6 арифметических действий (со скобками и без них).
Составление числовых выражений в соответствии с заданными условиями.
Равенства с буквой
Равенство, содержащее букву.
Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий, обозначенных буквами в равенствах вида: х + 5 = 7,
х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 = 15, 8 + х = 16,
8 · х = 16, 8 – х = 2, 8 : х = 2.
Вычисления с многозначными числами, содержащимися в аналогичных равенствах.
Составление буквенных равенств.
Примеры арифметических задач, содержащих в условии буквенные данные.
Величины
Масса. Скорость.
Единицы массы: тонна, центнер.
Обозначения: т, ц.
Соотношения: 1 т = 10 ц,
1 т = 100 кг, 1 ц = 10 кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и её единицы: километр в час, метр в минуту, метр в секунду и др.
Обозначения: км/ч, м/мин, м/с.
Вычисление скорости, пути, времени по формулам: v = S :t, S = v · t, t = S : v
Измерения с указанной точностью
Точные и приближённые значения величины (с недостатком, с избытком).
Запись приближённых значений величин с использованием знака ≈ (АВ ≈ 5 см,
t ≈ 3 мин, v ≈ 200 км/ч).
Измерение длины, массы, времени, площади с указанной точностью
Масштаб. План
Масштабы географических карт. Решение задач.
Работа с текстовыми задачами
Арифметические текстовые задачи
Задачи на движение: вычисление скорости, пути, времени при равномерном прямолинейном движении тела.
Задачи на разные виды движения двух тел: в противоположных направлениях (в том числе на встречное движение) из одного или из двух пунктов; в одном направлении (из одного или из двух пунктов) и их решение.
Понятие о скорости сближения (удаления).
Задачи на совместную работу и их решение.
Различные виды задач, связанные с отношениями «больше на ...», «больше в ...», «меньше на ...», «меньше в ...», с нахождением доли числа и числа по его доле.
Задачи на зависимость между стоимостью, ценой и количеством товара.
Арифметические задачи, решаемые разными способами; задачи, имеющие несколько решений и не имеющие решения.
Геометрические понятия
Геометрические фигуры
Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников в зависимости от видов их углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные) от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля и линейки (о том числе отрезка заданной длины).
Деление отрезка на 2, 4, 8 равных частей с помощью циркуля и линейки (в том числе отрезка заданной длины).
Построение прямоугольников с помощью циркуля и линейки.
Пространственные фигуры
Геометрические пространственные формы в окружающем мире. Многогранник и его элементы: вершины, рёбра, грани.
Прямоугольный параллелепипед.
Куб как прямоугольный параллелепипед.
Число вершин, рёбер и граней прямоугольного параллелепипеда.
Пирамида, цилиндр, конус.
Разные виды пирамид (треугольная, четырёхугольная, пятиугольная и др.).
Основание, вершина, грани и рёбра пирамиды.
Число оснований и боковая поверхность цилиндра; вершина, основание и боковая поверхность конуса.
Изображение пространственных фигур на чертежах.
Логико-математическая подготовка
Логические понятия
Высказывание и его значения (истина, ложь).
Составные высказывания, образованные из двух простых высказываний с помощью логических связок «и», «или», «если..., то...», «неверно, что...» и их истинность.
Примеры логических задач, решение которых связано с необходимостью перебора возможных вариантов.
Работа с информацией
Представление и сбор информации
Координатный угол: оси координат, координаты точки.
Обозначения вида А (2, 3).
Простейшие графики.
Таблицы с двумя входами.
Столбчатые диаграммы.
Конечные последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур, составленные по определённым правилам.
