Тип урока: обобщение и систематизация знаний |
Педагогическая цель: создать условия для обобщения знаний по теме «Сложение и вычитание вида ± 1, ±2, ±3 » путём знакомства с произведениями А.С.Пушкина; развития навыков счёта; совершенствования умений решать задачи и числовые выражения |
Планируемые результаты |
Предметные: знать состав чисел, формировать навыки прибавления, вычитания чисел 1, 2, 3.
| Метапредметные: регулятивные – уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы; коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнёра по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности; познавательные – стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решение познавательной задачи. | Личностные: организовывать исследовательское пространство через произведения А.С.Пушкина |
Образовательные ресурсы: портрет А.С.Пушкина, книжная выставка со сказками А.С.Пушкина, презентация, поделки из ракушек, учебник, тетрадь для самостоятельной работы, |
Организационная структура урока |
Этапы урока, формы работы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Организация начала урока | Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок. Создание ситуации успеха. - Проверим готовность к уроку. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Вы на парты поглядите, Всё в порядок приведите. | Определяют самоготовность («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять организационные задачи |
2. Сообщение темы урока и постановка учебных целей | - Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Мы совершим путешествие по сказкам. Но, чтобы попасть в сказку, что мы с вами должны уметь делать? - Сказки у нас будут необычные, а авторские. А кто автор, вы узнаете, если отгадаете, кто написал следующие строки? У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. (Слайд 2) - Волшебный кот рассказал А.С.Пушкину много сказок. (Слайд 3) - И герои из сказок его приготовили вам задания. А кот будет внимательно наблюдать, как вы считаете, решаете задачи. А вы какие цели ставите перед собой на этом уроке? | Дети высказывают свои предположения
А.С.Пушкин
Обучающиеся ставят перед собой цели на данный урок | Устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. |
1 | 2 | 3 | 4 |
3.Актуализация опорных знаний | Устный счёт учитель проводит с целью актуализации знаний 1.Слушайте внимательно. Отгадайте, из какого произведения эти строки? Жил старик со своею старухой У самого синего моря… (Слайд 4) - В этой сказке один из главных героев – рыбка. Она предлагает нам поиграть в игру «Поймай рыбку». -Ученик ловит рыбку, называет число, а я вам задаю задания с этим числом. Если кто-нибудь поймает золотую рыбку, он сам задаёт задание. 2. А кто знает из какого произведения эти строки? Белки песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые. (Слайд 5) - Поможем белочке разгрызть орехи. Для этого соединим примеры с ответами на орешках.
|
Дети отгадывают сказку
Отвечают на задания учителя и одноклассников. Обучающиеся снимают с доски рыбок, где с обратной стороны записаны числа 6,7,4,8,3,1. Выполняют задания по знанию состава чисел и на умение вычитать и прибавлять.
«Сказка о царе Салтане»
Демонстрируют умение соотносить математические выражения с результатом действия | Упражняются в устных вычислениях.
|
1 | 2 | 3 | 4 |
|
- Ох, хорошо «разгрызли» орешки. Доволен кот учёный. 3. Может кто-нибудь знает, из какой сказки эти строки: Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи… (Слайд 6) - А зеркальце хочет проверить, как вы усвоили состав чисел
4. Слушаем дальше: Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. (Слайд 7) - Кто догадался, из какой сказки эти строки? - Уж очень петух любит взлетать высоко и даёт нам геометрическое |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Показывают ответы из разрезных цифр
«Сказка о золотом петушке» |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| задание. На какой из ёлочек больше треугольников?
- На сколько больше? 5. А кто знает сказку, где есть такие строчки: Жил-был поп, Толоконный лоб. (Слайд 8) - Что значит толоконный лоб? (Глупый человек) - Ой, а как зовут этого героя? Да, это же Балда! Умный он был, поэтому предлагает решить вам задачу: Балда у попа должен был работать 3 дня, а проработал на 2 дня больше. Сколько дней работал Балда у попа? (Подведение итогов устного счёта) | Участвуют в диалоге с учителем и одноклассниками. Приводят доказательство выбора ответа.
Дети сами пытаются объяснить, как понимают это выражение.
Выполняют решение задачи с опорой на краткую запись при помощи кассы цифр |
|
4.Физминутка | Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Мимо острова крутого,
| Дети повторяют движения за учителем |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| Мимо города большого. |
|
|
5. Обобщение по теме раздела | - Поднимите руки те, кто хоть раз был на море? (Слайд 7) - Дно моря хранит в себе много тайн. А что можно встретить на дне моря? - Действительно, подводный мир прекрасен и мы с вами должны беречь эту красоту. Для этого не должны засорять не только реки и озёра, но и моря. Из даров моря можно сделать много красивых поделок.(Показать поделки) - В сказке о царе Салтане возле берега плавала Царевна-Лебедь. Она очень умна и приготовила вам задания из учебника. 1. с.112 з.5 - Составьте выражения по рисунку. 2. с.112 з.3 - Прочитайте задание. Можно ли назвать её задачей? Почему? Составьте требование, чтобы это была задача. - Запишите решение задачи. |
Работа в парах
Выполняют задания с опорой на рисунок, составляют выражения и обсуждают результат работы в парах
Индивидуальная работа | Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
6. Физминутка | Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, |
|
|
1 | 2 | 3 | 4 |
| Великанами мы стали. И как зайки поскакали, И за кустики пропали. |
|
|
7. Обобщение по теме раздела | Работа в тетради для самостоятель-ных работ. 1.- А кот учёный хочет посмотреть, как вы умеете записывать решение задач. Откройте тетради на с.44. прочитайте з.2. Можно ли решить эту задачу? Почему? Дополните задачу. А теперь запишите решение этой задачи. 2. Самостоятельная работа. С.112 № 2 | Индивидуальная работа, работа в парах | Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия |
8. Систематиза-ция знаний | Проверь себя! (Тест)
| Задание | Варианты ответов | 1 | Укажи сумму чисел 4 и 2 | 2 | 6 | 7 | 2 | Сколько получится, если из числа 7 вычесть 3? |
5 |
10 |
4 | 3 | Из какого числа надо вычесть1, чтобы получить 6? |
4 |
6 |
7 | 4 | Какое число больше чем 5 на 3? |
7 |
8 |
9 | 5 | 6 – это 4 и
| 2 | 3 | 4 |
| Индивидуальная работа | Осуществлять контроль и самоконтроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
9. Подведение итогов. Рефлексия. | - Все сказочные герои остались довольны вашей работой. А вы достигли ваших поставленных целей? Что у вас вызвало затруднения? Что нового вы узнали? А что вас заинтересовало? - Не беда, что вы не все сказки А.С.Пушкина знаете. Вы пришли учиться в школу, и когда научитесь хорошо читать, вы сами прочитаете эти сказки. Сейчас вы их видите на выставке, а взять их можно в библиотеке. | Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку
| Выражать доброжелатель- ность и эмоционально-нравственную отзывчивость |