Деление числа на произведение
учебно-методический материал по математике (4 класс) на тему

Шеина Светлана Анатольевна

Математика 4 класс Школа России "Урок освоения новых знаний и способов действий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_kl.matem_.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Шеина Светлана Анатольевна 2016год,1 школа.

Предмет: математика

Класс: 4

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучение нового материала)

Технологическая карта

Тема

Деление числа на произведение

Цель

  • Научить делить число на произведение несколькими способами, выбирать оптимальный для себя способ решения и использовать его
  • Продолжить формирование УУД

Задачи

  • Обеспечить осознанное восприятие нового материала
  • Организовать деятельность учащегося по выбору оптимального решения из нескольких возможных
  • Отрабатывать грамотное употребление в речи терминов: произведение, множитель, делимое, делитель, частное
  • Создать условия для формирования умения составлять алгоритм своих действий и следовать ему
  • Воспитывать культуру поведения при совместной работе

Формируемые УУД

Личностные:

  • Понимать смысл поставленной задачи
  • Проявлять инициативу, активность при решении задачи

Регулятивные:

  • Понимать суть алгоритма; уметь действовать по предложенному алгоритму
  • Оценивать и корректировать свои действия

Познавательные:

  • Умение видеть математическую задачу в жизненной ситуации

Коммуникативные:

  • Уметь выражать свои мысли, участвовать в продуктивном диалоге; сотрудничать с учителем и одноклассниками

Основные понятия

Частное, делимое делитель, множитель, произведение, алгоритм

Ресурсы

  • Компьютер, проектор
  • Письменные принадлежности, тетрадь
  • Тетрадь – помощница

Организация образовательного пространства

  • Работа в парах
  • Работа в группах

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные

УУД

1. Самоопределение к деятельности

Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Проверяет готовность учащихся к работе. Организует внимание и настрой на уроке.

-Здравствуйте! Меня зовут Светлана Анатольевна.

-Сегодня я у вас проведу урок математики.

Предлагаю решить несложную задачу, но перед этим ответить на вопрос: «Для чего мы учимся решать задачи на уроке математики?»

         Одна хорошая минута

          Сделала одно хорошее  дел     дело,

          Десять хороших минут

          Сделали десять хороших  делдел.

          А сколько хороших дел

          Можно сделать за целцелый урок?

-Так давайте сегодня на уроке постараемся сделать как можно больше полезных, хороших дел.

Посмотрите на экран....

Давайте выполним задание и узнаем девиз нашего урока...

Выразите в более мелких единицах измерения, ДУМАЕМ

Ваш ответ?

Молодцы!

Следующее задание- вычислите площадь прямоугольника, если известно, что ширина 7см, а длина 10см.? РЕШАЕМ

УЗНАЙТЕ значение этого выражения.

Как вы узнали значение этого выражения?

По порядку действий....

5м30см

Думай

а=7,в=10, S- ?

Решай

12:(2*3)

Узнавай

А теперь прочитайте девиз нашего урока:

ДУМАЙ! РЕШАЙ! УЗНАВАЙ!

Ребята! Давайте с вами узнаем главное слово нашего урока...

Вычислите, подставьте буквы, соответствующие правильному ответу, и вы узнаете ключевое слово .....

Е    50*60:100=        

Н   4000*3:100=

Д    953-453+10=

И   140:70*1000=

Л   270-50+100=

510

30

320

30

120

2000

30

Д

Е

Л

Е

Н

И

Е

Запись в тетрадь даты, слов «Классная работа» Проверка наличия учебных средств и рационального расположения их на парте.

Отвечают на вопрос. В результате обсуждения вывод (каждая задача – математическая модель жизненной ситуации).

Готовность к уроку, настрой учащихся на работу

Осознает, что математика применяется при решении жизненных задач.

Личностные: мотивация учения, понимание смысла поставленной задачи

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Цель: Обеспечить мотивацию

Задача: Вася ждет в гости 3х друзей и для каждого приготовил корзинку с яблоками. Всего он разложил по корзинам 18 яблок.

Запишите на языке математики, что произошло на этом этапе.

