особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС
презентация урока для интерактивной доски ( класс) по теме
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении;
формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать
обоснованные и необоснованные суждения.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:
- вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов)
- понимать значение величин и способов их измерения;
- использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;
- работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;
- проявлять математическую готовность к прдолжению образования.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседненвной жизни.
В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных
ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности обучения математике в рамках ФГОС.
- Слайд №1. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.
- В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
- Слайд №2. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
- Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:
- вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов)
- понимать значение величин и способов их измерения;
- использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;
- работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;
- проявлять математическую готовность к прдолжению образования.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседненвной жизни.
- В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
- Слайд №3. Содержательный компонент программы («Чему учить?) существенно не меняется.
- Слайд №4. Он представлен разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины». К перечисленному добавляется раздел «Работа с данными (информацией)» .
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научится:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;в разной форме ( таблицы и диаграммы);
- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме ( таблицы и диаграммы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Слайд №5. Итак, как учить?
«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» -- писал Шота Руставели.
- Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.
- Слайд №6,7. Технология «деятельностного метода обучения» получила наибольшее распространение. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовываетее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.
Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса.
Объяснительно-иллюстративный | Компоненты учебной деятельности | Деятельностный |
Задается учителем. | Цель- предполагаемый результат. | В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели. |
Используются внешние мотивы. | Мотивы- побудители к деятельности. | Опора на внутренние мотивы. |
Выбираются учителем. | Средства- способы осуществления деятельности. | Совместный с учащимися выбор. |
Инвариантные, предесмотренные учителем. | Действия- основной элемент деятельности. | Вариативные, возможность индивидуального выбора. |
Уровень усвоения знаний. | Результат- конечный продукт. | Позитивные внутренние личностные изменения. |
Сравнение результативности с эталонами. | Оценка-критерий достижения цели. | Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения |
- Принцип деятельности предполагает, что новые понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной учебной деятельности. Как организовать такое обучение?
- Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким оброазом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Умножение» учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (2+2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Солько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? (практическое задание, не выполнимое вообще). Составляя выражени 9+9+9+9+..., ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации).
- Слайд №8. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит 4 звена научного творчества.
Слайд №9. Структура урока по технологии деятельностного метода.
1. Самоопределение деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной проблемы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7.Включение в систему знаний .
8. Рефлексия деятельности.
- Слайд №10. Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики.
- Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др).
- Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и тд).
- Конструирование и создание (моделей, математических выражений, схем, несложных таблиц и диаграмм и тд.)
- Ежедневный счет, вычисления, решение задач
- Слайд №11. Подготовка проблемного урока занятие непростое, но во многих образовательных моделях проблемная технология уже заложена. Учебник математики выстроен так, что обеспечивает открытие знаний учащихся. Методические рекомендации для учителей предполагают готовые разработки проблемных уроков. От педагога требуется точно понять и грамотно воплотить авторский замысел.
- Слайд №12. Основные особенности курса.
- Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй», «сравни» и т.д).
- Слайд №13. Связь с практикой, с реальными проблемами окружающего мира.
- Математическое моделирование (от количества к цифре);
- Внутремодельное исследование (сложение и вычитание однозначных чисел, таблица, сложение, операции над двузначными числами);
- Приложение полученных результатов к реальному миру (решение, составление текстовых задач)
- Слайд №14. Реализация преемственности содержания между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой.
- Слайд №15. Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.
- Слайд №16. Расширению и углублению математических представлений учащихся начальной школы способствует их участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы и проектная деятельность).
Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как она позволяет :
А) детям:
- Получить эмоциональную содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
- Попробывать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
- Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;
Б) учителю:
- Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
- Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
- Вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.
- проектных задач.
Слайд №17. Такую педагогическую задачу можно решать, реализуя требования ФГОС по УМК «Перспективная начальная школа»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели изучения математики: математическое развитие младшего школьника; освоение начальных математических знаний; воспитание критичности мышления , интереса к умственному труду , стремления использовать знания в жизни.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценностные установки образования Чему учить? обновление содержания становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа : преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Системно-деятельностный подход
Как учить ? « Если действовать не будешь , ни к чему ума палата» Шота Руставели
Технология «деятельностного метода обучения» Объяснительно-иллюстративный Компоненты учебной деятельности Деятельностный Задаётся педагогом Цель-предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели Используются внешние мотивы Мотивы-побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы Выбираются педагогом Средства- способы осуществления деятельности Совместный с учащимися выбор
1 2 3 Инвариантные , предусмотренные учителем Действия - основной элемент деятельности Вариантные , возможность индивидуального выбора Уровень освоения знаний Результат - конечный продукт Позитивные внутренние личностные изменения Сравнение результативности с эталонами Оценка - критерий достижения цели Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения
Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся з н а н и я введение Постановка учебной проблемы - формулирование вопроса или темы урока Поиск решения - открытие субъективно нового знания воспроизведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта - представление продукта учителю и классу
Структура урока по технологии деятельностного метода . 1 . Самоопределение деятельности . 2. Актуализация знаний . 3. Постановка учебной проблемы . 4. Построение проекта выхода из затруднения . 5. Первичное закрепление во внешней речи . 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . 7. Включение в систему знаний . 8. Рефлексия деятельности .
УМК «Перспективная начальная школа »
Особенности курса 1. Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребенка , его творческих способностей и интереса к предмету .
2. Связь с практикой , реальными проблемами окружающего мира .
3. Реализация преемственности содержания между дошкольной подготовкой , начальной и средней школой .
4. Формирование стиля мышления необходимого для успешного использования электронных средств .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.
Статья содержит практический материал об особенностях урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения....
Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС ΙΙ поколения.
Презентация к статье "Особенности урока математики в начальной школе в соответствии с ФГОС второго поколения"....
Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное о...
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В ходе работы были изучены Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября...
Особенности преподавания ПДД в начальной школе
У ребёнка три основных источника знаний правильного поведения на дороге: родители, школа, социальная среда. Но зачастую родители и социальная среда игнорируют соблюдение правил, показывают плохой прим...
Особенности преподавания информатики в начальной школе
Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, ...
Особенности преподавания информатики в начальной школе
У чащихся начальных классов наблюдаентся большой интерес к компьютерным играм....