Календарно–тематический план
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Условные обозначения | |
По плану | По факту | |||
Десятичная система счисления – 3ч. | ||||
Повт. Сложение чисел в пределах1000. Понятие о десятичной системе записи чисел. | Исп. ИКТ | |||
Повт.Вычитание чисел в пределах 1000. Представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. | Проект. деят. | |||
Повт. Умножение на однозначное число. Правила записи чисел в римской системе. | Исп .ИКТ | |||
Чтение и запись многозначных чисел – 3ч. | ||||
Повт.Деление на однозначное число. Названия классов и разрядов в записи многозначного числа. | Исслед. деят. | |||
Повт.Умножение на двузначное число. Чтение и запись многозначных чисел в пределах класса миллионов. | Исп.ИКТ | |||
Повт. Деление на двузначное число. Чтение и запись многозначных чисел. | Проект. деят. | |||
Сравнение многозначных чисел – 3ч. | ||||
Повт.Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Поразрядное сравнение многозначных чисел. | Исслед. деят. | |||
Повт. Числовые равенства и неравенства. Запись результатов сравнения многозначных чисел. | Проект. деят. | |||
Многозначные числа. Самостоятельная работа по теме: «Нумерация многозначных чисел». | С/р | |||
Сложение многозначных чисел – 3ч. | ||||
Приём поразрядного сложения многозначных чисел. | Исп .ИКТ | |||
Алгоритм письменного сложения многозначных чисел. | ||||
Отработка умений письменного сложения многозначных чисел | Проект. деят. | |||
Вычитание многозначных чисел – 6 ч. | ||||
Приём поразрядного вычитания многозначных чисел. | ||||
Алгоритм письменного вычитания многозначных чисел. | Исслед. деят. | |||
Отработка умений письменного вычитания многозначных чисел. . | Проект. деят. | |||
Построение прямоугольника с данными длинами сторон с помощью линейки и угольника на нелинованной бумаге. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д Исслед. деят. | |||
Построение квадрата с данной длиной стороны. | Исслед. деят. | |||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел». | К/р | |||
Скорость – 2ч. | ||||
Работа над ошибками. Понятие о скорости равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости и их обозначения. | Исслед. деят. Исп .ИКТ | |||
Вычисление скорости по данным пути и времени движения. Решение задач на нахождение скорости. | Исп .ИКТ Проект. деят. | |||
Задачи на движение – 4ч. | ||||
Правила для нахождения пути и времени движения тела Самостоятельная работа по теме «Решение задач на нахождение скорости» | С/р | |||
Решение арифметических задач разных видов, связанных с движением. | Проект. деят. | |||
Решение задач на движение с использованием формул. | ||||
Упражнения в решении задач на движение. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д | |||
Координатный угол – 3ч. | ||||
Понятие о координатном угле. | Исп. ИКТ Исслед.деят. | |||
Чтение координат данной точки. Построение точки с указанными координатами. | ||||
Контрольная работа по теме «Задачи на движение». | К/р | |||
Графики. Диаграммы – 2ч. | ||||
Работа над ошибками. Графики, диаграммы, таблицы. | Исслед. деят. | |||
Чтение и построение простейших диаграмм и графиков. | Проект. деят. | |||
Переместительные свойства сложения и умножения – 2ч. | ||||
Названия и формулировки переместительных свойств сложения и умножения. | исп. ИКТ | |||
Переместительные свойства сложения и умножения. Запись свойств с помощью букв. | Проект. деят. | |||
Сочетательные свойства сложения и умножения – 2ч. | ||||
Названия и формулировки сочетательных свойств сложения и умножения и их использование при выполнении вычислений. | ||||
Сочетательные свойства сложения и умножения. Запись свойств с помощью букв. | Проект. деят. | |||
План и масштаб – 2ч. | ||||
Понятие о масштабе и плане. Определение масштаба данного вида. Самостоятельная работа по теме « Переместительные и сочетательные свойства сложения и умножения». | С/р Исслед. деят | |||
Масштаб. Построение отрезков в заданном масштабе. Практическая работа « Определение масштаба карты, измерение расстояний на карте» | Практ.р. исп. ИКТ | |||
Многогранник – 2ч. | ||||
Понятие о многограннике как о пространственной фигуре. Грани, вершины, рёбра многогранника. | Исслед. деят. | |||
Обозначение многогранника буквами латинского алфавита. Модели различных видов многогранника. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д | |||
Распределительные свойства умножения – 2ч. | ||||
Названия и формулировки распределительных свойств умножения относительно сложения и вычитания. | исп. ИКТ Проект. деят. | |||
