МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка на тему

Вертецкая Ирина Васильевна

В ходе работы были изучены Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Профессиональный стандарт»; Стандарты второго поколения и т.д. Проведен анализ материалов данных документов и сделаны  выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вертецкая Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ № 2 г. Охи

ira.vertetskaya60@mail.ru

89147524271

okha.nosh2@mail.ru

8(42437) 24552

Актуальность

        В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность, а  компетенции в  математике считаются ключевыми в  развитии  личности. В  декабре 2013 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, цель  которой: «…вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом».  В соответствии с её основными принципами,   математическое развитие учащегося в школе осуществляется на различных уровнях и с учётом тенденций развития математики и многолетних  традиций  Российской  школы.        В ходе работы были изучены Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Профессиональный стандарт»; Стандарты второго поколения и т.д. Проведен анализ материалов данных документов и сделаны  выводы.

Цель моей  работы.

Показать:

  • влияние профессиональной компетентности учителя на формирование субъектной позиции школьника при освоении предметных и метапредметных умений на уроках математики.
  • преимущество  метапредметных методов в обучении, которые формируют у школьников способности и потребности самостоятельно приобретать знания и переносить их в новые нестандартные ситуации; понимать и совершенствовать себя.

В Концепции  развития  математического  образования  в Российской  Федерации

освещены  проблемы развития математического образования:

  1. Мотивационного характера
  2. Содержательного характера
  3. Кадровые проблемы.

Стандарты второго поколения

Метапредметная технология

Профессиональный стандарт педагога

Планируемые метапредметные результаты

Деятельностная единица

Профессиональная  компетентность  учителя

Использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Схематизация

Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся

Представлять информацию в знаково – символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

Познание (работа со знанием и информацией)

Моделирование

Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.

Владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Проблематизация

Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи.

Работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;

Целеполагание (цель и задача)

Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады).

Использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

Работа с понятием

Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации.

Владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

Различение

Позиционирование

Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом.

Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково – творческих  заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Наблюдение

Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).

Читать информацию, представленную в знаково – символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

Идеализация

Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях.

Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, отработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио – и видео сопровождением.

Эксперимент

Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи.

Метапредметный подход в преподавании математики.

В любой деятельности есть:

  • а) то, что делает её содержательной, то есть предметная составляющая;
  • б) то, что делает её осознанной и ответственной, то есть метапредметная составляющая.

Особенности метапредметного урока математики.

Этапы урока:

  1. Для введения учащихся в ситуацию, требующую выполнения действия;
  2. Определение критериев и способов оценки результатов действия;
  3. Планирование действия;
  4. Выполнение действия и оценка результатов;
  5. Обсуждение результата и способа выполнения действия (рефлексия способа);
  6. Осуществляется «коррекция» способа действия;
  7. Действие выполняется повторно;
  8. Оценка и обсуждение результата и способа повторного выполнения действия.

Литература.

1.        Концепции развития математического образования в РФ

15.lipetskddo.ru›files/file…Концепция развития…pdf

2.        Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /[М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др.] .- 2 –е изд. Перераб. – М.:Просвещение, 2016.

3.        Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой._ 2 –е изд.-М.:Просвещение, 2010.

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изменениями от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход на уроке математики в начальной школе.

Урок математики с применением технологии дифференцированного обучения 2 класс....

Компетентностный подход на уроках математики в начальной школе

Выступление на методическом объединении....

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС

Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество ...

Сообщение "Инновационные технологии в преподавании математики в начальной школе"

Какие инновационные технологии применяются в работе учителя...

«ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Возможности преподавания математики в начальной школе с использованием элементов оригами и современных технических средств

В статье рассматривается возможность использования оригами на уроках математики в начальной школе с целью повышения эффективности обучения...