Урок по математике на тему: "Число 7. письмо цифры 7".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Побудилина Татьяна Юрьевна

Разработка урока по математике, 1 класс, программа "Школа России".

Тема урока: Число 7. Письмо цифры 7.

Цели урока:

Образовательные:

- Сформировать представление о числе 7 и его составе с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

- развивать речь, внимание, память, мышление; совершенствовать вычислительные навыки.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

Предметные: знать названия и последовательность чисел от 1 до 10; определить место числа 7 на числовом отрезке; уметь записывать его графически и цифрой; изучить состав числа. Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: числовой отрезок, число и цифра, состав числа.

Методы и формы обучения:

Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Учебно-методическое обеспечение урока: учебник М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 класс», тетрадь на печатной основе, числовые отрезки, цифровые веера, модели чисел, домики по составу чисел 5,4 и 7, таблица с алгоритмом изучения чисел, картинки сказочных героев, презентация, компьютер, проектор. Тип урока: комбинированный, урок-путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

 УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

В  1  КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ЧИСЛО 7. ПИСЬМО ЦИФРЫ 7».  

 

                                                                                           

                                                              Урок разработала

                                                                      Побудилина Татьяна Юрьевна,

                                                                учитель начальных классов

                                                                    МБОУ «СОШ № 1» г. Почепа

                                                                                                     

        

        

2014 год

Тема урока: Число 7. Письмо цифры 7.

Цели урока:

Образовательные:

Сформировать представление о числе 7 и его составе с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;

- развивать речь, внимание, память, мышление; совершенствовать вычислительные навыки.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способствовать самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;   работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУДумение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат:

Предметные: знать названия и последовательность чисел от 1 до 10; определить место числа 7 на числовом отрезке; уметь записывать его графически и цифрой; изучить состав числа.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, справочную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: числовой отрезок, число и цифра, состав числа.

Методы и формы обучения:

Формы:  фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Учебно-методическое обеспечение урока: учебник М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 класс», тетрадь на печатной основе, числовые отрезки,  цифровые веера, модели чисел, домики по составу чисел 5,4 и 7, таблица с алгоритмом изучения чисел, картинки сказочных героев, презентация, компьютер, проектор.

Тип урока: комбинированный, урок-путешествие

Ход урока

  1. Организационный  момент.

-Все расселись по местам, никому не тесно, по секрету скажу вам: «Будет интересно!»

Будем мы считать, писать, и играть в молчанку, чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.

Повторим материал, закрепим умения, чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- К нам на урок пришла гостья. Послушайте загадку и догадайтесь, кто это.

Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома.

                                            (Белоснежка)

- Белоснежка пришла попросить нас о помощи. Злая колдунья узнала о дружбе гномов с Белоснежкой и прогнала их в лес, да ещё заставила выполнять математические задания. Мы должны помочь Белоснежке найти всех гномов. Но для этого надо помочь им выполнить задания.

  1. Устные упражнения и практические работы.

Индивидуальная работа.  

 -Ребята выполнят задание и присоединятся к нам.

1. - Чтобы отправится в путь, нам нужен план дороги, по которой пойдём.

- У вас на листах отмечены точки с номерами.

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы выполнить это задание?

- Правильно! Соедините эти цифры в порядке возрастания.

- Посмотрите, что у вас получилось?  (Линия.) 

- Как называется такая линия?  (Ломаная.)

- Сколько звеньев в этой ломаной? (5)

- Сколько вершин? (6)

2. Счёт от 1 до 10.

Фронтальная работа.

- У меня на доске начерчен этот маршрут, который покажет дорогу к гномам. Отправляясь по нему, назовём числа в порядке возрастания до 10.

- Какое число при счёте идёт за числом 5?

- Какое число стоит перед числом 4?

- Какое число на 1 меньше 6?

- Назовите «соседей» числа 4.

      3. Игра «Покажи цифру»

Работа с веером цифр.

- Итак, мы встретили гнома Простака,  который сейчас будет  показывать поочередно картинки, на которых изображены разные предметы в количестве от 1 до 6.

