Рабочая программа по математике 2 класс
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему
В основе построения данного предмета лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Предмет позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prog_.po_matem._2015-2016.docx | 245.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Математика»
во 2 классе
(ФГОС)
Срок реализации программы: 2015-2016учебный год
Составила: Плоткина Марина Алексеевна
учитель начальных классов
Иваньково-Ленино
2015
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993);
- Примерная программа федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г).
- Авторская программа М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011
- Учебный план МБОУ «Иваньково-Ленинская основная общеобразовательная школа»
В основе построения данного предмета лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. В основе отбора методов и средств обучения лежит деятельностный подход.
Предмет позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую их подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности, для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план школы для преподования предмета выделяет 4 часа в неделю, соответственно во 2 классе по программе 140 часов (35 недель по 4 часа)
Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать результаты труда других людей.
Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Раздел 6. Содержание учебного предмета
2-й класс (4 часа в неделю, всего – 140 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 100.
Нумерация (16ч)
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сложение и вычитание чисел.(70ч)
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания
Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.
Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.
Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Алгоритмы сложения и вычитания.
Умножение и деление чисел.(39ч)
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.
Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.
Величины и их измерение.
Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.
Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).
Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.
Цена, количество и стоимость товара.
Время. Единица времени – час.
Текстовые задачи.
Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:
а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
в) разностное сравнение;
Элементы геометрии.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Острые и тупые углы.
Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.
Элементы алгебры.
Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.
Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.
Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;
Занимательные и нестандартные задачи.
Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.
Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.
Итоговое повторение.(15ч)
Раздел 7. Тематическое планирование
Содержание | Основные виды деятельности |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100 Нумерация | Образовывают, называют и записывают числа в пределах 100. Сравнивают числа и записывают результат сравнения. Упорядочивают заданные числа. Устанавливают правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжают её или восстанавливают пропущенные в ней числа. Классифицируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменяют двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполняют сложение и вычитание вида: 30+5, 35-30, 35-5. Переводят одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивают стоимость предметов в пределах 100 р. Соотносят результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы. |
Сложение и вычитание | Моделируют и объясняют ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100. Выполняют устно сложение и вычитание в пределах 100. Сравнивают разные способы вычислений, выбирают наиболее удобный. Записывают решения составных задач с помощью выражения. Выполняют задания творческого и поискового характера. Выстраивают и обновляют стратегию успешной игры. Вычисляют значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы. Решают уравнения вида 12+х=12, 25-х=20 Выполняют проверку правильности вычислений. Используют различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений. Применяют письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполняют вычисления и проверку. Различают прямой, тупой и острые углы. Выделяют прямоугольник (квадрат) из множеств четырехуголь ников. Решают текстовые задачи арифметическим способом. Составляют план работы. Работают в паре: обмениваются собранной информацией, оценивают работу друг друга, помогают друг другу устранять недочеты |
Умножение и деление | Моделируют действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменяют сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение- суммой одинаковых слагаемых (если можно). Умножают 1 и 0 на число. Используют переместительное свойство умножения при вычислениях. Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Моделируют действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решают текстовые задачи на деление. Находят различные способы решения одной и той же задачи. Вычисляют периметр прямоугольника. Моделируют действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей |
Умножение и деление. Табличное умножение и деление | Используют связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножают и делят на 10. Решают задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решают задачи на нахождение третьего слагаемого. Оценивают результаты освоения темы, проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Выполняют умножение и деление с числами 2 и 3. Выполняют задания творческого и поискового характера, применяют знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивают результаты освоения темы, проявляют личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Итоговое повторение | Знают последовательность чисел в пределах 100, названия компонентов и результатов сложения и вычитания, таблицу сложения однозначных чисел, названия и обозначения действий умножения и деления. Читают, записывают и сравнивают числа в пределах 100, решают текстовые задачи, вычисляют периметр прямоугольника, проверяют правильность выполненных вычислений, выполняют работу над ошибками, находят значение числовых выражений со скобками и без них. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. М.И.Моро и др. Математика. Программа: 1-4 классы.
