Урок математики по теме "Единицы времени" в 4 классе с использованием технологии "Развитие критического мышления"
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Тимофеева Маргарита Константиновна

Урок математики в 4 классе по учебнику А.Моро по теме "Единицы времени" с испорльзованием технологии РКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_ed.vremeni_4_kl.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА. 4 класс.  Урок с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

Урок разработала: Тимофеева Маргарита Константиновна – учитель начальных классов ГОУ СОШ №750 г.Москвы

Тема урока:  ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ

Цели урока: 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления. 

Цели по содержанию:

Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока, систематизация знаний учащихся  о единицах времени.

Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом, умения анализировать

Воспитательный аспект: воспитывать умение работать в группе

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: учебник М. И. Моро «Математика. 4 класс»

1. Вызов.

Предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно.
Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:

Уничтожает все кругом:
Цветы, зверей, высокий дом, -
Сжует железо, сталь сжует
И скалы в порошок сотрет..."

(Дж. Толкиен "Хоббит")

Отгадка: время

 - Проблема времени давно волновала человека. Еще в незапамятные времена людям пришлось научиться не только считать, измерять расстояния, определять массу, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять.
Наблюдая за природой, за восходами солнца, приливами и отливами, прилетом и отлетом птиц, биением сердца, человек придумал меры времени. Давайте вспомним, что вы знаете о  единицах времени.(Записывается в 1 столбик)

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

Год

Неделя

Минута

Час

Месяц

Задание: По опорным словам, которые появились у нас на доске, опишите сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени. (Например: "Сегодня 20 декабря, четверг, зима, 2007 год, ХХI век, 12 часов" и т.п.)

Что бы вы хотели узнать о единицах времени?

2 этап – осмысление.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст (Приложение 1). При работе с текстом использовать маркировочные значки:

«V»- то, что знаю

«+» - новая информация

« -  » -  думал иначе

« ? » - есть вопросы

После прочтения детям предлагается заполнить таблицу  и дополнить фразу, в которой дети описывали сегодняшний день, используя как можно больше единиц измерения времени.

ФИЗМИНУТКА

Физкультурная минутка составлена из упражнений, имитирующих работу часов. Например:
1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.
2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.
3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам руками.
4) "Будильник" - хлопки над головой.
5) "Пружинка" - приседания.
6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

В группах по 4 человека на макетах часов проставить числа первой половины суток - одним цветом, а второй половины суток – другим цветом.

3 этап – рефлексия.

В группах по 4 человека предложить детям составить таблицу единиц времени (на листе формата А3) и представить ее классу.

1век = 100 лет                                              

1год = 12мес. =  365 или 366 суток.  

1 сут.=24ч                        

1ч = 60мин

1 мин = 60 с  

1 неделя = 7 суток        

1 месяц =  30 сут.  или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)                                              

Используя таблицу, которую вы составили вырази:

  1. в сутках: 48ч, 96ч, 2 недели;
  2. в часах: 2сут., 120 мин;
  3. в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
  4. в годах: 60 мес., 84 мес.
  5. в  секундах: 5 мин, 16мин;
  6. в минутах: 600с, 5ч.

Приложение 1

ЕДИНИЦЫ ВРЕМЕНИ.

        Ты уже знаешь такие единицы времени, как год, месяц, неделя, сутки. Рассмотри рисунок на стр. 4  и вспомни, что в году 12 месяцев, прочитай названия месяцев по порядку. В месяце может быть 30 дней или  31 день. Только в феврале бывает 28 или 29 (в високосный год, повторяющийся каждые 4 года)дней? В году 365 или 366 суток.

        Ты знаешь, что в сутках 24 часа. Но на циферблате часов стоят числа от 1 до 12. Поэтому иногда приходится уточнять, например, «7 часов вечера» или «7 часов утра».

Удобно вести счет от начала суток до их конца. Начало суток – 0 часов. От 0 часов до 12 часов проходит первая половина суток. Через час после 12 часов дня будет 13 часов (или 1 час дня), еще через час – 14 часов (или 2 часа дня) и т.д. когда пройдет 24 часа от начала суток, часы снова покажут 0 часов.

На некоторых часах, кроме минутной и часовой стрелок, есть еще маленькая стрелка, которая быстро движется по своему маленькому  циферблату. Эта стрелка отсчитывает секунды. За 1 минуту секундная стрелка делает полный оборот.

1 мин = 60 с

За 1 секунду можно сделать 1-2 шага. За 10 секунд можно назвать числа от 20 до 30.

Более крупная единица времени, чем год, - век. 1 век равен 100 годам.

Тема урока была мною выбрана не случайно. При изучении остальных величин (массы, длины, площади) числа связаны между собой кратно 10, 100, 1000 и т.д. В единицах времени совсем другие числа.  Часто дети путают и

1ч становится равным 100 мин. Надеюсь, применение технологии критического мышления обеспечит достижение качественно нового результата и такие ошибки исчезнут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОМ в 3 классе по теме " Кровеносная система" с использованием технологии критического мышления

Данный урок построен по технологии критического мыления. Использованы следующие приёмы: "Истино, ложно", "Кластер","Инсерт", "Корзина идей", "Синквейн"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

Мастер-класс "Использование технологии критического мышления на уроках окружающего мира"

Цель мастер-класса - познакомить участников  с технологией развития критического мышления (ТРКМ) на уроках окружающего мира как технологией, ориентированной  на формирование УУД; осмыслить в...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема урока: Необычная Красная Шапочка. (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Отрывок). Урок с использованием технологии критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.

Метод «Квант» целесообразно использовать при работе с текстом на уроках литературного чтения, с научно-популярным текстом на уроках окружающего мира.Понятие в  физике: квант – наименьшее количест...

Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».

Основные цели урока по теме "Несклоняемые имена существительные": знакомство с несклоняемыми именами существительными наиболее часто встречающимися в речи, с их происхождением и значением,  прави...

Методическая разработка по математике для четвёртого класса с использованием технологии критического мышления "Деление и умножение на круглые числа. Закрепление пройденного".

Методическая разработка по математике выполнена с использованием технологии критического мышления. Показана методика фронтальной работы, работы в группах и в парах.Использованы межпредметные связи с л...