Рабочая программа по математике "Школа Росии" М. И. Моро
рабочая программа по математике ( класс) на тему
Рабочая программа по математике по программе "Школа Росии". Автор М.И. Моро
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike_shkola_rosii_m.i._moro.docx | 68.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Старохуторская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО учителей начальных классов _______________________ Протокол № __ от «__» ____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Старохуторская ООШ» _______Дундукова В.И. «___ » __________2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Старохуторская ООШ» _______Посохова Г.Г. Приказ № __ от «___» _______2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
на уровень начального общего образования
(1-4 классы)
Составитель: Папенко Ольга Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 1-4 классов разработана и составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (М., «Просвещение» 2011г) и авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (М., «Просвещение» 2011 г).
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Программа определяет следующие цели:
- освоение основ математических знаний,
- формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения; развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Программа реализуется посредством следующего учебно-методического комплекта системы «Школа России»:
для 1 класса
1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Математика. 1 класс. В 2 частях М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой- М. : Просвещение, 2011
2) Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Моро, С.И. Волкова. Издательство «Просвещение». М.- 2011
3) Математика. Проверочные работы. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Волкова С.И. Издательство «Просвещение». М.- 2013
4) Учебно–методический комплект. Контрольные работы по математике в 2 частях. В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013
5) Учебно–методический комплект. Тесты по математике В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013
для 2 класса
1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Математика. 2 класс. В 2 частях М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой- М. : Просвещение, 2012
2) Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Моро, С.И. Волкова. Издательство «Просвещение». М.- 2012
3) Математика. Проверочные работы. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Волкова С.И. Издательство «Просвещение». М.- 2012
4) Учебно–методический комплект. Контрольные работы по математике в 2 частях. В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2012
5) Учебно–методический комплект. Тесты по математике В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2012
Для 3 класса
1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Математика. 3 класс. В 2 частях М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой- М. : Просвещение, 2013
2) Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Моро, С.И. Волкова. Издательство «Просвещение». М.- 2013
3) Математика. Проверочные работы. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Волкова С.И. Издательство «Просвещение». М.- 2013
4) Учебно–методический комплект. Контрольные работы по математике в 2 частях. В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013
5) Учебно–методический комплект. Тесты по математике В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013
для 4 класса
«Математика» авторов М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой.
1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Математика. 3 класс. В 2 частях М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой- М. : Просвещение, 2013
2) Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.И. Моро, С.И. Волкова. Издательство «Просвещение». М.- 2013
3) Математика. Проверочные работы. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Волкова С.И. Издательство «Просвещение». М.- 2013
4) Учебно–методический комплект. Контрольные работы по математике в 2 частях. В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013
5) Учебно–методический комплект. Тесты по математике В.Н. Рудницкая. Издательство «Экзамен». М.-2013
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются следующие
формы организации учебного процесса:
- фронтальная беседа,
- устная дискуссия,
- самостоятельные и контрольные работы,
- коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах,
- различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами),
- новые педагогические технологии:
ИКТ,
развивающее,
модульное,
дифференцированное обучение.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет относится к образовательной области «Математика и информатика». На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе – 132 ч (33 учебные недели), во 2 – 4 классах – по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики:
- в 1классе
количество учебных недель – 33;
количество часов в год – 132;
количество часов в неделю – 4;
количество контрольных работ – 3 (2 + 1 комплексная)
- во 2 классе
количество учебных недель – 34;
количество часов в год – 136;
количество часов в неделю – 4;
количество контрольных работ – 13 (1 входная, 11 тематических , 1 комплексная)
- в 3 классе
количество учебных недель – 34;
количество часов в год – 136;
количество часов в неделю – 4;
количество контрольных работ – 13 (1 входная, 10 тематических, 1 комплексная)
- в 4 классе
количество учебных недель – 34;
количество часов в год – 136;
количество часов в неделю – 4;
количество контрольных работ – 13 (1 входная, 12 тематических , 1 комплексная)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, от несения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание тем учебного предмета
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Счёт предметов. Образование, названия и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия, деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Вычисление значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначные, двузначные и трёхзначные числа. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а+28, 8 *Ь, с : 2; с двумя переменными вида а + Ь, а — Ь, а Ь, с : в (d=/ О), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 *а = а, О* с = О и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения <больше на (в) ...», «меньше на (в) ...». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
0троение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов (<верно/неверно, что...», «если..., то...», «все», «каждый» и др.).