2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Москва «Просвещение», 2012
3. С.В.Бахтина. Поурочные разработки по математике. Методическое пособие: 2 класс. Издательство «Экзамен», 2012.
4. Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 1-4 класс.
5. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1-4 класс.
Технические средства
1. Классная доска
2. Компьютер.
3. Мультимедийный проектор
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Числа и арифметические действия с ними
Ученик научится:
• применять приемы устного сложения и вычитания двузначных чисел;
• выполнять запись сложения и вычитания двузначных чисел «в столбик»;
• складывать и вычитать двузначные и трёхзначные числа (все случаи);
• читать, записывать, упорядочивать и сравнивать трехзначные числа, представлять их в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав);
• выполнять вычисления по программе, заданной скобками;
• определять порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание, умножение и деление (со скобками и без них);
• использовать сочетательное свойство сложения, вычитание суммы из числа,
вычитание числа из суммы для рационализации вычислений;
• понимать смысл действий умножения и деления, обосновывать выбор этих
действий при решении задач;
• выполнять умножение и деление натуральных чисел, применять знаки умножения и деления ( ∙ , : ), называть компоненты и результаты умножения и деления, устанавливать взаимосвязь между ними;выполнять частные случаи умножения и деления чисел с 0 и 1;
• проводить кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...), называть делители и кратные;
• применять частные случаи умножения и деления с 0 и 1;
• применять переместительное свойство умножения;
• находить результаты табличного умножения и деления с помощью квадратной таблицы умножения;
• использовать сочетательное свойство умножения, умножать и делить на 10 и
на 100, умножать и делить круглые числа;
• вычислять значения числовых выражений с изученными натуральными числами, содержащих 3–4 действия (со скобками и без скобок) на основе знания правил порядка выполнения действий;
• использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
• выполнять деление с остатком с помощью моделей, находить компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними, выполнять алгоритм деления с остатком, проводить проверку деления с остатком;
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
• выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000
Ученик получит возможность научиться:
• строить графические модели трехзначных чисел и действий с ними, выражать их в различных единицах счета и на этой основе видеть аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер;
• самостоятельно выводить приемы и способы умножения и деления чисел;
• графически интерпретировать умножение, деление и кратное сравнение чисел, свойства умножения и деления;
• видеть аналогию взаимосвязей между компонентами и результатами действий сложения и вычитания и действий умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
• решать простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), выполнять их краткую запись с помощью таблиц;
• решать простые задачи на кратное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) в…»);
• составлять несложные выражения и решать взаимно обратные задачи на умножение, деление и кратное сравнение;
• анализировать простые и составные задачи в 2–3 действия на все арифметические действия в пределах 1000, строить графические модели и таблицы, планировать и реализовывать решение;
• выполнять при решении задач арифметические действия с изученными величинами;
• решать задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата.
Ученик получит возможность научиться:
• решать простейшие текстовые задачи с буквенными данными;
• составлять буквенные выражения по тексту задач и графическим моделям, и наоборот, составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям;
• решать задачи изученных типов с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями);
• моделировать и решать текстовые задачи в 4–5 действий на все арифметические действия в пределах 1000;
• самостоятельно находить и обосновывать способы решения задач на умножение, деление и кратное сравнение;
• находить и обосновывать различные способы решения задачи;
• устанавливать аналогию решения задач с внешне различными фабулами;
• соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие;
• решать задачи на нахождение «задуманного числа», содержащие 3–4 шага.
Геометрические фигуры и величины
Ученик научится:
• распознавать, обозначать и проводить с помощью линейки прямую, луч, отрезок;
измерять с помощью линейки длину отрезка, находить длину ломаной, периметр многоугольника;
• выделять прямоугольник и квадрат среди других фигур с помощью чертежного угольника;
• строить прямоугольник и квадрат на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон, вычислять их периметр и площадь;
• распознавать прямоугольный параллелепипед и куб, их вершины, грани, ребра.