Распределительные свойства умножения. Их использование при вычислениях. | Исслед. деят. | |||
Умножение на 1000, 10000 – 3ч. | ||||
Умножение на 1000, 10 000, 100 000. | Проект. деят. | |||
Упражнения в умножении на 1000, 10 000, 100 000. Решение задач. | ||||
Контрольная работа по теме: «Свойства арифметических действий, умножение на 1000,10000,100000». | К/р | |||
Прямоугольный параллелепипед. Куб – 2ч. | ||||
Работа над ошибками. Понятие о прямоугольном параллелепипеде. Куб как прямоугольный параллелепипед. | исп. ИКТ Исслед. деят. | |||
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) на чертеже. Практическая работа «Склеивание модели прямоугольного параллелепипеда по его развертке» | Практ.р. Проект. деят. | |||
Тонна. Центнер – 2ч. | ||||
Единицы массы: тонна, центнер, их обозначение: т, ц. | Исслед. деят. | |||
Соотношение единиц массы. Решение задач с использованием единиц массы. | Проект. деят. | |||
Задачи на движение в противоположных направлениях – 3ч. | ||||
Задачи на движение в противоположных направлениях из одной точки. | исп. ИКТ Исслед. деят. | |||
Задачи на движение в противоположных направлениях из двух точек. Контрольный арифметический диктант. | Проект. деят. К/а/д | |||
Упражнение в решении задач на движение в противоположных направлениях. | ||||
Пирамида – 2ч. | ||||
Понятие о пирамиде как о пространственной фигуре. Вершина, основание, грани и ребра пирамиды. | Исслед. деят. | |||
Изображение пирамиды на чертеже. Самостоятельная работа по теме « Решение задач на движение» | С/р | |||
Задачи на движение в противоположных направлениях ( встречное движение) – 3 ч. | ||||
Понятие о встречном движении и о скорости сближения. | ||||
Задачи на встречное движение, в противоположных направлениях. | исп. ИКТ | |||
Упражнение в решении задач на встречное движение, в противоположных направлениях. | Проект. деят. | |||
Умножение многозначного числа на однозначное – 4 ч. | ||||
Письменный алгоритм умножения многозначного числа на однозначное число. | Исслед. деят. | |||
Умножение многозначного числа на однозначное. | ||||
Упражнение в умножении многозначного числа на однозначное. Решение задач. | Проект. деят. | |||
Контрольная работа за 1 полугодие по тексту администрации. | К/р | |||
Умножение многозначного числа на двузначное – 4 ч. | ||||
Письменный алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число. | исп. ИКТ Исслед. деят. | |||
Умножение многозначного числа на двузначное. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д | |||
Умножение многозначных чисел. | ||||
Упражнение в умножении многозначного числа на двузначное. Решение задач на движение. | ||||
Умножение многозначного числа на трёхзначное – 6 ч. | ||||
Алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное. | Исслед. деят. | |||
Умножение многозначного числа на трёхзначное. | Проект. деят. | |||
Развёрнутые и упрощённые записи умножения. | исп. ИКТ | |||
Упражнение в умножении многозначного числа на трехзначное. | Проект. деят. | |||
Умножение многозначного числа на трёхзначное. Решениезадач. | ||||
Умножение многозначного числа на трёхзначное. Контрольная работа по теме «Письменные приёмы умножения чисел». | К/р | |||
Конус – 2ч. | ||||
Работа над ошибками. Понятие о конусе как о пространственной фигуре, его отличие от пирамиды. Вершина, основание и боковая поверхность конуса. | исп. ИКТ | |||
Изображение конуса на чертеже. Развёртка конуса. Практическая работа «Склеивание модели конуса по его развертке» | Практ.р. Проект. деят. | |||
Задачи на движение в одном направлении – 4 ч. | ||||
Задачи на движение в одном направлении. | Исслед. деят. | |||
Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из одной точки. | ||||
Упражнение в решении задач на движение в одном направлении из двух точек. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д | |||
Решение задач на движение. Проект « Мир в движении» | Проект | |||
Истинные и ложные высказывания. Высказывания со словами «неверно, что» - 2ч. | ||||
Истинные и ложные высказывания. Значения высказываний. Самостоятельная работа по теме «Задачи на движение в одном направлении» | С/р | |||
Образование составного высказывания со словами «неверно, что» и определение его истинности. | исп. ИКТ | |||
Составные высказывания – 3ч. | ||||
Составные высказывания. Логическая связка «или». | ||||
Составные высказывания. Логическая связка «и». | ||||
Составные высказывания. Логическая связка «если, то».Упражнение в составлении сложных высказываний. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д | |||
