Конспект урока математики "Взаимосвязь между компонентами действия сложения"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему
Конспект урока математики по теме "Взаимосвязь между компонентами действия сложения" для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_matematiki_1_klass.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "Ковернинская средняя школа № 1"
Конспект урока математики в 1 классе
с использованием здоровьесберегающих технологий.
Разработала: Перевоина Ю.А
Тема урока: Взаимосвязь между компонентами действия
сложения
Цель урока: Познакомить с взаимосвязью между компонентами действия
сложения, вывести правило.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать понятие суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.
- Продолжить работу по формированию умения решать задачи изученных видов.
- Отрабатывать умения составлять задачи по рисунку.
- Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.
Воспитательные:
- Продолжать формировать умение работать в парах.
- Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
Развивающие:
- Развивать навыки счета в пределах 10.
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
- Развивать действия самоконтроля.
- Использовать элементы системы согласованного обучения (абстрагирование).
Здоровьесберегающая:
- организовывать двигательную активность.
- вести контроль за посадкой учащихся во время работы за партой.
Ход урока.
- Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вы проверьте, все ль в порядке –
Книжки, ручки и тетрадки.
Сегодня нас приглашает к себе в гости число и цифра 8.
- Назовите «соседей» числа 8.
- Сколько жильцов живет в каждой квартире домика числа 8.
- Каллиграфическая минутка. Вспомним, как пишется эта цифра, и пропишем до конца строки через клеточку.
II. Устный счет. ( Условие (первичная информация)
Число 8 предлагает нам съездить в гости к Веселым человечкам, а вот на чем мы отправимся, узнаете, если правильно выполните задания арифметического диктанта.
- Сумма 3 и 4
- 1 слагаемое 5, 2 слагаемое 3. Найдите сумму.
- 4 увеличить на 2
- 1 слагаемое 2, 2 слагаемое 8. Чему равна сумма?
- Сумма 3 и 6.
- В магазине игрушек было 6 резиновых мячей, а кожаных – на 4 больше. Сколько кожаных мячей было в магазине?
- В букете было 3 белых розы и 2 красных. Сколько всего роз было в букете?
( В результате у детей получается ряд чисел: 7,8,6,10,9,10,5.
Они расшифровывают слово по таблице:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
е | м | и | к | з | р | п | а | в | о |
Получается слово ПАРОВОЗ.)
Итак, отправляемся в путешествие. Пока мы едем в гости к первому человечку, поиграем в игру «Составь пример».
- Составьте пример, чтобы число 8 было первым слагаемым.
- Составьте пример, чтобы число 8 было вторым слагаемым.
- Составьте пример так, чтобы число 8 было суммой.
III. Работа над новым материалом. (Первичная модель (образ объекта).
- Работа с раздаточным материалом.
Мы подъехали к первому домику, в нем живет Самоделкин.
- Положите 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какой пример составим?
2 + 4 = 6
- Как назовем каждое число? (Над числами прикрепляются карточки со словами: 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА)
- Всего 6 фигур. Закройте все синие треугольники. Что осталось? Сколько их? Как получить число 4?
6 – 2 = 4
- Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
- Всего 6 фигур. Закройте все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получить число 2?
6 – 4 = 2
- Давайте назовем каждое число, используя первый пример. Что такое 6 в первом примере, 2? 4?
(Над числами прикрепляются карточки с названиями)
- Рассмотрите все три примера. Кто заметил связь между примерами? Какую?
(Пока звучит музыка, уберите фигуры в пеналы. На доске появляется следующий домик – домик Буратино)
2. Работа по учебнику.
- Пока мы убирали фигуры, паровозик привез нас к следующему домику – домику Буратино. Откройте учебники на стр.26.
- Буратино решил напоить нас чаем.
- Рассмотрите полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?
3 + 2 = 5
- Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.
- Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
5 – 3 = 2
-Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,
2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
- Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
5 – 2 = 3
-Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ,
2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.
-Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?
IV. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки вытянул, согнул
И на улицу шагнул.