• строить с помощью циркуля окружность, различать окружность круг, обозначать и называть их центр, радиус, диаметр;
• выражать длины в различных единицах измерения – миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр;
• определять по готовому чертежу площадь геометрической фигуры с помощью данной мерки; сравнивать фигуры по площади непосредственно и с помощью измерения;
• выражать площади фигур в различных единицах измерения – квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр;
• преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать однородные геометрические величины.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно выявлять свойства геометрических фигур;
• распознавать и называть прямой, острый и тупой углы;
• определять пересекающиеся, параллельные и перпендикулярные прямые;
• вычерчивать узоры из окружностей с помощью циркуля;
• составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, находить пересечение геометрических фигур;
• вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов;
• находить объем прямоугольного параллелепипеда и объем куба, используя единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними.
Величины и зависимости между ними
Ученик научится:
• различать понятия величины и единицы измерения величины;
• распознавать, сравнивать (непосредственно) и упорядочивать величины длина, площадь, объем;
• измерять площадь и объем по готовому чертежу с помощью произвольной мерки, пользоваться в ряду изученных единиц новыми единицами измерения длины – 1 мм, 1 см, 1 дм, 1 м, 1 км, единицами измерения площади –1 мм2, 1см2, 1 дм2, 1 м2; объёма – 1 мм3, 1 см3, 1 дм3, 1 м3;
•преобразовывать изученные единицы длины, площади и объема на основе соотношений между однородными единицами измерения, сравнивать их, выполнять сложение и вычитание;
• наблюдать зависимость результата измерения величин длина, площадь, объем от выбора мерки, выражать наблюдаемые зависимости в речи и с помощью формул (S = a ∙ b; V = (a ∙ b) ∙ с).
Ученик получит возможность научиться:
• делать самостоятельный выбор удобной единицы измерения длины, площади и объема для конкретной ситуации;
• наблюдать в простейших случаях зависимости между переменными величинами с помощью таблиц;
• устанавливать зависимость между компонентами и результатами умножения и деления, фиксировать их в речи, использовать для упрощения решения задач и примеров.
Алгебраические представления
Ученик научится:
• читать и записывать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без скобок);
• находить значения простейших буквенных выражений при заданных значениях букв;
• записывать взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида: а ∙ b = с, b ∙ а = с, с : а = b, с : b = а;
• записывать в буквенном виде изучаемые свойства арифметических действий: а + b = b + а − переместительное свойство сложения, (а + b) + с = а + (b + с) − сочетательное свойство сложения, а ∙ b = b ∙ а − переместительное свойство умножения, (а ∙ b) ∙ с = а ∙ (b ∙ с) − сочетательное свойство умножения, (а + b) ∙ с = а ∙ с + b ∙ с − распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), (а + b) − с = (а − с) + b = а + (b − с) − вычитание числа из суммы, а − (b + с) = = а − b − с − вычитание суммы из числа, (а + b) : с = а : с + b : с −
деление суммы на число и др.
• решать и комментировать ход решения уравнений вида а ∙ х = b, х ∙ а = b, а : х = b, x : a = b ассоциативным способом (на основе взаимосвязи между сторонами и площадью прямоугольника).
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно выявлять и записывать в буквенном виде свойства чисел и действий с ними;
• комментировать решение простых уравнений всех изученных видов, называя
компоненты действий.
Математический язык и элементы логики
Ученик научится:
• распознавать, читать и применять новые символы математического языка: знаки умножения и деления, скобки, обозначать геометрические фигуры (точку, прямую, луч, отрезок, угол, ломаную, треугольник, четырехугольник и др.);
• строить простейшие высказывания вида «верно/неверно, что ...», «не», «если ..., то ...»;
• определять в истинность и ложность высказываний об изученных числах и величинах и их свойствах;
• устанавливать в простейших случаях закономерности (например, правило, по которому составлена последовательность, заполнена таблица, продолжать последовательность, восстанавливать пропущенные в ней элементы, заполнять пустые клетки таблицы и др.).
Учащийся получит возможность научиться:
• обосновывать свои суждения, используя изученные во 2 классе правила и свойства, делать логические выводы;
• самостоятельно строить и осваивать приемы решения задач логического характера в соответствии с программой 2 класса.