У нас проблема

Продолжение задачи: но когда пришли гости, оказалось, что каждый привел брата и поделился яблоками с ним. Сколько яблок досталось каждому мальчику?

Учитель задает вопрос:

  • Каким еще способом можно решить задачу?
  • Чем отличаются эти два способа?
  • Так как же можно выполнить деление?

Учитель предлагает записать тему в тетрадь

Ребята, давайте поработаем в группах

Ребята, перед вами лежат полоски бумаги длиной 12 см.

Разделите эту полоску на 6 равных частей.

Объясните, как вы это сделали

Учитель предлагает решить еще один пример, записав все возможные способы

12 : (2 · 3)

  • Так сколько же возможно предложить способов?
  • Сравните способы
  • Выберите для себя наиболее простой

Учитель предлагает решить еще один пример с тем же заданием

72 : (8 · 3)

  • Как вы думаете, нужно ли выполнять деление всеми тремя способами?
  • Учитель предлагает, учитывая все вышесказанное поставить цель, к достижению которой мы будем стремиться на этом уроке

Записывают 18 : 3

Корректирую запись

(18 : 3) : 2

Вычисляют

(18 : 3) : 2 = 6

18 : (3 · 2) = ?

Отвечают на вопросы, в результате обсуждения выходят на тему урока: «Деление числа на произведение»

Ученики записывают тему в тетрадь

Учащиеся предлагаю три способа:

12 : (2 · 3)

(12 : 2) : 3

(12 : 3) : 2

Учащиеся приходят к выводу что способы по сложности равноценны

Работают в группах по 4 человека.

Представляют результаты своей работы

Учащиеся приходят к выводу, что достаточно выбрать 1 способ, обосновывают почему.

Учащиеся ставят цель: научится выбирать наиболее простой для себя вариант решения и его использовать

Составление простейшей математической модели.

Активная деятельность в ходе выполнения заданий, правильность решений

Умение выполнять вычисления с натуральными числами с учетом порядка действий

Принятие цели и задач урока

Познавательные:

Уметь видеть математическую задачу в жизненной ситуации

Познавательные: логические рассуждения, доказательства, анализ, сравнение

Регулятивные: целеполагание

3. Этап усвоения и закрепления новых знаний и способов действий

Цель: Обеспечить осмысленное восприятие изучаемого материала. Обеспечить усвоение знаний и способов действий

Учитель предлагает учащимся подумать, как действовать, чтобы достичь цели

Давайте подумаем, как нужно действовать, чтобы выбрать из 3х способов наиболее простой?

Определим порядок своих действий (как называется?)

Проверим, верно ли получилось

Учитель предлагает решить примеры, следуя разработанному алгоритму

а) 72 : (2 · 9)

б) 81 : (3 · 9)

в) 160: (8 · 2)

г) 64: (2 · 8)

Предлагает ознакомиться с правилом, которое использовали при решении

Можно ли применять наш алгоритм при решении примера 210 : 35.

Каким действием нужно дополнить алгоритм?

Используя дополненный алгоритм, решить

а) 120 : 24

б) 160 : 32

Учитель предлагает детям придумать задачу, решение которой записывается одним из трех способов деления, работая в группах (напоминает правила работы в группах: уметь слушать друг друга, уметь договариваться, уметь аргументировать свой ответ)

Карточки на столе

Ребята, посоветуйтесь друг с другом и  выбрать выражение , решение которого записывается одним из способов деления...

  1.    36:(3 • 4)
  2.    27 : 9
  3.    630 : 10
  4.    82 • 100
  5.    24:(2• 4)
  6.    21•5

Предлагаю детям выбрать выражение , решение которого  записывается одним из трех способов деления, работая в группах (напоминает правила работы в группах: уметь слушать друг друга, уметь договариваться, уметь аргументировать свой ответ)

Догадайтесь, какое задание мы сейчас будем выполнять?

.      Первое – предлог или приставка,
      Второе – летний дом,
      А целое порой
      Решается с трудом.(Задача)

Прочитайте  задачу №75…

- У каждого на столе готовая таблица, мы запишем в неё, что известно и неизвестно и тогда нам легче будет решить задачу

Масса

Количество

Сыр

Масло

83кг

45кг

20т

?

