Урок математики по теме “Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Сиволапова Татьяна Анатольевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УМК Гармония»
Урок математики во 2-м классе по теме:
"Единицы измерения времени. Час. Минута.  Определение времени по часам"

Цель: Познакомить второклассника с единицами времени (час, минута, секунда). Научить определять время по часам.

Задачи:
Обучающая:

  • Формирование у учащихся представления о времени, умение определять время по часам.
  • Познакомить с разнообразием приборов для измерения времени.
  • Закрепление умения решать задачи, используя действие умножения.
  • Закрепление знания таблицы умножения.
  • Совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение наблюдать, рассуждать.

Развивающая:

  • Показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля.
  • Способствовать развитию грамотной речи, взаимодействия между учащимися.
  • Развивать умение работать в паре, группе и умение выстраивать самостоятельную работу.
  • Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;
  • Формировать интерес к предмету математики.
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности.
  • Развитие универсальных учебных действий.

Воспитывающие:

  • Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учебе.
  • Воспитывать ответственность за выполняемую работу.
  • Воспитывать бережное отношение ко времени.
  • Прививать навыки использования и соблюдения режима дня учащихся.
  •  Воспитывать самостоятельность, интерес к уроку математики.

  • -Предметные результаты: Познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над формированием табличных случаев умножения; продолжить работу над  задачами; прививать интерес к предмету.  Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; выработать каллиграфическое написание цифр.
  • -Метапредметные результаты: Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать задачи; выработать каллиграфическое написание цифр, навыки чтения.

-Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение; принимать и сохранять учебную задачу. Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты, вносить коррективы.

-Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением партнёра, контролировать себя и партнера при работе в паре, в группе.

-Личностные: Положительное отношение к уроку математики. Оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание, вариативность мышления. Развивать креативность и творческие качества личности. Воспитывать бережливость, аккуратность, привычки ухаживать за своими вещами, экономить своё и чужое время.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; строить сообщения в устной и письменной форме.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование  УУД: понимать, что такое «время», «час, минута»;  научатся использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни;  строить общения в устной и письменной форме.

Основные понятия: время, час, минута.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Предметные

Организационный момент.

Цель:

мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

(Слайд 1-2)- Ребята, поприветствуйте гостей улыбкой, улыбнитесь друг другу. Настроим себя на урок, потому что мы будем работать с очень строгой, очень точной, интересной наукой – математикой!

-Как вы думаете, а каждому ли человеку в жизни нужна математика?

-Для чего она нужна?

- Верно, ведь без счета никуда…

Приветствуют гостей.

Настраиваются на урок.

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Создание благоприятного настроения обучающихся. Воспитательный момент.

Мыслительная разминка. (Актуализация знаний.)

Цель: повторить изученный материал для изучения нового

1.Устный счет.

-Так давайте будем учиться, потому что в жизни нам всё пригодится.

- 9 * 4

-по 8 - 6 раз

- 9 увеличить в 5 раз и т.д.

(Слайд 3)

-А сейчас подумайте, о чём говорит каждая пословица? 

Минутка час бережёт.

Поздно поднялся – день потерял.

В молодости не научился – жизнь потерял.

(Поздно поднялся, ничего не успел сделать, т. е. день потерял – это плохо. В молодости ничему не научился – значит не умеет работать, не получил профессию, не создал семью. Жизнь прошла даром. Его нельзя потрогать, но можно легко потерять.)

-Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу?

-Вы правильно сказали – время надо беречь. Вот и мы, не теряя ни минуты, приступим к мыслительной разминке.

(Слайд 4-5-6)

Диалог с учителем.

Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной  форме (Коммуникативные УУД). 

Проявлять интерес к различным видам учебной деятельности, (Личностные УУД)

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей (Познавательные УУД)

Мотивационный этап. (Постановка учебной проблемы.)

Цель:

Подвести к теме урока. Мотивировать на работу - организовать постановку цели урока;

- Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы внимательно её послушайте. –Вы подумайте, почему так случилось?

- И мы попробуем с вами определить тему нашего урока.

«Один мальчик из нашего класса пригласил к себе на день рождение ребят. Он говорил всем: «Приходите ко мне  на день рождения в воскресенье».

Женя пошёл к мальчику с утра. Светлана, выспавшись хорошенько, явилась к обеду. А Ваня пришёл только к вечеру».

- Почему так случилось?

-Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

- Значит, знать время для человека важно?

- Тогда, помогите определить тему нашего урока. (время) (Слайд 7)

- Сегодня мы будем  расширять  знания о времени, познакомимся с новыми единицами времени.

- Может быть вы их уже знаете, подскажите. 