Работа с информацией и анализ данных
Ученик научится:
• читать и заполнять таблицы в соответствии с заданным правилом, анализировать данные таблицы;
• составлять последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу;
• определять операцию, объект и результат операции;
• выполнять прямые и обратные операции над предметами, фигурами, числами;
• отыскивать неизвестные: объект операции, выполняемую операцию, результат операции;
• исполнять алгоритмы различных видов (линейные, разветвленные и циклические), записанные в виде программ действий разными способами (блок-схем, планов действий и др.);
• выполнять упорядоченный перебор вариантов с помощью таблиц и дерева возможностей;
• находить информацию по заданной теме в разных источниках (учебнике, справочнике, энциклопедии и др.);
• работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика, 2 класс».
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно составлять алгоритмы и записывать их в виде блок-схем и планов действий;
• собирать и представлять информацию в справочниках, энциклопедиях, контролируемом пространстве Интернета о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составлять по полученным данным свои собственные задачи на все четыре арифметических действия;
• составлять портфолио ученика 2 класса.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | план | факт |
«Нумерация чисел от 1 до 100». | 16 ч. | |||
1-2 | Числа от 1 до 20. | 2 | 01.09 02.09 | |
3 | Десяток. Счет десятками до 100. | 1 | 04.09 | |
4 | Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. | 1 | 07.09 | |
5 | Поместное значение цифр. | 1 | 08.09 | |
6 | Однозначные и двузначные числа. | 1 | 09.09 | |
7-8 | Единица измерения длины – миллиметр. | 2 | 11.09 14.09 | |
9 | Наименьшее трехзначное число. Сотня. | 1 | 15.09 | |
10 | Метр. Таблица единиц длины. | 1 | 16.09 | |
11 | Сложение и вычитание вида: 30+5, 35-30, 35-5. | 1 | 18.09 | |
12 | Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Проверочная работа. | 1 | 21.09 | |
13 | Рубль, копейка | 1 | 22.09 | |
14 | Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание. | 1 | 23.09 | |
15 | Повторение по теме «Нумерация». | 1 | 25.09 | |
16 | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел от 1 до 100». | 1 | 28.09 | |
Сложение и вычитание | 70 ч | |||
17 | Работа над ошибками. Задачи, обратные данной. | 1 | 29.09 | |
18 | Сумма и разность отрезков. | 1 | 30.09 | |
19 | Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 | 02.10 | |
20 | Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | 05.10 | |
21 | Час, минута. Определение времени по часам. | 1 | 06.10 | |
22 | Длина ломаной | 1 | 07.10 | |
23 | Способы нахождения длины ломаной. Периметр многоугольника. | 1 | 09.10 | |
24 | Контрольная работа №2 по теме «Решение задач». | 1 | 12.10 | |
25 | Анализ контрольной работы. Порядок действий в числовых выражениях, содержащих 2 действия со скобками. | 1 | 13.10 | |
26 | Числовое выражение и его значение. | 1 | 14.10 | |
27 | Сравнение числовых выражений. | 1 | 15.10 | |
28 | Свойства сложения | 1 | 19.10 | |
29 | Упражнение в использовании законов сложения для рационализации вычислений. | 1 | 20.10 | |
30 | Упражнение в использовании законов сложения для рационализации вычислений. | 1 | 21.10 | |
31 | Решение заданий на сравнение массы объектов. (Странички для любознательных.) | 1 | 22.10 | |
32 | Контрольная работа №3 по теме «Числовые выражения». | 1 | 26.10 | |
33 | Анализ контрольной работы. Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». | 1 | 27.10 | |
34 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 28.10 | |
35 | Повторение по теме «Решение простых задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц». | 1 | 29.10 | |
36 | Повторение по теме «Периметр многоугольника». | 1 | 09.11 | |
37 | Устные вычисления с использованием свойств сложения. | 1 | 10.11 | |
38 | Прием сложения вида 36+2, 36+20, 60+18….. | 1 | 11.11 | |