Распределение учебного времени
на различные виды программного материала для обучающихся 1 класса
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения |
1 | Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. | 8 часов | 1 четверть |
2 | Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. | 28 часов | 1 четверть |
3 | Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитание. | 56 часов | 2 четверть |
4 | Числа от 1 до 20. Нумерация. | 12 часов | 3 четверть |
5. | Числа от 1 до 20. Табличное сложение и вычитание. | 22 часов | 3-4 четверть |
6. | Итоговое повторение. | 6 часов | 4 четверть |
Распределение учебного времени
на различные виды программного материала для обучающихся 2 класса
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения |
1 | Числа от 1 до 100. Нумерация | 16 часов | 1 четверть |
2 | Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 | 70 часов | 1 -3 четверть |
3 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление | 18 часов | 3 четверть |
4 | Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление | 21 час | 4 четверть |
5 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились» | 10 часов | Согласно плану |
6 | Проверка знаний | 1 час | 4 четверть |
Распределение учебного времени
на различные виды программного материала для обучающихся 3 класса
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 8 часов | 1 четверть |
2 | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 56 часов | 1 -2 четверть |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 часов | 3 четверть |
4 | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 часов | 3 четверть |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 10 часов | 4 четверть |
6 | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 12 часов | 4 четверть |
7 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились» | 9 часов | Согласно плану |
8 | Проверка знаний | 1 час | 4 четверть |
Распределение учебного времени
на различные виды программного материала для обучающихся 4 класса
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения |
1 | Числа от 1 до 100. Повторение | 13 часов | 1 четверть |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 часов | 1 четверть |
3 | Величины | 18 часов | 1-2 четверть |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 11 часов | 2 четверть |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 71 час | 2-4 четверть |
6 | Итоговое повторение | 10 часов | 4 четверть |
7 | Контроль и учёт знаний | 2 часа | Согласно плану |
Формы и средства контроля
В 1 классе в виде контроля используются проверочные работы, тесты, в конце года проводится метапредметная и итоговая контрольные работы, во 2-4 классах используются тематические контрольные работы, итоговые контрольные работы, самостоятельные работы, тесты. Контроль за уровнем достижений обучающихся по математике производится в форме комплексной работы. Для этого используется сборник О.Б. Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы».
Текущий контроль осуществляется в виде:
- Фронтальный опрос
- Беседа
- Опрос в парах
- Творческие задания
- Тестирование
- Защита проектов
Промежуточный контроль:
- Самостоятельная работа
- Проверочная работа
Итоговый контроль:
- Тестирование
- Контрольная работа
- Комплексная работа
1 класс
Проверочные работы-5:
Проверочная работа №1 по теме «Пространственные и временные представления»
Проверочная работа №2 по теме « Нумерация чисел от 1 до 10 и число 0»
Проверочная работа №3 по теме «Прибавление и вычитание чисел 1,2.3.Решение задач»
Проверочная работа №4 по теме «Сложение в пределах 10» ( тестовая форма)
Проверочная работа №5 по теме «Числа от 1 до 20» 9 тестовая
Контрольные работы - 1 итоговая, 1 комплексная
Проекты-2:
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»;
«Математика вокруг нас. Форма. Размер, цвет. Узоры и орнаменты»
2 класс
Входная контрольная работа -1
Проверочные работы (тестовая форма) «Оценим себя и свои достижения»- 5
Взаимные проверочные работы (тестовая форма) - 2
Тематические контрольные работы – 11:
Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»
Контрольная работа №2 по теме «Числовые выражения»
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание от 1 до 100»
Контрольная работа №4 по теме « Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»
Контрольная работа №5 по теме «Сложение и вычитание в пределах 100»
Контрольная работа №6 по теме « Сложение и вычитание в пределах 100»
Контрольная работа №7 по теме « Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»
Контрольная работа №8 по теме « Умножение и деление»
Контрольная работа №9 по теме «Решение задач на умножение и деление»
Контрольная работа №10 по теме «Табличное умножение и деление на 2 и 3»
Контрольная работа №11 по теме «Итоговая за 2 класс»
Комплексная контрольная работа 1
Проекты – 2:
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты»
«Оригами». Изготовление различных изделий и заготовок , имеющих форму квадрата.
3 класс
Входная контрольная работа -1
Проверочные работы ( тестовая форма) «Оценим себя и свои достижения»- 5
Взаимные проверочные работы ( тестовая форма) - 2
Тематические контрольные работы – 10:
Контрольная работа №1 по теме «Умножение и деление на 2 и 3. Порядок действий»
Контрольная работа №2 по теме « Табличное умножение и деление»
Контрольная работа №3 по теме « Табличное умножение на 6, 7, 8. 9»
Контрольная работа №4 по теме «Итоги 1 полугодия»
Контрольная работа №5 по теме «Внетабличное умножение и деление»
Контрольная работа №6 по теме «Деление с остатком»
Контрольная работа №7 по теме «Нумерация чисел в пределах 1000»
Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание в пределах 10002
Контрольная работа №9 по теме «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление»
Контрольная работа №10 по теме « Итоговая за 3 класс»
Комплексная контрольная работа - 1
Проекты – 2:
«Математические сказки»,
«Задачи-расчёты»
4 класс
Входная контрольная работа -1
Проверочные работы (тестовая форма) «Оценим себя и свои достижения»- 5
Взаимные проверочные работы (тестовая форма) - 2
Тематические контрольные работы – 12:
Контрольная работа №1 по теме «Числа, которые больше 1000»
Контрольная работа №2 по теме «Итоги 1 четверти»
Контрольная работа №3 по теме « Величины»
Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
Контрольная работа №5 по теме «Итоговая за 1 полугодие»
Контрольная работа №6 по теме « Умножение на однозначное число»
Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся 0»
Контрольная работа №8 по теме « Умножение на двузначное и трёхзначное число»
Контрольная работа №9 по теме « Деление на двузначное число»
Контрольная работа №10 по теме «Деление на трёхзначное число»
Итоговая контрольная работа №11
Итоговая контрольная работа №12
Комплексная контрольная работа - 1
Проекты – 2:
Математика вокруг нас. Создание математического справочника «Наш город (село)»
Математика вокруг нас. Составление сборника математических задачи заданий.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Перечень учебно-методических средств обучения
1 класс
Учебно-методический комплект:
Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2011г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М., 2011
Моро М.И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
Моро М.И. Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2011
Методическое пособие к учебнику «Математика. 1кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение,2011.
