Тема: «Конкретный смысл действия умножения»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Суслова Елена Алексеевна

Представлен урок математики 2 класса, УМК Школа России по учебнику М. И. Моро

Урок разработан с учетом ФГСО

Тема:  «Конкретный смысл действия умножения»

На уроке дети знакомятся  с новым математическим действием, раскрывают его смысл.

Отрабатывают  навыки быстрого и стабильного  счета;

Продолжают  работу над пробным действием, устраняют  причины затруднения;

Тренируют  мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;

 

Закрепляют умение действовать по установленному образцу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc361 КБ
Файл prezentatsiya.pptx356.29 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

2 класс, УМК Школа России

(разработан с учетом ФГСО)

Тема:  «Конкретный смысл действия умножения»

Тип урока: Открытие нового знания  (ОНЗ)

Основные цели:

  1. Познакомить детей с новым действием;
  2. Раскрыть смысл действия умножения.

Основные задачи:

  1. Отрабатывать навыки быстрого и стабильного  счета;
  2. Продолжить работу над пробным действием, устранять причины затруднения;
  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию;
  4. Закреплять умение действовать по установленному образцу;
  5. Развивать внимание, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук;
  6. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
  7. Совершенствовать умение решать задачи.

Материал к занятию:

Демонстрационный

  1. Презентация;
  2. Учебник Моро М. И. и др. Математика 2 класс (2 ч.)
  3. Рабочая тетрадь М. И.  Моро 2 класс (2 ч.)

Раздаточный

  1. Индивидуальная карточка (Р-1) (приложение 1)
  2. Карточка пробного действия (Р-2) (приложение 2)
  3. Карточка фруктами (Р-3) (приложение 3)
  4. Карточка с точками, обозначающие тетрадки  (Р-4) (приложение 4)

Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем. (слайд 2)

- К уроку все готовы? Да? (Да!)

- Что ж начнём его тогда. Какую тему мы изучаем? (закрепляли сложение и вычитание)

- Ребята, как вы думаете, какая работа предстоит нам на этом уроке? (изучить что-то новое)

- Что для этого вы должны будете делать? (понять, чего мы не знаем, самим открыть новое)

- Желаю вам успеха. Прежде чем мы продолжим работу, я предлагаю узнать девиз нашего урока. – - -- Расположите числа в порядке возрастания (слайд 3) 

- Что интересного заметили? (числа увеличивали на 2, все числа четные)

- Прочитайте девиз. (Ум хорошо, а два лучше!)

- Как вы объясните пословицу? (мнения детей)

- С чего начнем урок? (с повторения)

- Что будем повторять? (то, что понадобиться для изучения нового)

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности

Решите задачи:

В одном ящике  7 кг яблок. Сколько килограммов яблок в трех таких же ящиках? В семи? В девяти?

- Отметьте ответ в индивидуальной карточке. (Р-1)

- Как вычисляли? (7+7+7=21 (кг),  7+7+7+7+7+7+7= 49 (кг),  7+7+7+7+7+7+7+7+7=63 (кг) ) (слайд 4)

Удобно было вычислять? (нет)

- Запомните это.

            Мама засолила 5 банок огурцов по 2 килограмма огурцов в каждую, у нее осталось еще 13 кг огурцов. Сколько килограммов огурцов у нее было?

-  Отметьте ответ в индивидуальной карточке. (Р-1)

- Как вычисляли? (5+5+13 = 23 (кг))

- Отметьте, пожалуйста, в индивидуальной карточке если у вас были затруднения – (?), если не было – (+) (Р-1)

2.2.