- Как вы думаете, какова наша задача?  (Сосчитать количество предметов и показать соответствующую цифру.)

3. Повторить состав чисел 4 и 5. Игра «Заселите домики».

Работа в парах по рядам

- Одного гнома нашли, отправляемся дальше.

- Вот следующий гном по имени Скромник. Поможем ему вставить пропущенные числа.

- Итак,  перед вами два домика, чтобы освободить гнома Скромника,  мы должны расколдовать домики - заселить их числами. (Повторяем состав чисел.)

- Помочь  может только дружная пара.

- Назовите  правила дружной работы в паре:

  • Выскажи мнение
  • Выслушай мнение соседа
  • Придите к единому мнению
  • Действуйте!

- О готовности скажут руки: вот так!

- А сейчас проверим, как вы справились с этим заданием.

IV.  Постановка проблемы и открытие нового.

- Нашли ещё одного гнома.

- А вот гном по имени Мудрый показывает вам ряд чисел: 2,1,4,3,5,6

- Помогите назвать гному самое маленькое число.

-  Помогите назвать гному самое большое число.

- Расположите числа в порядке увеличения.

- В какой закономерности располагаются числа в числовом ряду? (Увеличиваются на 1.)

  1. Постановка темы и цели урока.       

-Назовите следующее число при счете за числом 6.

- О-о! А вот гном Весельчак. Рассмотрите картинку и  помогите ему найти предметы в количестве 7.

-Послушайте стихотворение про эту необычную деревушку.

В деревушке 7 избушек, 7 дорожек, 7 старушек, 7 щенков, 7 дымков, 7 драчливых петухов на плетнях сидят, друг на друга не  глядят. Распустили 7 хвостов, каждый хвост 7 цветов.

-Чем интересна эта деревушка?

-Подумайте, какая тема сегодняшнего урока?

(Число и цифра 7.)

  1. Подготовка к знакомству с числом 7.

-Попробуем определить цели урока:

  • Узнать: место числа 7 на числовом отрезке.
  • Научиться: писать цифру 7.
  • Запомнить: состав числа 7.

Историческая справка:

- Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Мы часто слышим поговорки и пословицы, в которых встречается число7.

- Наши ребята подготовили пословицы и поговорки.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Лук – от семи недуг.

- В сказках Цифра «Семь» живет,
В гости всех детишек ждет.

- Кто догадался, почему именно Белоснежка у нас в гостях?
- Какие ещё вы знаете знаменитые сказки, в названии которых есть число семь или семеро.

Выставка.

Сколько дней в неделе?
 Хорошо известно всем.
Друг за дружкою идут,
Всех по-разному зовут.

- Какой день недели сегодня?

- Как называется день, который будет завтра?

- Назовите дни недели по порядку, начиная с понедельника.  (По ходу ответов учеников учитель  показывает  таблички со словами: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

- Обратите внимание, каждая табличка своего цвета. Что вам это напоминает? (Радугу.)

- Сколько цветов у радуги? Какие?

-  А вот цветок, словно радуга. Как можно назвать его?

Физминутка.

Вижу, сильно вы устали.

Позову Весельчака.

Проведёт он физминутку,

Всем понравится она.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.   (Потягивание – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания – руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются  цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

  1. Введение нового материала. Работа по учебнику, с.54.

- Вот мы встретили гнома по имени Чихун. Он просит нас помочь ему справится с заданием в учебнике. Откройте учебник на с.54.

- Посмотрите на рисунок, где изображены поезда.

- Чем отличаются поезда?  (Цветом и количеством вагонов.)

- Сколько вагонов в первом поезде?

- Сколько вагонов во втором поезде?

- Как получили 7 вагонов?

- Кто запишет мне это выражение?

- Это равенство или неравенство? Почему?

- В каком поезде вагонов больше и на сколько?

В каком поезде вагонов меньше и на сколько?

- Какой цифрой мы обозначим число 7? Покажите.

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

Семь – точно острая коса.

 Коси, коса, пока остра.

  1. Написание цифры 7.

