Урок математики в 1 классе («Школа 2100») "Сложение и вычитание в пределах 20"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему
Тип урока: Урок формирования предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Вид урока: Урок – экскурсия.
Организационная форма: Дидактическая игра.
Используемые технологии: Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии активного обучения, применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман).
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: Развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия; творчества.
Группы формируемых компетенций:
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Формы работы, приемы, методы:
1.подводящий диалог,
2.поисково-исследовательский прием,
3.наглядно-иллюстративный метод
4.АМО «Звёздное небо»
Основные понятия: Числовое выражение, равенство, 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы.
Цель занятия: Способствовать усвоению вычислительных приемов сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд.
Задачи занятия:
- Образовательные (предметные):
•Развить умение читать числовые выражения разными способами.
•Совершенствовать знания состава чисел второго десятка.
•Развивать умение применения счета, отыскивая правильный ответ.
•Совершенствовать навыки счета.
- Развивающие (метапредметные):
- Регулятивные:
•Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
•Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
•Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
- Познавательные:
•Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
•Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
•Развивать умение работать с разными видами информации.
•Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.
•Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
•Работать над использованием знаково-символичных средств.
•Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
- Коммуникативные:
•Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
•Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
•Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
- Воспитательные (личностные):
•Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
•Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
•Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
•Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
•Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
•Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
•Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
•Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
•Работать над осознанием ответственности за общее дело.
Межпредметные связи: Математика, Окружающий мир, Литература
Ресурсы:
-основные: Учебник «Математика 1 класс» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова рабочая тетрадь,
-дополнительные: Презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями, алгоритм самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_1_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики «Школа 2100»
Учитель: Громова С.В.
Класс – 1В класс
Дата: 12.04.2013г.
Тема урока | Сложение и вычитание в пределах 20. |
Тип тип | Урок формирования предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями. |
Вид урока | Урок – экскурсия. |
Организационная форма | Дидактическая игра. |
Используемые технологии | Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии активного обучения, применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман) |
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие | Развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. творчества |
Группы формируемых компетенций | Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Формы работы, приемы, методы |
|
Основные понятия. | Числовое выражение, равенство, 1 слагаемое, 2 слагаемое, значение суммы. |
Цель занятия | Способствовать усвоению вычислительных приемов сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд. |
Задачи занятия |
|
Межпредметные связи | Математика, Окружающий мир, Литература |
Ресурсы: -основные -дополнительные | Учебник «Математика 1 класс» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова рабочая тетрадь, Презентация к уроку, карточки с индивидуальными заданиями, алгоритм самооценки. |
Этапы урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Методы и приёмы работы | Формы работы | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | В начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи Создание положительного настроя Давайте, ребята, учиться считать, Чтобы скорей математиком стать. Ему по плечу любая работа, Но прежде разучим правила счёта. Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт… Сегодня к нам на урок пришли гости. | АМО «Улыбка» | Ф | Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Дети получают эмоциональный настрой. | Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. 3. Устный счёт. 4 Решение учебной задачи. 5. Рефлексия | Повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Развитие вычислительных навыков. Развитие математической культуры речи. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН ов и УУД Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Актуализирует знания, необходимые для работы. Одновременно ведёт работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций Организует подводящий диалог - Ребята, скажите, какое сегодня число? -Какой праздник мы отмечаем? - В честь какого события ознаменовали этот праздник? Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года. -И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное космическое путешествие, в котором вы будете не просто учениками, а юными исследователями. Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, надо много уметь. *На ракете чтоб летать, надо быстрым, смелым стать. Чтобы космос изучать, надо хорошо считать. *Мы все тесты разгадаем и с заданьем справимся, И тогда все на ракете в космос мы отправимся! *На Луну мы полетим, на Венеру и на Марс, Все планеты посетим, так мечтает весь наш класс! При полёте необходимо выполнить одно условие: правильное выполнение задания является пропуском – разрешением для приземления на другую планету. Побуждает учащихся к самооценке -Скажите, а какие небесные тела мы можем встретить в космосе? У вас на партах лежат звёздочки красные и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед заданиями, поднимает голубую звезду. Кому немножко страшновато поднимает красную звезду. Подарите свои звёздочки ёжикам. -Но прежде чем отправимся в путешествие, давайте возьмем с собой математические знания которые потребуются в пути. Устный счёт: Игра "Третий лишний". Что лишнее и почему? - понедельник, март, апрель; - треугольник, квадрат, круг; - плюс, один, минус. - Какое сегодня число?