- Найдите значения выражений. (слайд 5)

- Запишите ответы в индивидуальной карточке. (Р-1)

(устно называют ответы, один ученик записывает ответы на интерактивную доску)

- Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- На какие группы можно разбить все эти числа? (дети записывают группы на интерактивной доске: 23, 14      8,3,5;      14, 8     23,5,3; )

- Для чего мы выполняли эти задания? (повторяли)

- Что интересного заметили? (одно выражение не решили)

- А для чего я ввела в задание это выражение? (слайд 6) (это выражение поможет нам узнать что-то новое)

- Что вас ожидает дальше? (задание, в котором будет что-то новое)

- Что сейчас должны сделать? (поработать в карточке пробного действия)

- Назовите шаг нашей деятельности. (определить, чего я не знаю)

2.3. Пробное действие

- Кто догадался, что надо сделать в карточке пробного действия? (найти значения выражений) (Р-2)

- Попробуйте их решить. (решают)

- Значение всех ли выражений вы нашли? (нет)

- А какими не справились? (5 • 6     3 • 4)

- Почему? (раньше с такими выражениями не встречались)

- Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

-  Что показало пробное действие? (умеем решать примеры на сложение и вычитания,  чего-то не знаем)

- Что мы теперь должны сделать? (разобраться, в чем наше затруднение)

3. Выявление места и причины затруднения

- Ответьте, почему возникло затруднение? (не знаем нового знака, что он означает, как находятся значения таких выражений)

- Значит, чего мы не знаем? (как находит значения новых выражений)

- Назовите шаг, который предстоит сделать? (самим найти способ)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Чему мы будем учиться? Поставьте цель. (будем знакомиться с новым арифметическим действием, узнаем его смысл)

- Сформулируйте тему нашего урока. (знакомство с новым арифметическим действием)

- Поможет нам в этом разобраться моя вазочка с фруктами.(слайд 7)

- Сколько в ней лежит яблок? (15)

- Сколько ребят с тарелочками внизу? (5)

- Как будем делить яблоки между ребятами? (поровну)

- У вас у каждого на столе подобная карточка. Выполните  задание (Р-3) (один ученик работает на (слайде 7)

- Что у вас получилось? (на каждую тарелку положили по 3 яблока)

- Сравните с доской. Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- Сколько всего было яблок? (15)

- Как это можно найти, опираясь только на детей с тарелочками? (сложить)

- Как это можно запитать арифметически? (ребенок пишет на доске: 3+3+3+3+3=15)

- Кто написал так же, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- Сколько групп-тарелочек получилось? (5 групп)

- По сколько яблок досталось каждому ребенку? (по 3)

- Значит: по 3 взяли 5 раз.

- Ребята, мне нужно раздать 20 тетрадок. Одному ученику я дам по 2 тетрадки.

- Посмотрите на свои карточки (Р-4)

- Сколько на карточке отмечено точек? (20)

- Что они означают? (тетрадки)

- Как будем группировать точки? (по 2)

- Выполните задание. (один ученик работает на слайде 8)

- Сосчитайте, сколько пар у вас получилось? (10) Сравните с образцом.

- А теперь запишите это математически.

- Сколько точек в одной группе? (2)

- Сколько всего групп? (10)

- Как узнать, сколько всего точек? (2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=20) (один ученик у доски)

- Кто выполнил задание  так же, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

- Значит: по 2 взяли 10 раз.

- А если мне нужно будет каждому ученику раздать по 3 тетрадки.

- Сколько учеников в классе? (30)

- Сколько раз я должна буду повторить 3? (30)

- Как мы это запишем? (дети начинают говорить, учитель записывает 3+3+3+3+…=30)

- Давайте посчитаем.(учитель начинает складывать, в какой-то момент учитель сбивается, начинает заново)

- Как вы думаете удобно так записывать и подсчитывать результат? (нет)

- Для этого великие ученые придумали математический знак (•    х) – умножение. Но сложение заменяется умножением, только когда складываются одинаковые слагаемые.

- Вот смотрите, мы считаем тарелки с яблоками. Мы по 3 яблока положили на 5 тарелок. Вспомните как мы это записали? (называют пример) (слайд 9)

- А по новому это можно записать так. (слайд10)

- Читается это так: 3 умножили на 5 получили 15 или по 3 взяли 5 раз получили 15.