Задачи на перебор вариантов – 2ч. | ||||
Высказывания. Знакомство с задачами на перебор вариантов. | исп. ИКТ Исслед. деят. | |||
Решение задач способом перебора возможных вариантов. Составление таблицы возможностей. | Проект. деят. | |||
Деление суммы на число – 3ч. | ||||
Деление суммы на число. | Исслед. деят. | |||
Решение задач с применением правила деления суммы на число. | Проект. деят. | |||
Контрольная работа по теме «Деление суммы на число» | К/р | |||
Деление на1000,10000 - 3ч. | ||||
Работа над ошибками. Приёмы деленияна 1000,10000… | исп. ИКТ | |||
Деление на1000,10000…Сокращение частного. | ||||
Контрольное тестирование в рамках подготовки к мониторингу. | К/р | |||
Карта – 1ч. | ||||
Карта. Масштабы географических карт. Решение задач, связанных с масштабом. | исп. ИКТ | |||
Цилиндр – 2ч. | ||||
Понятие о цилиндре как о пространственной фигуре. Основания и боковая поверхность цилиндра. | ||||
Цилиндр. Изображение цилиндра на плоскости. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д исп. ИКТ | |||
Деление на однозначное число- 3 ч. | ||||
91. | Деление многозначного числа на однозначное число. Письменный алгоритм деления. | Исслед. деят. | ||
92. | Деление на однозначное число. | Проект. деят. | ||
93. | Упражнение в делении на однозначное число. | |||
Деление на двузначное число – 4 ч. | ||||
94. | Деление многозначного числа на двузначное число. Письменный алгоритм деления. Самостоятельная работа по теме «Деление на однозначное число» | Исслед. деят. С/р | ||
95. | Деление на двузначное число. | исп. ИКТ | ||
96. | Упражнение в делении на двузначное число. | Проект. деят. | ||
97. | Контрольная работа по теме: «Деление многозначного числа на однозначное и двузначное». | К/р | ||
Деление на трёхзначное число – 5 ч. | ||||
98. | Работа над ошибками. Деление многозначного числа на трехзначное число. | Исслед. деят. | ||
99. | Деление на трёхзначное число. Порядок действий. | Проект. деят | ||
100. | Упражнение в делении на трехзначное число. | исп. ИКТ | ||
101. | Деление на трёхзначное число. | Проект. деят. | ||
102. | Деление на трехзначное число. Самостоятельная работа по теме «Деление на трехзначное число. Решение задач» | С/р | ||
Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки – 3 ч. | ||||
103. | Деление отрезка на 2,4,8 равных частей с помощью циркуля и линейки | Исслед. деят. | ||
104. | Решение практических задач, связанных с делением отрезка на равные части с помощью циркуля и линейки. | Практ.р. Проект. деят. | ||
105. | Контрольная работа по теме «Деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число». | К/р | ||
Решение уравнений – 2ч. | ||||
106. | Работа над ошибками. Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного множителя. | исп. ИКТ | ||
107. | Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного делимого | Проект. деят. | ||
Угол и его обозначение – 2ч. | ||||
108. | Угол и его обозначение. | Исслед. деят. | ||
109. | Сравнение величин углов наложением. Контрольный арифметический диктант. | К/а/д | ||
Виды углов – 1ч. | ||||
110. | Виды углов. Нахождение на чертеже углов каждого вида. | исп. ИКТ | ||
Решение уравнений – 2 ч. | ||||
111. | Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого. | |||
112. | Решение уравнений на нахождение неизвестного делителя. | Проект. деят. | ||
Виды треугольников – 1ч. | ||||
113. | Виды треугольников. Определение вида треугольника. | исп. ИКТ | ||
Точное и приближённое значения величины – 1ч. | ||||
114. | Точное и приближённое значение величины. Решение задач на нахождение приближённой величины. | Проект. деят. | ||
Построение отрезка, равного данному – 2ч. | ||||
115. | Построение отрезка равного данному с помощью циркуля и линейки. Упражнения в построении отрезков. | исп. ИКТ | ||
116. | Итоговая контрольная работа по тексту администрации. | К/р | ||
Итоговое повторение – 8ч. | ||||
117. | Сложение и вычитание многозначных чисел | |||
118. | Сравнение многозначных чисел. | |||
119. | Величины. | |||
120. | Умножение многозначных чисел | |||
121. | Деление многозначных чисел | |||
122. | Решение текстовых задач на движение. | |||
123. | Решение уравнений. | |||
124. | Виды углов и треугольников | |||
125- 136 | Резервные уроки (12 часов). |
Система условных обозначений:
С/р – самостоятельная работа
К/р – контрольная работа
К/а/д – контрольный арифметический диктант
Т – тестирование
исп. ИКТ- использование ИКТ
Исслед. деят.- исследовательская деятельность.