39 | Прием вычитания вида 36-2, 36-20, 36-22 | 1 | 12.11 | |
40 | Прием сложения вида 26+4. | 1 | 16.11 | |
41 | Прием вычитания вида 30-7. | 1 | 17.11 | |
42 | Прием вычитания вида 60-34. | 1 | 18.11 | |
43 | Решение задач на нахождение третьего неизвестного слагаемого. | 1 | 19.11 | |
44 | Простые задачи на встречное движение. | 1 | 23.11 | |
45 | Упражнение в решении составных задач на встречное движение. | 1 | 24.11 | |
46 | Прием сложения вида 26+7. | 1 | 25.11 | |
47 | Прием вычитания вида 35-7. | 1 | 26.11 | |
48 | Закрепление изученных приемов «+» и «-». | 1 | 30.11 | |
49 | Решение логических задач. (Странички для любознательных.) | 1 | 01.12 | |
50-51 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 2 | 02.12 03.12 | |
52 | Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание чисел до 100». | 1 | 0.127 | |
53 | Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Решение задач на встречное движение». | 1 | 08.12 | |
54 | Буквенные выражения. | 1 | 09.12 | |
55 | Выражения с одной переменной вида а+28, 43-b. | 1 | 10.12 | |
56-57 | Уравнение. | 2 | 14.12 15.12 | |
58 | Проверка сложения. | 1 | 16.12 | |
59 | Проверка вычитания | 1 | 17.12 | |
60 | Проверка вычитания и сложения. | 1 | 21.12 | |
61 | Повторение по теме «Решение задач.» | 1 | 22.12 | |
62 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 23.12 | |
63 | Контрольная работа №5 по итогам I полугодия. | 1 | 24.12 | |
64 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Уравнение». | 1 | 28.12 | |
65 | Прием письменного сложения вида 45+23 | 1 | 29.12 | |
66 | Прием письменного вычитания вида 57-26. | 1 | 11.01 | |
67-68 | Письменное сложение двузначных чисел без перехода через разряд. | 2 | 12.01 13.01 | |
69 | Виды углов. | 1 | 14.01 | |
70 | Прямоугольник | 1 | 18.01 | |
71 | Прием письменного сложения вида 37+48. | 1 | 19.01 | |
72 | Прием письменного сложения вида 37+53. | 1 | 20.01 | |
73 | Свойства противоположных сторон прямоугольника. | 1 | 21.01 | |
74 | Квадрат | 1 | 25.01 | |
75 | Прием письменного сложения вида 87+13. | 1 | 2.016 | |
76 | Закрепление. Решение задач. | 1 | 27.01 | |
77 | Прием письменного вычитания вида 40-8. | 1 | 28.01 | |
78 | Прием письменного вычитания вида 50-24. | 1 | 01.02 | |
79 | Приемы письменного сложения и вычитания (закрепление). | 1 | 02.02 | |
80 | Контрольная работа №6 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания». | 03.02 | ||
81 | Анализ контрольной работы. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 04.02 | |
82 | Решение задач. | 1 | 08.02 | |
83 | Решение текстовых задач. | 1 | 09.02 | |
84 | Квадрат. Наши проекты. Оригами. | 1 | 10.02 | |
85 | Повторение по теме «письменные приемы вычислений чисел в пределах 100». | 1 | 11.02 | |
86 | Решение логических задач и задач повышенной сложности. (Странички для любознательных.) | 1 | 15.02 | |
Умножение и деление | 39 ч. | |||
87-88 | Конкретный смысл действия умножения. | 2 | 16.02 17.02 | |
89 | Прием умножения с помощью сложения. | 1 | 18.02 | |
90 | Задачи на нахождение произведения. | 1 | 22.02 | |
91 | Периметр прямоугольника. | 1 | 24.02 | |
92 | Приемы умножения единицы и нуля. | 1 | 25.02 | |
93 | Названия компонентов и результата умножения. | 1 | 29.02 | |
94 | Переместительное свойство умножения. | 1 | 01.03 | |
95 | Задачи на нахождение произведения. | 1 | 02.03 | |
96-97 | Конкретный смысл действия деления. | 2 | 03.03 03.03 | |
98-99 | Решение задач на деление. | 2 | 07.03 09.03 | |
100 | Название компонентов и результата деления. | 1 | 10.03 | |
101 | Решение логических задач. (Странички для любознательных.) | 1 | 14.03 | |
102-103 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 2 | 15.03 15.03 | |
104 | Контрольная работа №7 по теме «Конкретный смысл умножения». | 1 | 17.03 | |
Умножение и деление. Табличное умножение и деление | ||||
105 | Анализ контрольной работы. Взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления. | 1 | 21.03 | |