- Повторите. (повторяют)

- А как запишем это выражение? (слайд 11) (ученик пишет на доске)

- Кто сможет прочитать новое выражение? (несколько человек по очереди читают)

- Прочитаем хором: по 2 взяли 10 раз получили 20, 2 умножить на 10 получится 20.

- А как запишем это выражение? (слайд 12) (ученик пишет на доске)

- Кто сможет прочитать новое выражение? (несколько человек по очереди читают)

- Прочитаем хором: по 3 взяли 10 раз получили 30, 3 умножить на 10 получится 30.

- В каком случае мы можем заменить сложение умножением? (если складываем одинаковые слагаемые)

5. Физминутка (слайд13)

Умножали, умножали,

Очень, очень мы устали.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнём

И опять считать начнём.

6. Реализация  построенного проекта.

6.1.

- Откройте учебник на странице 48 выполните задание № 1 (устно выполняют задание)

6.2.

- Рассмотрите домино на полях учебника. Как можно посчитать точечки на домино? (4+4+4=12,  4•3=12)

6.3.

- Положите перед собой карточку пробного действия, кто сможет прочитать те выражения, которые нас ввели в затруднение? (3 • 4,  5 • 6)

- Положите перед собой индивидуальную карточку. Найдите первое задание «Задачи». Кто теперь сможет решить задачу иначе? (7 • 3 = 21 (кг), 7 • 7 = 49 (кг),  7 • 9 = 63 (кг))

- Получилось ли у нас справиться с затруднением? (да)

- С чем мы познакомились на  уроке? (с новым математическим знаком, арифметическим действием, узнали его смысл)

- Каков смысл умножения? (замена одинаковых слагаемых, легче решать)

7. Первичное закрепление во внешней речи

7.1.

- Откройте ТПО на с.43, выполните задание №1. (выполняют самостоятельно, сравнивают с эталоном (слайд 14, 15))

- Какие выражения подчеркнули зеленым цветом? (проговаривают)

- Почему именно эти? (одинаковые слагаемые можно заменить умножением)

- Сравните с доской. Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

8. Самостоятельная работа, с самопроверкой по эталону.

- Чтобы убедиться, что мы научились заменять сложение умножением, какой шаг надо выполнить? (самостоятельно поработать)

8.1.

- Выполните задание в ТПО с.43 № 2.

(выполняют задание, делают взаимопроверку, опираясь на эталон (слайд16, 17))

- Кто не допустил ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

9. Включение в систему знаний и повторение

- Какие свои умения вы развиваете, когда решаете примеры на сложение и вычитание? (1выказывание детей.)

9.1.

- Найдите в учебнике задание №4 на с.48.

- Что нужно сделать? (найти значение выражений)

- Как будете находить? (запишем примеры в столбик) (решают у доски)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

9.2.

- Какое задание нужно выполнить в № 2? (Поставить вопрос и решить задачу)

- Придумайте вопросы к задаче. (Сколько лип на второй аллее? Сколько всего лип?)

- Самостоятельно решите задачу со вторым вопросом. (решают самостоятельно, один ученик на доске)

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

10. Практическая работа

10.1.

- В ТПО на с.44 выполните задание №3(1) (фронтальная проверка)

-  Кто выполнил задание без ошибок, поставьте себе (+), кто допустил ошибки – (?) (Р-1)

11. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Как мы заканчиваем наш урок? (анализируем нашу работу)

- Какова была цель нашего урока? (Познакомиться с новым математическим действием, узнать его смысл)

- Достигли ли цели? Докажите. (научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением)

- Где в жизни пригодятся нам наши новые знания? (высказывания детей)

- Оцените свою деятельность, опираясь на индивидуальные листы.

- Раскрасьте кружок зеленым цветом, если чувствуете себя уверенно и научились заменять сложение умножением. Раскрасьте кружок в желтый цвет, если не все получилось и надо тренироваться.

- Что посоветуете ребятам, у которых были ошибки, и не все получилось? (тренироваться, в решении примеров, задач, замене сложения умножением и др.)