-В каких единицах можно измерять время?

2. - (Слайд 8) Вернемся к первой пословице. Назовите единицы измерения времени, которые в ней упоминаются. (Минута, час)

- Послушайте загадку.

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (часы)

Давайте попробуем поставить цель нашего урока.

Диалог с учителем.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Ставят цель урока.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного . (Познавательные УУД).

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

(РегулятивныеУУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Проблемный вопрос, выход на тему урока.

Поисковые умения: умение  устанавливать причинно-следственных связей;                  

Операционно-познавательный этап.

(Открытие новых знаний)

Цель: расширить знания о времени

Первичное закрепление.

Цель: закрепить полученные знания

Физминутка

Закрепление изученного.

Практическая работа.

Организовать работу для достижения цели.

Отработать умение определять время, решать задачи с величинами.

Самостоятельная работа

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Физминутка для глаз.

1. Решение проблемы.

-Начнем с самой большой величины – год.

-Вы уже что-нибудь знаете об этой единице времени?

-Встречались ли вы с неё на уроках окружающего мира? И что узнали? ( Земля делает полный оборот вокруг Солнца за год)

-А кто помнит сколько это дней? (365 или 366)

-Вы, помните, что каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366дней.

- А еще что знаете? (12 месяцев)

-Вы помните сказку «12 месяцев»? Почему, прежде чем Апрель смог подарить час своего времени падчерице, чтобы она нарвала подснежников, сначала  брали посох Январь, Февраль, Март и лишь потом Апрель? (по очереди)

- А вы, знаете, очередность месяцев? С какого месяца год начинается?

А) упражнение «Восстанови год» (работа в группах)

-Сейчас каждая группа должна быстро разложить название месяцев по порядку как они идут в году.

-Группам занять свои места.// раздаю карточки с названием месяцев, группы собирают.(ПРОВЕРКА)

Б) На каком еще уроке мы с вами говорили о времени?

-Что за птицы вылетали из рукава старика-годовика?

- Каждый месяц разделен на недели.

-Сколько целых недель в месяце? (4)

-А что такое неделя? (семидневный период время)

В) упражнение «Собери неделю» (работа в парах)

-Расположите дни недели по порядку.

.(ПРОВЕРКА)

- А какие виды часов вы знаете?

(Слайд 9,10) - Покажите и назовите часы, которые вы знаете. (На слайде изображения ручных, напольных, электронных часов, будильника, часов с кукушкой. -наручные -настенные -карманные  -напольные -настольные -морские -башенные  -электронные  -многофункциональные. Часы показывают разное время.)

3. Часы с нами всегда!   
И мы должны научиться ими пользоваться.

- Что вы знаете о часах.?

Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем:

- Как называется маленькая стрелка? (часовая)

- Большая стрелка на моих часах? (секундная)

- А большая стрелка на ваших часах? (минутная)

- Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? (5 минут, которые проходит минутная стрелка)

- Покажите на моделях часов, когда вы: просыпаетесь, когда начинается первый урок, когда ложитесь спать.

(Слайд 11) Запишите и запомните: 1 час=60 минут , 1 минута = 60 секунд

=Мы запомнили все враз:

 60 минуток – это …(час)

 = Я твержу сестре Анюте:

 60 секунд в … ( 1 минуте)

- Работа по учебнику №283 (предполагает обсуждение способа определения времени по часам. В итоге составить с детьми алгоритм – правило (план) определения времени по часам:

- Откройте учебники на с.91.

1) определяем по маленькой стрелке, сколько часов,

2) определяем по большой стрелке, сколько минут.

Алгоритм может быть и более сложным (разветвляющимся).

Если часы электронные, на табло несколько цифр,

причём перед двумя последними цифрами стоит точка.

Тогда:

1) число перед этой точкой показывает количество часов;

2) число после точки показывает минуты.

Если часы механические, то

1) маленькая стрелка показывает, сколько часов;

2) большая стрелка показывает, сколько минут.

(Слайд 12)

(Слайд 13) Задание 284 вынести на экран.

Какое время показывают стрелки механических часов на рисунках?

Тренировка

Влада выходит в школу в 8 ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Влада приходит в школу? (8ч20мин)

-Укажите это время на моделях часов.

  Начало нашего урока в 10ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 45 минут?(11ч15мин)

 -В какое время оканчивается этот урок? -Укажите это время на моделях .

 • Урок окончится в11ч15мин, перемена продолжается 10 мин. Когда окончилась перемена? (11ч25мин)

  -Укажите это время на моделях часов.

Молодцы! Вы правильно определяли время.