Проект. деят. – проектная деятельность
Информационно-методическое обеспечение
Учебно-методический комплект
- В.Н.Рудницкая,Т.В.Юдачева.Математика.4класс.Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. — М., Издательский центр «Вентана- граф». 2014 г.
- В.Н.Рудницкая,Т.В.Юдачева.Математика.4класс.Рабочие тетради. В 2 ч. — М., Издательский центр «Вентана- граф».2014 г.
- В.Н.Рудницкая,.Математика.4класс.Дидактические материалы. В 2 ч. — М., Издательский центр «Вентана- граф».2014 г.
Литературадляучителя
- Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике», М: «ВАКО», 2008 г.
- Лавриненко Г.А. «Как научить детей решать задачи. Методические рекомендации для учителя начальных классов», Саратов «Лицей», 2009г.
- Методическое пособие для учителя по курсу «Математика» для 4 класса. - Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008г.
- Поветина Л.И. «Олимпиадные задания», Самара: изд. «Учебная литература», 2004г.
- Ракитина М.Г. Русский язык. Математик.:Дидактические материалы. 4класс. – М.: Рольф, 2000
- В.Н.Рудницкая,Математика.4класс.Методические рекомендации. — М., Издательский центр «Вентана- граф». 2014 г
- Рудницкая В.Н. «Тематические и итоговые контрольные работы по математике в начальной школе. Пособиедляучителяначальныхклассов», Саратов: «Лицей», 2002 г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Контрольные и проверочные работы по математике в начальной школе», Москва «Дрофа», 2010 г.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Математика. Итоговое тестирование. 4 класс- Москва: АСТАстрель, 2009г.
Литературадляобучающихся
- Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2008.
- Волина В.П. Веселая математика. М: 1999г. – 150 с.
- Всегда всем весело: Сборник игр и развлечений/ Под ред. Строева А.С. М: 2002г.
- Калугин М.А. После уроков. Ярославль: 2006 г.
- Кероваг.в. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. М: МЦНМО, 2004г.
- Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. Лань МИК, 2006.
- Петраков И.С. Математические олимпиады школьников. М: 2002г.
- Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи. М.: 2009.Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. М. 2007.
- Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. М:Просвещение, 2002 г.
Образовательные диски
- Дискс программой-тренажером поматематике за 4 класс.
- Образовательнаяколлекция, CD. Математика. Начальнаяшкола.
Адресаэлектронныхресурсов
- http://www.km.ru/ - портал компании «Кирилл и Мефодий»
- http://www.edunet.uz/media/e-resource/section.php - Сайт Межшкольного Ресурсного Центра
- http://www.viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации.
- http://www.n-shkola.ru/ -журнал «Начальная школа»
- http://www.uchportal.ru/load/46 - « Учительский портал
- http://nsc.1september.ru/index.php
- http://annik-bgpu.km.ru/ - коллекция задач по математике для начальной школы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...