- Что нужно делать тем, у кого все сегодня получилось? (на следующих уроках выполнять более сложные задания)

12. Домашнее задание (слайд 18)

Учитель показывает (слайд19)

- Спасибо за хорошую работу на уроке! До свидания!

Приложение 1

Индивидуальная карточка

№ задания

задание

решение

Пометка

1

Сколько кг яблок в 3 ящиках?

Сколько кг яблок в 7 ящиках?

Сколько кг яблок в 9 ящиках?

Сколько кг огурцов у нее было?

2

18 + 5

60 – 52

17 – 3

2 • 3

38 – 23

43 – 40

3

Работа в карточке пробного действия

4

Фрукты

5

ТПО с.43 №1

6

ТПО с. 43 № 2

7

Учебник  с. 48 № 4

8

Задача из учебника

9

ТПО с. 44 №3

Рефлексия  

        

Приложение 2

Карточка пробного действия

23 + (8 + 12) =

(19 – 3) + 15 =

5 • 6  =

 54 + 16 =

3 • 4 =

58 – 13 =

3 + 3 + 3 =

18 + 32 =

5 + 5 + 5 + 5 =


        

        

        


Приложение 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 2 класс У М К «Школа России» М. И. Моро Методическая разработка Сусловой Е. А. МОБУ СОШ №4, г. Шимановск, Амурской обл.

Слайд 3

6 2 10 14 8 4 12 16 18 ро Ум а луч шо , хо два ше ! 2 4 6 810 12 14 16 18 Ум хорошо, а два лучше !

Слайд 4

7 + 7 + 7 = 21 (кг) 7 +7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 49 (кг) 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7+ 7 = 63 (кг)

Слайд 5

18 + 5 = 60 – 52 = 17 – 3 = 2 • 3 = 38 – 23 = 43 – 40 =

Слайд 6

2 • 3 =

Слайд 8

• • • • • • • • • • • • • • • • • • • • _________________________________

Слайд 9

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15

Слайд 10

3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15 3 • 5 = 15

Слайд 11

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2+ 2 = 20 2 • 10 = 20

Слайд 12

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 30 3 • 10 = 30

Слайд 13

Физминутка

Слайд 17

3 • 4 = 12 5 • 3 = 15 4 • 5 = 20 3 + 3 + 3 + 3 = 12 3 • 5 = 15 5 • 4 = 20 5 + 5 + 5 = 15 4 + 4 + 4 + 4 + 4 = 20 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 15 5 + 5 + 5 + 5 = 20

Слайд 18

Учебник с. 48, правило ТПО с. 44 № 4, 5 Домашняя работа:

Слайд 19

Спасибо за хорошую работу на уроке! До свидания!

Слайд 20

http://animaciatop.ru/photo-cat-miniatury/miniaturi-165.gif.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение

Данный материал содержит разработку урока математики по теме   "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу.  Разра...

контрольная работа по математике во 2 классе по темам "Конкретный смысл действий умножение и деление" по учебнику МОРО

контрольная работа в двух вариантах по учебнику МОРО 2 класс по теме "Конкретный смысл действий умножение и деление"...

Учебно-методический комплект по математике на тему:"Конкретный смысл действия умножения" 2 класс (УМК "Школа России")

конспект урока по математике на тему:"Конкретный смысл действия умножения" (УМК "Школа России") + презентация...

Тема: Конкретный смысл действия умножения. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: математикаКласс: 2еТема урока: Конкретный смысл действия умножение.Цели урока: познакомить учащихся с действием умножения как нахождения суммы одинаковых слагаемых.Планируемые результаты:·...

Конспект урока по математике на тему: "Конкретный смысл действия умножения" 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цель урока: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; разви...

Конспект урока по математике на тему: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление» 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление»Цель урока: продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения; совершенство...

Конспект по математике 2 класс на тему: "Конкретный смысл действия умножения"

Предмет:математикаКласс:2гТема урока: «Конкретный смысл действия умножения.»Цели урока: раскрыть конкретный смысл действия умножения как сложения одинаковых слагаемых; развивать логическое мышление. П...