Какое время показывают стрелки механических часов на рисунках? Работа в тпо №148,149 по вариантам

(Слайд 14) Самопроверка.

(Слайд 15)

(Слайд 16)

Решение задачи с записью в тетрадь.

(Слайд 17)

Заполнить пропуски в таблице единиц времени.

 

(Слайд 18)

Расположить единицы времени в порядке возрастания.

Диалог с учителем.

Работают с информацией (календарь)

Объединяются в группы.

Диалог с учителем.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

.

Выполняют задание коллективно.

Работа в тетради.

Работают по учебнику

Фронтальная работа.

Определение времени по часам.

Работа в парах. с моделью циферблата.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Выполняют самопроверку

Называют  место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Умение найти самостоятельно недостающую информацию

Работа в группах, в парах: формирование умений и навыков работы в сотрудничестве

(умение взаимодействовать с  партнёром; навыки делового партнёрского общения; умения взаимопомощи в решении общих задач;

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы)

В результате обсуждения задания у детей формируется

представление о том, что значит определить время. Это значит выяснить, сколько часов и сколько минут показывают

часы.

Умение работать с моделью циферблата.

Проверять и исправлять ошибки

Умение работать самостоятельно

Проверять и исправлять ошибки

Рефлексия

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задание на дом

- Часы и время настолько въелись в нашу жизнь, что страшно представить, что может случиться, если вдруг больше не будет часов, не будет будильников, не будет того временного расписания, к которому мы так все привыкли. Часы настолько привычны, что даже самые современные модели мало нас удивляют.

А было ли так всегда? Всегда ли знали люди, который час? И как появились часы? Получить ответ на эти вопросы нам поможет история и ребята, подготовят исследовательскую работу на тему «История часов»- это домашнее задание по желанию.
(Слайд 19)

-Дома поупражняйтесь в определении времени по часам.

- Дома у вас есть режим для школьника?

- А сами вы соблюдаете режим дня? Обязательно его соблюдайте – это очень полезно для вашего здоровья!

 Просмотрите его, обратите внимание на время и определите время на часиках.

(Слайд 20)

-Попробуем определить своё настроение, оценить свою деятельность на уроке.

-Как вы думаете, мы достигли той цели, которую ставили в начале урока?

-Чему мы хотели научиться?

-Чему научились?

- Где  можно применить эти знания?

-Какое время показывают часы?

-Сколько минут длился наш урок?

-Вы устали?

Вот пришёл к концу урок.

Уложились точно в срок.

И теперь известно нам,

Как выполнять всё по часам.

Известно, что минутка час бережёт,

Что много успеет тот, кто минуты считает,

По сторонам не зевает.

Оценка деятельности учащихся.

- Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми, полезными и умными делами. 

(Слайд 21)

Оценка деятельности учащихся.

Выберите смайлик своего настроения .

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Папе 40 лет, а сын на 28 лет младше папы. Сколько лет сыну?

- Объясните, какое действие использовали для решения задачи? Почему?

- Поднимите руку, кому легко было решать такую задачу?

- Послушайте еще одну задачу.

Ежедневно второклассник читал 7 страниц. Сколько страниц он прочитал за 5 дней?

- Поднимите руку, кто уже знает, как решить задачу и сможет объяснить другим?

(Один ученик работает у доски, все остальные записывают решение в тетрадь.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

во 2 классе учитель начальных классов Сиволапова Т.А.

Слайд 2

Минута час бережёт! Поздно поднялся - день потерял! В молодости не научился - жизнь потерял!

Слайд 4

«Единицы времени.»

Слайд 5

Единицы времени 60 1 ч = мин 1 мин = с 60

Слайд 7

секунда Расположите единицы измерения от меньшей к большей час неделя месяц год минута год мес. нед. ч мин с

Слайд 8

- Упражняться в определении времени по часам Работа с буклетом «Режим дня» -Исследовательская работа « История часов» (по желанию)

Слайд 9

- На уроке я узнал … - Я научился… Самое трудное на уроке было … Больше всего понравилось …

Слайд 10

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ...

Урок математики на тему "Единицы времени - минута"

Цели урока: познакомить с единицами измерения времени -  минутой;учить узнавать время по часам;показать важность ориентирования во времени как одном  из средств самоконтроля;развивать логиче...

Конспект урока по математике на тему "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.

Конспект урока по математике на тему  "Единицы времени. Час. Минута. Определение времени по часам”.  2 класс...

Урок математики по теме: «Единицы времени. Календарь и часы».

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов....

Конспект урока математики по теме " Единицы времени – век. Таблица единиц времени"

Тема урока: Единицы времени – век. Таблица единиц времени. Цель урока:Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные выч...