106 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 | 22.03 | |
107-108 | Приемы умножения и деления на 10. | 2 | 23.03 | |
109 | Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. | 1 | 24.03 | |
110 | Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | 1 | 04.04 | |
111 | Контрольная работа №9 по теме «Умножение и деление». | 1 | 05. | |
112 | Анализ контрольной работы. Умножение числа 2. Умножение на 2. | 1 | 06.04 | |
113 | Приемы умножения числа 2. | 1 | 07.04 | |
114 | Деление на 2 | 1 | 11.04 | |
115-116 | Закрепление изученного материала по теме «Умножение и деление на 2». | 2 | 12.04 13.04 | |
117 | Решение логических задач. (Странички для любознательных.) | 1 | 14.04 | |
118 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 1 | 18.04 | |
119-120 | Умножение числа 3. Умножение на 3. | 2 | 19.04 20.04 | |
121-122 | Деление на 3. | 2 | 21.04 25.04 | |
123 | Закрепление таблицы умножения и деления на 3. Проверим себя. | 1 | 26.04 | |
124 | Контрольная работа № 10 по теме «Умножение и деление». | 1 | 27.04 | |
125 | Работа над ошибками. Повторение по теме «Табличное умножение и деление». | 1 | 28.04 | |
Итоговое повторение Проверка знаний (1 час) | 15 ч | |||
126-127 | Повторение по теме: Нумерация чисел от 1 до 100 и число 0. | 2 | 03.05 | |
128 | Повторение по теме: Сложение и вычитание в пределах 100. | 1 | 04.05 | |
129 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 05.05 | |
130 | Работа над ошибками. Повторение по теме: Решение задач. | 1 | 10.05 | |
131 | Повторение по теме «Числовые выражения». | 1 | 11.05 | |
132 | Повторение по теме «Сложение и вычитание». | 1 | 12.05 | |
133 | Повторение по теме «Свойства сложения». | 1 | 16.05 | |
134 | Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». | 1 | 17.05 | |
135 | Повторение по теме «Единицы длины. Геометрические фигуры». | 1 | 18.05 | |
136 | Промежуточная аттестация | 1 | 19.05 | |
137 | Решение задач в 1 действие | 1 | 23.05 | |
138 | Решение задач в 2 действия | 1 | 24.05 | |
139 | Порядок действий в выражении | 1 | 25.05 | |
140 | Математический КВН. | 1 | 26.05 |
Критерии оценивания
Оценка письменных работ по математике
Работа, состоящая из примеров:
«5» – без ошибок.
«4» –1 грубая и 1–2 негрубые ошибки.
«3» – 2–3 грубые и 1–2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» – 4 и более грубых ошибки.
Работа, состоящая из задач:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 негрубых ошибки.
«3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки.
«2» – 2 и более грубых ошибки.
Комбинированная работа:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 грубая и 1–2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» – 2–3 грубые и 3–4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
«2» – 4 грубые ошибки.
Контрольный устный счет:
«5» – без ошибок.
«4» – 1–2 ошибки.
«3» – 3–4 ошибки.
Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка
или
- при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.
Комбинированная работа (2 задачи и примеры)
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- допущены 1-2 вычислительные ошибки.
Оценка "3" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения одной из задач или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
Оценка "2" ставится:
- допущены ошибки в ходе решения 2-ух задач или
- допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или
- допущено в решении
Математический диктант
Оценка "5" ставится:
- вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
Оценка "4" ставится:
- не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа.
Оценка "3" ставится:
- не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа.
Оценка "2" ставится:
- не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 80% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 60% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
рабочая программа по математике класс Начальная школа века
Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...