( 12) - Какое было вчера?(11) - Сравните эти два числа? На сколько ? - Сколько цифр понадобится для записи этого числа? (2) - А какое число следует за числом 12? (13) - На сколько оно больше? ( на1 - сделайте вывод о числах (11,12,13) ( ! каждое следующее число больше предыдущего на 1 и каждое предыдущее меньше последующего на 1) -Замените число 12 суммой разрядных слагаемых. Молодцы! -Чтобы отправиться в полёт, нам нужно проверить наши бортовые журналы, а ими являются ваши тетради. - Ну а сейчас мы с вами отправляемся в полёт. -Как вы думаете, на чём мы полетим? Слайд -Первым нас встречает Меркурий. Слайд. Он предлагает вам расшифровать следующие анограммы. -Скажите, какая тема нашего урока? -Правильно, мы будем отрабатывать вычислительные навыки счёта в пределах 20. -Наш полёт продолжается. Следующая планета- Венера. Слайд 8+6 9+5 13-5 11-3 7+7 12-3 12-4 8+5 -Продолжаем полёт. Нас встречает планета-Земля (работа с учебником). Физкультминутка. Слайд -Наш полё продолжается. Посадку совершаем на плане Марс. Слайд Решение задачи. Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася – на 3 меньше. Сколько всего созвездий увидели Петя и Вася вместе? -Наша Вселенная или Галактика предлагает выполнить задание. - Нам пора возвращаться в класс. Побуждает учеников к оценке результатов своей работы: -У вас на партах лежат звёздочки. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился, то возьмите голубую звезду, а если кму ещё надо поработать, то красную. | Подводящий диалог АМО «Подумай» ! АМО «Спросить у другого человека» АМО «Книга» АМО «Наблюдение и эксперимент» АМО «Звёздная россыпь»
| Ф Ф Ф С. Р. | Повторение системы ранее усвоенных учебных действий. 12 апреля День Космонавтики Дети отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения
Дают самооценку своих ощущений в начале урока (!каждое следующее число больше предыдущего на 1 и каждое предыдущее меньше последующего на 1) 2=10+2 Дети записывают число, классная работа. На ракете Дети отгадывают слова: сложение, вычитание, квадрат. Сложение и вычитание в пределах 20. Решают задачу, объясняя каждое действие. Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели | Коммуникативные Оформляет свои мысли в устной форме Слушает и понимает речь других Познавательные УУД Преобразовывает информацию из одной формы в другую: Регулятивные УУД Проговаривает последовательность действий на уроке; высказывает своё предположение Познавательные УУД Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя . Личностные -моторное восприятие. Познавательные -осознанное и произвольное построение речевого высказыв, -упорядочивание; -самостоятельное создание алгоритмов деятельности Регулятивные. -высказывание своих мыслей по тексту (по рисунку); -ученик учится работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные -работа в паре; -контроль оценки и действий партнёра; -умение с достаточной точнос-тью выражать свои мысли. Регулятивные -оценка деятельности класса Регулятивные -целеполагание; -планирование учебного сотрудничества совместно с учителем. Коммуникативные -владение диалоги ческой речью. Познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков; -сравнение; -построение цепи рассуждения; -доказательство; -постановка и решение проблем Коммуникативные -принятие решения; -владение монологической и диалогической речью Коммуникативные -контроль оценки и действий партнёра; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли. Регулятивные -«преднамеренные ошибки». Регулятивные -саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные -анализ объектов с целью выделения признаков; -сравнение; -построение цепи рассуждения; -доказательство; -постановка и решение проблем Коммуникативные -принятие решения; -владение монологической и диалогической речью Регулятивные УУД Оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные Способность к самооценке на основе |
Литература
Абашин Э.А. Весёлые задачки: Арифметика для малышей /Ч.1-3. – М.: Дрофа, Наталис, 1998
Авторы-составители: Терешина Л. В. / Корбакова И. Н. Издательство: Учитель, 2011
Агеева С.И. Обучение с увлечением: Часть 1. – М.: ВО "Совэкспорткнига", ИГ "Истоки", 1991.
Александрова Э.Б., Лёвшин В.А. В лабиринте чисел: Путешествие от А до Я со всеми остановками. – М.: Детская литература, 1977
В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.
Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы
Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных
навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г. № 1
Никитин Ю.З. Весёлые уроки. – Смоленск: Русич, 2000.
Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 2 класс . "Закрепление пройденного. Сложение и вычитание в пределах 100"
Подробный конспект открытого урока по математике во 2 классе по традиционной программе....
Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток" УМК Перспектива
Урок математики 1класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток"УМК Перспектива по учебнику Дорофеева...
Урок математики 1 класс по теме "Сложение и вычитание в пределах 10"
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Сложение и вычитание в пределах 10"...
Конспект урока математики 1 класс Школа России по теме "Вычитание из числа 14"
Конспект урока математики 1 класс Школа России. Тема урока " Случаи вычитания из числа 14". Изучение темы совпало с празднованием праздника Дня Победы. Учащиеся на уроке не только и...
Урок математики -2 класс. Тема: Письменное сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток. Решение задач.
Урок-путешествие...
Презентация к уроку математики 1 класс" Закрепление.Связь сложения и вычитания в пределах 10"
В презентации представлен материал к уроку математике 1 класса по учебнику Моро 2 часть.закрепляется знание состава чисел, умение составлять задачи по рисунку, решать пройденные задачи. повторить рабо...
Технологическая карта к уроку математики 2 класс школа России. Тема "Письменное вычитание двузначных чисел"
Цели деятельности учителя: Познакомить с письменным приемом вычитания двузначных чисел; формировать умение складывать двузначные числа в столбик (без перехода через десяток); продолжать работу на...