Особенности преподавания ПДД в начальной школе
статья по зож (2 класс) на тему

Тимохина Марина Владимировна

У ребёнка три основных источника знаний правильного поведения на дороге: родители, школа, социальная среда. Но зачастую родители и социальная среда игнорируют соблюдение правил, показывают плохой пример детям, а если и хотят научить ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге, то не знают как. Школа остаётся единственным источником, откуда дети могут почерпнуть знания, как правильно вести себя на дороге, получить квалифицированный ответ на поставленные вопросы. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_prepodavaniya_pdd_v_nachalnoy_shkole.rar231.19 КБ

Предварительный просмотр:

     « Самое дорогое у человека – это жизнь». – писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, педагоги, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

 Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

          Основные причины дорожно – транспортных происшествий с участием детей:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части).

2.Выход на проезжую часть из-за автобуса, трамвая или троллейбуса.

3. Игра на проезжей части.

4.Ходьба по проезжей части, а не по тротуару.

    Особую значимость в поведении детей на дороге оказывают их возрастные особенности:

1.Ребенок до 8 лет плохо распознает источник звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны .

2.Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6-летнем возрасте – на расстоянии 10 метров. Он видит только то, что находится напротив. Машины слева и справа остаются незамеченными.

3.Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше.

4. Надежная ориентация: посмотреть налево – направо приобретается не ранее, чем в 7 лет.

     Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях дороги, проводя мероприятия в различных формах.

Задача учителя – научить ребёнка правильно вести себя на дороге. И по моему мнению обучение  должно быть направлено не только на то, чтобы знать Правила дорожного движения, но и уметь анализировать дорожную обстановку, предвидеть возникновение опасности, привить навыки безопасного поведения на дороге  и ответственность за свои действия. 

   Правильное использование терминов и понятий, применяемых при обучении детей правилам безопасного поведения на дорогах, позволяет довести до сознания обучаемых реальное отражение дорожной среды и взаимосвязи терминов транспортной классификации и правил дорожного движения.                                                        

Сравнивая определения термина «дорога» приведенное в разных словарях русского языка, следует отметить, что они близко соответствуют определению, данному в Правилах дорожного движения – «Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

      Условием для снижения детского травматизма является активно взаимодействующая работа органов ГИБДД, образования, общественности по воспитанию у детей умения правильно ориентироваться в окружающей обстановке. В изучении ПДД особенно важным является приобретение умений и навыков.

      Задачи образовательной деятельности:

 1. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.                                  

 2. Уточнение знаний детей об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора.

3. Знакомство с названиями ближайших микрорайонов к детскому саду и микрорайонов, где живут дети.

4. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

5. Знакомство с дорожными знаками « Дети», « Остановка автобуса», «Пешеходный переход», « Пункт медицинской помощи», « Велосипедная дорожка», « Дорожные работы», «Место стоянки», « Подземный переход».

     В своей работе применяю следующие методы и формы:

  • Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, обсуждение по картинке.
  • Практические: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация); продуктивная конструктивная деятельность.
  • Игры, игровые ситуации, проблемные ситуации на настольном перекрестке.
  • Развлечения, театральные представления.
  • Индивидуальная работа в рабочих тетрадях по ПДД.
  • Экскурсии и целевые прогулки.

Образовательный процесс осуществляю:

- через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.;

- в процессе специальной развивающей и образовательной деятельности по дорожной тематике.

Во время бесед с детьми обсуждаем следующие темы: «Дорога в школу», «Виды транспортных средств», « Опасности на улицах», « Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке», « Правила перехода проезжей части со взрослыми», « Виды и сигналы светофоров»,  «Пешеходный переход: подземный, надземный, наземный», « Дорожные знаки для пешеходов»

    Особенно важен принцип наглядности, который применяю в работе с детьми, когда они сами должны все увидеть и потрогать руками. Поэтому использую макеты домов, светофора, дорожных знаков; иллюстрации транспорта, проблемных ситуаций на дороге. Занимаясь художественным творчеством, мы рисуем с детьми различные виды транспорта: автобус, грузовые автомобили. В интересной стихотворной форме знакомимся с их назначением. Рассматриваем их форму, величину, строение, соотношения частей. При проведении лепки  продолжаем знакомиться с транспортом. С помощью круп: риса, гречки, гороха; изображаем части автомобиля. Ракушками украшаем поделки. Ребятам особенно интересно, так как в нашем городе они  не встречались с троллейбусом. На конструировании у детей формируем интерес к созданию разнообразных транспортных сооружений из строительного материала (мосты для пешеходов, мосты для транспорта). Дети учатся создавать различные модели (машины, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.

    У ребёнка три основных источника знаний правильного поведения на дороге: родители, школа, социальная среда. Но зачастую родители и социальная среда игнорируют соблюдение Правил, показывают плохой пример детям, а если и хотят научить ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге, то не знают как. Школа остаётся единственным источником, откуда дети могут почерпнуть знания, как правильно вести себя на дороге, получить квалифицированный ответ на поставленные вопросы. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание информатики в начальной школе.

Преподавание информатики в начальной школе....

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"

Статья "Преподавание информатики в начальной школе"...

«Здоровьесберегающие технологии как обязательный компонент преподавания базовых предметов начальной школы»

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе

С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...

особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество ...

Особенности преподавания информатики в начальной школе

Информатика вместе с другими школьными предметами составляет основу современного образования, т.к. играет значительную роль в формировании целостного мировоззрения, учебных и коммуникативных навыков, ...

Особенности преподавания информатики в начальной школе

У чащихся начальных классов наблюдаентся большой интерес к компьютерным играм....