МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка на тему
В ходе работы были изучены Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Профессиональный стандарт»; Стандарты второго поколения и т.д. Проведен анализ материалов данных документов и сделаны выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Вертецкая Ирина Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ НОШ № 2 г. Охи
89147524271
8(42437) 24552
Актуальность
В последние годы, вопрос математической компетентности приобретает все большую важность, а компетенции в математике считаются ключевыми в развитии личности. В декабре 2013 года распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации, цель которой: «…вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом». В соответствии с её основными принципами, математическое развитие учащегося в школе осуществляется на различных уровнях и с учётом тенденций развития математики и многолетних традиций Российской школы. В ходе работы были изучены Концепция развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г.; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н «Профессиональный стандарт»; Стандарты второго поколения и т.д. Проведен анализ материалов данных документов и сделаны выводы.
Цель моей работы.
Показать:
- влияние профессиональной компетентности учителя на формирование субъектной позиции школьника при освоении предметных и метапредметных умений на уроках математики.
- преимущество метапредметных методов в обучении, которые формируют у школьников способности и потребности самостоятельно приобретать знания и переносить их в новые нестандартные ситуации; понимать и совершенствовать себя.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации
освещены проблемы развития математического образования:
- Мотивационного характера
- Содержательного характера
- Кадровые проблемы.
Стандарты второго поколения | Метапредметная технология | Профессиональный стандарт педагога |
Планируемые метапредметные результаты | Деятельностная единица | Профессиональная компетентность учителя |
Использовать знаково – символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; | Схематизация | Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся |
Представлять информацию в знаково – символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида; | Познание (работа со знанием и информацией) Моделирование | Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения. |
Владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; | Проблематизация | Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи. |
Работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики; | Целеполагание (цель и задача) | Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады). |
Использовать способы решения проблем творческого и поискового характера; | Работа с понятием | Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации. |
Владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; | Различение Позиционирование | Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом. |
Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково – творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | Наблюдение | Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера). |
Читать информацию, представленную в знаково – символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение; | Идеализация | Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях. |
Использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, отработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио – и видео сопровождением. | Эксперимент | Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи. |
Метапредметный подход в преподавании математики.
В любой деятельности есть:
- а) то, что делает её содержательной, то есть предметная составляющая;
- б) то, что делает её осознанной и ответственной, то есть метапредметная составляющая.
Особенности метапредметного урока математики.
Этапы урока:
- Для введения учащихся в ситуацию, требующую выполнения действия;
- Определение критериев и способов оценки результатов действия;
- Планирование действия;
- Выполнение действия и оценка результатов;
- Обсуждение результата и способа выполнения действия (рефлексия способа);
- Осуществляется «коррекция» способа действия;
- Действие выполняется повторно;
- Оценка и обсуждение результата и способа повторного выполнения действия.
Литература.
1. Концепции развития математического образования в РФ
15.lipetskddo.ru›files/file…Концепция развития…pdf
2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций /[М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова и др.] .- 2 –е изд. Перераб. – М.:Просвещение, 2016.
3. Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой._ 2 –е изд.-М.:Просвещение, 2010.
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изменениями от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход на уроке математики в начальной школе.
Урок математики с применением технологии дифференцированного обучения 2 класс....
Компетентностный подход на уроках математики в начальной школе
Выступление на методическом объединении....
Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»
Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....
особенности преподавания математики в начальной школе по УМК ПНШ ФГОС
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество ...
Сообщение "Инновационные технологии в преподавании математики в начальной школе"
Какие инновационные технологии применяются в работе учителя...
«ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...
Возможности преподавания математики в начальной школе с использованием элементов оригами и современных технических средств
В статье рассматривается возможность использования оригами на уроках математики в начальной школе с целью повышения эффективности обучения...