Упражнение «Шаг Буратино», «Брюшное дыхание», «Ленивые восьмерки»
V. Требование.
Пока мы шагали, дошли до дома Незнайки. Давайте поможем ему ответить на вопрос.
Можно ли не считая, а, используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание.
VI. Вычленение существенных свойств объекта.
- Найдите №2. Будем выполнять задание простым карандашом в учебнике.
Рассмотрите первую картинку, прочитайте пример, который составили по этой картинке, используя названия компонентов.
- Прочитайте пример ниже, называя числа, как в первом примере.
(Тем детям, которым трудно, можно предложить закрыть пальчиком нужную часть картинки)
- Как получили 2 слагаемое?
Аналогично разбирается 2 и 3 картинки и пример.
Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?
VII.Аналитико-познавательная работа (информационное поле 2)
- А теперь попробуем составлять примеры на вычитание сами, используя пример на сложение. Запишем их в тетрадь.
-Найдите № 3.
(Первый пример учитель выполняет с объяснением и записью на доске.)
6 + 3 = 9
9 – 6 = 3
9 – 3 = 6
После выполнения задания №3, учитель задает детям вопрос:
-Мы показали Незнайке, что можно решить пример на вычитание, если знаешь пример на сложение?
Давайте поможем ему рассказать правило, которое помогло нам составлять и решать примеры.
(Дети работают в парах. Из разрезанных карточек они должны составить правила:
ЕСЛИ ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 1 СЛАГАЕМОЕ, ТО…
ПОЛУЧИТСЯ 2 СЛАГАЕМОЕ.
ЧТОБЫ НАЙТИ 1 СЛАГАЕМОЕ, НАДО…
ИЗ СУММЫ ВЫЧЕСТЬ 2 СЛАГАЕМОЕ.)
VIII.Модель изучаемого объекта (абстракция).
-Незнайка решил показать всем жителям своего города, чему он научился и побежал к Знайке, а тот в это время тоже решал похожие примеры. Ему надо было обучить лунатиков, но цифры то у них не такие как у нас, а свои лунные. Давайте вместе с Незнайкой попробуем ему помочь.
(Из лунных цифр дети составляют примеры на вычитание, используя пример на
сложение)
@ + $ = &
-Нам пора возвращаться. Чтобы определить в каком вагоне ехать, нужно решить задачу. Ответ и будет номером вагона в нашем паровозике.
IХ. Повторение изученного, решение задач и примеров.
- В каком номере представлены задачи?
-Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Вопрос найдете под картинкой.
- Каким словом можно заменить в вопросе слово ТЕПЕРЬ?
-Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку.
- Сравните вопросы.
- Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки.
Решение примеров №5 для тех, кто быстро справится с задачей.
Х. Итог урока.
-Что нового узнали?
-Чем запомнился урок?
-Что было трудным, какое задание?
-Поднимите руку те, кто доволен своей работой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока " Расстояние между точками на координатном луче " 4 класс + презентация
УМК "Перспектива"...
Конспект урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ" Школа России 4 класс
Цель деятельности учителяСпособствовать развитию умений составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находи...
Конспект урока математики "Закрепление компонентов умножения" с презентацией 2 класс
Конспект урока математики с презентацией "Закрепление компонентов умножения" 2 класс...
Конспект урока: «Связь между компонентами и результатом умножения».
Предмет:математикаКласс:2Тема урока: «Связь между компонентами и результатом умножения».Цели урока: раскрыть связь между компонентами и результатом умножения; совершенствовать вычислительные навыки и ...
Открытый урок. "Зависимость между компонентами сложения". 1 класс
Формирование понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых.Формирование умения решать задачи изученных видов. Совершенствование умения в оформлении письменных работ...
Конспект урока. Тема: "Название компонентов умножения", 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков математики....
Конспект урока "Расстояние между точками числового луча"
Конспект урока по теме: «Расстояние между точками числового луча»Цель:- научить обучающихся находить расстояния между точками координатного луча.Планируемые результаты:Предметные:- находит...