«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2007.
Контрольные работы по математике. 1 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2010.
Уткина Н.Г., Улитина Н.В., Юдачева Т.В. Дидактический материал по математике для 1 класса четырёхлетней нач. шк.: Пособие для учащихся. – М.: АРКТИ, 2001.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 1 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
Демонстрационные пособия.
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Учебно-практическое оборудование:
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
2 класс
Учебно-методический комплект:
Контрольные работы по математике. 2 кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2011.
Моро М.И. Математика: учебник для 2 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012
Моро М.И. Тетрадь по математике для 2 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012
Методическое пособие к учебнику «Математика. 2 кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2012.
«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2012.
Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2011г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М., 2010.
Демонстрационные пособия.
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Таблицы, электронные презентации по математике.
3 класс
Учебно-методический комплект:
Контрольные работы по математике. 3кл.: к учебнику М.И. Моро и др. Автор: В.Н. Рудницкая-М.: Экзамен,2012.
Моро М.И. Математика: учебник для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012
Моро М.И. Тетрадь по математике для 3 класса: в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2012
Методическое пособие к учебнику «Математика. 3кл.»/ М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2013.
«Поурочные разработки по математике + Текстовые задачи двух уровней сложности к учебному комплекту М.И. Моро и др. « - М.:ВАКО,2007.
Программа по УМК «Школа России». М. Просвещение. 2011г.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М., 2010.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс. В 2-х частях»/ В.Н. Рудницкая. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
Демонстрационные пособия.
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки).
Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе числовые карточки и знаки отношений).
Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100
Объекты (предметы для счёта).
Пособия для изучения состава чисел.
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел.
Таблицы, электронные презентации по математике.
4 класс
Учебно-методический комплект:
Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методическое пособие к учебнику «Математика. 4 класс». – М.: Просвещение, 2008.
Волкова С. И. Проверочные работы по математике для 4 класса. – М.: Просвещение,2009.
Моро М. И., Бантова М. А. Математика: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2007.
Моро М. И., Бантова М. А. Тетрадь по математике для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2009.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л. Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 1/ [М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С. И. Волкова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
Аргинская И.И. Математика: Задания для работы в классе и дома. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
И.И. Аргинская. «Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Сухин И.Г.Занимательные материалы: Начальная школа.-М.: ВАКО,2004
Математика.1-4 классы: коррекционно – развивающие задания и упражнения\ авт.-сост. Е.П.Плешакова.-Волгоград:Учитель, 2009
Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов - Саратов: «Лицей», 2001
Математика.1-4 классы: обучение решению текстовых задач\авт.- сост. И.Л.Кустова.-Волгоград:Учитель, 2009
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах.\Сост. Л.В.Лазуренко.-Волгоград:Учитель-АСТ, 2005
Математика. Развитие логического мышления.1-4 классы:комплекс упражнений и задач\ сост.Т.А.Мельникова. – Волгоград:Учитель, 2009
Лавриненко Т.А. Приемы вычислений по методике развивающего обучения: Дидактический материал для учителей.-Саратов: Лицей, 2003
Электронно – образовательные ресурсы
- http://belclass.net- сетевой класс Белогорья
- http://www.proshkolu.ru- интернет-портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике, 3 класс, Моро М.И.
Программа составлена Гусевой С.А., рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) и содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, список литературы и контрольные работы. ...
Рабочая программа по математике 2 класс Моро
Рабочая программа по математике 2 класс Моро...
Рабочая программа по математике, 3 класс (Моро)
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике М.И.Моро 1-й класс
Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...
Рабочая программа по математике к учебнику Моро М.И., Бантовой М.А., 3 класс
Рабочая программа по математике к учебнику Моро М.И., Бантовой М.А., 3 класс, с пояснительной запиской, тематическим планированием, УУД, 4 часа в неделю...
Рабочая программа по математике 1 класс Моро
Рабочая программа по математике 1 класс по учебнику Моро " Школа России"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Моро М. И. Математика. 3 класс.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике....