Конспект урока по математике на тему "Производительность" 4 класс "ПНШ"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Вид урока: изучение нового материала

Цели:

Основные предметные цели:

обобщить имеющиеся знания;

- ввести понятие производительность на основе понятия скорость работы;

- сформировать представление о величине «производительность», выявить зависимость между величинами: объем выполненной работы (А), производительность (v) и время (t), построить формулу работы А = v * t, v = A : t, t = A : v;

- повторить и закрепить решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния, взаимосвязь между величинами.

Основные общеучебные цели: учиться читать и записывать информацию, представленную в виде различных математических моделей, строить высказывания, продолжать учиться называть цели конкретного задания, алгоритм, проверять, исправлять и оценивать результаты работы .

 

 

Оборудование: компьютер, экран, проектор (мультимедия);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass_proizvoditelnost.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока.

Методы и приемы.

Время, мин.

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг. момент

Эмоц. настрой

1

Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть! Давайте мы поприветствуем друг друга и улыбнемся! В классе стало немного уютнее от ваших улыбок! Сначала тихо присаживаются девочки, теперь мальчики. Молодцы!

Сегодня на уроке вам потребуется ваша внимательность и сообразительность! Итак, давайте начнем наш урок.

Приветствуют  учителя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

  1. Актуализация знаний

 Метод: практический, словесный

Прием: выполнение заданий; учебный диалог

7

А предлагаю я начать наш урок с повторения. На слайде вы видите текст задачи. Давайте прочитаем.

Итак, какая эта задача? (простая)

Что здесь неизвестно? ()

Как мы можем найти это?()

Какого вида эти задачи?(задачи на движение)

Правильно, на движение.

Какие виды задач похожи на задачи на  движение? (производительность труда)

Производительность труда еще называют скорость работы. Давайте решим несколько задач на нахождение работы.

Вы видите на слайде 2 таблицы. Вам нужно составить задачи и решить их, но они разделены по вариантам. Первый вариант составляет задачу и решает ее по первой таблице, а второй – по второй.

Давайте проверим, что у вас получилось. Первый вариант прочитайте текст вашей задачи. Как вы нашли неизвестное? Второй вариант давайте разберем вашу задачу.

Назовите формулы, которыми пользовались при решении данных задач.

А = Р * t

Р = A : t

t = A : Р, где t – это время работы, Р - это производительность(скорость работы), а  A – это вся работа

Правильно, молодцы. Как мы можем найти работу?

Чтобы найти всю работу, как в данных задачах, нам нужно производительность умножить на время.

Итак, оценки за ответы.

Читают задачи

Отвечают на вопросы

Решают задачи по вариантам

Проверяют вместе с учителем

Озвучивают формулы для решения задач

Обобщают вместе с учителем

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

  1. Постановка учебной задачи

Метод: словесный

Прием: учебный диалог

4

Ребята, а как вы считаете, для чего мы с вами повторили задачи такого типа? (для того, чтобы решать задачи на производительность). Правильно, мы с вами решали задачи на нахождение работы, находили скорость работы, а как по-другому называется скорость работы? (Производительность)

Да, ребята, сегодня наша с вами тема будет такая: «Когда объем выполненной работы одинаковый»

Давайте подумаем, какие задачи мы с вами сегодня можем  поставить?

Я сформулировала  цели так:

  1. учиться решать задачи на производительность труда, когда объем выполненной работы одинаковый;
  2. учиться делать выводы;

P1, прочитай пожалуйста задачи нашего урока. Ребята, к этим задачам мы с вами вернемся в конце урока и посмотрим, кто справился с ними, а кому нужно еще поработать над этим.

Выдвигают предположения

Отвечают на вопросы

Ставят задачи на урок

Один ребенок читает цели

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

  1. Решение частных задач

Метод: словесно-практический

Прием: учебный диалог, выполнение упражнений

12

А теперь я предлагаю поработать с учебником. Откройте страницу 53 и найдите задание № 170. Итак, посмотрите на слайд, здесь вы видите таблицу. Ее мы с вами будем заполнять вместе. Что у нас неизвестно в таблице? (Время работы 1 и 4 устройства, производительность работы 2 и 3 устройства)

Давайте еще раз вспомним, как мы можем найти время, если известен объем и производительность работы? (объем разделить на производительность). Правильно, мы должны объем разделить на производительность. Обсудите в парах и найдите время 1 и 4 печатных устройств.

Проверяем. У кого получилось по-другому?

Но у нас в таблице еще есть неизвестные элементы. Как мы можем найти их? (объем разделить на время)

Так же обсудите в парах и найдите производительность работы 2 и 3 печатающих устройств.

Давайте проверим. Есть ли у кого другие ответы?

Р1, прочитай ,пожалуйста, задание под таблицей. Итак, нам нужно с вами подумать, производительность какого печатного устройства больше в два раза, чем производительность печатающего устройства № 2. Какая производительность  у 2 печатного устройства?(6 стр.\ мин) В 2 раза больше – это сколько? (12 стр.\мин.) А у какого устройства производительность 12 стр.\мин.? (№ 3)

Р2, прочитай второе задание под таблицей. Нам нужно найти время работы ПУ в 2 раза меньше, чем время работы ПУ № 2. У какого ПУ время работы меньше в 2 раза времени ПУ № 2? (№ 3) А как вы думаете, случайно ли речь идет об одном ПУ? (нет, не случайно)

Проверим замеченную зависимость для другой пары ПУ

24 : 6 = 4 (раза)- больше производительность ПУ № 4, чем ПУ № 2

4 : 1 = 4 (раза)- больше время работы ПУ № 2, чем ПУ № 4

В данном случае мы видим такую же зависимость. Давайте сделаем вывод. Какая зависимость между величинами.

Вывод: При увеличении производительности в несколько раз уменьшается в такое же число раз время работы

Давайте отдохнем и проведем физминутку.  Посмотрите на слайд

Работа с учебником

Заполняют таблицу вместе с учителем

Работают в парах, взаимопроверка

Работают  в парах, взаимопроверка

Отвечают на вопросы

Рассуждают

Делают вывод

Физминутка

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

Регулятивные: взаимопроверка

Коммуникативные: работа в парах

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Личностные: смена вида деятельности

  1. Закрепление новых знаний

Метод: практический

Прием: выполнение упражнений

18

Найдите № 171. Прочитайте его про себя. Р1, прочитай вслух.

Давайте найдем неизвестное. Кто хочет поработать у доски?

Что нам нужно найти? (во сколько раз увеличиться производительности пекарни)

Что нам известно? (время работы и одинаковый объем)

В каких единицах мы измеряем время в данной задаче? (в часах)

Но посмотрите, у нас не все время измеряется в часах.  Что мы должны найти в первом действии?

  1. 360 мин. = 6 ч.

 

Теперь найдем разницу во времени, какое будет второе действие?

  1. 12 : 6 = 2 (раза) – уменьшиться время работы

Если у нас время работы уменьшиться, что же будет с производительностью? (производительность должна увеличиться в 2 раза)

Правильно, не забудьте записать ответ задачи. Р1, присаживайся на место.

Следующее задание № 172. Прочитайте про себя. Р1, прочитай вслух.

Итак, что нам нужно найти в задаче? (во сколько раз время работы во втором случае по сравнению с первым, во сколько раз увеличилась производительность во втором случае по сравнению с первым)

Чем являются 10 домиков в задаче? (объем выполненной работы)

Какое время работы дано в задаче? (1 и 2 недели)

Составим краткую запись задачи.

V

t

A

?

2 нед.

10 дом.

1 нед.

10 дом.

Кто хочет поработать у доски?

 

  1. 10 : 2 = 5 (шт.\ нед.) в  1 случае
  2. 10 : 1 = 10 (шт.\ нед.) в 2 случае
  3. 10 : 5 = 2 (раза)

Во сколько раз уменьшилось время строительства домиков во втором случае по сравнению с первым? (в 2 раза) Как вы нашли эту разницу?

Во сколько раз увеличилась производительность труда во втором случае по сравнению с первым? (В 2 раза увеличилась производительность)

Как вы нашли эту разницу? (2 результат разделили на 1 результат и нашли разницу)

Какой вывод можно сделать?

Давайте с вами прочитаем правило после нашей задачи. Прочитайте про себя. Кто хочет прочитать вслух.

Теперь давайте подумаем, выполняется ли это правило в нашей задаче? (да, будет)

Давайте повторим еще раз это правил хором. Молодцы!

Посмотрите на № 174. Прочитайте задачу про себя. Р1, прочитай вслух.

Ребята, что нам нужно найти в данной задаче? (во сколько раз уменьшиться время…)

Что нам известно? (производительность и объем работы) 

Давайте составим краткую запись.

Производительность

t  работы

Объем работы

5 пл.\мин.

 ? мин.

240 пл.

? пл.\мин. в  два раза больше

? мин. в 2 раза меньше

240 пл.

Кто хочет решить у доски?

  1. 240 : 5 = 48 (мин.) время работы при старой производительности
  2. 48 : 2 = 24 (мин.) время работы при новой производительности
  3. 240 : 24 = 10 пл. \мин.  новая производительность
  4. 10 : 5 = 2 (раза) увеличилась производительность

Ответ: в 2 раза увеличилась производительность

Сформулируйте правило, как зависит время от производительности при одинаковом объеме. (При одинаковом объеме работы увеличение или уменьшение производительности в несколько раз приводит в  уменьшению или увеличению времени работы в это же число раз)

Молодцы! Вы сформулировали правило верно, давайте еще раз хором его прочитаем. Чем отличается это правило от того, которое было нами сформулировано в задании 172?

Ученик читает

Решает у доски

Отвечают на вопросы

Решают задачу

Читают про себя и вслух

Рассуждают с учителем

Составляют краткую запись задачи

Работают у доски

Отвечают на вопросы

Читают правило

Рассуждают

Повторяют правило хором

Читают вслух

Рассуждают

Составляют краткую запись

Решают  у доски

Формулируют правило

Читают  хором

Анализируют

Личностные: ценностно-смысловая ориентация  учащихся

Коммуникативные: участие в учебном диалоге

Познавательные: установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные:  анализ  правила

  1.  Подведение итогов. Рефлексия

3

Откройте свои  дневнички и запишите домашнее задание. Вам нужно выучить правило в синей рамочке на странице 54 и выполнить задание № 173.

А сейчас давайте подведем итоги нашего урока. Вспомните мы с вами ставили задачи, кто может мне их напомнить?

Посмотрите на слайд. Все ли задачи мы смогли выполнить? Если нет, то что помешало?

Я тоже считаю, что мы с большим успехом выполнили все задачи.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие три величины используются в задачах?

Как время работы зависит от производительности?

Молодцы! Мне было сегодня приятно с вами работать. Я рада нашему знакомству! Спасибо за урок, до скорых встреч!                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Записывают домашнее задание

Подводят итоги урока вместе  с учителем

Прощаются

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий

Коммуникативные:  осознанное и произвольное построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...