?

 О чём говорится в задаче (из молока получали сыр)

- Что известно?

- Что неизвестно?

-Что нужно узнать?

-На сколько больше сыра, чем масла получили из 1 т молока, из 20т молока?

Сколько сыра получили из 20т молока?

Сколько масла получили из 20т молока?

На сколько больше сыра, чем масла получили из 20т молока?

Мы  решили задачу разными способами...

1) 83*20-45*20=760(кг)          

2)( 83-45)*20=760(кг)            

Сравните эти способы. Какой способ вы считаете более рациональным? И почему?

(Второй способ, для решения задачи выполняли 2 действия, на решение задачи потратим меньше времени... )

Следующее задание, которое предлагает вам КВАДРИК с которым вы все знакомы.

Поможем ему ?

 

Вставляем цифры . Работа ИКТ. Примеры с объяснением.

(электронное приложение к учебнику, диск к учебнику 4 класс)

Ученики высказывают свое мнение (решать, изучать правило, внимательно слушать и.т.д.)

Ученики составляют алгоритм, используя предложенные им карточки, на которых  указаны определенные действия

Ученик составляет алгоритм у доски комментируя свои действия

Ученики решают примеры у доски, обосновывая свой выбор решения

Читают правило

Называют действие. Еще раз проговаривают алгоритм

Решают, используя дополненный алгоритм, комментируя свои действия.

Работают в группах по 2 человека.

Представляют результаты своей работы

Учащиеся решают пример, без труда выбирая наиболее простой способ и обосновывая свой выбор.

Демонстрируют разные способы решения задачи..

Направляет рассуждение в нужное русло.

Активная деятельность в ходе выполнения заданий, правильность решений

Умение выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приемы вычислений.

Правильное использование терминологии.

Умение использовать математические средства для описания реальных явлений.

Созданный образовательный продукт.

Регулятивные: составление последовательности действий, знание назначения алгоритма.

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. Коррекция.

Коммуникативные:  умение сотрудничать, участие в продуктивном диалоге.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: анализ, сравнение

Познавательные: умение создавать математические модели.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками; умение выражать свои мысли

Познавательные: умение создавать математические модели.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: составление последовательности действий, знание назначения алгоритма.

Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. Коррекция.

Коммуникативные:  умение сотрудничать, участие в продуктивном диалоге.

4. Рефлексия учебной деятельности

Цель: Фиксирование достижений цели, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности

Ребята, помог ли нам девиз на уроке?

Так о чём мы думали?

Как быстрее научиться делить число на произведение...

Что мы для этого решали ?

Решали примеры и задачи...

Что мы узнали нового? Пример под словом УЗНАВАЙ  был на изучение новой темы!

12:(2*3)

Какими способами мы теперь можем решить  это выражение?

Организует рефлексивный анализ учебной деятельности в устной речи методом незаконченного предложения.

«Итак, сегодня мы изучали..»

«Наша цель…»

«Чтобы ее достичь мы…»

Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Подводят итоги совместно с учителем

Оценивают  свою деятельность.

Открытость учащихся в осмыслении своих достижений и самооценки.

Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: волевая саморегуляция ; оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоить); прогнозирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление числа на произведение

Урок математики по программе " Школа России"...

Урок математики по теме "Деление числа на произведение"

" Деление числа на произведение" 4 класс...

Открытый урок математики в 4 классе. Тема: Повторение. Свойства умножения и деления числа на произведение.

Урок - КВН, групповая форма работы на уроке.Всё подчинено теме: "Здоровый образ жизни". Класс поделён на 3 группы(команды) , каждая команда выполняет задания на протяжении урока: расшифровать название...

Конспект урока по математике в 4 классе на тему: «Деление числа на произведение».

познакомить учащихся с различными способами деления числа на произведение;развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, чувство взаимовыручки, внимание;воспитывать чувство ответственно...

Деление числа на произведение

Приёмы деления  числа на произведение, совершенствование вычислительных навыков....

урок математики в 4 классе ФГОС "Деление числа на произведение"

                                                      ...