- Расскажите и покажите, как вы напишите цифру 7. (2-3 ученика.)

- А вот и следующий гном по имени Соня.

-Рассмотрите образец правильного написания цифры, который показывает гном.

- Давайте цифры, которые написали ребята, сравним с образцом.

- Получились у ребят цифры, похожие на образец?

- Давайте поучимся писать красиво цифру 7.

- Из скольких элементов состоит цифра 7?

- Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней горизонтальной палочки, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.

-Начинаем писать горизонтальную палочку чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем перечеркиваем ее посередине маленькой палочкой.

- Давайте напишем цифру на ладошке, в воздухе вместе со мной.

-Давайте потренируемся записывать красиво, аккуратно и правильно цифру 7 в рабочей тетради на с. 21.

Взаимопроверка

-Проверьте  работы друг у друга.

-Кому понравилась работа соседа?

- Сравните каждую цифру с образцом и те, которые получились правильно "зажгите огоньком". (Под цифрой красным карандашом поставить точку)

  1. Образование числа 7.

- Отправляемся дальше. А вот последний гном Ворчун.

- Поможем ему разложить  в две тарелки 7 яблок разными способами.

7 – это сколько…

V. Закрепление изученного материала.

- Вот мы собрали всех гномов: Весельчак, Чихун, Мудрый, Простак, Скромник, Ворчун и Соня.

- Давайте вместе с ними проверим, как вы запомнили состав числа 7.

- Заселим жителей в доме №7.

Счет  обратный от 10 до 1.

- Отправляемся домой. Дорогу обратно покажет числовая ломаная. Называем числа в порядке убывания.

VII. Обобщение.

- Какие цели мы ставили пред собой на данном уроке? (Изучить число 7, научиться писать цифру 7, узнать состав числа 7.)

-Скажите, что вы узнали о числе 7?

Сколько в радуге цветов?

Сколько дней в неделе?
Гномиков у Белоснежки?
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…

- Ребята, мы сегодня многое узнали про цифру 7, но многое ещё предстоит о ней узнать. Ведь эта цифра очень интересная.

VIII. Рефлексия.

- Посмотрите, у вас на столах лежат картинка с гномиком.

- Что вы заметили?

- Если вам урок понравился, и не осталось вопросов, то нарисуйте улыбку.

- Если у вас есть вопросы по нашей теме, то сделайте гномика серьёзным.

- Если задания были слишком трудными и вам нужно помощь, то сделайте гномика грустным.

- Покажите своих гномиков.

- Вот все 7 гномов собрались. Они вместе с Белоснежкой отправляются домой.

- Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике на тему "Числа 6,7. Письмо цифры 7"

В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться воспроизводить последовательность чисел от 1 до 7 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место ...

Разработка урока математики в 1 классе по теме "Числа 6, 7. Письмо цифры 6."

Предмет : математика по программе "Школа России" ФГОСКласс 1Тема "Числа 6, 7. Письмо цифры 6."Используемые технологии: ИКТ...

Технологическая карта урока по математике по теме «Число 8. Цифра 8».Урок открытия новых знаний

Класс:    1УМК: Образовательная система Школа 2100; Учебник «Моя математика»ДемидоваУчебный предмет: математика            Тема ур...

Конспект и презентация урока по математике по теме: «Число 5. Письмо цифры 5». УМК "Школа России" 1 класс.

Конспект  и презентация урока по математике по теме: «Число 5. Письмо цифры 5». УМК "Школа России" 1 класс....

Конспект урока по математике на тему : «Числа 6 и 7. Письмо цифры 7» (1 класс). УМК "Школа России"

Урок по математике в 1 классе. В рамках данного урока учащиеся знакомятся с числами 6 и 7, учатся писать цифру 7. При организации урока внедряется новый персонаж-помощник(Белочка). Она помогает открыт...

Конспект урока математики по теме "Числа 6, 7. Письмо цифры 6"

Разработка включает определение целей, описание планируемых результатов и методов работы. Используется технология игрового обучения. В ходе практической работы дети знакомятся с образованием чисел 6 и...